Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Список преподавателей Вологодской семинарии (окончание)
Портал «Богослов.Ru» продолжает публиковать воспоминания Никифора Александровича Ильинского, основная часть которых посвящена Вологодской духовной семинарии. Это ценнейший источник сведений о семинарии, о вологодском духовенстве и о вологодском обществе конца XIX — начала XX в.
Статья

«Из далекого прошлого». Воспоминания Никифора Ильинского

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 2

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Главы 3 и 4

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Главы 6 и 7

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 7 (продолжение)

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 8

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 9

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 9 (продолжение)

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 10

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 10 (продолжение)

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Список преподавателей Вологодской семинарии

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Список преподавателей Вологодской семинарии (продолжение)

В списке преподавателей опущены преподаватели новых языков – французского и немецкого. Это потому, что в моей памяти не сохранились фамилии этих преподавателей новых языков, кроме двух-трех. Большею частью эти предметы распределялись между своими наличными преподавателями, хотя иногда приглашались на новые языки преподаватели светских учебных заведений – природные французы и немцы. Только в последнее время по французскому занимался один преподаватель, священник

 

Л. 409

 

Клепфер Владимир Владимирович[1], по происхождению из Остзейских баронов, получивший образование в Петроградской академии. Личностью о. Владимира многие интересовались и не без любопытства относились к нему и его поступкам. Странностей у о. Клепфера было действительно немало. В отношении к ученикам он вел себя крайне неровно: то он был с ними слишком ласков и внимателен, то чересчур притязателен. Некоторые ученики получали от него денежную помощь и тем не менее относились к нему с недоверием, иные даже с явным недоброжелательством. В последнее время, время «свобод», а следовательно, и начавшейся распущенности, и вольности в жизни семинарии редкий день для о. Владимира проходил без каких-ниб[удь] инцидентов*.

Во время начавшейся войны о. Клепфер возбудил к себе общее внимание. Правда, по внешнему виду он и ранее привлекал на себя внимание многих, но теперь на него обращено было внимание по другому обстоятельству. В одно время держалось мнение, что о. Клепфер занимается шпионажем. Уличные мальчишки бегали за ним

* См. ниже – в «Добавлениях».

 

Л. 409 об.

 

и указывали на него, как на шпиона. Можно, конечно, уверенно сказать, что он таковым не был, но что немцам он сочувствовал, этого отрицать нельзя.

О. Клепфер, несомненно, имел Фамусовский календарь, так как знал всех именинников не только в среде преподавателей с их женами и детьми, но и в среде своих питомцев, причем не упускал случая явиться с поздравлениями к имениннику или имениннице с поднесением какого-нибудь подарка, в роде книги – лицу мужеского пола или коробки конфект – имениннице.

О странностях о. Владимира можно судить по следующему случаю. Одно время он носил старую, дырявую, всю в пятнах шляпу. Все, кто видел эту шляпу, советовали бросить ее и купить новую. Нужно сказать, что в этой шляпе он ходил летом и зимой.

«Как это можно… Шляпа у меня дареная, и расстаться с ней мне будет очень тяжело», – неизменно отвечал о. Клепфер на советы и убеждения разных лиц. Но вот в одно время о. Вла-

 

Л. 410

 

димир решился наконец расстаться со своей археологической редкостью. Дело было весной, о. Владимир явился на Красный мост и стал взад и вперед гулять по нему, подходя то к одной стороне перил моста, то к другой, причем, как было замечено, имел озабоченный вид. Поведение о. Владимира показалось странным одному случайному наблюдателю, знавшему о. Клепфера. Этот случайный наблюдатель не утерпел наконец и, подойдя к о. Владимиру, спросил его, чем он интересуется, рассматривая реку то с одной стороны моста, то с другой. О. Владимир, застигнутый врасплох, заметно смутился.

«Я знаете ли… Вот шляпа, с которой мне необходимо расстаться».

С крайним удивлением и не без некоторого даже беспокойства наблюдавший за о. Владимиром посмотрел на последнего, предполагая, что с о. Клепфером творится что-то неладное.

«Почему вы хотите расстаться с своей шляпой и непременно здесь, бросив ее в воду?»

О. Клепфер подробно ознакомил вопрошавшего с «историей» своей шляпы и объяснил, почему он решил расстаться с ней.

«Мне, видите ли, не хочется, чтобы кто-ниб[удь] заметил, что я бросил свою шляпу. Ее могут выловить…»

 

Л. 410 об.

 

«Выловить-то ее никто не выловит, а вот, бросая шляпу, вы можете навлечь на себя подозрение и рискуете даже быть задержанным, так это верно».

«Меня могут задержать? Почему же? Что же тут преступного?»

«Мало ли за что? Могут, например, заподозрить, что вы бросили что-ниб[удь] краденое, а то еще и того хуже…»

«Ах, я об этом и не подумал, придется прийти утром, когда здесь никого не бывает».

Так о. Клепфер и сделал и затем трогательно рассказал, как его шляпа поплыла по течению реки и как он долго смотрел на нее, пока она не скрылась совсем из глаз.

Ходил о. Владимир всегда с зонтом в руках, даже в самые ясные дни, имея под мышкой калоши. Брюки, невозможно грязные и дырявые, носил навыпуск.

В последнее время о. Владимиру очень хотелось поступить в монахи с непременным желанием быть ректором в какой-ниб[удь] семинарии. Просил он о своем пострижении в монашество и местного епископа, обращался и в Синод,

 

Л. 411

 

но просьбы его отклоняли.

В настоящее время, по заслуживающим доверия сведениям, о. Владимир перешел в католичество и жил в Петрограде.

По временам, за недостатком наличных преподавателей, в семинарию приглашались преподаватели из других учебных заведений. Так, напр[имер], за невозможностью распределить уроки математики, занимались по этому предмету учителя гимназии Знаменский и Бурсиков. В последнее время на таких же условиях несколько уроков латин[ского] яз[ыка] было предоставлены учителю епарх[иального] училища Павлу Мих[айловичу] Быстрову[2].

Не упомянуты в моем списке еще учителя музыки.

В ректорство прот[оиерея] П. Л. Лосева, любителя пения и музыки, не было организованного оркестра, хотя скрипок при нем было приобретено много и любителей играть на этом инструменте было немало. Насколько помнится, учителями на скрипичной игре за это время были Иван Иванович Костров[3]* и свящ[енник] Дмитрий Неклюдов[4]**. Находилось немало любителей играть и на гитаре. На этом инструменте учил играть В. С. Карпов. Сам В[асилий] С[тепанови]ч играл на этом инструменте

* Ныне протоиерей Дмитриевской ц[еркви] г[орода] Вологды. Умер 6 янв[аря] 1928 г[ода].

** Подробнее воспоминания об о. Неклюдове находятся в «Воспоминаниях» «причетнического сына».

 

Л. 411 об.

 

удивительно хорошо. В Вологде в то время не было игроков на гитаре, равных Карпову. Пред игрой последнего пасовал даже такой игрок, как Пушкин, известный в свое время куплетист, в течение одного зимнего сезона живший в Вологде. К сожалению, игру В[асилия] С[тепанови]ча можно было слышать весьма редко, только в тесном кругу сослуживцев.

Не было организованного оркестра и в ректорство прот[оиерея] И. А. Лебедева. В этот период времени по инициативе Д. Д. Вилинского была приобретена фисгармония, которая имела применение главным образом при спевках.

Более или менее организованный оркестр образовался в ректорство прот[оиерея] А. И. Агрономова. Учителями музыки при прот[оиерее] Агрономове состояли Гвоздев В. А.[5] и Банович. При Гвоздеве в струнный оркестр стали входить духовые инструменты, вытеснившие в скором времени скрипичную игру.

При ректоре прот[оиерее] Н. П. Малиновском духовой оркестр окончательно укрепился в семинарии. Было приобретено очень много разного типа

 

Л. 412

 

духовых инструментов, игрой на которых воспитанники занимались с особой охотой. Для обучения игре на этих инструментах были приглашены капельмейстеры стоявшего в Вологде Александро-Невского полка. Организатором духового оркестра следует считать капельм[ейстера] Дышмана[6]. Живой, подвижный, но в то же время и требовательный, Дышман увлекал семинаристов. Период времени, когда Дышман состоял учителем музыки в семинарии, был самым блестящим периодом в отношении постановки и процветания музыки и пения. С одной стороны Дышман, с другой – В. К. Воскресенский, такой же живой и подвижный, оба они поставили музыку и пение на небывалую до сего времени высоту.

