Спасо-Вифанский монастырь и первые жития преподобного Серафима Саровского
В статье доктора филологических наук, профессора, члена-корреспондента АН Республики Татарстан, научного сотрудника Перервинской духовной семинарии.Владимира Ивановича Мельника исследуется вопрос о связях Троице-Сергиевой Лавры и Спасо-Вифанского монастыря с фактом опубликования первых житий преподобного Серафима Саровского. Подчеркивается, что первые жития, написанные в 1840-х гг. учениками прп. Серафима, создавались в стенах Лавры и Спасо-Вифанского монастыря, поскольку после кончины старца в январе 1833 г. в течение полугода все его ученики были вынуждены покинуть Саровскую пустынь и перейти под покровительство настоятеля Лавры прп. Антония (Медведева), а значит, и свт. Филарета (Дроздова), активно участвовавших в продвижении публикаций через Духовную цензуру. Цензуровал духовные наставления прп. Серафима и первое житие 1841 г., автором которого был лаврский иеромонах Сергий (Васильев), ректор Вифанской духовной семинарии архимандрит Агапит (Введенский).
Статья

Первые жития прп. Серафима Саровского были написаны свидетелями его праведной жизни, насельниками Саровской пустыни. Степень авторитетности каждого из житий до сих пор обсуждается, а потому обстоятельства их написания (и фигуры авторов) имеют чрезвычайно важное значение и требуют пристального внимания.

Перед исследователями житий более раннего периода проблема авторства практически не стояла. Однако в новое время она может стать актуальной. Так, например, в авторитетном исследовании Т. Р. Руди «Ранние жития Серафима Саровского: вопросы литературной истории» говорится фактически о двух первых житиях прп. Серафима, третье же, автором которого является иеромонах Иоасаф (Толстошеев), не рассматривается, поскольку мутные волны «дивеевской смуты» 1840–1860-х гг. вольно или невольно докатываются до наших дней и влияют на мнение ученых. Т. Р. Руди пишет: «Третьим[1] бытописателем Саровской пустыни, опубликовавшим в 1849 г. новый текст жизнеописания отца Серафима, а также очерк жизни основательницы Дивеевской обители Агафьи Семеновны Мельгуновой, был иеромонах Иоасаф, ранее — монах Саровской пустыни Иоанн Тихонов. Иеромонах Иоасаф, самоуверенно называвший себя учеником преподобного Серафима, оставил по себе впоследствии печальную славу, добившись соединения двух женских Дивеевских общин в одну, что стало началом многих бед дивеевских стариц. Л. М. Чичагов (впоследствии архим. Серафим) считал роль Иоанна Тихонова в истории Дивеевской обители губительной, а самого его называл лжеучеником Серафима. Итак, обратимся к текстам первых жизнеописаний Серафима Саровского, составленным людьми, близко его знавшими»[2].

Строго научный подход заключается, однако, в том, что при сомнении в авторитетности сведений следует тщательно аргументировать свою позицию. Несмотря на то что автор ссылается на замечательную для своего времени «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» архимандрита Серафима (Чичагова), она ничего не сказала по существу того житийного текста, который принадлежит о. Иоасафу (Толстошееву). Между тем в современном «серафимоведении» у о. Иоасафа нашлось бы немало защитников. Мы также считаем, что о. Иоасаф сыграл далеко не лучшую роль в «дивеевской смуте». Более того, известно, что и сам прп. Серафим, наперед зная о том, что о. Иоасаф вольно или невольно будет пытаться разрушить его, Серафима, жизненное дело — Дивеевскую обитель, — относился к нему настороженно, чему есть немало свидетельств[3].

Тем не менее прп. Серафим относился к иноку Иоанну Тихонову («художнику») с христианской терпимостью. Во всяком случае, нужно дать объективную оценку «третьему житию», автором которого является о. Иоасаф. Его вариант жития весьма информативен, как бы ни относиться к автору. Считая о. Иоасафа «лжеучеником» прп. Серафима и негативно относясь к нему, о. Всеволод Рошко все же признает за «третьим житием» информативную ценность: «Его писания — весомый источник информации лишь постольку, поскольку нередко ему было попросту выгодно говорить правду, а также потому, что, подменяя истинного собеседника прп. Серафима собой, Иоасаф пересказывал реальные откровения преподобного, и наконец, потому, что, передавая некоторые речи Серафима, он в помрачении гордости не замечал в них пророческих предостережений в свой адрес»[4].

