Богословский Вестник (1892-2006): история и современность

Игумен Дионисий (Шленов)

 

У Московской Духовной Академии, прямой преемницы и продолжательницы Славяно-греко-латинской академии, основанной в конце XVII в. братьями Лихудами, только в середине XIX в. появился свой периодический печатный орган. С 1843 г. силами академической корпорации начали издаваться «Творения святых отцов в русском переводе» (ТСО) с «Прибавлениями». В «Творениях» публиковались русские переводы по-преимуществу греческих отцов, а в «Прибавлениях» - статьи, посвященные различным областям церковно-богословской науки. В 1892 г. «Творения» и «Прибавления» были преобразованы в «Богословский вестник», которому и посвящена настоящая публикация. В новом преобразованном журнале нашлось место как для статей, так - в меньшей степени - и для переводов (продолжавших выходить в серии ТСО). Но в целом журнал стал значительно более многогранным, открытым и доступным, его редакция и авторский коллектив ставили перед собой наряду с чисто научными широкие духовно-просветительские задачи.

История журнала Московской Духовной Академии «Богословский вестник» делится на два периода: дореволюционный (1892-1918) и современный (1993-). До революции журнал выходил на протяжении четверти века ежемесячно, за это время было издано 287 книг (321 номер в 85 томах). Современный журнал «Богословский вестник» был возрожден в 1993 г., с 2003 г. его издание стало более регулярным и систематичным, в совокупности в новой серии было издано 6 номеров или томов. В настоящее время редакцией журнала предпринимаются попытки сделать его издание более регулярным.

Особая плодотворность дореволюционного журнала, который по общему объему своих публикаций не уступает, а то и превосходит некоторые западные ведущие богословские журналы, была обусловлена высоким уровнем дореволюционной отечественной науки, достигнутой ею зрелостью богословской мысли, серьезной и основательной научно-богословской школой, сложившейся в стенах Московской Духовной Академии. Но эта школа возникла и утвердилась далеко не сразу, понадобились многие годы для того, чтобы академическая богословская наука освоила богатейшее наследие православной традиции, сумела разобраться в том, что наработала современная ей западная наука, и на обретенном уровне, духовном и научном, выразить учение Православной Церкви, «Божию силу и Божию премудрость», которые «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23-24). Немалому числу представителей академической науки довелось жизнью своей засвидетельствовать верность Христу и имена их поминаются в сонме Новомучеников и Исповедников Российских.

Несомненно, что для развития современной богословской науки и для становления духовного образования в России материалы журнала «Богословский вестник» могут принести немалую пользу. Однако недоступность или труднодоступность данного журнала, особенно дореволюционного, побудила редакцию журнала осуществить проект по оцифровке всех статей журнала. Об особенностях электронной публикации «Богословского вестника» на диске будет сказано после краткого изложения основных вех истории журнала.

  1. Дореволюционный период (1892-1918)

1. Обстоятельства создания нового печатного органа Академии

Окончательное решение о преобразовании «Творений святых отцов в русском переводе» и «Прибавлений», прилагавшихся к ним, в «Богословский вестник» было принято на заседании Совета Академии 6 сентября 1891 г. под председательством ректора Академии архим. Антония (Храповицкого). На этом заседании «указывали на необходимость расширить программу издания, изменить сроки выхода книжек и изменить название журнала»1. В далеко идущие планы редакции входило помимо издания святоотеческих переводов, ученых статей и публикации материалов из внутренней жизни Академии составление «библейско-богословского словаря согласно воле покойного Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета»2, который еще в 1864 г. внес первое пожертвование на данное начинание в размере 12500 руб.3 Однако ни в 1860 годы, ни в более поздние времена план издания богословского словаря так и остался нереализованным.

На издание журнала было дано разрешение Святейшего Синода, признавшего программу «предполагаемаго к изданию при Московской духовной Академии журнала... соответствующею своей цели»4. Во избежание финансовых недоразумений сразу же были приняты «правила отчетности», составленные первым редактором журнала П. Горским-Платоновым5. Перед тем, как начать редакционные и издательские труды, 8 ноября 1891 г., в праздник Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных, Ректор Академии архим. Антоний (Храповицкий) совершил торжественный молебен в академическом храме Покрова Пресвятой Богородицы. В своей проповеди, посвященной бесплотным силам, он представил «Богословский вестник» как светоч церковного учения, носители которого - по примеру ангелов, служащих меньшей братии, т. е. людям, - должны вразумить «русских эллинов» и «русских иудеев». Под эллинами владыка подразумевал представителей российской вольнодумной интеллигенции, а под иудеями - консерваторов и традиционалистов6. В первом номере журнала вслед за словом архим. Антония была опубликована заметка первого редактора журнала П. Горского-Платонова о печатном слове, которое может употребляться как в лживых целях, так и для служения истине7. Подразумевалось, что новый журнал станет образцовым органом русской церковной печати.

2. Организация издательского процесса

Владелица одной из известных московских типографий А. И. Снегирева в стремлении помочь Академии открыла 1 декабря 1891 г. специально для «Богословского вестника» в Сергиевом Посаде особое отделение с хорошей полиграфической базой. В этой типографии публиковались также ученые труды профессоров Академии: П. И. Горского-Платонова8, И. Д. Андреева9, А. Д. Беляева10 и др. Не ранее чем с 1898 г. при новом редакторе журнала А. Спасском журнал стал печататься в типографии Троице-Сергиевой лавры.

В архиве МДА (172 фонд РГБ) сохранился договор одного из последних редакторов дореволюционного «Богословского вестника» свщ. Павла Флоренского о издании журнала в Лаврской типографии, заключенный с Духовным собором Лавры за подписью наместника Лавры архим. Товии11. В 1 пункте договора подчеркивается ответственность ректора Академии за издаваемый журнал: «Типография берется печатать только такой материал (статьи), который будет снабжен цензорскою надписью Ректора Московской Духовной Академии и местного духовного цензора»12. Данное пожелание стало выдвигаться со стороны Лавры начиная с сер. 1906 г.; в январе 1908 г. редактор «Богословского вестника» заключил договор с Лаврской типографией на аналогичных условиях.

Сама типография брала на себя обязательство хранить издательскую тайну: «В случае разглашения типографией содержания рукописей раньше их выпуска из типографии в печатном виде или выдачи корректур лицам, не принадлежащим к составу редакции, без ведома Редактора, редакция оставляет за собой право нарушить контракт во всякое время»13.

С 1 января 1916 г. в связи с тяжелыми обстоятельствами военного времени произошло повышение цен на все типографские расходы (почти в два или даже в три раза). О непростых обстоятельствах, с которыми столкнулись издатели, свидетельствует переписка между типографией Лавры и Академией: «Типография имеет честь уведомить уважаемую редакцию, что расценка поставлена самая минимальная и окончательная, и утверждена Духовным Собором от 17 декабря ...»14.

