Лекция была приурочена в выходу книги Сергея Иванова «»В поисках Константинополя: путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям». Но этот путеводитель необычный: как сказал в интервью "Богослову.ру" сам автор, в течение 10 лет он возил студентов в Стамбул в учебные поездки, где поневоле выполнял две функции сразу: одна – научная, а другая – функция гида. «У меня появилось ощущение, что нет такой книжки, которая бы соединяла научные достижения с путеводителем, мне хотелось бы, чтобы это было именно живо, чтобы можно было "вложить персты"». Моя книжка – не путеводитель по Стамбулу и не пособие по истории Византии. Я предлагаю читателю книгу, которую можно читать, даже не отправляясь в путешествие. Но в этой книге нет ни слова ни про великолепные османские памятники Стамбула, ни про современную жизнь мегаполиса, ни про гостиницы (отели упоминаются только если стоят на руинах), ни про рестораны, если только они не оборудованы в византийских помещениях, ни про магазины. Эта книга – путеводитель исключительно по византийском Константинополю».
Как отметил С.А. Иванов в начале своей лекции, жанр путеводителя на редкость консервативен: сегодня гиды рассказывают туристам об истории Стамбула примерно то же самое, что и пятнадцать и двадцать пять лет назад. Между тем, объем научной информации о Константинополе в последние годы значительно вырос. Именно об этих последних научных открытиях и был рассказ на лекции. Предлагаем читателям подробный конспект выступления С.А. Иванова.
Предсказание Андрея Юродивого
В знаменитом житии Андрея Юродивого, которое написано в 10 веке в Константинополе, а потом послужило главным произведением русской литературы и образцом для всего древнерусского юродства, святой Андрей предсказывает гибель Константинополя: он говорит, что Константинополь когда-нибудь затопит море и «только колонны на форуме уцелеют, так что приплывающие корабли будут привязывать свои канаты, а матросы будут рыдать, говоря: "Увы нам, ибо наш великий город поглощен пучиной"».
«Пророчество Андрея Юродивого в высшей степени сбылось – Константинополя не существует. Он затоплен чужой цивилизацией, на его месте другой город, который иначе называется, в котором живет народ другой религии, другой цивилизации, другого языка, и то, что нам осталось – это ничтожные крохи былого Константинополя. Мы знаем по именам более 450 церквей в Константинополе, а существует на сегодняшний день может быть полтора десятка. Сотни названий улиц площадей, колонн, дворцов, бань, таверн дошли до нас по письменным источникам, отождествлению поддаются лишь доли процентов.
Моя задача — рассказать, что нового найдено в последние 7-8 лет и как это может повлиять на наши представления о Константинополе. Традиционный туристический маршрут начинается со Святой Софии – это самый посещаемый памятник Турции. И, наверное, правильно начать наш рассказ с него».
Святая София
Несмотря на то, что кажется, что в святой Софии известен каждый кирпич, на самом деле, ученые все время открывают что-то новое. Во-первых, особняком стоят такие исторические факты и достопримечательности, о которых давным-давно известно, но которые никогда не показывают туристам по глупым бюрократическим причинам. Например, Зал патриарших секретов закрыт, потому что там хранятся архивы музея святой Софии. Туда невозможно войти, можно только заглянуть в щелочку неплотно прикрытых дверей и увидеть уникальные мозаики IX века.
Но это давно известно. А то, что стало известно буквально только что: в северо-восточной части Святой Софии в 2008 году открыли лестницу, в связи с этим сняли побелку со стен и увидели всякие удивительные вещи. Во-первых, открылось несколько фресок, во-вторых, внизу нашлось помещение, которое многократно описано Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей». В этом помещении выложен круг из порфира – камня, который добывали в Африке до 5 века. Это был так называемый омфал (то есть пуп), где должен был в страстную субботу стоять император, а потом обходить это помещение по коридору святого Николая вокруг апсиды с севера на юг. Это пространство оказалось исследовано только в прошлом году.
