Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Список преподавателей Вологодской семинарии
Портал «Богослов.Ru» продолжает публиковать воспоминания Никифора Александровича Ильинского, основная часть которых посвящена Вологодской духовной семинарии. Это ценнейший источник сведений о семинарии, о вологодском духовенстве и о вологодском обществе конца XIX — начала XX в.
Статья

«Из далекого прошлого». Воспоминания Никифора Ильинского

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 2

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Главы 3 и 4

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Главы 6 и 7

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 7 (продолжение)

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 8

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 9

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 9 (продолжение)

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 10

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 10 (продолжение)

 

Л. 378 об.

Список преподавателей и других лиц, служивших в семинарии в тех или иных должностях в период времени моего обучения и службы в семинарии.

 

Помещая список преподавателей, служивших в семинарии начиная с 1877 года, года поступления моего в семинарию, я должен сделать оговорку, что я не могу ручаться за точность хронологических дат поступления в семинарию или оставления службы в ней тем или иным лицом. Список преподавателей приводится не в порядке времени поступления их в семинарию, а в порядке предметов (начиная с богословских), которые преподавались ими в семинарии*.

 

1. По Св[ященному] Писанию:

 

Сретенский Федор Иванович[1], родом тверяк, служил в семинарии не более двух лет.

 

* В этот список не войдут те из преподавателей, о которых даны сведения ранее.

 

Л. 379

 

В 1886 г[оду] он был назначен помощником смотрителя в Кашинское дух[овное] училище, где и умер.

Лебедев Василий Константинович, из питомцев нашей семинарии вып[уска] 1881 г[ода]. По окончании курса в Петерб[ургской] академии был назначен преподавателем Тотем[ского] дух[овного] училища, а затем с 1886 г[ода] до 1905 г[ода] состоял преподавателем семинарии. В 1905 г[оду] был назначен смотрителем Вологод[ского] духовного училища, в каковой должности находился до закрытия училища. Магистр богословия. За сочинение «Славянский перевод книги И. Навина по сохранившимся рукописям и Острожской библии. В настоящее время, получая пенсию, живет в г. Вологде*

Трунев Федор Петрович[2], протоиерей. На личности этого преподавателя следует остановиться. Протоиерей Ф.П. Трунев до назначения в нашу семинарию в составе рядовых преподавателей состоял ректором Архангельской дух[овной] семинарии. Какая была настоящая причина такого резкого

 

* Умер 17 ноября 1940 г[ода] в Ленинграде на 83-м году жизни, тело его отправлено для погребения в село Раслово, где он родился (Волог[одской] области), км в 60 от Вологды.

 

Л. 379 об.

 

понижения по службе прот[оиерея] Трунева, достоверно неизвестно. Однако приходилось слышать, что епископ Архангельский Нафанаил[3] из личной недоброжелательности к Труневу очернил последнего пред центральным управлением, следствием чего и было его увольнение из семинарии. Месть епископа Нафанаила к о. Труневу не удовлетворилась этим. Получив указ об увольнении о. протоиерея Трунева пред праздником Р. Христова, епископ задержал этот указ до именин Трунева (28 дней) и послал его (указ) с нарочным в самый день именин, когда знал, что у именинника, по случаю его семейного праздника, были гости.

Личность о. протоиерея Трунева была одной из симпатичных среди преподавателей семинарии. Простота и незлобие были отличительным и душевными его качествами. Сельский уроженец, о. протоиерей особенно любил природу. Помню одно лето. На родину я не уехал и остался в Вологде. Был конец июля. О. протоиерей неожиданно зашел ко мне в квартиру и пригласил меня идти за грибами верст за 7 от города (к Церковному). С большим удовольствием и нескрываемой радостью я принял это приглашение. Грибы хотя и попадались, но их было немного.