А после революции 1917 г. «Богословский вестник» вплоть до самого закрытия в сентябре 1918 г. издавался сначала в Типографии Иванова, а начиная с июня месяца в Сергиевской типографии издательского отдела под эгидой Московского Совета рабочих и солдатских депутатов. Заведующий типографией И. Воронин прислал в редакицию «Богословского вестника» следующие условия:

«Настоящим имеем честь сообщить, что обсудив Ваше предложение заводской Комитет постановил предложить следующие цены:

Набор с листа "Богословского вестника" без примечан[ий] -- 105 руб.

Печать с листа 1200 экз. -- 20 [руб.]

Приправка -- 15 [руб.]

Брошюровка -- 12 [руб.]

Итого руб. 152 руб.»15

В этот последний наиболее трудный период номера журнала значительно сократились по объему и стали печататься на низкокачественной бумаге. Тираж еще более уменьшился, а распространение журнала ограничилось самым узким кругом лиц и институций, так что в настоящее время выпуски 1918 г., особенно три последних летних выпуска, издававшиеся в Сергиевской типографии, представляют чрезвычайную библиографическую редкость. Достаточно сказать, что номера журнала, вышедшие в 1918 г., отстутствуют не только в нынешней библиотеке Московской Духовной Академии, но также в Исторической и Синодальной библиотеках г. Москвы.

Помимо типографий Академия состояла в непосредственных контактах с писчебумажными фабриками, как, например, с «Горбатовской писчебумажной фабрикой Г. Способин и К-о», напрямую доставлявшей бумагу в редакцию «Богословского вестника» (1892-1893). И в последующие годы редакция имела особое попечение о приобретении бумаги, которая пересылалась в типографию Троице-Сергиевой Лавры.

Тираж журнала в 1892 г. составил 2 400 экз., в 1893-1911 гг.- 1500-1800 экз., с 1912 г.- 800-900 экз. Несомненно, что распространение журнала до определенной степени соответствовало спросу. Первое место среди подписчиков занимало белое духовенство, городское и сельское. Ко второй многочисленной группе относились духовные школы. Затем шли архиереи, монастыри, светские учебные заведения, библиотеки. Журнал выписывался заграничными учеными центрами, например, Русским Археологическим институтом в Константинополе: по словам директора института известного византолога Ф. И. Успенского «журнал часто требуется славянскими и русскими посетителями института и ... имеет для нас важное научное значение»16.

Неприкосновенный капитал журнала, заключавшийся в процентных бумагах, в конце 1909 г. составлял 13000 руб17. Поскольку для полноценной деятельности журнала денег, выручаемых с его продаж, не хватало (первоначально подписная цена за год составляла от 6 до 8 руб.18), немаловажную роль в поддержании его существования стали играть субсидии. Начиная с 1 янв. 1911 г. субсидия на издание «Богословского вестника» составила 2500 р. в год19. Ежегодно назначалась комиссия, состоявшая из трех человек, которая проверяла приходно-расходные книги редакции журнала и хранящиеся на складе книги20. Например, рассмотрение отчета за 1909 г. поручалось А. П. Шостьину, М. М. Богословскому и П. А. Флоренскому21, а за 1910 г. - М. Д. Муретову, С. И. Соболевскому и А. К. Мишину22.

3. Структура журнала

В 1892-1900 гг. выходило 12 номеров в год, с 1901 г. номер за июль-август (№ 7-8) стал выходить сдвоенным, с 1914 г. в связи с резким подорожанием бумаги и полиграфических услуг число сдвоенных номеров еще более возросло. Максимальное число сдвоенных номеров вышло в 1917 г.: в результате некоторые статьи, которые предполагалось издать в 4 номере, выходили в 4/5 сдвоенном номере 1917 г., а другие статьи, которые должны были выйти в начале года, выходили в сдвоеных номерах в конце года. Более ранний номер журнала, указывавшийся в нижнем колонтитуле некоторых статей, не соответствует реальному номеру, в состав которого они были включены23.

Объем каждого номера составлял от 250 до 300 страниц. Первоначально в 1892-1898 г. годовой комплект журнала выходил в составе 4-х томов, каждый из которых состоял из трех последовательных номеров24, затем с 1899 по 1916 г. - в 3-х томах, по 4 номера в каждом25, и, наконец, в 1917-1918 г. - в 2-х, по 6 номеров в каждом томе26. Общее число номеров, изданных с 1892 по 1918 г. включительно, составило 321, общее число страниц - 88672 (без учета нескольких недоступных номеров 1918 г.).

На передней обложке и на титульном листе «Богословского вестника» указывался номер тома и месяца, на обратной стороне передней обложки перечислялись академические издания и переиздания «Творений святых отцов в русском переводе». На последнем листе, как правило, располагался перечень академических изданий - монографий и других публикаций профессоров Академии. На обратной стороне последнего листа публиковалось оглавление, а снизу от него указывались имена ректора Академии и главного редактора журнала. Ректор и редактор как бы расписывались в том, что все материалы проверены и не содержат ничего вредного для православной веры; в то же самое время данные подписи подтверждают скромность тех, кто не желал фигурировать на первых страницах журнала. Первый и последний титульные листы, входившие в обрамление каждого номера, оставались без пагинации. Иногда в журнале размещали отдельные рекламные или патриотические странички, которые не отмечались в содержании. В конце каждого номера публиковались объявления об изданиях в других органах российской религиозной периодики, объем которых иногда доходил до 30 страниц.

Согласно плану, предложенному Советом Академии и утвержденному Св. Синодом, каждый номер «Богословского вестника» разделялся на 5 отделов. В 1-м отделе продолжали публиковать творения св. отцов согласно первоначальному плану - переводить творения важнейших отцов, присовокупляя к ним другие святоотеческие произведения. Во 2-м - богословские, философские и исторические исследования. Среди этих исследований наибольшее место принадлежит исследованиям исторического направления. В 3-м - материалы о современной церковной жизни и хроника МДА. В 4-м отделе публиковались критические рецензии и библиография. Довольно часто рецензии превращались в пространные статьи, в которых взгляды критикуемых авторов критически излагались в значительно более широком контексте. И наконец, в 5-й отдел должны были войти материалы магистерских и докторских диспутов, протоколы заседаний Совета академии, общие годовые отчеты, каталог академической б-ки и пр.

В первом номере журнала за 1892 г. на обратной стороне титульного листа была опубликована следующая пятичастная программа.

«Богословский вестник, издаваемый Московскою Духовною Академиею, выходит ежемесячно, книжками от двенадцати до пятнадцати листов, по следующей программе:

Отдел I. Творения Св. Отцев в русском переводе. Здесь продолжается печатание Творений Св. Кирилла Александрийского, и, кроме того, помещаются небольшие отдельные произведения Св. Отцов, доселе не переведенные.

Отдел II. Исследования и статьи по наукам богословским, философским и историческим.

Отдел III. Из современной жизни (обозрение заслуживающих внимания Православного Христианина событий и мероприятий в церковной и гражданской жизни, наблюдения над направлением нравственной жизни современного общества, суждения о духовных потребностях настоящего времени, сведения о внутренней жизни Академии).

Отдел IV. Критика, рецензии, и полная, по возможности, библиография по богословским наукам.