Теперь вернемся к первым двум житиям. Автором первого является иеромонах Сергий, которого можно назвать одним из учеников прп. Серафима. Дух старого монашества проявился в этом человеке при издании жития: подобно древнерусским агиографам, отец Сергий не стал подписываться как автор, а обозначил авторство лишь буквами «I. С.» после предисловия, в котором написал: «“Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам Слово Божие, ихъ же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их” (Евр. 13:7). Посему, благоговея к почившему в Бозе старцу за его примерныя добродетели, я вознамерился кратким писанием предать памяти его жизнь и подвиги. Я буду повествовать частию то, что известно современным ему старцам Саровской пустыни, а частию то, что он мне сам сказывал по особенной его ко мне доверенности и любви, в разныя времена моего сожительства с ним. Наблюдая за его жизнию, я записывал в свое время и его краткия наставления, которыя он мне и приходящим давал. Таким образом составилось следующее краткое жизнеописание»[5].

Об отце Сергии известно то, что он подвизался в Саровской обители с 1818 г., получая духовные уроки от о. Серафима[6], и сразу после кончины прп. Марка Саровского стал собирать сведения о двух подвижниках Саровской обители: о старцах-отшельниках Серафиме и Марке. Первое житие прп. Серафима могло бы выйти в свет еще в 1837 г., однако этого не случилось по следующим обстоятельствам. Девятый настоятель Саровской пустыни Нифонт (Черницын) не благоволил преподобному Серафиму. Дьякон Сергий Скузоваткин в свое время писал, что игумен Нифонт относился к святому не с самыми лучшими чувствами, так как не одобрял его пустынножительства, а позднее пытался препятствовать Серафимову попечению о «дивеевских сиротах»: «Игумен Нифонт oтличался сильным характером и твердо управлял вверенным ему монастырем. Благодаря этому Саровская обитель пережила стремительный экономический рост, на небывалую высоту поднялся и уровень ее благосостояния. Годовой доход пустыни повысился с 32 тысяч рублей в 1810 году до 107 тысяч в 1820 году. При нем были построены кельи с северной стороны обители, гостиничный комплекс, церкви во имя Иоанна Предтечи и Всех святых. Но несмотря на блестящее ведение монастырского хозяйства и внешнее благоустройство Саровской обители, строитель Нифонт не смог увидеть в иеромонахе Серафиме святого старца, который, собственно, и прославил Саровскую пустынь, подняв ее на еще не бывалую духовную высоту. Именно строитель Нифонт прекратил пустынножительство, которым с конца XVII века подвизались Саровские иноки. Вследствие этого святой духовный источник, каким являлся монастырь при живших возле него его пустынниках, стал иссякать, а центр старчества переместился в Оптину пустынь»[7].

В результате после кончины о. Серафима в январе 1833 г. монахи, близко общавшиеся с ним, через короткое время рассеялись по другим монастырям. Свою книгу о прп. Серафиме иеромонах Сергий писал уже как насельник Троице-Сергиевой Лавры. Когда в 1837 г. встал вопрос об издании жизнеописания старца Серафима, о. Нифонт не одобрил этого. Очевидно, он считал о. Серафима нарушителем святоотеческих установлений.

Иеромонах Сергий передал жизнеописания прп. Марка и прп. Серафима настоятелю Лавры Антонию (Медведеву), благоговейно почитавшему память о. Серафима, а тот, в свою очередь, познакомил с материалами митрополита Филарета (Дроздова), которому не один раз пришлось вступаться за о. Серафима (особенно во время «дивеевской смуты»). Очевидно, владыка Филарет понимал, что в Св. Синоде могут возникнуть затруднения с житием прп. Серафима[8]. В этом случае он решил частично соединить две книги иеромонаха Сергия: к жизнеописанию старца Марка прибавить духовные наставления о. Серафима. 11 августа 1838 г. он написал архимандриту Антонию: «Духовные наставления лучше цензоровать отдельно, чтобы, в случае затруднения для жития, не затруднить и им дорогу»[9]. Через три месяца, 30 декабря 1838 г., духовные наставления прп. Серафима благополучно прошли через Московский Духовно-цензурный комитет. Их одобрил к печати цензор, ректор Вифанской духовной семинарии (1834–1842) архимандрит Агапит (Введенский), строгий исполнитель монашеского устава, неумолимо преследовавший небрежность в богослужении и выполнении долга. Иеромонах Сергий поместил наставления старца Серафима в конце «Краткого начертания жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка» (М., 1839), причем жизнеописание отца Марка занимало первые десять страниц книги, а на остальных 63 страницах были помещены 33 духовных наставления отца Серафима.