 

Л. 380

 

Несколько раз мы садились под тень больших елей. С каким чисто детским восторгом о. протоиерей наслаждался и щебетанием птичек, и простым солнышком, и зеленой травой! Много при этом говорил он о своем детстве, о любви своей к красотам природы. Речь его прерывалась тяжелыми вздохами и продолжительными паузами. Заметно было, что в душе своей переживал он многое. Было ли в этих думах и воспоминаниях что-ниб[удь] отрадное для него? Несомненно, пред его умственным взором последовательно проносился пережитый им многолетний период школьного образования со всеми его заботами, горестями и тревогами, тяжелые годы службы, унижения и оскорбления, которые ему пришлось перенести. Да, знакомо ему было чувство обиженных, униженных и оскорбленных! Вечная память этому незлобивому, доброму человеку и сослуживцу. Умер о. протоиерей 15 февраля 1896 года.

Малинин Афинодор Николаевич[4] – из питомцев нашей семинарии, вып[уск] 1876 г[ода]. Был сначала преподав[ателем] лат[инского] языка, а с 1896 г[од]а – св[ященного] писания. Умер, состоя в сане протоиерея при одной из церквей г. Москвы, в 1914 г[оду].

 

Л. 380 об.

 

Богословский Константин Александрович[5] – питомец нашей семинарии (вып[уск] 1891 г[ода]) и Казанской академии. Поступил в Волог[одскую] семинарию сначала на кафедру истории и обличения русского раскола. В 1907 г[оду] был назначен смотрителем Устюжского дух[овного] училища, где состоял до времени его закрытия. В настоящее время митрофорный протоиерей при Благовещенской церкви г. Вологды.

Суровцов Александр Иванович[6] протоиерей.

Протоиерей А.И. Суровцов был по семинарии моим товарищем (вып[уск] 1884 г[ода]). Все время своего обучения в семинарии он отличался редкой скромностью, застенчивостью и аккуратностью в исполнении своих ученических обязанностей. Это был ученик «без сучка, без задоринки». Каким он был как ученик, таким остался и в жизни. Лишившись своей жены

 

Л. 381

 

и оставшись с 5 детьми, о. Александр с редкой покорностью воле Божией переносил тяжелый крест своего вдовства. После закрытия дух[овного] училища, где он состоял помощником смотрителя, о. Суровцов удалился в Никольский, что на озере, монастырь[7] и здесь скончался 25 марта 1920 года от воспаления легких. Покойный всегда, а в последнее время особенно, отличался религиозной настроенностью и набожностью. Последние события в России, начиная с годов «освободительного» движения, особенно тяжело отозвались на его психике. Познакомившись, а затем даже сблизившись с известным писателем, автором книги «Близ есть, при дверях» Нилусом[8], о. А[лександр] И[ванови]ч частью, несомненно, под влиянием последнего, частью из сопоставления факторов действительной жизни, стал приходить к убеждению о скором пришествии антихриста. Свержение с престола царской династии отозвалось на нем особенно сильно. Часто он стал жаловаться на слабость сердца. Мысль о скором пришествия антихриста не оставляла его даже на смертном одре. За несколько минут до смерти, вполне сознавая, что он скоро умрет, о. Александр выразил сожаление, что он не доживет лишь несколько лет до появления врага рода человеческого.

Кротость и смирение были в твоей душе, дорогой

 

Л. 381 об.

 

товарищ, отличительными качествами. Да исполнится на тебе голос Божественного Судии: «всяк смиряй себе вознесется» (Лук. XVIII, 14).

Инсарский Митрофан Павлович[9], родом Пензенской губ[ернии]. Поступил в наше семинарию из профессорских стипендиатов Киевской академии. Служил недолго. В 1907 г[оду] он был приглашен занять кафедру в Киевской академии. Однако по неблагоприятно сложившимся для него обстоятельствам он должен был оставить службу при академии. Будучи назначен преподавателем Тифлисской семинарии, Инсарский прослужил в ней недолго и вскоре трагически умер. По некоторым известиям он бросился с горы и убился насмерть. Было ли это сделано в припадке умопомешательства или в полном сознании, неизвестно.