Отдел V. Приложения. Сюда входят: диссертации на ученые степени, протоколы заседаний Совета Академии, систематический и повременный каталоги Академической библиотеки».

Данные отделы указывались в оглавлении журнала до 1898 г. включительно. В последующих выпусках номера отделов перестали указываться, возможно, в связи с тем, что некоторые материалы журнала оказались шире той тематики, которая была обозначена в отделах, или не поддавались точной идентификации. Как правило, в содержании материалы первого (переводы) и пятого (отчеты, протоколы) отдела отделялись черточками. В начале 1916 г. редактор «Богословского вестника» свящ. Павел Флоренский предложил сходную первоначальному плану более детальную семичастную «программу». При этом в 5-м библиографическом отделе должны были описываться «новинки» «как русской, так и иностранной богословско-философской и церковно-исторической литературы». В 6-м «будут печататься, с отдельной нумерацией страниц, труды выдающихся представителей церковной жизни в ее недавнем прошлом»27. Однако данное предложение так и осталось на бумаге, в действительности сохранилось изначальное деление на пять отделов без указания их номеров.

Структура журнала была достаточно сложной также в связи с тем, что некоторые отделы и материалы публиковались со своей собственной пагинацией. В одном номере «Богословского вестника», как правило, использовалось несколько различных пагинаций. Такое многообразие было обусловлено представлением о журнале как о сборнике разнородных продолжающихся публикаций, некоторые из которых со временем могли быть извлечены и переплетены в однородные тома или книги либо переизданы отдельными оттисками. На первых порах существования журнала его редакция обещала разослать подписчикам «печатные обложки»28. Вскоре после выхода журнала святоотеческие творения, входящие в 1 отдел, публиковались отдельными томами. Воспоминания архиеп. Саввы (Тихомирова) выходили в «Богословском вестнике» с 1897 по 1911 (№ 4) гг. всегда с особой пагинацией, в будущем они были переизданы в едином девятитомном собрании29. Предполагалось, что Журналы Совета МДА, Отчеты МДА и братства прп. Сергия при МДА, некоторые некрологи будут изданы впоследствии отдельно малым тиражом. В библиотеке Московской Духовной Академии хранится серия Журналов собраний Совета, в последнем томе которой были опубликованы Журналы 1916 г. Объявления, размещавшиеся иногда на нескольких десятках страниц и имевшие чисто рекламную функцию, имели, как правило, особую пагинацию с латинскими цифрами. В отличие от объявлений о других печатных органах объявления о собственных изданиях Академии публиковались, как правило, без указания номеров страниц.

4. Редакторы

Ректор МДА архимандрит Антоний (Храповицкий), при котором был учрежден «Богословский вестник», и все последующие ректоры стали исполнять обязанности цензоров «Богословского вестника». Но основную тяжесть редакционных трудов понесли на себе его непосредственные редакторы.

Среди редакторов «Богословского ветсника» были известные представители богословско-академической науки. Первым редактором «Богословского вестника» был избран экстраординарный профессор еврейского языка и библейской археологии П. И. Горский-Платонов. Через год его сменил экстраординарный проф. В. А. Соколов (июнь 1893 г.- октябрь 1898 г.), специалист по истории инославных христианских конфессий. Затем журналом руководили: экстраординарный профессор общецерковной истории А. А. Спасский (ноябрь 1899 г.-февраль 1903 г.), экстраординарный профессор патрологии И. В. Попов (март 1903 г. - ноябрь 1906 г.), экстраординарный профессор византинист И. Д. Андреев (декабрь 1906 г. - октябрь 1907 г.), экстраординарный профессор библейской и общецерковной истории А. И. Покровский (ноябрь 1907 г. - август 1909 г.), доцент-патролог А. П. Орлов (сентябрь-октябрь 1909 г.), ординарный профессор канонист Н. А. Заозерский (ноябрь 1909 г. - 1912 г.), профессор священник П. А. Флоренский (1912 г. - май 1917 г.), проф. М. М. Тареев (июнь 1917 г. - вплоть до закрытия в сентябре 1918 г.).

Особая эпоха в истории «Богословского вестника» началась при Павле Флоренском, который единственным из дореволюционных редакторов журнала, был в священном сане. При о. Павле журнал стал более ориентироваться на широкий контекст христианской культуры, сильнее отзываться на жизненные запросы современного общества, ближе быть к той части интеллигенции, которая потянулась к Церкви.

Перед окончательным своим закрытием в революционные годы «Богословскому вестнику» предстояло перенести ряд потрясений и метаморфоз. В 1917 г. на волне революционных настроений академическая корпорация выбрала редактором проф. М. М. Тареева, который стал тут же публиковать свои лекции под названием «Новое богословие». Тареев не постеснялся открытого разрыва с традиционными ценностями Православия, утверждая «субъективный метод» как «метод нового богословия», предлагая заменить догматическое богословие религиозной философией, провозглашая отказ от византийского наследия и аскетической традиции.

Одной из последних публикаций журнала, сделанной весной 1918 г., стала статья проф. А. Туберовского с критикой общественного идеала атеизма. В период начавшихся гонений на Церковь в журнале был напечатан адрес святейшему патриарху Тихону и ответ его: «С благодарением Отцу щедрот и всякия утехи (2 Кор. 1, 3) приемлет Мерность наша Ваше приветствие и с душевной отрадой слышит в нем готовность верных чад Церкви Православной стать на защиту попираемых ныне прав ея».  2 марта 1919 г. Правление Академии приняло постановление о прекращении «Богословского вестника» в связи с невозможностью продолжать его издание.

5. Краткий тематический обзор30

Наследие дореволюционного «Богословского вестника» достаточно обширно, емко и многогранно. В первом отделе, продолжавшем серию ТСО со своей нумерацией томов, продолжали публиковаться переводы святоотеческих творений31. Наиболее значимым был отдел второй, содержавший исследования и статьи «богословские, философские и исторические».

Одним из самых плодовитых авторов «Богословского вестника» был М. Д. Муретов - крупнейший специалист по библейскому богословию и экзегетике, занимавшийся не только скрупулезной текстологией, но и критикой представителей современного ему рационализма32. Особо значимы для богословской науки экзегетические работы М. Д. Муретова, посвященные богословскому анализу Евангелий33.

Исследованию трудов святых отцов посвящены в «Богословском вестнике» статьи И. В. Попова, А. П. Орлова34, А. А. Кириллова, И. И. Адамова, Н. П. Кудрявцева, В. Н. Мышцына. Начиная со своей пробной академической лекции «Тертуллиан. (Опыт литературной характеристики)»35, вплоть до докторской диссертации о блж. Августине И. В. Попов и как профессор патрологии, и как редактор «Богословского вестника», всесторонне вникавший в процесс издания самого журнала и выходивших при нем святоотеческих творений, нес свое высокое ученое служение на страницах журнала36.

Церковноисторическая наука благодаря трудам заслуженного историка А. П. Лебедева, продолжавшего и после выхода за штат печататься в «Богословском Вестнике», проф. А. А. Спасского, И. Д. Андреева37 и др. тоже не стояла на месте.