Настолько же опытным и умелым руководителем по обучению музыки был и заменивший Дышмана капельм[ейстер] В. А. Александров[7]*. Кто бывал на семинарских вечерах, тот не мог не согласиться, что успехи учеников в игре на духовых инструментах были выше всякой похвалы. По отзывам знатоков, с семинарским оркестром не мог конкурировать даже полковой оркестр. Такой отзыв приходилось слышать от самого капельм[ейстера] Дышмана. Игра семинаристов в летнее время в семинарском саду привлекала массу публики, а бывший

 

* Умер в г. Феодосии в октябре 1928 года.

 

Л. 412 об.

 

губернатор Шрамченко несколько раз приглашал музыкантов играть в саду, выходящем на площадь и примыкавшем к губернаторскому дому.

В ректорство же прот[оиерея] Малиновского очень распространена была игра на балалайках и мандолинах. Несколько раз воспитанники-балалаечники выступали и на семинарских вечерах.

Заканчивая свои воспоминания о состоянии музыки в семинарии, должен упомянуть еще, что Пр[еосвяще]нным Алексием было пожертвовано в семинарию очень хорошее пианино*. Особых учителей для обучения игры на этом музыкальном инструменте не приглашалось и любителей играть на пианино было не много.

Остается сказать еще несколько слов об обучении в семинарии гимнастики.

Для обучения гимнастики воспитанникам семинарии приглашались офицеры из стоявшего в Вологде Грязовецкого батальона. Из этих офицеров моя память сохранила фамилии только двух из них –

 

* Новые хозяева семинарии, разные «товарищи» распорядились это пианино вынести в семин[арский] сад, где оно долгое время (осенью) стояло под дождем и, конечно, приведено было в негодность.

 

Л. 413

 

Голубева и Баранова. Оба они были учителями гимнастики в ректорство прот[оиерея] Лебедева и архим[андрита] Василия. Так как гимнастика велась по одному шаблону, новых приемов эти офицеры не показывали, то ученики не особенно охотно занимались гимнастикой. Вступивший в должность ректора архим[андрит] Арсений предложил занять уроки гимнастики пишущему эти воспоминания и помощн[ику] инспектора Е. Н. Спасскому.

«Вам приходится присутствовать при каждом уроке гимнастики. Приемы гимнастические вероятно усвоены вами достаточно, и вы сумеете приемы эти показывать не хуже патентованных учителей. Лишние пять рублей вам пригодятся», – сказал ректор, убеждая нас согласиться на его предложение. И мы согласились. Е[влампий] Н[иколаеви]ч стал заниматься уроками гимнастики в епарх[иальном] общежитии, а я в казенном. Первые два года мы усердно занимались гимнастикой, но затем мало-помалу охладели к этим занятиям и совершенно забросили их. Так продолжалось все время ректорства прот[оиерея] Агрономова. Новый ректор прот[оиерей] Малиновский обратил внимание на ненормальность положения дела с уроками гимнастики и пожелал поставить гимнастику на должную высоту. Был приглашен один молодой офицер Александро-Невского полка. Как этот офицер, так и сменивший его успели заинтересовать

 

Л. 413 об.

 

учеников входившими в моду так называемыми «сокольскими» упражнениями. Уроки гимнастики прекратились с началом мировой войны.

В своем месте мне не пришлось поместить несколько писем М. З. Зиорова. Так как эти письма представляют некоторый интерес для характеристики М[ихаила] З[ахарови]ча и его деятельности, то я считаю нелишним воспроизвести их на страницах настоящих воспоминаний.

От 15 марта 1886 г[ода] М[ихаил] З[ахарови]ч писал мне из Могилева: «Пожалуйста, не смущайтесь; только пишите чаще! Право, я не сержусь! Вот только досадно: зачем целую страничку послал незаписанной? В другой раз чтобы этого не было, а то буду сердиться. Спасибо за сообщенные новости! Итак, у вас в скором времени имеют совершиться большие события! Если это правда, что М. Н. Кормилицын* поехал в Питер, то нет ничего удивительного, что при настоящей перестановке заденут и вашего Израиля. Очень рад, что новый инспектор ваш** добрый человек,

 

* Вологодский губернатор.

** Иеромонах Климент.

 

Л. 414

 

но очень жаль, если он своей излишней добротой посодействует распущенности семинаристов. Мне стоило немало труда и забот, чтобы привести их хоть сколько-нибудь в границы умеренности, к сожалению, меня не хотели понять те, кому паче всех следовало разуметь. Здесь я действую несколько строже, нежели в Вологде. Слава Богу, мои меры начинают оказывать должное воздействие: во-первых, перестали уходить на ночь из корпуса, во-вторых, стали соблюдать большой порядок и благопристойность… Было сперва стали брыкать, да понемногу успокоились. У меня здесь заведены те же порядки, что и в Вологде, т. е. дежурство помощников инспектора и надзирателей, те же вечерние учебные часы, те же журналы по поведению и проч[ее]. Долго эти порядки не прививались; наконец, слава Богу, все стало входить в норму. Беда мне с моими помощниками и надзирателями: их четыре у меня, а дела больше, чем с вами тремя, народ все амбициозный, хочет делать по-своему, а не по-моему, а то и совсем ничего не делать. Судите сами: квартирный дежурный в целый день, случается, ни одной квартиры не посетит или же посетит одну-две. Везде все сам! Часто вспоминаю и всех вас, особенно аккуратность Арк[адия] Дос[ифеевича]!

 

Л. 414 об.

 

Представьте себе, что я теперь сам и библиотекой ученической заведую, ибо мои надзиратели так хорошо надзирали за ней, что от библиотеки и десятой части не осталось, не с кого даже и взыскать! Вчера одному из них поручил рассмотреть в каталоге: нет ли книг за одним учеником, подавшем прошение об увольнении. Что же бы вы думали? Он при моих глазах перевернул две-три страницы и объявляет: «Нет». Смотрю сам – и оказывается за ним целый ворох книг числится. Вот и положись на них! Вчера задал всем трепку, да по-своему, по-вологодски! Вот еще случай. Подан звонок в церковь (здесь звон в 9 1/2 часов). Спрашиваю – где дежурный? Говорят, что еще не встал; иду будить… Или: делаю поверку по спальням; нужно идти в общежитие через двор, а мой надзиратель дежурный объявляет мне: «Туда не стоит!». Пишу в журнал: такому-то проверить такой-то класс пред службой, а в церкви стоять там-то… И что же? Ни на проверку, ни в церковь не является. «В этом, – говорит, – нет смысла!» Воображаю, что выразил бы на своей физиономии Аркадий Дос[ифеевич], если бы ему пришлось выслушать такой отзыв о тех порядках, с которыми он так сжился и в которых,

 

Л. 415

 

вероятно, находит свой смысл.

Здоровье мое хотя и лучше, чем в Вологде, и все же похвалиться не могу: какая-то сонливость одолевает меня, усталость, а подчас и боль в ногах. Преосвященный Сергий[8] дал мне одного лекарства от ревматизма – и мне как будто лучше. В Вологде я бросил курить, а в Могилеве перестал и пить всякие горячительные напитки: стало как-то лучше. Прощайте! Сердечно вас обнимаю искренно любящий вас М. Зиоров».

От 15 апреля тоже же года М[ихаил] З[ахарови]ч писал:

«Пусть ваше благородное сердце, мой добрый друг, само вам скажет, насколько я благодарен вам за вашу ко мне любовь: мое же слабое перо не в состоянии этого выразить. С любовью облобызал я ваши милые черты и тысячи благопожеланий и благословений послал вам мысленно в ответ на Ваше приветствие! И вот, пиша это письмо, я все посматриваю на ваш портрет, который стоит на моем письменном столе: как он прекрасен! Дай Господи, чтобы то благородное сердце, которое вы носите в своей груди и которое полно таких хороших стремлений, чтобы оно навсегда осталось таким же не только в отношении меня лично, но и в отношении всех людей! Не теряйте, мой друг, веры

 

Л. 415 об.

 

в хорошее и светлое, не давайте засориться мелочами житейскими тому святому чувству, которое зовется любовью. С верою и любовью и на краю света, и в самой ужасной обстановке не погибнете и не заблудитесь. Воскресший Господь да сохранит вас от всяких искушений и напастей от ныне и до века. Всем своим друзьям, а следовательно, и моим, привет и поклон до земли!

Последних три недели я сильно хворал расстройством нервов, а потому не мог отвечать вам на ваше любезное письмо от 25 марта. К сожалению, присланным бланкам я не мог дать того назначения, какое хотел дать, за краткостью времени для их напечатания; придется уже пред вакациями пустить их в ход. Праздники я встретил вместе с воспитанниками: служил только духовник, не было даже диакона; певчие пели прескверно. Не было ничего того, что было в Вологде в последний год. Ректор всю страстную служил в соборе с архиереем, а мы обходились сами по себе. Чтецы

 

Л. 416

 

здесь из рук вон плохие. С удовольствием вспоминал вас*.