М[итрофан] П[авлови]ч оставил по себе хорошие воспоминания, как даровитый преподаватель и общительный товарищ-сослуживец.

 

Л. 382

 

Коноплев Николай Алексеевич – протоиерей, из питомцев нашей семинарии (вып[уска] 1885 г[ода]). По окончании Казанской академии был преподавателем Минской семинарии, затем в женском епарх[иальном] училище в Архангельске, оттуда перешел в законоучители Вологод[ской] мужской гимназии. В 1906 г[оду] о. Коноплев был назначен преподавателем семинарии. Состоял в этой должности, он в то же время был настоятелем Спасовсеградского собора. Последним местом службы о. Коноплева по дух[овн]о-учебному ведомству было Балашевское дух[овное] училище, где он состоял в должности смотрителя (с 1916 г[од]а). В настоящее время Н[иколай] А[лексееви]ч находится в г. Саратове при одной из церквей этого города. О. протоиерей отличался общительностью и гостеприимством. Умер в 1937 г[оду].

Орлов Александр Федорович[10] – уроженец Пензенской губ[ернии]. Служил в семинарии не более двух лет. В марте 1916 г[ода] он перешел на службу в Пензенскую семинарию, а в настоящее время состоит учителем школы 2 ст[упени] в г. Туле.

А[лександр] Ф[едорови]ч оставил по себе память как о человеке безусловно хорошем и талантливом преподавателе.

 

Л. 382 об.

 

При своей прямолинейности, будучи воспитателем, он нередко выступал против разных ненормальностей, особенно в деятельности инспекции, за что как со стороны части преподавателей, так и со стороны инспекции встречал к себе недоброжелательство, вследствие чего, когда он оставлял Вологду, только около половины преподавателей приняли участие в его проводах и поднесли ему на память подарок. Отличался религиозной настроенностью, А[лександр] Ф[едорови]ч любил истовую церковную службу, принимал нередко участие в чтении и пении церковном.

Благовещенский Владимир Александрович[11] и

Жданов Евгений Иванович[12], священник, служили в семинарии с 1916 г[ода] до закрытия семинарии. Из них первый, уроженец г. Петрограда, выбыл в этот город, а второй – по месту рождения – в Смоленскую губ[ернию].

 

2. По догматическому, нравственному и основному богословиям:

 

Карпов Василий Степанович, протоиерей*. Состоял на службе в семинарии

 

* О нем стр. 93 на обор[оте].

 

Л. 383

 

О. Прот[оиерей] Карпов в то же время был настоятелем Спасовсеградского собора. Службу в семинарии он оставил в 1903 году. Умер в 1913 году 16 декабря, похоронен в Духовом монастыре. На его могиле бывшими питомцами по подписке поставлен ценный памятник.

Селиванов Александр Алексеевич[13] – из питомцев нашей семинарии и Московской академии. Поступил сначала на предмет истории и обличения русского раскола, а затем занял кафедру богословских предметов[14]. По закрытии семинарии служил в Рабкрине в должности старшего инспектора; в настоящее время в контрольном отделении Губфо[15].

 

3. По церковной истории:

 

Соболев Федор Алексеевич* служил в нашей семинарии до 1891 года, когда перешел в Ярославскую семинарию. В настоящее время, как слышно, он по принятии свящ[енного] сана служит на приходе в Ярослав[ской] епархии.

 

* Стр. 89.

 

Л. 383 об.

 

Глаголев Сергей Сергеевич, тульский уроженец, профессорский стипендиат Московской академии. Пробыл в нашей семинарии один год и в 1892 г[оду] был приглашен на должность доцента Московской академии. В последнее время имел степень доктора богословия, состоял в академии в должности ординарного профессора.