А. А. Спасский, соединивший дарования богослова, патролога и историка, стоит у истоков русской историческо-догматической школы. Глубоко вникая в догматические движения III-IV вв., он дает ярчайшую панораму, раскрывает «генетическую и логическую связь идей и событий»38. Пространный труд Спасского «Эллинизм и христианство. (История литературно-религиозной полемики между эллинизмом и христианством в раннейший период истории христианской религии)»39 так и остался незавершенным ввиду болезни автора.

Много материалов журнал публиковал о современной жизни славянских Православных Церквей,40 о русской миссии в Японии41, а также по современным отношениям с инославием (католичеством, англиканством и разными деноминациями протестантизма)42.

Наиболее прославленным автором в области русской церковной истории явился Е. Е. Голубинский, чье известное исследование «История канонизации святых в Русской Церкви» впервые было напечатано в «Богословском вестнике»43. Также Голубинский стал одним из первых обличителей русского раскола на страницах журнала44. Несмотря на присущую ему склонность к гиперкритике сочинения его продолжают сохранять свое значение, благодаря обилию привлеченного им материала. Изучением отношения раскола с главенствовавшей Церковью занимался Н. Ф. Каптерев, публиковавший в течение 1908-1911 гг свой обширный труд «Патриарх Никон и Алексей Михайлович».

Благодаря трудам С. С. Глаголева публикации по основному богословию в «Богословском вестнике» вместо доминировавшего прежде философско-богословского подхода приобрели более естественнонаучную апологетическую направленность45. В те же годы, что и вышеуказанный автор, проф. прот. П. Я. Светлов, преподававший богословие в Киевском Университете, публиковал свой труд «Идея Царствия Божия в ее значении для христианского миросозерцания. (Богословско-апологетическое исследование)»46. Проф. С. С. Глаголев и В. А. Кожевников опубликовали ряд обстоятельных очерков, посвященных истории нехристианских религий.

Первые публикации по нравственному богословию принадлежали архим. Леонтию (Лебединскому) (будущему митрополиту Московскому и Коломенскому), Н. Г. Городенскому и архим. Сергию (Страгородскому, впоследствии Патриарху Московскому и всея Руси)47. С 1902 г. в журнале публиковались статьи уже упоминавшегося М. М. Тареева, не столь откровенные, как в 1917-1918 гг., но уже проникнутые «новым», весьма либеральным взглядом на христианскую нравственность48. Так, например, в достаточно показательной статье Тареева «Дух и плоть»49 с позиций модной тогда в Германии «философии жизни» давалась критика христианской догматики и утверждалось, что апостольско-патристическое догматическое учение заслоняет от нас простоту евангельской истины, которая не только не запрещает, но даже поощряет страстность плотской жизни (sic!)50.

По исторической литургике и пастырскому богословию в журнале были опубликованы ценные исследования С. И. Смирнова, занимавшегося историей древней покаянной дисциплины51. Другой известный литургист и археолог А. П. Голубцов явился одним из первопроходцев в области церковной археологии52. В частности, Голубцов подробно описал собрание Церковно-археологического кабинета при Московской Духовной Академии, которым он заведовал53.

Отдел воспоминаний и писем в «Богословском вестнике» долгое время (с 1897 по 1911 г.) был представлен печатавшейся из номера в номер девятитомной «Хроникой моей жизни» архиеп. Саввы (Тихомирова), в которой содержится много фактических сведений, документов, писем. Интересней и богаче данный отдел стал в годы редакторства свящ. П. А. Флоренского, при котором были напечатаны немало материалов, относящихся к русскому духовному и культурному наследию54.

Среди публикаций «Богословского вестника» в 1917-1918 гг. следует особо отметить исследование архиеп. Антония (Храповицкого) «Догмат искупления»55, {4288, 4304} статью сщмч. прот. Александра Туберовского «Ценность религии»56. {4343} В то же время несмотря на все трудности революционного времени на страницах журнала нашлось место для пространных публикаций, посвященных пятидесятилетнему юбилею со времени кончины свт. Филарета (Дроздова) (1867-1917).

2). Возрождение журнала (Новая серия. 1993-)

1. Период c 1993 по 2000 г.

В 1993 г. было возобновлено издание «Богословского вестника» при МДА. В обращении к читателям журнала Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II писал: «... неисповедимыми путями Божественного Промысла определено: "Богословскому вестнику" -- быть! Честь возрождения закрытого революционной бурей этого академического журнала принадлежит уже нашему времени, когда Отечество, вся богохранимая Россия, восстает от духовного оцепенения и застоя...»57. Первым редактором сборника (1993-1996) стал известный своими апологетическими трудами проф. А. И. Осипов, затем (1998-2002) - специалист по истории русской религиозной мысли доцент (ныне проф.) Н. К. Гаврюшин. А. И. Осипов подготовил первый номер «Богословского вестника», вышедший в 1993 г. в двух выпусках, а Н. К. Гаврюшин - второй номер, вышедший в 1998-1999 гг. в трех выпусках. Особую инициативу в финансировании издания первого номера проявил староста храма Преображения Господня (Тушино, Москва) и преподаватель Московской Духовной Семинарии О. В. Шведов († 8 июня 2002 г.).

В 1-м номере новой серии во вступительной статье главного редактора была сформулирована главная цель журнала - напомнить современному верующему «забытый путь опытного богопознания», которой принципиально отличен от «схоластического, оторванного от корней христинской аскетики богословия», во многом тождественного научному богословию, как дореволюционному, так и современному. Для движения вперед по заданной линии, с одной стороны, была предпринята попытка резюмировать наследие дореволюционной академической периодики, выполненная преподавателем основного богословия и еврейского языка свящ. Афанасием Гумеровым. Статья В. Гагатика (ныне игум. Симеон) «Обожение как сущность спасения» {4369} наиболее отвечала поставленной цели.

В следующем номере, вышедшем с дополнительным подзаголовком «Сборник научных трудов» (1998 г.), стали публиковаться, по признанию второго главного редактора Н. К. Гаврюшина, статьи «членов профессорско-преподавательской корпорации МДА, ее учащихся и бывших воспитанников». «Написанные в различных временных интервалах они не могут также в отдельных случаях не диссонировать с мнениями, вкусами и пристрастиями самых последних дней»58. Тем самым, ставилась задача - «показать реальное многообразие мнений и подходов - при единстве веры и духа...»59. Несомненно, что в этом многообразии должно было найтись место и для православной науки, которой подобало постепенно возродиться в Духовной Академии. В 1-м выпуске были опубликованы статьи, посвященные Вифанской Семинарии, русской миссии в Америке, философско-богословским взглядам русского историка А. Н. Попова (1820-1877) и пр. Во 2-м выпуск вошли статьи, посвященные синодальному изданию русского перевода Библии, значению и месту науки в системе академического богословия, проблемам русской агиографии. Историк Духовной Академии протодиакон Сергий Голубцов опубликовал новые данные о священномученике архиеп. Иларионе (Троицком). {4391} И, наконец, в 3-м выпуске, вышедшем в 1999 (2000) г., были опубликованы воспоминания проф. К. Е. Скурата, {4396} статьи по истории культурных связей Сербии и России, времени и месте крещения св. равноап. кн. Владимира и киевлян, о западном «традиционализме» и т. д.