На первый день в 10 ч[асов] утра, после визита к архиерею и ректору, все преподаватели семинарии, дух[овного] училища, члены консистории и некоторые из духовенства, два хора певчих – семинарский и архиерейский прошли ко мне. Так как ни у архиерея, ни у ректора стола не было, то закусывали и пили чай у меня. Вышло довольно порядочно. Затем и преосвященный посетил меня. Вчера я отдавал визиты во время дождя и слякоти.

Здесь и воспитанникам устроили в зале стол, убранный елками и разною зеленью. На столе были расставлены куличи, творожные пасхи, яйца, окорока, а несколько поодаль – масло, сметана, сыр, молоко и прочие снеди. Кормим мы их до отвала. Всю святую неделю, как и страстную, они имеют

 

* В семинарии, когда я учился, мне пришлось зарекомендовать себя хорошим чтецом в церкви. И. А. Лебедев, будучи инспектором, когда на первой неделе ему приходилось читать «мефемоны», всегда назначал меня читать повечерие. М.З. Зиоров в год моего окончания в семинарии заставил читать меня в церкви всю Страстную неделю. Три первые дня я выдержал, но затем почувствовал охриплость и без согласия М[ихаила] З[ахарови]ча попросил читать своего товарища, тоже хорошего чтеца, Прок. М. Попова[9]. М ихаил] З[ахарови]ч был вне себя от моего своеволия. Только после моей почти слезной просьбы он отменил свое распоряжение, обязав меня все-таки прочитать часы в В[еликую] субботу.

 

Л. 416 об.

 

право отдыхать после обеда в спальнях. Сегодня я уже должен был отправить их на воздух, а то все спят! Весьма сожалею, что на вашем горизонте собираются тучи*. Да мимо идут они, не коснувшись семинарии! Немало неприятностей получаю ежедневно и я по инспекторской части, но, наученный опытом, как вредно отзываются неприятности между начальствующими во всем ходе семин[арской] жизни, всячески стараюсь себя сдерживать. Впрочем, и здесь есть своего рода Л и М**. Один из таковых (преподаватель) бегал уже к архиерею с жалобой на меня и посплетничал ужасно, что я-де груб и не воздержан, не умею обращаться ни с преподавателями, ни с учениками и проч[ее]. Архиерей, однако же, не сразу поверил и спросил меня лично; ну, понятно, дело разъяснилось. Оказалось, что сей самый господин в класс ходил на 30 минут, а то и на 20, иногда совсем не приходил, отсрочивая кому хочет сочинения и проч[ее]. Я ему сделал тонкий намек на сии обстоятельства, а он – к архиерею с жалобой и сплетней!

 

* Намек на начавшиеся у нас распри между ректором и инспектором, о чем подробно сказано в настоящих воспоминаниях.

** Т. е. Лаговский и Можаров.

 

Л. 417

 

Прощайте! Целую вас много раз. Ваш весь М. З. Зиоров».

От 16 января 1887 г. М[ихаил] З[ахарови]ч писал:

«Здравствуйте на многие лета, мой добрый и милый друг! Много виноват я пред вами: не стану оправдываться, но покройте своею любовью мои немощи.

После огненного искушения* мне пришлось в течение месяца быть искушаему по всяческим от его превосходительства Сергея Васильевича Керского, с которым Арк[адий] Д[осифееви]ч давно знаком, а потому может и вас познакомить. Благодарение Господу! Этот искус, в котором моя честь и доброе имя сидели, так сказать, на карте, прошло для меня весьма благополучно. С[ергей] В[асильеви]ч одобрил все мои действия и распоряжения; советовал и впредь так же действовать, ободрял, утешал меня. На мою просьбу перевести меня отсюда отвечал просьбой остаться здесь для благоустроения семинарии. Вообще он так себя держал в отношении меня, что я был очарован.

Вспоминал он и Вологду: хвалил вашего ректора,

 

* 6 дек[абря] 1886 г[ода] на М. З. Зиорова было сделано покушение. В спальную печку, топка которой происходила из коридора, положен был порох. Печку разнесло всю, но М[ихаил] З[ахарови]ч спасся каким-то чудом, хотя койка его находилась тогда рядом с печкой.

 

Л. 417 об.

 

говорил о предстоящем ему архиерействе и проч[ем]. Скоро у вас именинник Арк[адий] Д[осифееви]ч. Возьмите на себя труд быть представителем моей особы на именинах А[ркадия] Д[осифееви]ча и принести ему от меня сердечное приветствие с днем ангела, с пожеланием многих лет здоровья, сына-наследника, денег побольше и всего хорошего!

Пишите мне, мой друг, чаще и побольше. Ваши письма я читаю всегда с большим удовольствием. Передайте от меня сердечную благодарность за память тем воспитанникам, которые поручали вам писать мне их пожелание. Вологжане – петербуржцы и Коноплев посылают мне приветствие по случаю избавления моей жизни от опасности. Это меня очень утешило! Виновных еще на открыли, но, по-видимому, на след напали. Кажется, ревизор выехал со знанием этих следов. Полиция работает энергично; к сожалению, судебный следователь действует несколько вяло.

Прощайте! Будьте здоровы и не унывайте! О. ректору, преподавателям и всем-всем мой новогодний привет и поклон. Жду скорого ответа большого-пребольшого.

Искренно вас любящий М. Зиоров».

 

Л. 418

 

Письмо от 17 февраля того же[10] г[ода].

«С постом вас поздравляю, мой милый и добрый друг! Спасибо за письмо: оно сколько принесло мне приятных известий, сколько и не ожидал! Было бы желательно, если бы Вас[илий] Степанович прислал мне копию со всего того, что касается меня в отчете. Передайте ему об этом мою покорнейшую просьбу. Очень рад, что Арк[адию] Д[осифееви]чу пришлось отличиться, а что же сказано о вас и Е. Н. Спасском? Любопытно знать об этом. Пишите мне больше и чаще. Итак, у вас будет скоро новое начальство. Как бы я хотел возвратиться к вам в Вологду…

Как идет ваша постройка? Готово ли общежитие и живут ли в нем воспитанники? Вероятно, все мои насаждения на семинарском дворе изломали. А кстати: были ли нынешним летом цветы в грядках и все ли мои деревья отродились? Напишите: мне очень интересно знать об этом. А цветы в классах существуют ли? Что сказать о себе? Суеты много, особенно в последнее время. Моя квартира долгое время была местом, где производилось следствие по поводу взрыва… Досталось мне за это время! Овсянников и Ходкевич[11] заключены в тюремный замок, прочие отданы на поруки впредь до решения дела. Жаль мне их всех.

 

Л. 418 об.

 

В связи со взрывом производиться следствие о расхищении книг из фундаментальной библиотеки, главным образом журналов: «Отеч[ественные] Зап[иски]», «Знание», «Совр[еменное] Дело», «Вестник Евр[опы]» и проч[ее]. Обвиняется, между проч[им], Ходкевич. Вот сторонушка: никакие замки и запоры не в состоянии оградить чужую собственность от покушений.

Основная тенденция всех этих деяний следующая: нынешнее начальство старается погасить просвещение, обратить воспитанников из свободных и развитых – в рабов и идиотов, но такой порядок вещей нетерпим, следовательно, всем честным и благомыслящим людям надо протестовать – и как можно громче против этого, и при том так, чтобы начальство, запуганное, отказалось от своей программы и возвратило старые вольности. Взрывы есть лучшее к этому средство; устройство библиотеки из похищенных книг – также. Видите, сколько лукавства! Но довольно об этом.

Когда же вы женитесь? Вам надо занять должность третьего помощника инспектора

 

Л. 419

 

и жениться.

О. Палладий* прислал мне очень любезное письмо с нового места[12]. Радуюсь, что ему удалось переместиться поближе к Вологде.

Прощайте! Душевно вас уважающий и преданный

М. Зиоров».

 От 30 марта 1888 г. о. архимандрит Николай писал:

«Достолюбезнейший Н[икифор] А[лександрови]ч.

Ваше письмо от 20 марта я получил только сегодня, т[о] е[сть] 30-го. Вероятно, Волга послужила причиной запоздания. Справьтесь, пожалуйста, как-нибудь в архиерейском доме, было ли получено мое письмо на имя преосвящ[енного] Иоанникия[13], или же нет? Удивляюсь, что он мне не отвечает доселе! Я, между прочим, писал ему и просил, чтобы он был любезнее и внимательнее к моим ученикам, если кто-нибудь из них обратится к нему с какой-либо просьбой и нуждой… Очень жаль, если он не получил моего письма. Из письма вашего я усматриваю, что у вас еще и доселе зима, а мы уже по-весеннему. Вы мне не писали, существует ли на белом свете Сергей Попов**? Если существует, то пожалуйста

* Палл[адий] Конст[антинович] Сергиевский, мой товарищ, был священником и Широгорье, а затем уехал в Сибирь. Дальнейшая судьба его неизвестна.