Или другая вещь. Святая София гораздо позднее после постройки была окружена со всех сторон контрфорсами – мощными подпорными стенами, которые, во-первых, спасали здание от землетрясений, а во-вторых, когда с течением веков колонны и стены стали разъезжаться и вываливаться под давлением купола, останавливали разваливание. И вот, выяснилось, что юго-западный контрфорс не сплошной. И у него наверху, в капелле, ученые нашли редкие фрески, доселе неизвестные.
Большой дворец
Большой дворец, священный дворец византийских императоров, находился на берегу Босфора и занимал огромный квартал. Он был похож скорее на запретный город китайских императоров в Пекине, нежели на Версаль. Это множество зданий с огромным количеством павильонов, коридоров, спортивных площадок, садов, церквей, бассейнов. В последние десятилетия группа итальянских ученых занимается попытками раскопок в этом квартале. Но раскопками этом можно назвать лишь условно.
Большой дворец развалился еще в византийские времена, поскольку император и двор переехали во Влахернский дворец на окраине города. Уже в XIV веке, как пишет один историк, он функционирует исключительно как отхожее место. В османское время этот квартал был застроен. В 1912 году на этом месте случился пожар, который разрушил все, что построили турки и обнажил основания большого дворца. Кстати, первым на пепелище прибежал секретарь русского археологического института Константинополя Борис Панченко. Он сфотографировал открывшиеся руины. Потом началась война, русский институт закрылся, и фотографии были опубликованы лишь два года назад.
Так вот, потом американец Витте Мор, чрезвычайно предприимчивый и страстно любивший Византию, находившийся в дружеских отношениях с Ататюрком, убедил его издать декрет, запрещающий любое строительство в районе дворцового квартала. Этот указ был издан и до сих пор формально действует. И поэтому в течение многих десятилетий в этом, самом привлекательном с туристической точки зрения, районе Стамбула возводились деревянные времянки не выше двух этажей. Всякий хозяин знал, что он возводит это здание на свой страх и риск, и что если придут и велят сломать, то надо будет подчиниться. Тем не менее, искушение было довольно велико, и постепенно, в 70-х годах, в районе Большого дворца украдкой стали строится каменные дома.
Естественно, при рытье фундаментов строители наталкивались каждый раз то на фрески, то на фундаменты, то на статуи, то на каменные полы. Две самые большие гостиницы из тех, которые там были построены, пошли своеобразным путем. Владельцы одной сделали вид, что они сами музеефикаторы и все найденные на их территории руины разместили в фойе гостиницы как самодельный музей. Об этом онии написали, разумеется, без всякой научной фиксации. С точки зрения археологии – самодельный музей в этом отеле - погибшая вещь, но с точки зрения зрелищной волне себе ничего. Владельцы другой гостиницы засыпали все находки - у них в подвале расположены самые древние куски дворца, но видеть их запрещено.
С одной стороны, все эти, найденные при строительстве фрагменты Большого дворца, по сути дела находятся вне закона, а с другой, у турецкого государства все равно нет ни средств, ни желания производить археологические раскопки. И вот, в итоге, в разных частях этого гигантского квартала, в подвалах магазинов и турбюро оборудованы такие как бы самостийные музеи – иногда вполне впечатляющие, иногда просто грандиозные. Статус всего этого всегда какой-то неясный. Рекламировать себя они не могут, так как это не является музеем, одновременно это не является их собственностью. «В своей книге, я, по мере возможности, все эти магазины и туристические бюро описал – как туда войти и что это могло быть».
Главная из стоящих над землей находок, которая была обнаружена в последние годы, это подклеть мечети "Kapi Agasi Mehmet Aga Camii", которая была отождествлена как основа церкви Иоанна Богослова. Она упоминается в совершенно шизофреническом трактате о церемониях византийского двора. Там описано все, вплоть до каждого шага, который в какую минуту и где и кто и как должен предпринимать, кто и где должен стоять и падать ниц, и в какой момент и так далее. И благодаря этому стало более-менее понятно, как относительно этого храма были устроены другие части дворца.
Уже много лет существует и вынашивается план археологического парка на территории Большого дворца. «Он должен был быть открыт еще три года назад, но, как я знаю от археологов, которые там работают, проект наталкивается на огромные трудности, ему противостоит сильное лоббистское давление, и поэтому в ближайшие годы вряд ли мы можем ожидать его появления».