Среди авторов первых выпусков «Богословского вестника» (1993-2000) - преподаватели и студенты МДА, церковные и светские ученые, в т. ч. архим. Платон (Игумнов), архим. Давид (Кораблёв), игум. Георгий (Данилов) (ныне архиепископ Нижегородский), игум. Никон (Смирнов), свящ. Афанасий Гумеров (ныне иером. Иов), протодиак. Сергий Голубцов († 2006), М. М. Дунаев, А. Б. Зубов и др.

2. Период с 2003 г. по настоящее время

После того, как на совете Академии 30 августа 2002 г. главным редактором «Богословского вестника» был назначен Ректор МДАиС архиеп. Верейский Евгений, издание журнала стало осуществляться более регулярно. Во вступительном слове архиеп. Евгений так сформулировал основную задачу журнала, не ставя никаких идеалогических рамок: «После десятилетий пленения если не мысли, то богословия в России, основная задача журнала - собрать воедино лучшие богословские силы, которые призваны плодотворно трудиться ради возрождения церковной науки»60.

За 2003-2006 г. были изданы 3, 4 и сдвоенный 5 и 6 номера «Богословского вестника» объемом 434, 608 и 792 страниц соответственно. Тираж 3 номера составил 1000 экземпляров, 4 - 2000 экземпляров, и, наконец, 5-6 сдвоенного выпуска -- 2500 экземпляров. Изменился внешний вид журнала, он стал выходить в твердом переплете в обложке, сочетающей современные элементы с орнаментами дореволюционного оформления. Титульный лист украсил издательский знак, в котором символически объединены элементы раскрытой книги с контуром Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

Отдел святоотеческих переводов, публикации ученых трудов профессоров и преподавателей, а также рукописных и библиографических материалов, связанных с деятельностью Московской Духовной Академии и Семинарии, позволили «Богословскому вестнику» занять в ряду имеющихся журналов свое особое место, стать полноценным научно-публицистическим органом Академии. В то же самое время в журнале пока что преобладают переводы как с древних, так и с современных языков. Они стали постепенно заполнять огромные лакуны, сложившиеся за долгие годы богословского безмолвия.

Начиная с 3-го номера реально возобновлены традиционно существовавшие прежде пять отделов журнала. В 1-м отделе «Богословского вестника» стали регулярно публиковаться переводы святоотеческих творений с древнегреческого, сирийского и славянского языков. В переводе с древнегреческого были опубликованы «Диалог о вочеловечении Единородного» свт. Кирилла Александрийского, некоторые слова Амфилохия Иконийского,  поэма о душе свт. Григория Богослова, малые богословские сочинения прп. Никиты Стифата. В переводе с сирийского - Тахвиты (поучения) «сирийского мудреца» АфраатаМадраша на Рождество св. Ефрема Сирина и слово «О молитве» Иоанна Отшельника. В переводе со славянского - «Поучение на пострижение в монашеский чин» прп. Паисия Величковского. Переводчики стремились переводить по лучшим имеющимся на данный момент критическим изданиям, следуя общим установленным редакцией журнала принципами. Во вступительных статьях к переводам указывались рукописи, по которым издавался оригинальный текст, а в подстрочный аппарат выносились наиболее интересные смысловые разночтения. При переводе поэтических текстов свт. Григория Богослова гегзаметрический размер был полностью сохранен.

Во 2-ом отделе были опубликованы статьи, посвященные различным направлениям современной богословской науки. Среди авторов данного отдела - К. Е. Скурат, архим. Макарий (Веретенников), прот. Леонид Грилихес, игум. Дионисий (Шленов), А. И. Сидоров, А. М. Пентковский, П. К. Грезин, Д. В. Сафонов, С. Н. Говорун и др. Наиболее ярко на страницах журнала представлена историческая и богословско-патрологическая тематика. Архим. Макарий предлагает многосторонний взгляд на русских церковных деятелей XVI в. Публикации Д. В. Сафонова, основывающиеся на архивных материалах, позволяют живо представить положение Русской Церкви после революции 1917 г. А. И. Сидоров излагает труднейший богословский вопрос о пределах человеческого знания Господа нашего Иисуса Христа. {4462} «Богословский вестник», продолжая научную традицию Академии, открыт для авторов, готовых к сотрудничеству с Академией. Так, в нем была опубликована статья свящ. Иоанна Бэра, преподавателя патрологии Свято-Владимирской семинарии (до ее публикации в английском оригинале), посвященная символико-богословской интерпретации образа Божией Матери в патристической письменности. {4431} В следующем номере (БВ 7) планируется опубликовать статью Ж. К. Ларшэ, посвященную истории и богословскому анализу армянского монофизитсва. В статье А. В. Шек, посвященной реконструкции древнерусского крюкового пения, {4466} продолжается направление, начатое в «Богословском вестнике» незадолго до революции в статьях прот. Василия Металлова.

В 3-м отделе, наиболее живом и многоплановом, публикуются слова, проповеди, доклады, воспоминания, ряд архивных материалов, некрологи по почившим преподавателям. Здесь можно прочесть обращенные к учащимся МДАиС слова святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, известного английского патролога еп. Каллиста (Уэра) и греческого богослова К. Скутериса. Публикация малоизвестных архивных материалов приоткрывает драгоценные страницы из жизни Духовных Академий дореволюционной России, соображения свящ. Павла Флоренского, Н. Н. Глубоковского, Ф. А. Голубинского о состоянии студенчества, Академических реформах, воспитании и дисциплине, о встрече старого и нового. Четыре некролога посвящены личностям выдающихся церковных деятелей и преподавателей, которые многие годы своей жизни посвятили академии - ректору Академии в эпоху тысячелетия Крещения Руси архиеп. Александру (Тимофееву), {4417} митр. Питириму (Нечаеву), {4446} преподавателю О. В. Шведову {4418} и бессменному регенту и летописцу Академии М. Х. Трофимчуку. {4473}

Публикации библиографического характера (4-й отдел) начались с издания полного указателя греческих оригинальных источников для «Творений Святых Отцов в русском переводе» за все годы издания (1843-1917), основная часть которого в настоящее время завершена. В этом проекте, осуществлявшемся под руководством игум. Дионисия (Шленова) при Греческом кабиненте МДАиС, приняли участие учащиеся, преподаватели МДАиС и ряд светских ученых. В результате проведенных изысканий удалось выявить непереведенные пласты святоотеческой письменности золотого века, наметить дальнейшие перспективы переводческой деятельности Академии.