** Сергей Алексеев. Попов, певчий семин[арского] хора, бас; по окончании семинарии был священником в Кичменгском городке Никольского уезда, где и умер.

 

Л. 419 об.

 

похлопочите, чтобы мне переписали ноты: «Покой Спасе» П. Л. Лосева, «Ездил Белый русский Царь» и другие гимны и песни, которые пелись у нас в зале во время разных случаев. Если бы это можно было сделать до Пасхи. Переписчикам я заплачу, сколько вы признаете нужным. Потрудитесь пожалуйста для меня, а я постараюсь когда-нибудь отблагодарить и вас. Что И. Н. Суворов ничего не пишет мне? Уж не гневается ли на меня? Я ему сделал свое «безобразие», но не знаю, получил ли он? Справьтесь, пожалуйста.

Помнится мне, я видел в какой-то фотографии (кажется у Духова мон[астыря]) виды Вологды. Узнайте, что они будут стоить, если купить их?

Что за история случилась с воспитанн[иком] Ермолиным? Слышно, что он посажен в тюремный замок за какое-то письмо Пермякову*. Интересно знать подробности.

 

* Случай такой действительно был, и даже не единственный: ученик II кл[асса] Ермолин[14] послал письмо купцу Пермякову[15] с требованием от него денег (суммы не помню), которые должны быть положены в указанное место на бульваре. Пермяков дал знать полиции. В указанное время Ермолин явился на бульвар и был взят полицией. Ермолин немедленно был уволен из семинарии, но сидел ли в тюрьме, не помню.

 

Л. 420

 

Наш о. инспектор приехал 20 февраля. Он очень благообразен и вместе с тем – благодушен. Живем мы между собой мирно. Нынешним летом я намерен отправиться в путешествие чрез Москву, Киев, Одессу, Елизаветград, Харьков, Тулу, Рязань, Смоленск, Могилев. Хочется побывать на юбилее Крещения Руси в самом Киеве. А что, если мы где-либо встретимся в Москве с вами? Было бы недурно.

Где теперь Васютка Лосев?*

Передайте мое почтение всем помнящим меня – и особенно В. В. Смелкову, А. Н. Макарьину, А. Д. Брянцеву, В. С. Карпову, Е. Н. Спасскому, П. А. Бартеневу, о. Н. Попову, о. К. Маслову, о. инспектору[16] с супругой… Воспитанникам, помнящим меня, также поклон, привет и всяческие благожелания. Я, слава Богу, здоров. Делом своим «не скучаю» (говорю по-вологодски). Служу очень часто с архиереем в соборе.

Прощайте! Сердечно обнимаю вас со всяческими благожеланиями искренно вас любящий архим[андрит] Николай, ректор Могилев[ской] дух[овной] семинарии».

* Племянник ректора прот[оиерея] П. Л. Лосева, учился только до II кл[асса] семинарии. Как по успехам, так и по поведению не отличался исправностью.

 

Л. 420 об

Список воспитанников Вологодской духовной семинарии, в 1884 году окончивших курс.

И сколько нет теперь в живых

Тогда веселых, молодых…

В 1-м разряде:

  1. Глубоковский Николай Никанорович. По окончании Академии первым кандидатом-магистрантом Н[иколай] Н[иканорови]ч был оставлен при Академии стипендиатом для приготовления к профессуре по кафедре общей церк[овной] истории. За неимением свободных профессорских в своей академии вакансий Г[лубоковс]кий был назначен преподавателем св[ященного] писания в Воронежскую семинарию, но пробыл здесь лишь год вследствие назначения в Санкт-Петербургскую академию на кафедру св[ященного] писания Нов[ого] Завета. Академическая карьера Н[иколая] Н[иканорови]ча шла очень быстро: в 1894 г[оду] он стал э[кстра]-ординарным профессором, а в 1897 г[оду] был избран ординарным профессором и утвержден в степени доктора богословия. Несколько раз он приглашался на профессорские кафедры в Московский и Петроградский университеты. По закрытии академии Н[иколай] Н[иканорови]ч состоял профессором Петро-

 

Л. 421

 

градского университета. В 1921 г[оду] он выехал за границу и в настоящее время находится в г[ороде] Софии (Болгария), где читает лекции как в университете, так и в дух[овной] академии.

  1. Поляков Василий Григорьевич, по окончании Московской академии и по принятии священного сана был настоятелем Устюжского Прокопиевского собора. Умер.
  2. Озерков Николай Иванович по окончании Москов[ской] академии, состоял учителем Тотеского дух[овного] училища. Умер в июле 1924 г[ода].
  3. Суровцов Александр Иванович. Кончил Казанскую академию, куда поступил через год после окончания семинарии уже в сане священника. Умер*.
  4. Попов Прокопий Михайлович. По окончании семинарии в течение года состоял надзирателем за учениками Волог[одского] дух[овного] училища, затем был назначен во священники к Шолгской Троицкой ц[еркви] Никол[ьского] у[езда]. Имел сан протоиерея. Расстрелян в 1918 году.

 

* См. 380 стр. об.

 

Л. 421 об

 

  1. Попов Ямвлих Константинович поступил в Московскую академию, где, будучи студентом 4 курса, умер.
  2. Ильинский Никифор Александрович. С 1885–1919 г. находился на службе в семинарии сначала в должности надзирателя (до 1889 г[ода]), а затем помощника инспектора, с 1918-1921 г. был секретарем в Рабкрине, теперь учит[ель] в школе 2 ст[упени] и медтехникуме.
  3. Павлов Николай Яковлевич[17] был священником при Спасо-Угольской ц[еркви] Волог[одского] уезда. Умер.
  4. Углецкий Василий Николаевич[18]. В настоящее время протоиерей в г[ороде] Устюге. Умер в Устюж[ской] тюрьме в августе 1931 г ода.
  5. Правдин Николай Дмитриевич. Был чиновником в удельном ведомстве в г. Вельске. Умер.

 

Л. 422

 

  1. Попов Разумник Константинович[19] был псаломщиком в Вологод[ском] уезде. Умер.
  2. Малевинский Владимир Вячеславович священствовал в с[еле] Леденгском Тотем[ского] у[езда]. Умер.
  3. Малевинский Александр Львович – священник в Устюжском у[езде]. Умер 4 июня 1928 г[ода].
  4. Кедровский Николай Николаевич был псаломщиком при одной из церквей г. Вологды. Умер.
  5. Люцернов Дмитрий Михайлович, по окончании Петерб[ургской] академии был священником при Почтамтской ц[еркви] гор[ода] Петербурга, а затем настоятелем собора в одном из уездных городов Петерб[ургской] губ[ернии]. Умер.
  6. Барков[20] Дмитрий Анемподистович был священником сначала в Кадник[овском], а затем в Никол[ьском] у[ездах]. Умер.

 

Л. 422 об.

 

  1. Туров Алфей Александрович, по окончании семинарии был недолгое время учителем пения в сем[инарии], затем состоял священником и уездным наблюдателем церков[ных] школ в Сольвыч[егодском] уезде. Умер.
  2. Сергиевский Палладий Константинович. Был священником в Широгорье, отсюда уехал в Сибирь. Жив ли, неизвестно.

Жив, здравствует и священствует в Томской губ[ернии]*. Умер.

  1. Беляев Алексей Сергеевич[21] последний год своего обучения в семинарии был регентом семинарского хора. По окончании семинарии поступил во священники в Верховажский собор и здесь имел сан протоиерея, по выходе за штат умер 24 марта 1926 г[ода].
  2. Пономаревский Николай Иванович[22], по окончании семинарии был сначала священником в г[ороде] Тотьме, затем проходил должность инспектора классов Волог[одского] епарх[иального]

 

* Письмо его ко мне от 25/1-1928 года.

 

Л. 423

 

училища, в настоящее время в сане протоиерея настоятель церкви при Горбачевском кладбище г[орода] Вологды.

  1. Кулаков Викторин Александрович был священником при Морозовской ц[еркви] Вельск[ого] у[езда]. Умер.
  2. Туров Дий Александрович был священником при Тавренгской ц[еркви] Вельского у[езда]. Умер.