Признание святости прп. Серафима постоянно встречало сильное сопротивление, начиная с жизни в монастыре и кончая вопросом о прославлении в 1903 г., когда лишь благодаря непосредственному участию государя Николая II вопрос о канонизации был решен положительно. Прп. Серафим был заранее извещен об этих препятствиях и сказал: «Того царя, который меня прославит, и я прославлю». Тем не менее с помощью митрополита Филарета первое жизнеописание прп. Серафима вышло в свет через два года после жизнеописания прп. Марка, в 1841 г.[10] Цензором был все тот же ректор Вифанской духовной семинарии архимандрит Агапит, думается, имевший беседу с владыкой Филаретом. Помимо митрополита Филарета, книгу одобрили митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров), епископ Тамбовский Арсений (Москвин) и архиепископ Подольский Кирилл (Богословский-Платонов).

Но это еще не все, чем Вифанский монастырь оказался связанным с прп. Серафимом и его первыми житиями. Второе житие старца Серафима, понятно, публиковать было уже легче. Оно вышло в журнале «Маяк» в 1844 г.[11], а через год — отдельным изданием. Автор также не подписался, но письмо владыки Филарета архимандриту Антонию показывает, что им был иеромонах Георгий[12], бывший гостинник Саровского монастыря, знавший прп. Серафима в течение последних пяти лет его жизни. Митрополит Филарет писал: «Что касается до жизнеописания о. Серафима, напечатанного в “Маяке”: Георгий, я думаю, не много в сем виноват. Он дал кому-нибудь списать свое творение: а не думаю, чтобы домогался напечатания. Спросите его о сем и скажите мне»[13]. Гостинник Гурий неоднократно упоминается в «Записках» Н. А. Мотовилова[14]. О том, насколько о. Гурий был привязан к старцу Серафиму, говорит один эпизод из «Записок» Мотовилова: «Целую ночь проговорили мы с о. Гурием про о. Серафима, целую ночь почти не спавши от радости, и на другой день отправились мы к батюшке о. Серафиму в его ближнюю пустыньку, даже ничего не пивши и ничего не закусивши; и целый день до поздней ночи не пивши и не евши пробыли у дверей этой ближней его пустыньки»[15].

В варианте о. Георгия соблюдена та житийная канва, которая зафиксирована в первом житии прп. Серафима, но эта канва представлена в больших подробностях, в том числе и тогда, когда речь идет о чудесах. Духовная цензура к этому времени смягчила свои слишком жесткие требования к жизнеописанию прп. Серафима, требования, во многом, видимо, обусловленные возмущением настоятеля Саровского монастыря о. Нифонта. Жизнеописание прп. Серафима авторства Гурия переиздавалось в 1874, 1898 и в 1900 гг.

Известно, что о. Гурий покинул Саровскую пустынь через полгода после кончины старца Серафима — в июле 1833 г. В апреле 1842 г. он числится уже в Спасо-Вифанском монастыре[16]. Очевидно, что и иеромонах Сергий, и иеромонах Георгий нашли свое место в Лавре и Свято-Вифанском монастыре прежде всего ходатайством почитателей старца Серафима — архимандрита Антония и митрополита Филарета. Нельзя в этом случае не упомянуть еще одного выходца из Саровской обители, в это же время нашедшего приют в Троице-Сергиевой лавре и написавшего третье по времени житие прп. Серафима, — иеромонаха Авеля (Ванюкова). В 1848 г. он издал книгу «Краткая духовная лествица, возводящая христианина к любви Божией», в которой даны, помимо жизнеописания прп. Серафима, жития многих других замечательных старцев Саровской пустыни. О. Авель был родом из казанских мещан и поступил в Саровскую пустынь в 1830 г. В 1838 г. он, как и иеромонахи Сергий и Георгий, также был вынужден выйти из Сарова. Он был лишен рясофора «по доносу настоятеля оной пустыни игумена Нифонта за несоблюдение им, Ванюковым, общежительных правил. По резолюции Его Преосвященства, как неблагонадежный для монашеской жизни, уволен он из сей пустыни и из здешней епархии вовсе, для чего и возвращен ему <…> увольнительный его вид». Иеромонах Авель относился к числу почитателей старца Серафима и был в немилости у игумена Нифонта. Ему вменялось в вину то, что он якобы «...содействовал к выходу из Сарова теперешнему казначею Вифанскому Сергию (Васильеву, автору первого жития преподобного Серафима. — Прим. авт.) и прочей перешедшей оттуда братии в Лавру и Вифанию, отчего отец Игумен возымел на него негодование...»[17].