Побережье Золотого Рога
На побережье Золотого Рога расположены огромные торговые посады, построенные в османское время сразу после захвата Константинополя - "Balkapani Han". И вот среди них обнаружен гигантский торговый ряд, который, как оказалось, построен не османами, а венецианцами. Этот квартал был выкуплен в поздневизантийское время венецианскими купцами. В этих торговых рядах и сейчас работают люди, даже не подозревая, что здания были построены в 1220 году, в эпоху латинян. Ориентация рядов очень много говорит нам об устройстве улиц.
Неожиданная вещь на пятом холме
В собрании баек, созданных в византийское время, рассказывается о том, что на Пятом холме города Константин Великий при основании города устроил квартал публичных домов. Книга «Древности Константинополя» повествует об одной интересной детали: «на вершине холма Константин Великий построил публичный дом, а перед ним на витом каменном цоколе стояла статуя Афродиты. Статуя была вещью для находящихся под подозрением жен и дев, как богатых, так и бедных. Если девушку лишили девственности, а она в этом не признавалась, родители и друзья говорили ей: «Пойдем к статуе Афродиты, и если ты чиста, это будет доказано». И вот когда она подходила к тамошней статуе, то если женщина была безупречна, она проходила беспрепятственно; если же ее девственность была нарушена, то, когда она приближалась к цоколю статую, ее всю охватывало какое-то помрачение, и она, против своей воли и желания задирала одежду и показывала всем свой срам. Однажды сестра жены апокуропалата Юстина отправилась в баню во Влахерны, и поскольку разразилась ужасная буря, не было возможности плыть на императорских кораблях; она поехала верхом и когда проезжала мимо статуи, ее срам заголился, доказывая, что она соблудила. Вот за это она и разрушила статую».
Итак, статуя была разрушена. Но столп, на котором она стояла, остался. И вот, в прошлом году на основании османских архивов ученые доказали, что этот столп был взят в XVI веке султаном Сулейманом Великолепным, чтобы построить мечеть Сулеймани, и его можно увидеть и сейчас с северо-восточной стороны.
Порт
Если в районах плотной застройки археологические исследования – это чистая мука, то в Стамбуле – это мука вдвойне: сюда добавляются еще и политические соображения. Но редкий случай, когда были созданы идеальные условия для исследования, это строительство подводного туннеля в Европу, которое началось в 2004 году. С началом работ по строительству немедленно были найдены остатки константинопольского порта Феодосия.
Это совершенно огромная территория, которая начала заиливаться и исчезать как порт еще в византийское время. На раскопки было дано сколько угодно времени, и археологи нашли 36 кораблей, некоторые из которых в изумительной сохранности, сохранился и товар – орехи, фрукты. В порту было найдено много предметов и товаров, причальные канаты и молы. Нашли скелеты несчастных коней, которые таскали вещи по этим молам, и по скелетам реконструировали несчастную жизнь этих животных – по черепам их видно, что удилами разрывали им рот, и они почти все погибали оттого, что им ломали кости во рту.
Но самое главное изумление ученых вызвало то, что стало ясно, что порт Феодосия погиб в XI веке не от постепенного заиливания почвы, а одномоментно, в результате цунами, о которых не говорится ни в одном источнике.
Стены города
Все ворота Константинополя многократно упоминаются в десятках источников, но ясности, каким современным воротам какие названия соответствуют, нет никакой. Во-первых, с течением веков Феодосиевые стены – самое длинное оборонное сооружение – продолжали выполнять оборонительную функцию. Османы пробивали новые ворота, закрывали старые, на новые ворота переносились старые названия и в результате этого оказывалось, что все отождествления сдвинуты и стерты.
Выяснения этих вопросов оказываются непростыми. В частности, непростым оказывается вопрос: "Где, через какие ворота османы проникли в город 29 мая 1453 года?" Считается, что ворота святого Романа, но где они были? И вот, 4 года назад найдена плита, на которой написано «Ворота святого Романа», и найдена она совсем не в том месте, где предполагали. Именно здесь был последний командный пункт Константина XI, здесь он отказался бежать и погиб.