 

Во 2-м разряде:

  1. Коржавин Григорий Степанович[23] был священником в Арханг[ельской] губ[ернии]. Умер.
  2. Попов Владимир Александрович[24] священствовал в Никол[ьском] уезде. Теперь за штатом. Умер.
  3. Преображенский Митрофан Иванович был учителем образц[овой] школы сначала Архангельской, а потом Волог[одской] семинарии. В последнее время состоял псаломщиком при Ильинской ц[еркви] г[орода] Вологды. Умер*.
  4. Славин Александр Николаевич[25] был священником, а затем по снятии сана служил в Грязов[ецком] земстве. Умер.

 

* 11/24 мая 1918 года.

 

Л. 423 об.

 

  1. Шергин Иван Николаевич[26] – священник в Никол[ьском] уезде. Умер.
  2. Доброумов Николай Матвеевич[27] был священником в Кадник[овском] у[езде]. Умер.
  3. Шутов Николай Прокопьевич[28]. Был священником. Умер.
  4. Попов Матвей[29]. Был чиновником в Каз[енной] палате. Умер.
  5. Чижев Алексей Александрович[30]. В настоящее время митрофорный протоиерей в г[ороде] Устюге. Умер в Устюжской тюрьме в августе 1931 года.
  6. Юлин Николай Михайлович[31]. Вскоре после окончания курса умер.
  7. Дмитревский Аркадий Александрович[32]. Священствовал в Кадник[овском] у[езде]. Умер.
  8. Жаворонков Александр Вениаминович[33] сразу после окончания курса был назначен во священники к Троицкой Подлесной ц[еркви] и здесь вскоре умер.
  9. Леопардов Евлогий Акиндинович[34] священствует в Кадник[овском] уезде. Умер.

 

Л. 424

 

  1. Панцырев Николай Алексеевич[35]. Все время священствовал при Говоровской ц[еркви]. Умер в сане протоиерея в марте 1925 г[ода].
  2. Юшков Александр Владимирович[36] был священником в Кадник[овском] у[езде]. Умер.
  3. Быстров Михаил Михайлович[37]. В настоящее время протоиерей в Яренском у[езде]. Умер в 1938 г[оду].
  4. Патоков Алфей Вячеславович[38] – священник в Никол[ьском] у[езде]. Умер в 1932 г[оду].
  5. Кулаков Дмитрий Анемподистович[39] – был священником в Вельск[ом] уезде. Умер.
  6. Пахолков Александр Иванович[40]. Священствовал в Вельск[ом] у[езде]. Умер.
  7. Шейбухов Владимир Иванович[41]. Священствовал в Вологод[ском] у[езде]. Умер.
  8. Брянцев Павел Александрович[42] – священник в Волог[одском] у[езде].
  9. Попов Николай Самуилович[43] – священник в Никол[ьском] у[езде]. Умер.

45 Диакон Богословский Стефан Петрович по окончании курса был экономом семинарии, затем диаконом на Введен[ском] кладбище, где и умер.

 

Продолжение в следующей книге.

Лист после 428. Не пронумерован.

Алфавитный указатель лиц, упомянутых в «Воспоминаниях»

 

Агренев-Славянский 312

Агрономов 274 об., 276, 385, 311

Александров 412

Алексий еп. 258, 315

Антоний Быстров 356 об.

Антоний Флоренсов 245 об., 355 об.

Аполлосов 42 об.*

Архангельский 402

Бабушкина 232

Бабушкин 240

Базилевский 27

Банович 321

Баранов 413

Бартенев 132 об., 138, 139–142

Басов 392

Басистов 407 об.

Бачалдин 390

Белихов 242 об.

Белков 236

*Арсений 268

 

Л. об.

 

Берсенев 220 об., 401 об.

Белявский 372

Беляновский 344

Баженов 407

Благовещенский 382

Богданов 306

Богословский Н.К. 62 об.

Богословский К.А. 380 об.

Богословский С.П. 132 об., 404 об.

Богоявленский 210–403

Брянцев 73, 116, 223, 298, 400 об.

Бурсиков 264 об.

Бурцев 287, 293 об., 383 об.

Вальский 21 об.

Ванчаков 289 об.

Варнава 361

Василий Лузин 258 об.

Васильев 228

Введенский А. И. 160, 398 об.

Вилинский 339

Введенский А.Е. 386

Волоцкой 100

 

Л.

 

Воскресенский В. К. 339 об., 386 об.

Воскресенский В. П. 387

Воскресенский А. Н. 404

Воскресенский Ф. К. 407

Виноградов 155, 208*

Гедеон 189 об.

Глебов 402

Глубоковский М. Н. 186 об.

Глубоковский Н. Н. 87 об., 121 об., 125 об, 150

Гвоздев 411 об.

Глаголев 229 об. 385

Головков 405 об.

Голубев 413 об.

Городецкий А. П. 134 об.

Городецкий А. М. 405 об.

Горталов 345

Грацинский 390

Гребенщиков 340

Григоревский 43 об.

Грехнев 36

Григоров 402 об.

Гусев 408

_______

* Вячеславов 402.

 

Л. об.

 

Денницын 389

Доброумов 194, 406

Дышман 412

Емельянов 116 об.

Емельянова 120

Елпидифор 204

Жданов 382 об.

Жульен 77

Заболотский 393

Зайцев 23 об.

Замараев 41 об.

Занин С.П. 408 об.

Занин П.П. 408 об.

Зинченко 131 об., 157 об.

Зиоров 93 об., 127 об., 129 об., 144, 146, 157, 175, 199 об.

Знаменский 41 об.

Ивановский 335

Игнатий 355 об., 404 об.

Израиль 105 об., 160 об., 243

Иконников 406

 

Л.

 

Ильинский А. А. 5

Ильинский Н. А. 60 об., 219 об.

Ильинский Л. И. 65

Ильинский А. А. 90 об.

Ильинский А. Л. 129 об.

Иоанникий 205–206

Ионафан 248 об.

Иннокентий 352 об.

Инсарский 381 об.

Казаков 117

Карпов 93 об., 383

Катков

Капустин 405

Караулов 310

Калошин 156

Кедровский 149

Керский 163–164

Кибардин 375

Киселев 241 об.

Клепфер 409

Кичанов 405 об.

Климент 147 об., 151, 198 об.

Клишин 150, 408

 

Л. об.

 

Комаровский 30, 178 об.

Кормилицын 149 об., 152 об., 179, 228

Копосов 156 об.

Копылов 85 об.

Коноплев 351, 382

Костенко 400

Костров 230

Костямин 215

Кремлевский А.М. 401 об.

Кремлевский П.М. 401 об.

Кубасов 40

Кудрявцев 31 об.

Кузнецов В. И. 40 об.[44]

Кузнецов И. Г. 42, 71

Курсин 388

Куплетский 13 об.

Лаговский 152

Лебедев А. К. 278, 323 об.

Лебедев В. К. 379

Лебедев И. А. рект. 67, 86 об., 92 об., 201, 250 об.

Лебедев И. А. преп. 394

Лебедев Ст. Исид. 45–76

Левитский 84 об.

Лодыженский 309

Лопухин 357

 

Л.

 

Лосев 88, 115

Люцернов 78 об.

Макарьин 93, 392

Малинин 380

Малиновский А. П. 221 об.

Малиновский Н. Пл. 322, 329

Малиновский Н. И. 176–385

Малиновский П. И. 407

Манаков 388

Можаров 69 об., 152, 177, 397 об.

Меньшиков 231

Мягков 407

Нечаев 248 об., 290

Неклюдов 411

Никон 323

Никольский 385

Образцов 52

Одинцов 40 об.

Орлов 382

Орнатский М. И. 62 об., 67 об.

Орнатский П. И. 406 об.

Остроумов И. Д. 389

Остроумов Ст. Ив. 398

Павел – игум. 233 об.

Палладий 393 об.

Петропавловский 44 об.

 

Л. об.

 

Петров 405

Поддьяков 405

Покровский 82 об., 389

Полиевктов Алексей 207, 234

Полиевктов А. Пав. 386

Полиевктов Сер. П. 386

Пестерев 408

Подвинский 360

Полянский 304

Победоносцев 226 об.

Поммер 324

Попов Ал-ей Ив. 71 об.

Попов Вл. Ив. 31

Попов Андрей В. 51 об.

Попова В. И. 120

Попов Дм. Ф. 34–38

Попов Ир. А. 404

Попов Ник. 405 об.

Попов Петр 405 об.

Попов Ник. Ил-ч 189

Попов Сем. 191 об.

Правдин 14

Прозоровский 63 об., 68 об.,

Прокошев 389

Плюснин 118

Пушкин 195

Пшеницын 207 об.

 

Л.

 

Преображенский 407 об.

Проскуряков 407

Рейпольский 88 об.

Резанов 400

Ремов 75 об.

Ретровский 51 об.

Розанов 137

Романов И. П. 388

Романов В.П. 399

Ржаницын 49 об.