Год от года молва о праведной жизни прп. Серафима росла. Многие люди чувствовали необычайную духовную мощь о. Серафима. Так, например, Николай Мотовилов однажды высказался по этому поводу: «Отец игумен, Нифонт, — великий раб Божий, но и тут в Саровскую пустынь я не для него приезжал и приезжаю, хотя и весьма много его уважаю за его святыню, но лишь для одного только батюшки отца Серафима, о коем я думаю, что и в древности мало было таких святых угодников Божиих, одаренных силою Илииною и Моисеевою»[18]. Наблюдая рост славы прп. Серафима, Авель решил издать его жизнеописание отдельно. До сих пор неясно, когда он осуществил свой замысел. Известно лишь, что в 1862 г. его книга о старце Серафиме вышла вторым изданием[19]. Возможно, Авель посчитал за первое издание расширенное жизнеописание прп. Серафима, помещенное в ряду других в книге «Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся» (М., 1853).

Таким образом, написание, прохождение через цензуру и опубликование первых житий прп. Серафима Саровского оказались связанными с целым рядом лиц из Троице-Сергиевой лавры и Спасо-Вифанского монастыря, начиная с митрополита Филарета и кончая ректором Вифанской семинарии архимандритом Агапитом.

 

Источники и литература

  1. Б. п. Сказания о жизни и подвигах старца Серафима, иеромонаха Саровской обители и затворника, извлеченные из записок ученика его // Маяк, журнал современного просвещения, искусства и образованности в духе народности русской. СПб., 1844 Т. 16. Кн. 32. Раздел «Словесность». С. 59– 95.
  2. I. C. Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника. С присовокуплением духовных его наставлений и начертания жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка. Издание второе. М., 1844.
  3. [Иеромонах Авель.] Сказание о жизни и подвигах старца Саровской пустыни иеромонаха Серафима с приложением его наставлений. Второе издание, исправленное и дополненное, — иеромонаха Авеля. М.: Семена, 1862.
  4. [Иеромонах Сергий.] Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника. М., 1841.
  5. Мельник В. И. Николай Мотовилов. Под кровом преподобного Серафима. М.: МБЦ прп. Серафима Саровского, 2012.
  6. Рошко Всеволод, прот. Преподобный Серафим Саровский: Саров и Дивеево. М., 2001.
  7. Руди Т. Р. Ранние жития Серафима Саровского: вопросы литературной истории // Труды Отдела древнерусской литературы / РАН Институт русской литературы (Пушкинский Дом) / Отв. ред. Д. С. Лихачев. Том LI. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999.
  8. Святитель Филарет, митр. Московский. Письма к Преподобному Антонию, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1831–1867. В 3-х томах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. Т. I.
  9. Скузоваткин Сергий, диак. Обитель преподобного Серафима. М., 2003.
  10. Степашкин В. А., Мавлиханова Е. А. Культурное наследие: наш древний молодой Саров. Саров, 2004.

 

[1] На самом деле третьим было житие прп. Серафима, написанное иеромонахом Авелем (Ванюковым) и вышедшее в 1848 г.

[2] Руди Т. Р. Ранние жития Серафима Саровского: вопросы литературной истории // Труды Отдела древнерусской литературы / РАН Институт русской литературы (Пушкинский Дом) / Отв. ред. Д. С. Лихачев. Том LI. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. С. 429.

[3] Прот. Всеволод Рошко, автор замечательного исследования «Преподобный Серафим: Саров и Дивеево», трактует слова прп. Серафима об антихристе «локально» — как указание на о. Иоасафа: «Прп. Серафим предостерег против него сестер с мельницы, Мантурова и отца Василия. Он говорил им: “Вы до антихриста не доживете, а времена антихриста переживете!”, т. е. он видел в Иоасафе прообраз антихриста». Скажем кстати, что вряд ли мог о. Серафим указать на кого бы то ни было как на антихриста, его слова можно понять иначе: он говорит об «антихристовых временах», коих немало было в истории человечества. «Антихристовыми временами» можно назвать (и называли) и нашествие Наполеона, и революции, — а в данном случае о. Серафим имел в виду, конечно, «дивеевскую смуту». Конкретно же о. Иоанна Тихонова (Иоасафа Толстошеева) он не называет. Скорее, он и этого человека, с его дерзостью, непомерным честолюбием и гордыней, считает жертвой, а не «антихристом».