В библиографическом разделе дореволюционного «Богословского вестника» обычно публиковались рецензии и отзывы на книги. В настоящее время начало данному - порой очень полемичному - роду деятельности положили Ю. А. Шичалин и прот. Валентин (Асмус). Первый из них весьма критично прореагировал на многочисленные ошибки в переводе «Стромат» св. Климента Александрийского, допущенные Е. В. Афонасиным, {4448} а второй - на излишне «политизированный» взгляд Д. Е. Афиногенова на иконоборческую эпоху. {4449} Критические замечания С. В. Месяц, касающиеся богословских неточностей В. М. Лурье, {4478} и рецензия Е. М. Верещагина на русский перевод книги А. Э. Н. Тахиаоса о святых Кирилле и Мефодии, где был предложен ряд существенных уточнений, также украсили страницы «Богословского вестника».

И наконец, в 5-м отделе традиционно публикуются Отчеты о жизни Академии с протоколами заседаний Совета Московской Духовной Академии и с отзывами на кандидатские и дипломные работы. К сожалению, из-за недостатка места пока удалось опубликовать только отзывы на лучшие работы, по которым, однако, можно получить достаточное представление об уровне современной академической науки в целом. На данный момент изданы отчеты за 2001-2002, 2002-2003, 2003-2004 учебные годы. По мере повышения уровня преподавания и защит в Семинарии и Академии отзывы становятся все более интересными и насыщенными, они позволяют современному читателю приобщиться к научной жизни Академии, получить представление об уровне диссертационных работ, который в последнее время становится достаточно высоким.

3). «Богословский вестник» (1892-2006): электронная версия

Полная электронная версия «Богословского вестника», предлагаемая ныне читателю, включает как дореволюционные, так и современные материалы. Всего на диске помещено 4482 публикаций (вместе с обложками и титульными листами) и статей в формате DJVU общим объемом 90506 страниц61. В библиографической базе данных собраны сведения по каждой публикации, включая выходные данные, число страниц, полные библиографические ссылки для продолжающихся мночастных публикаций. В ряде продолжающихся материалов - в основном писем и воспоминаний - установлены временные диапазоны и проставлены номера писем для каждой части публикации.

В биографическом словаре всех авторов журнала «Богословский Вестник» (см. отдельно), составленном В. Л. Шленовым, приводятся сведения о них, которые удалось отыскать. Немалые трудности возникли с идентификацией авторов, публиковавшихся под псевдонимами, инициалами, звездочками и т. д. Раскрытия некоторых из них были заимствованы из библиографического указателя статей «Богословского вестника» (размещенного на сайте Православной энциклопедии «Седмица»), созданном под руководством и при участии монахини Елены (Хиловской). Ряд новых идентификаций сделан атором-составителем биографического словаря, произведшим также непростую работу по раскрытию имен и отчеств авторов, которые, как правило, в тексте журнала указывались только инициалами. Полные имена указываются после инициалов или криптонимов в квадратных скобках.

В процессе работы над созданием диска был восполнен ряд серьезных лакун в выпусках «Богословского вестника», хранящихся в библиотеке МДА, так что предлагаемая читателю электронная версия журнала может считаться достаточно полной и представительной. К сожалению, на диске нет последнего номера журнала, изданного в 1918 г. (№ 6-9), его не удалось найти в доступных нам фондах ни одной из ведущих библиотек г. Москвы и Санкт-Петербурга62. По всей видимости, он наличествует в Российской Государственной Библиотеке, но в настоящее время недоступен, поскольку заштабелирован в хранилище. Первые номера 1918 г. оцифрованы с экземпляров, любезно предоставленных игуменом Андроником (Трубачевым) из личной библиотеки свящ. Павла Флоренского.

Все публикации и статьи «Богословского вестника» представлены в виде отдельных файлов в формате DJVU, на титульной странице каждого помещено полное библиографическое описание. Для статей с той или иной пагинацией указывается диапазон страниц, номер пагинации (а в содержании номеров дополнительно общее количество страниц), для материалов без пагинации указывается только общее число страниц. Пагинации указываются последовательно внутри каждого номера дореволюционного «Богословского вестника», минимальное число пагинаций - 2, максимальное - 8. В современном «Богословском вестнике», который имел, как правило, единую пагинацию, номера пагинации не указываются за исключением журнала за 1993 г., в котором из-за технического сбоя при напечатании некоторые диапазоны страниц оказались перепутаны. В названии каждого файла указаны три цифры: год выхода журнала, номер месяца, а также номер публикации внутри месяца согласно порядковому номеру, присвоенному данной публикации.

При работе над созданием базы данных неожиданно пришлось столкнуться с немалым числом опечаток, допускавшихся в дореволюционных номерах журнала63. Иногда внутри номера ставились неправильные номера страниц, некоторые страницы в силу разных причин оказывались пропущенными. Поскольку в настоящее время сделать полный список всех опечаток не представляется возможным, мы прилагаем только список опечаток, допущенных в содержаниях, которые помещались в конце каждого номера (см. ниже). Отсутствие некоторых номеров страниц связано с тем, что пустые страницы, также имевшие свою нумерацию, в электронную версию журнала не включены (см. примечания в базе данных).

Обладатель диска сможет найти интересующие его материалы по имени автора, по названию статьи, также он может просматривать подряд все материалы журнала «Богословский Вестник», выстроенные по хронологическому принципу. Тематический рубрикатор позволяет находить статьи и публикации однородной тематики. Следует иметь в виду и то, что в печатных указателях содержания журнала некоторые публикации не были отмечены, «реальное» содержание, созданное на основе базы данных, восполняет этот пробел.

Настоящий диск со всеми номерами «Богословского Вестника», представленными в виде изображений, появился в результате реализации задач, поставленных на первом этапе. В дальнейшем предполагается выпустить диск с распознанными материалами «Богословского вестника». Он будет снабжен подробным тематическим указателем и многоуровневым поиском с использованием ключевых слов.

Диск с электронной версией «Богословского Вестника» предоставляет уникальную возможность познакомиться с работой ученого сообщества Московской Духовной Академии во всем ее объеме и многообразии, приобщиться лучшим традициям дореволюционной русской богословской науки, вдохновиться на дальнейшие подвиги и труды во славу Божию на бесконечном поприще любомудрия.

4). Библиография

1. Указатели:

1. Указатель к журналу «Богословский вестник»: 1-е десятилетие, 1892-1901 гг. СП., 1903.

2. Указатель к журналу «Богословский вестник»: 2-е десятилетие, 1902-1911 гг. СП., 1912.

3. Русские писатели-богословы. Вып. 2. Исследователи и толкователи Священного Писания. Библиографический указатель. М., 1999.

4. Философское содержание русских журналов начала XX в. Вып. 2. Статьи, заметки и рецензии в изданиях духовных и светских учебных заведений, общенаучных, критико-библиографических, общественно-политических и иных журналах: Библиографический указатель / Составитель А. А. Ермичев. СПб., 2006. С. 7-79 (Богословский вестник).

2. Исследования:

5. Августов 1913 -- Отношение митрополита Московского Филарета к Московской Духовной Академии (Из истории Московской Духовной Академии). Курсовая работа студента IV курса МДА Димитрия Августова (1913) (Фонд 172 МДА, картон 164, единица хранения 2).