Руднев 392 об.

Рыжков 32

Саблер 227

Садоков 128, 402

Селунский 389 об.

Селиванов 383

Скабовский 71, 83, 93

Славин 140 об.

Славароссов 41 об.

Смарогд 161 об.

Смирнов Мих. 405 об.

Смирнов Ив. 385 об.

Смирнов С. В. 399

Соколов Ар. П. 6, 32 об., 47 об., 51

Соколов Л.А. 387 об.

Соколов В. Н. 403 об.

Соколов Як. 143 об.

Соболев Н. 154

Соболев Ф.А. 39, 383

Смелков 387

 

Л. об.

 

Соловьев 240 об.

Соловьева 240 об.

Соломахин 395

Сретенский 378

Спасский П. И. 400

Спасский Е. Н. 174–401

Струменский 345

Сырнев 53

Сысоев 235 об.

Сысоева 236 об.

Суворов Н. И. 38

Суворов И. Н. 388 об.

Сумароков А. А. 405 об.

Сумароков П. Н. 402 об.

Сумароков Н. П. 406 об.

Суровцов А. И. 380 об.

Тихомиров 132

Товиев 403 об.

Триденцев 403

Троицкий В. Н. 6

Троицкий Н. В. 5–10

Туров Алф. 302 об.[45]

Туров А. А. 143

Туров Дий 127

Трубачев 407 об.

Тюрнин 384

Трунев 379

Уаров 396 об.

Успенский 93, 201 об., 263 об.

Феодосий еп. 59–91

Феофан 273

 

Л.

 

Хвалынский 78 об.

Хергозерский 84 об.

Хильтов 361 об.

Чельцов 364 об.

Шадрин 155

Шайжин А. С. 390 об.

Шайжин Н. С. 385 об.

Черняев А. С. 363

Черный 390 об.

Шалауров 391

Шаров 407 об.

Швецов 406 об.

Шляпин А. П. 392

Шляпин Н. А. 51 об.

Экзакустодиан 138

Эсаулов 406 об.

Шрамченко 340 об.

Едский 204

Юнонин 387

Юшина 79

Якубов 195 об., 317 об., 320

Яблонский 192

Храбростин 38

 

Л.

 

В Районный отдел социального обеспечения

Гр[аждани]на Ильинского Никифорова Ал[ександрови]ча.

Заявление

Ввиду ухудшения своего здоровья я нахожусь вынужденным просить ленинградский городской отдел социал[ьного] обеспечения переосвидетельствовать состояние моего здоровья на предмет назначения мне пенсии по II-й группе инвалидности.

Гр[аждани]н Ильинский Н. А.

Жительство имею в г. Ленинграде ул. Халтурина д. №26, кв. 26.

[19]39 г.

 

[1] Владимир Владимирович Клепфер (15.01.1875–04.05.1936). Родился в дворянской семье, отец жандармский полковник в Выборге. Окончил Курскую духовную семинарию (1899), Санкт-Петербургскую духовную академию (1904). С 24.06.1904 преподаватель греческого языка Псковской духовной семинарии, с 16.08.1906 помощник инспектора Одесской духовной семинарии, с 13.01.1908 учитель греческого языка в Белозерском духовном училище, с 30.04.1908 преподаватель французского в Тульской духовной семинарии. С 1910 — священник. С 1910 — законоучитель в Училище садоводства и земледелия. В 1913 — сослан на покаяние в Киево-Печерский монастырь «за симпатии к католичеству». К марту 1914 г. преподаватель Вологодской духовной семинарии до ее закрытия. В 1919 г. принял католичество. Служил в Херсоне, Николаеве, Браилове, Одессе. В 1930 и 1936 гг. арестовывался. Умер в Одесской тюрьме.

ВЕВ. 1914. № 7. С. 127; Список лиц, служащих в Тульской духовной семинарии в 1908-1909 // Тульские епархиальные ведомости. 1908. № 38-39. С. 410; Протокол судового засiдання спецколегii Одеського облсуду у справi римо-католицького духовенства Одещини 21 лютого 1936 р. // З архiвiв ВУЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. 2003. № 2. С. 301; Дворяне книга памяти // Заклеймленные властью http://pkk.memo.ru/page%202/KNIGA/Kv.html

О нем вспоминал выпускник Псковской семинарии А.И. Белинский: «Наружность его при первой встрече вызывала улыбку. На ненормально красном лице у него не было никакой растительности. Длинный с маленькой горбинкой нос, оседланный очками в золотой оправе, висел каким-то крючком над едва заметным узким подбородком, точно приросшим к длинной шее. Под очками прятались маленькие голубые глаза. До некоторой степени он напоминал частично Кюхельбекера Вильгельма, отчасти студента Гоголя. В горле во время разговора у него клокотала слюна, точно он вечно был простужен. Говорил Клепфер преимущественно горлом, брызгал слюной; дикция у него страдала. По характеру Клепфер был человек мягкий, легко поддавался влияниям. С учениками хотел быть на товарищескую ногу: приглашал к себе на чай, на переменах прогуливался с семинаристами по коридорам, вступая в очень интимные разговоры. Хотя он был и близок к нам, был “товарищем”, но всегда казался человеком странным. Семинаристы его и любили, и улыбались при встрече с ним; с улыбочкой передавали разговоры с А. А. (ошибка мемуариста – Н.С.) К Клепферу не было уважения, хотя он преподавал неплохо, в его личной жизни не было ничего зазорного. Он был для нас homo novus. А.В. Кондратеня. Воспоминания А.И. Белинского // Псков. 2019. № 50. С. 252.

[2] Павел Михайлович Быстров (18.12.1889 – ?) – сын священника села Корткерос, Устьсысольского уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1910), Киевскую духовную академию (1914). С 15.09.1914 псаломщик Выколупкинской Николаевской церкви Вологодского уезда, с 01.09.1915 псаломщик Богородской Нижнедольской церкви, с 06.02.1918 до 03.09.1918 псаломщик Вологодской градской Верхнедольской церкви. Преподавал в Вологодском епархиальном женском училище и Вологодской духовной семинарии. Выпускники КДА. Т. 1. С. 232-233. Быстров Павел Михайлович // Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=7297

[3] Иоанн Иоаннович Костров (29.05.1860 – 06.01.1928) – окончил Вологодскую духовную семинарию (1880). С 02.10.1880 по 12.09.1884 учитель пения Вологодской семинарии, с 30.08.1884 священник Димитриевской Наволоцкой церкви г. Вологды. С 16.10.1880 по 15.08.1885 учитель латинского языка Вологодского духовного училища, далее до сентября 1902 г. учитель пения того же училища, далее по сентябрь 1906 г. учитель русского языка того же училища. С 1894 по 1896 г. духовник духовенства 3 округа г. Вологды. См. Клировая ведомость Димитриевской что на Наволоках церкви г. Вологды за 1917 г. // ГАВО. Ф. 1063. Оп. 13. Д. 75. Л. 4 об. – 5 об.

[4] Дмитрий Алексеевич Неклюдов (ок. 1826 – 08.10.1892) – сын причетника Васильевской Едковской церкви Вологодского уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1848), во время обучения в семинарии окончил курс Санкт-Петербургской придворной капеллы. С 25.05.1852 по 19.07.1887 служил священником в Вологодской градской Георгиевской церкви. Был регентом архиерейского хора. С 1869 по 1878 г. преподаватель пения в Вологодской духовной семинарии. См. Священник Димитрий Алексеевич Неклюдов (некролог) // ВЕВ. 1892. № 21. С. 255-256; ВЕВ. 1879. № 3. С. 62; Дмитрий Алексеевич Неклюдов // Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=4877

[5] Владимир Андреевич Гвоздев, преподаватель музыки в Вологодской губернской гимназии.

[6] Андрей Николаевич Дышман (ум. в феврале 1951 г.) – окончил Московскую консерваторию. После революции работал в г. Шуе и в Ивановском музыкальном училище, был дирижером Ивановского духового оркестра госцирка. Заслуженный артист РСФСР. «Жесткий, суровый, деспотичный по своей натуре, он мог заставить заниматься самых нерадивых учеников, умел прививать им любовь к своему инструменту и выбранной профессии. Андрей Николаевич был очень колоритной фигурой: в учи­лище еще и сейчас не забыты рассказы о всевозможных исто­риях и сценах, происходивших в его классе. Но за внешней шумливостью и эксцентричностью неизменно скрывался очень требовательный, серьезный музыкант, не терпевший в игре уче­ников бесцветности и равнодушия» (Ю. Л. Ефимова. Ивановское музыкальное училище. Ярославль, 1979).

[7] Василий Александрович Александров (ум. в октябре 1928 г.) – преподаватель музыки в Вологодской мужской гимназии и в Вологодском реальном училище. См. памятные книжки.