[4] Всеволод Рошко, прот. Преподобный Серафим Саровский: Саров и Дивеево. М., 2001. С. 12

[5] Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника. М., 1841. С. 3.

[6] См.: Бекасова Н. И. Ранние житийные повествования о преподобном Серафиме Саровском: источниковедческий аспект // Богословский сборник Новосибирской Православной духовной семинарии. Новосибирск, 2014. № 1 (9). С. 143. Н. И. Бекасова дает сведения о Сергии: «В миру Степан Васильев (1795–1861), отставной губернский секретарь, поступил в Саровскую пустынь в 1818 году, где подвизался в иночестве под руководством старцев-подвижников Марка (1739–1817) и Серафима. В 1827 году послушник Степан был пострижен в монашество с именем Сергий, в 1830 году рукоположен в сан иеродиакона, в 1834 году — в сан иеромонаха и в этом же году принят на должность казначея Спасо-Вифанского монастыря, находившегося под управлением Лавры. В октябре 1852 года отец Сергий возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Серпуховского Высоцкого монастыря. В июле 1861 года архимандрит Сергий уволен на покой в Троице-Сергиеву лавру, где в ноябре этого же года мирно скончался» (там же, с. 146).

[7] См.: Святитель Филарет, митр. Московский. Письма к Преподобному Антонию, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1831–1867. В 3-х томах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. Т. I. С. 227.

[8] Поскольку в жизнеописании прп. Серафима речь шла о чудесах и предсказаниях, к книге отнеслись достаточно строго. Первенствующий член Священного Синода митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский) воспротивился ее опубликованию, так что пришлось не только исключить жизнеописание прп. Серафима, но и вырезать некоторые куски текста из жизнеописания старца Марка.

[9] Святитель Филарет, митр. Московский. Указ. соч. Т. I. С. 292.

[10] Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника. М., 1841. Второе издание этой книги было опубликовано так, как и задумывалось: в ней были жития преподобных Серафима и Марка, а также духовные наставления о. Серафима: I.C. Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника. С присовокуплением духовных его наставлений и начертания жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка. Издание второе. М., 1844.

[11] Б.п. Сказания о жизни и подвигах старца Серафима, иеромонаха Саровской обители и затворника, извлеченные из записок ученика его // Маяк, журнал современного просвещения, искусства и образованности в духе народности русской. СПб., 1844. Т. 16. Кн. 32. Раздел «Словесность». С. 59–95.

[12] В миру Гурий Иванов (1797–1866), из вольноотпущенных крестьян графа Шереметева. В Саровскую обитель пришел в 1827 году, вначале проходил послушание келаря, затем гостинника монастыря. Гостинник Гурий, знавший преподобного Серафима в течение пяти лет, неоднократно упоминается в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», составленной священномучеником Серафимом (Чичаговым), и в «Докладной записке» Н. А. Мотовилова, последний даже называет его своим другом (Бекасова Н. И. Указ. соч. С. 153).

[13] Святитель Филарет. Указ. соч. Т. I. С. 337.

[14] См.: Мельник В. И. Николай Мотовилов. Под кровом преподобного Серафима. М.: МБЦ прп. Серафима Саровского, 2012. С. 75, 94, 95 и пр.

[15] Там же. С. 94.

[16] Бекасова Н. И. Указ. соч. С. 158.

[17] Степашкин В. А., Мавлиханова Е. А. Культурное наследие: наш древний молодой Саров. Саров, 2004. С. 87.

[18] См.: Мельник В. И. Николай Мотовилов. Под кровом преподобного Серафима. М.: МБЦ прп. Серафима Саровского, 2012. С. 91.

[19] Сказание о жизни и подвигах старца Саровской пустыни иеромонаха Серафима с приложением его наставлений. Второе издание, исправленное и дополненное, — иеромонаха Авеля. М.: Семена, 1862.

 

Источник: Мельник В. И. Спасо-Вифанский монастырь и первые жития преподобного Серафима Саровского // Труды Перервинской духовной семинарии. 2020. № 19. С. 59-67

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9