6. Договор 1913 -- Договор редактора журнала «Богословский вестник» Флоренского Павла Александровича с Духовным собором Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (заключили договор в том, что типография Лавры принимает на себя печатанье «Богословского вестника» в 1913 г. (РГБ Ф. 172. К. 84. Ед. 15).

7. Соколов В. А. Пять с половиной лет в должности редактора // БВ 1915. Т. 3. № 10-12. С. 239­-276 (1-я пагин.).

8. Из хозяйственной истории Богословского вестника // БВ 1916. № 10-12. С. 616-621 (2-я пагин.).

9. Андроник (Трубачёв), иером. Свящ. Павел Флоренский - профессор МДА и редактор «Богословского вестника» // БТ. 1986. Юбил. сб. к 300-летию МДА. С. 226-246; 1987. Сб. 28. С. 290-314.

10. Гумеров 1993 -- Афанасий Гумеров, свящ. Три четверти века академического богословия (Духовное наследие «Прибавлений к творениям святых отцов» и «Богословского вестника») // БВ 1993. Вып. 1. С. 21-39.

11. Сергий Голубцов, протодиак. Из истории «Богословского вестника» // БВ 1998. Вып. 2. С. 20-38.

12. Сергий Голубцов, протодиак. Московская Духовная Академия в эпоху революций. М., 1999. С. 141-161.

13. Афанасий Гумеров, свящ., Иванов М. С. «Богословский вестник» // ПЭ. Т. 5. М., 2002. С. 531-533.

3. Рецензии на БВ (новая серия):

14. Дунаев А. Г. Краткая рецензия на БВ 3. 2003 (интернет-публикация на сайте А. Г. Дунаева): http://www.danuvius.orthodoxy.ru/BV_3.html

15. Елена (Хиловская), монахиня. Богословский вестник, издаваемый Московской Духовной Академией // Вестник церковной истории 3. 2006. С. 254-255.

16. Михайлов П. <Реферат>: Богословский вестник, издаваемый Московской Духовной Академией и Семинарией. № 3. 2003. Москва-Сергиев Посад, 2003. 433 с. // Альфа и Омега. № 2 (40). 2004. С. 380-384.

 

Опечатки в содержаниях «Богословского вестника»

Публикация

Напечатано

Стр.

Следует читать

Перечень вновь вышедших русских книг исторического и философского содержания // БВ 1894. № 5

354

359

Профессор Московской Духовной Академии П.С.Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном прот. А. Беляева // БВ 1914. № 1

116

115

Из общественной жизни. Памяти Ю.А.Сидорова С. М. Соловьева // БВ 1914. № 1

229

223

Из академической жизни // БВ 1914. № 3

607

602

О Святой Земле и Императорском Православном Палестинском Обществе // БВ 1914. № 3

623

618

Список книг, поступивших в Редакцию // БВ 1914. № 3

634

629

Исследования Апокалипсиса А.М. Бухарева (Архимандрита Феодора) // БВ 1914. № 3

177

161

Содержание богословских академических журналов // БВ 1914. № 9

204

205

Критика. О философии религии. Н. Боголюбов - Философия религии. Часть 1-я - историческая. Том. 1-й. С. С. Глаголева // БВ 1915. № 7/8

612

613

Поездка в чужие края К.С.Аксакова. Сообщил А.А. Александров // БВ 1915. № 9

8

9

 

1 Журналы совета от 6 сентября 1891 г. // БВ 1892. Т. 2. № 6. С. 358 (7-я пагин.).

2 Журналы совета от 6 сентября 1891 г. // БВ 1892. Т. 2. № 6. С. 359 (7-я пагин.).

3 На юбилее Академии в 1864 г. редакционный комитет поднял вопрос об издании Богословского энциклопедического лексикона. Свт. Филарет (Дроздов) разрешил провести сбор пожертвований для создания лексикона и сам внес первое пожертвование из средств Московской кафедры в размере 12500 руб. Но это издание в силу разных неблагоприятных причин так и не состоялось. Августов 1913. С. 166.

4 Журналы совета 3 // БВ 1892. Т. 2. № 7. С. 408 (4-я пагин.).

5 7 правил, опубликованы в: Журналы совета 3 // БВ 1892. Т. 2. № 7. С. 408-409 (4-я пагин.).

6 См.: Антоний (Храповицкий), архим. Речь, сказанная на молебствии Бесплотным Силам в день открытия академического журнала «Богословский Вестник» [8 ноября 1891 г. в академической церкви] // 1892. Т. 1. № 1. С. 107-114 (2-я пагин.).

7 Горский-Платонов П. И. Об употреблении печатного слова // 1892. Т. 1. № 1. С. 115-120 (2-я пагин.).

8 Горский-Платонов П. И. Антука: Очерк из быта духовенства. СП: 2 тип. А. И. Снегиревой, 1894 (обл. 1893).

9 Андреев И. Константинопольские патриархи от времени Халкидонского собора до Фотия: (Хронология этих патриархов и очерки жизни и деятельности важнейших из них). Вып. 1: Хронология константинопольских патриархов от времени Халкидонского собора до Фотия и очерки жизни и деятельности свв. Анатолия, Геннадия и Иоанна Постника. СП: 2 тип. А. И. Снегиревой, 1895.

10 Беляев А. О безбожии и антихристе. Т. 1: Подготовление, признаки и время пришествия антихриста. СП: 2 тип. А. И. Снегиревой, 1898.

11 Договор 1913.

12 Договор 1913. Л. 1.

13 Договор 1913. Л. 2.

14 Письмо в редакцию журнала «Богословский вестник». Сергиев Посад Машинопись с подписями-автографами. Л. 3 Приложение: 1. Типография и переплетная Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Письмо в редакцию журнала «Богословский вестник», 1915 дек. 18; 2. Расценка на журнал «Богословский вестник» (РГБ Ф. 172. К. 84. Ед. 55).

15 Сергиевская типография издательского отдела Письмо в редакцию журнала «Богословский вестник» 1918 апр. 5 (РГБ Ф. 172. К. 84. Ед. 51).

16 Журналы совета 11 // БВ 1911. Т. 3. № 9. С. 124 (3-я пагин.).

17 Журналы совета 11 // БВ 1911. Т. 2. № 6. С. 568 (3-я пагин.).

18 Без пересылки - 6 руб., с пересылкой -7 руб., за границу - 8 руб. (Объявление на зденй обложке // БВ 1892. Т. 1. № 1).

19 Журналы совета 5 // БВ 1911. № 7-8. С. 68 (5-я пагин.).

20 Журналы совета 12 // БВ 1911. Т. 3. № 9. С. 81 (3-я пагин.). Согласно п. 7 правил отчетности по изданию БВ, опубликованному здесь же.

21 Журналы совета 11 // БВ 1911. Т. 2. № 6. С. 568 (3-я пагин.).

22 Журналы совета 12 // БВ 1911. Т. 3. № 9. С. 82 (3-я пагин.).

23 Ниже приводится полный перечень публикаций БВ 1917, которые были опубликованы позже, чем предполагалось редакцией журнала.