[8] Епископ Сергий (Спасский; 1830–1904) в 1886 г. был епископом Могилевским и Мстиславским.

[9] Попов Прокопий, студент семинарии, выпускник 1884 г, однокурсник Н.А. Ильинского.

[10] 1887 г.

[11] Ходкевич Василий; предположительно студент 2-го курса (на момент написания письма). Выпускник Могилевской духовной семинарии 1889 г., по второму разряду.

[12] Видимо, речь идет о переезде из с. Ирта в с. Дубники. См. о нем выше.

[13] Епископ Иоанникий (Казанский), с февраля 1888 г. епископ Великоустюжский, викарий Вологодской епархии.

[14] В начале 1888 г. во втором классе Вологодской семинарии были Дмитрий Ермолин и Зосима Ермолин.

[15] Возможно, известный купец Дмитрий Сергеевич Пермяков (1835–1894), основатель ремесленного училища в Вологде.

[16] Священник Петр Успенский.

[17] Николай Яковлевич Павлов (ум. 06.07.1905) – окончил Вологодскую духовную семинарию (1884), с 04.08.1885 диакон Николаевской Побережской церкви Грязовецкого уезда, с 28.12.1886 священник Спасоугольской церкви Вологодского уезда, с 18.05.1890 перемещен к Николаевской Елданской церкви того же уезда. См. Павлов Николай // Православные приходы и монастыри Севера: http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=6810

[18] Василий Николаевич Углецкий (22.03.1864 – август 1931) – сын священника Вилегодской Ильинской церкви Сольвычегодского уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1884), с 12.08.1885 по сентябрь 1888 г. псаломщик Тотемской градской Иоанно-Предтеченской церкви, с 22.12.1888 псаломщик Богородицкой Верхнедольской церкви г. Вологды, с 10.05.1890 священник Георгиевской Краснораменской церкви Грязовецкого уезда, с 31.12.1899 священник Владимирской Поченгской церкви Вологодского уезда, с 07.05.1907 священник церкви св. праведного Иоанна Устюжского. С 27.07.1917 протоиерей. Женат на Александре Александровне Голубевой (15.04.1864 г.р.). Клировая ведомость церкви Иоанна Праведного г. Устюга за 1917 г. // ГАВО. Ф. 1063. Оп. 1. Д. 401. Л. 3 об. – 4.

[19] Разумник Константинович Попов (ок. 1863 - 01.12.1890) – сын псаломщика Усть-Сысольского Троицкого собора. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1884). С 04.04.1885 псаломщик Усть-Сысольского собора, с 25.01.1886 псаломщик Николаевской Никулинской церкви Вологодского уезда, с 22.08.1887 переведен к Вологодской градской Воскресенской церкви. Женился на дочери священника Оларевской Николаевской церкви Валентине Венедиктовне Костровой. С 26.02.1888 диакон с оставлением на псаломщической вакансии. С 03.06.1889 священник Николаевской Оларевской церкви Вологодского уезда. Ямвлих Константинович Попов был, вероятно, братом Разумника Константиновича и был его поручителем на венчании. См. Клировая ведомость Вологодской градской Воскресенской церкви за 1888 г. // ГАВО. Ф. 1063. Оп. 11. Д. 15. Л. 284 об; Попов Разумник // Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=6911; Метрическая книга Николаевской Оларевской церкви за 1887 г. // ГАВО. Ф. 496. Оп. 38. Д. 18. Л. 37 об. – сведения Г.В. Смирновой.

[20] Дмитрий Анемподистович Барков (ок. 1863 – 05.10.1915) – окончил Вологодскую духовную семинарию (1884). С 20.08.1884 псаломщик Тотемской градской Сретенской церкви, с 15.09.1885 священник Явенгской Покровской церкви Кадниковского уезда, с 17.11.1897 перемещен к Димитриевской Георгиевской церкви Устюжского уезда, с 16.05.1904 перемещен к Троицкой Пушемской церкви Никольского уезда. 08.08.1914 уволен за штат. С 09.11.1914 определен к Иоанновской Остроконской церкви. Барков Димитрий // Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=6758

[21] Алексей Сергеевич Беляев (09.03.1864–24.03.1926) – сын диакона Введенской Ракулевской церкви Вологодского уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1884), с 24.02.1885 псаломщик Царе-Константиновской церкви г. Вологды, с 21.11.1885 диакон Успенского Верховажского собора Вельского уезда, с 20.11.1888 священник того же собора. Законоучитель мужского и женского приходских училищ. С 08.09.1898 по 01.05.1904 благочинный 2 округа церквей Вельского уезда. С января 1898 г. заведующий Епархиальной свечной лавки при соборе. С 06.10.1898 член-сотрудник Церковно-Археологической комиссии при Вологодском епархиальном древлехранилище. С 22.12.1900 член-сотрудник Императорского Палестинского общества. Автор сочинения: А.С. Беляев. История Верховажского посада. Вельск, 2010. См. Клировая ведомость Верховажского Успенского собора за 1909 г. // ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 260. Л. 339-339 об. – по сведениям О.Н. Ивановой.

[22] Николай Иванович Пономаревский (28.04.1861–01.12.1937) – сын священника Вологодской епархии. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1884). С 03.06.1885 диакон Боровецкой Воскресенской церкви Вологодского уезда, с 22.02.1887 священник Тотемского Богоявленского собора. Наблюдатель церковно-приходских школ по Тотемскому уезду с 16.11.1887 по 1896 г. С 18.04.1888 по 1896 г. духовник Тотемского духовного училища. Учитель зырянского языка Тотемской учительской семинарии с 18.09.1889 по 1896 г. С 11.08.1896 инспектор Вологодского епархиального женского училища и законоучитель с причислением к причту Успенского женского монастыря. С 17.10.1902 настоятель домовой Введенской церкви при Епархиальном училище. С 12.11.1907 настоятель Лазаревской церкви на Горбачевском кладбище. С 1918 г. протоиерей. Расстрелян. Р.А. Балакшин. Церковь Лазаря Четверодневного что на Горбачеве. Вологда, 2015. C. 89-90; Список лиц, служащих в духовно-учебных заведениях Вологодской епархии в начале 1905-1906 учебного года // ВЕВ. 1905. № 22. С. 322; Клировая ведомость Лазаревской церкви на Горбачевском кладбище за 1918 г. // ГАВО. Ф. 1063. Оп. 21. Д. 45. Л. 4 об. – 5 об.

[23] Григорий Степанович Коржавин (ок. 1864 г.р.) окончил Вологодскую духовную семинарию (1884). С 12.11.1884 псаломщик Вологодской градской Вознесенской церкви. С 08.12.1885 священник Среднепогостской Христорождественской церкви Сольвычегодского уезда. С 1890 г. священник Кодемской церкви Шенкурского уезда Архангельской губернии. С 07.05.1894 переведен в Уздренский приход того же уезда. 04.08.1895 уволен. С 08.12.1895 назначен священником в Кестенгский приход Кемского уезда. С 13.02.1896 перемещен к Кушерецкой церкви Онежского уезда. С 11.12.1896 уволен. С 05.02.1897 псаломщик Вознесенского прихода Архангельского уезда. 12.04.1899 уволен. См. Коржавин Григорий Стефанович // Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=1693

[24] Владимир Александрович Попов (ок. 1869 г.р.) окончил Вологодскую духовную семинарию (1884). Священник Кумбесерской Покровской церкви Никольского уезда, с 06.12.1907 перемещен к Христорождественской Носковской церкви того же уезда. 11.11.1911 уволен за штат. См. Исповедная ведомость Христорождественской Носковской церкви Никольского уезда за 1915 г. // ГАВО. Ф. 1063. Оп. 1. Д. 829. Л. 4 б; Попов Владимир // Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=9167

[25] Александр Николаевич Славин окончил Вологодскую духовную семинарию (1884). С 17.01.1885 псаломщик Чакульской Преображенской церкви Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. С 26.06.1886 перемещен к Вологодской градской Сретенской церкви. С 07.12.1886 диакон Николаевской Комьянской церкви Грязовецкого уезда. С 25.10.1887 священник Монзенской Успенской церкви того же уезда. С 12.05.1888 переведен к Христорождественской Брюховской церкви того же уезда. 23.01.1893 по прошению уволен от места. 10.12.1894 уволен по повторному прошению. Исправлял обязанности священника Кокоринской Ильинской церкви Никольского уезда. С 22.11.1896 г. штатный священник. В 1897 г. уволен за штат, лишен сана. Далее служил в земстве. См. Славин Александр // Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=6785

[26] Иоанн Николаевич Шергин (ок. 1863 г.р.) окончил Вологодскую духовную семинарию (1884), с 10.09.1884 псаломщик Вохомской Троицкой церкви Никольского уезда Вологодской губернии. С 05.06.1888 диакон Вохомской Черновской Николаевской церкви. С 10.03.1896 младший священник Николаевской церкви в с. Никольском Никольского уезда. См. Шергин Иоанн // Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=6766

[27] Николай Матвеевич Доброумов (ок. 1861 – после 1917) окончил Вологодскую духовную семинарию (1884), с 25.02.1885 псаломщик Михайло-Архангельской Больше-Ельминской церкви Вологодского уезда, с 04.05.1886 священник Васильевской Кубеницкой церкви Кадниковского уезда.С 01.12.1916 духовник 5-го благочиннического округа. См. Клировая ведомость Васильевской Кубеницкой церкви Кадниковского уезда за 1916 г. // ГАВО. Ф. 1063. Оп. 1. Д. 147. Л. 3 об.