Акведуки
Константинополь остается одной из немногих столиц, которая не стоит ни на какой пресной воде. Воду доставляли аж из современной Болгарии по акведукам. Большая часть этого водопровода уничтожена. Тем не менее, команда британских археологов нашла и проследила путь этого акведука на несколько десятков километров. Акведуки трудно искать – они находятся в каких-то лесах, зарослях, но когда вы их видите, у вас невольно вырывается крик восхищения - это совершенно сногсшибательные, невероятной изысканности арки. Они сделаны так, будто должны стоять в центре города – такова степень изящности обработки камней, тонкости работы, но тем не менее, они даже не предназначались для посторонних глаз. Британские ученые специально не приводят координаты этих акведуков, чтобы их не вандализировали, поскольку эти сооружения очень трудно музеефицировать.
Византийцы, латиняне и раскол
От того факта, что два каких-то иерарха прокляли друг друга, жизнь людей не изменилась. И первый Крестовый поход был примером замечательного военного сотрудничества византийцев с латинянами, в XII веке византийцы очень много заимствовали на Западе. Что касается четвертого Крестового похода, то у венецианцев было просто желание поживиться, у них не было никакого религиозного интереса. И первое, что они сделали – они разрушили католический город. Когда же Папа Римский узнал о разрушении Константинополя венецианцами, он отлучил их от Церкви.
В северной части Золотого Рога в Галате, которая много веков принадлежала латинянам, есть огромный готический собор первой половины XIV века - собор святого Павла. Он, сразу после падения Византии, был превращен в мечеть и никогда не исследовался. Но во время последнего землетрясения часть побелки отвалилась,и оказалось, что росписи в соборе делались явно византийской командой художников. И оказывается, что на самом деле они жили друг с другом в гораздо большем мире, чем нам кажется.
Или другой пример - церковь Марии Кенозис: в ней нашли росписи времени латинской оккупации. Среди них – одно из первых, невероятно тонкое, выполненное латинскими мастерами, изображение Франциска Ассизского.
Мумия и ее голова
Тюрьма Едикуле, как ни странно, имеет огромное значение для нашей отечественной истории. В нее сажали послов всех тех стран, с которыми Порта начинала воевать. Заключенные писали на стенах граффити, и их очень много, в том числе и по-русски. Там пересидели все русские послы Османской Порты. Это изумительно интересный источник, очень жалко, что он стремительно разрушается.
Есть и забавные истории, связанные с городскими легендами и тюрьмой Едикуле. Например, среди греков существовала легенда о том, что император Константин XI не погиб? а был превращен ангелом в статую, и теперь спит богатырским сном и когда-нибудь проснется и погонит завоевателей с родной византийской земли. И вот, когда из Египта в Швецию через Стамбул везли египетскую мумию в подарок, то османские власти заподозрили что-то неправильное в этой мумии и решили, что, может быть, это царь Константин. И посадили мумию в 1717 году в кутузку. В 1798 году тогдашний французский дипломат оказался в одной камере с этой мумией. Он долго сидел с ней и совершенно сроднился. И когда его освободили, то он отломал несчастной диковинке голову и унес ее с собой в напоминание о своем заключении.
Национальный вопрос
Те греки, которые не были убиты и не бежали в момент штурма, представляли огромный интерес для султана. Ему хотелось населить этот огромный город – а ведь его подданные были в основном крестьянским населением. Поэтому он даже привозил в Константинополь греческое население. Так, из 48 первых великих визирей только семеро были османами, а остальные были христианами, греками, и они верой и правдой служили султану. Не надо переносить представления конца 19 века на средние века.
Впоследствии же греческий квартал Фанар был самым богатым кварталом Константинополя. Из него рекрутировались министры, дипломаты, переводчики и даже правители, действовавшие от имени султана. И греческое население Константинополя было последним, которое хотело бы присоединиться к националистическому греческому движению, они в высшей степени пренебрежительно относились с бедному греческому государству.
Люди разных вер жили в этом городе в большом уважении друг к другу: великий визирь всегда участвовал во всех христианских праздниках, султан приходил посмотреть как христиане на праздник Пасхи радуются. В общем, они жили бок о бок как добрые соседи. «И все беды случились только в конце 19 века, а до этого греки жили там и считали этот город своим».