Наименование публикации

Опубликовано

Номер БВ, указанный в нижнем колонтитуле

Протасов Н. Д. Церковное искусство - автономно

БВ 1917. № 4/5. С. 381-395

№ 4

Братков С. World Conference и соединение Церквей

БВ 1917. № 4/5. С. 396-416

№ 4

Купреянова А. Н. Провинциальные очерки

БВ 1917. № 4/5. С. 417-452

№ 4

Металлов В. М., прот. Петр Дмитриевич Самарин в его служении делу церковного пения

БВ 1917. № 4/5. С. 453-463

№ 4

Самарин Ф. Д. Несколько писем к свящ. П. А.Флоренскому

БВ 1917. № 4/5. С. 464-477

№ 4

Соловьев С. М., свящ. Гете и христианство

БВ 1917. № 4/5. С. 478-522

№ 2/3

Феодор [Бухарев], архим. Письма к прот. В. В. Лаврскому и его супруге Ал-ре Иван.

БВ 1917. № 4/5. С. 523-618

№ 2/3

Тареев М. М. Новое богословие: [Вступ. лекция. Сент. 1916 г.]

БВ 1917. № 6/7. С. 1-53

№ 2/3

Тареев М. М. Новое богословие: [Вступ. лекция. Сент. 1916 г.]

БВ 1917. № 8/9. С. 168-224

№ 2/3

Виноградов В. П. О церковной проповеди накануне революции

БВ 1917. № 8/9. С. 225-236

№6/7

Тареев М. М. Страница из недавней истории богословской науки: (Ревизия академий за 1908 г.)

БВ 1917. № 8/9. С. 254-268

№ 6/7

24 1 том (январь-март); 2 том (апрель-июнь); 3 том (июль-сентябрь); 4 том (октябрь-декабрь).

25 1 том (январь-апрель); 2 том (май-август); 3 том (сентябрь-декабрь)

26 1 том (январь-май); 2 том (июнь-декабрь).

27 Объявления // БВ 1916. Т. 1. № 1. С. 1 (5-я пагин.).

28 БВ 1895. № 12. Подпись под содержанием на задней обложке.

29 Публикация записок архиеп. Саввы и их последующее издание были осуществлены благодаря наследнику его архива прот. Генадию Виноградову (см. БВ 1911. Т. 1. № 4. С. 590 [4-я пагин.]).

30 Ср. статью: Гумеров 1993.

31 См. статью, опубликованную в интернете на сайте http://www.Patriarchia.ru: Дионисий (Шленов), иг. Серия «Творения Святых отцов в русском переводе»: История и современность.

32 См.: «Очерки из новейшей истории экзегезиса и критики Нового Завета» // БВ 1892, № 6, 7, 8, 9, 12; 1893, № 2, 4, 10; 1894, № 10, 11).

33 БВ 1899, № 2, 4, 1900, № 3.

34 БВ 1907, № 10, 11; 1908, № 11; 1909, №7-10.

35 БВ 1893, № 11,12.

36 См.: БВ 1902. № 12; 1904. № 3, 5; 1904. № 2; 1905. № 1, 6; 1907. № 11, 12. Докторская диссертация И. В. Попова «Личность и учение блаженного Августина» была опубликована частично (1915. № 2, 4, 7-8, 9; 1916. № 3-4).

37 БВ 1897 № 5, 9; 1899 № 6-8.

38 По словам Муретова. См.: БВ 1916. № 10,12. Одним из важных достижений А. А. Спасского было доказательство авторства полемических текстов, публиковавшихся ранее под названием «Четвертая и пятая книги против Евномия свят. Василия Великого», и их принадлежности Дидиму Слепцу.

39 БВ 1911, № 5, 6, 10, 11.

40 См. серии статей Г. А. Воскре­сенского: «Из церковной жизни южных славян» (БВ 1893. № 3, 8, 9; 1894. № 5; 1895. № 2, 4, 12), «Из церковной жизни православных славян» (БВ 1897. № 3; 1898. № 1, 3; 1899. № 1, 11; 1901. № 1, 2).

41 Архим. Сергий (Старогородский). На Дальнем Востоке. (Письма японского миссионера) // БВ 1895. № 9, 11; 1896, № 1-5, 7, 8-1).

42 См. статьи А. И. Введенского, В. И. Богданова, Н.Сахарова, Н. А. Преображенского и др. авторов.

43 БВ 1894. № 6-10.

44 В частности, Е. Е. Голубинский оценивает раскол как результат недостаточной образованности, возможно, слишком упрощенно представляя себе весь круг обсуждавшихся вопросов. См.: БВ 1892. № 1. С. 75.

45 См. разные статьи в: БВ 1893, № 6; 1894. № 4, 11; 1902. № 12 и др.

46 БВ 1902. № 2, 5, 6, 10, 11; 1903. № 1-4, 6-8, 12; 1904. № 1, 3, 5.

47 «Вечная жизнь как высшее благо» (БВ 1895. № 1, 2)

48 БВ 1902. № 9;  1904. № 10-12.

49 БВ 1905, № 1-3.

50 БВ 1905. № 1. С. 22. Тареев писал: «С евангельской точки зрения, плотской жизни должна быть предоставлена полная свобода. Это следует уже из того, что христианство, или Евангелие, не может определять плотской жизни. Евангелие нельзя проповедовать детям, потому что это значило бы внушать им ненависть к отцу и матери, к братьям и сестрам, а это было бы полной нелепостью, вроде средневекового детского кресто­вого похода» (Там же. С. 23).

51 См. разные статьи в: БВ 1905. № 2-4; 1904. № 11, 12; 1905. № 9.

52 См. разные статьи в: БВ 1897. № 1; 1905, № 5, 9; 1913, № 7-8, 10, 12 и др.

53 БВ 1895, № 4, 5.

54 А именно: А. В. Горский (посмертная публикация) «Разные слу­чаи, бывшие по молитвам митр. Филарета» (БВ 1914, № 10-11); очерк В.Т. Верховцевой «Светлой памяти о. Иоанна Кронштадтского» (БВ 1916, № 10-12); заметка иером. Ионафана «Кончина старца Васи­лия» (БВ 1915, № 6) и др.

55 БВ 1917. № 8/9, 10/12.

56 БВ 1918. № 3/5.

57 БВ 1993. Вып. 1. С. 4.

58 БВ 1998. Вып. 2. С. 3.

59 БВ 1998. Вып. 2. С. 3.

60 БВ 3. 2003. С. 12.

61 Исключенные пустые страницы не учтены.

62 А именно в: Исторической библиотеке, Синодальной библиотеке, Фундаментальной билиотеке МГУ, библиотеке СПбДА.

63 Например, в 11 номере за 1894 г. имеются две страницы с одним номером 260, страница с номером 277 из-за этого отсутствует.

 


Внимание! Для просмотра статей необходимо, чтобы на компьютере была установлена программа просмотра файлов в формате DjVu.

© Центр информационных технологий МДА
© Портал Богослов.ru
© Журнал Московской Духовной Академии «Богословский вестник»