[28] Николай Прокопьевич Шутов (1861-?). 1884 – произведен во священника и назначен и.д. настоятеля Георгиевской Устиновской церкви Вологодского уезда. Шутов Николай http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=6770

[29] Матвей Александрович Попов (ок. 1864 – после 1917) – к 1916 г. столоначальник Вологодской казенной палаты.

[30] Алексей Александрович Чижов (1863-авг. 1931) – сын псаломщика Вологодской епархии. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1884). Псаломщик Флоро-Лаврской Павлопредтечинской церкви Грязовецкого уезда. С 06.10.1884 диакон той же церкви. С 08.09.1887 священник Устюжской Варваринской градской церкви. С 03.02.1897 священник Иоанно-Предтеченского женского монастыря. С 28.08.1888 законоучитель и учитель пения женского начального училища. С 17.09.1896 благочинный церквей г. Устюга. Умер в Устюжской тюрьме. См. ВЕВ. 1899. № 17. С. 367-368.

[31] Николай Михайлович Юлин (ум. 23.04.1887) окончил Вологодскую духовную семинарию (1884). С 17.09.1884 псаломщик Успенского собора г. Устюга. См. Юлин Николай // Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=6767

[32] Аркадий Александрович Дмитревский (13.09.1864–21.05.1913) – сын священника Петро-Павловской Слободской церкви Кадниковского уезда Окончил Вологодскую духовную семинарию (1884). С 13.02.1885 псаломщик Богородской Комельской церкви Грязовецкого уезда. С 16.06.1885 диакон той же церкви. С 03.04.1888 священник Крестовоздвиженской Каменской церкви Кадниковского уезда. См. Дмитревский Аркадий Александрович // Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=2442

[33] Александр Вениаминович Жаворонков (ок. 1861–1889) – сын священника Верюжской Введенской церкви Вельского уезда Вениамина Архиповича Жаворонкова. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1884). 25.11.1884 священник Троицкой Подлесновской церкви Вологодского уезда. С 23.10.1885 законоучитель им же открытой Троицкой Подлесной церковно-приходской школы. Женат на дочери умершего священника той же церкви Раисе Яковлевне Смирновой. См. Клировая ведомость Троицкой Подлесной церкви Вологодского уезда за 1885 г. // ГАВО. Ф. 1063. Оп. 68. Д. 34. Л. 5 об. -6; Жаворонков Александр // Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=6773

[34] Евлогий Акиндинович Леопардов (12.08.1861 – после 1918) – сын диакона Покровской Сямской церкви Вологодского уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1884). С 30.09.1884 диакон Устюгском Успенском соборе. С 08.11.1886 священник Георгиевской Фрязиновской церкви Вологодского уезда. 19.02.1891 по прошению перемещен к Преображенской Карачуновской церкви Кадниковского уезда Вологодской губернии. С 30.03.1891 законоучитель Карачуновского земского училища. С 13.09.1914 по прошению перемещен к Никольской Зубовской церкви того же уезда. С 10.10.1914 законоучитель 2-го и 4-го Катромских земских училищ. 1916 г. См. Клировая ведомость Николаевской Зубовской церкви за 1916 г. // ГАВО. Ф. 1063. Оп. 1. Д. 818. Л. 3 об. – 4; Г. Ивашутина. Откуда пошли Леопардовы? История одной фотографии // Газета Призыв. Харовск. http://gazeta-priziv.ru/новости/культура/откуда-пошли-леопардовы-история-одной-фотографии.html

[35] Николай Алексеевич Панцырев (12.06.1862 – март 1925) – сын протоиерея Богородицерождественской Говоровской церкви Вологодского уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1884). С 20.08.1884 псаломщик Спасо-Преображенской Бруснишенской церкви Вологодского уезда. С 22.03.1887 диакон Воскресенской Боровецкой церкви того же уезда, состоял учителем пения при Боровецкой земской школе. С 02.02.1888 священник Говоровской церкви. См. Клировая ведомость Богородицкой Говоровской церкви Вологодского уезда за 1917 г. // ГАВО. Ф. 1063. Оп. 41. Д. 77. Л. 174 об. – 176 об.

[36] Александр Владимирович Юшков (ок. 1859 – 01.01.1910) окончил Вологодскую духовную семинарию (1884). С 27.02.1885 псаломщик Николаевской Карачевской церкви Вологодского уезда. С 06.04.1886 диакон Ильинской Уфтюжской церкви Кадниковского уезда. С 23.04.1889 священник Христорождественской Кубеницкой церкви Кадниковского уезда. Священник Ильинской Уфтюжской церкви. См. Юшков Александр // Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=6788

[37] Михаил Михайлович Быстров (1863-1938) – сын протоиерея Яренского Преображенского собора. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1884). С 1884 г. Учитель Часовского народного училища Яренского уезда. С 1888 г. священник Корткеросской Никольской церкви Усть-Сысольского уезда. См. Малыхина А.Г., Фадеева Н.В. История церквей и духовенства Коми края. Сыктывкар 2021. С. 157.

[38] Алфей Вячеславович Патоков (ум. 1932) окончил Вологодскую духовную семинарию (1884). С 04.08.1884 псаломщик Халезской Введенской церкви Никольского уезда Вологодской епархии. С 15.12.1885 диакон. С 18.02.1888 священник Уфтюжской Преображенской церкви Устюжского уезда. С 02.03.1902 перемещен к Николаевской Ягрышской церкви Сольвычегодского уезда. С 09.06.1907 Пинежский окружной миссионер. С 12.11.1907 перемещен к Бобровской Николаевской церкви Устюжского уезда. Оставлен на месте? С 02.01.1912 перемещен к Георгиевской Димитриевской Наволоцкой церкви Устюжского уезда. Оставлен на месте? С 19.06.1916 перемещен к Николаевской Нимендской церкви того же уезда, с 08.08.1916 к Ягрышской Николаевской церкви Сольвычегодского уезда. См. Патоков Алфей // Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=6563

[39] Возможно, о нем: Кулаков Дмитрий // Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=12096. Требует уточнения.

[40] Александр Иванович Пахолков (ум. 13.03.1901) окончил Вологодскую духовную семинарию (1884). С 19.11.1884 псаломщик Богородской Теплогорской церкви Устюжского уезда. С 17.08.1886 священник Шабановской Казанской церкви Вельского уезда. С 17.07.1892 перемещен к Николаевской Ихалицкой церкви Тотемского уезда. Уволен. Пахолков Александр // Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=6774

[41] По, вероятно, к нему относящимся сведениям. Владимир Иванович Шейбухов (ок. 1860 - 30.11.1899) окончил Вологодскую духовную семинарию (1884). С 12.12.1884 псаломщик Богородской Лысогорской церкви Кадниковского уезда Вологодской губернии. С 11.10.1887 священник Васильевской Межурковской церкви того же уезда. Священник Благовещенской Ербуговской церкви Вологодского уезда. Похоронен на Горбачевском кладбище. См. Шейбухов Владимир // Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=6779; Метрическая книга Вологодской градской Иоанно-Предтеченской Пустынской церкви за 1899 г. // ГАВО. Ф.496. Оп. 23. Д. 14. Л. 107об.

[42] Павел Александрович Брянцев окончил Вологодскую духовную семинарию (1884). С 17.05.1885 псаломщик Кадниковского собора. С 28.07.1888 переведен к Вологодской градской Введенской кладбищенской церкви. С 07.08.1888 диакон, а с 30.04.1889 священник той же церкви. См. Брянцев Павел // Православные приходы и монастыри Севера. http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=6820

[43] Возможно, сын священника Маркушевской церкви Тотемского уезда Самуила Попова (ум. 1875).

[44] Ошибка 39 об.

[45] Следует поменять местами ссылки Турова Алфея Александровича и Турова Александра Алфеевича.

 

Источник: Богослов.Ru

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9