Бурцев Евлампий Арсеньевич* – из воспитанников нашей семинарии (вып[уска] 1879 г[ода]), поступил в нашу семинарию из преподав[ателей] Архангельской семинарии; пробыл у нас до 1902 года, когда был назначен смотр[ителем] Никол[ьского] дух[овного] училища. Отсюда был переведен в Оренбургское духовное училище на ту же должность. В последнее время жил и служил в Устюге, где и скончался в 1924 году.

* См. «Воспом[инания]», стр. 293.

 

Л. 384

 

Тюрнин Иван Александрович, воспит[анник] нашей семинарии (вып[уска] 1888), магистр богословия, поступил в семинарию сначала на греческий язык, а с 1902 года преподавал церк[овную] историю. Среди всех преподавателей, с которыми мне пришлось служить более четверти века, Ив[ан] А[лекcандрови]ч, несомненно, был из самых симпатичных и уважаемых как со стороны сослуживцев, так и воспитанников. Красой семинарии он считался, когда был питомцем ее, красой еще в более высокой степени остался он во все время службы своей в семинарии. Можно быть вполне уверенным, что нет такого человека, который решился бы указать в чертах его характера или образе его жизни что-ниб[удь] отрицательное. Благородный, деликатный до изящества, Ив[ан] А[лександрови]ч привлекал к себе всех, кто входил с ним в те или иные сношения. Прост и до тонкости деликатен он был как в обращении с сослуживцами, так равно и с воспитанниками. Аккуратный и точный, но без излишней формальности, Ив[ан] А[лександрови]ч был образцом в исполнении им служебного долга. «Нет преподавателя, который был бы так справедлив в оценке учени-

 

Л. 384 об.

 

ческих ответов», – говорили о нем ученики. На педагогических собраниях правления семинарии, когда вопрос касался об увольнении какого-ниб[удь] ученика за неблагоповедение, И[ван] А[лександрови]ч только в крайних случаях решался подать голос за увольнение. В каждом ученике, против которого направлено было обвинение, он находил что-ниб[удь] хорошее и старался указать такой исход, чтобы потерпеть еще виновника в семинарии. Обладая громадной эрудицией, И[ван] А[лександрови]ч в то же время был скромен до последней степени. Имея возможность занять кафедру в одной из духовных академий, он, однако, предпочел остаться рядовым преподавателем в средней школе. В родной семинарии И[вану] А[лександрови]чу несколько раз было сделано предложение поступить в инспекторы, но он всякий раз отклонял эти предложения. Показателем того, насколько И[ван] А[лександрови]ч пользовался уважением и любовью, служит 25-летний юбилей его педагогической деятельности. На этом юбилее все слились воедино, чтобы засвидетельствовать юбиляру чувства уважения и удивления к редким душевным качествам юбиляра. Вообще Ив[ан] А[лександрови]ч был одним из тех, которые, по сло-

 

Л. 385

 

вам Прем[удрости] Сираха (44 гл[ава], 8), оставили по себе имя для возвращения хвалы их, и слава их не истребится (ст. 12).

В настоящее время Ив[ан] А[лександрови]ч состоит на службе в одном из советских учреждений. Умер в январе 1941 года.

 

4. По гомилетике, литургике и канонике:

 

Никольский Владимир Иванович[16], родом москвич. С этим преподавателем мы имели дело только в V кл[ассе] семинарии и притом не более двух месяцев. За перемещением его в г. Москву, кажется, в епархиальное училище, преемник ему назначен был только через год.

Литургику в V кл[асс]е преподавал инспектор, свящ[енник] И. А. Лебедев, а гомилетику Ф. А. Соболев.

Малиновский Николай Иванович, протоиерей из питомцев нашей семинарии (вып[уск] 1879 г[ода]) и Москов[ской] академии. На службе в семинарии состоял с 1883–1909 г. В последнее время состоял настоятелем Владимирской г. Вологды церкви. В настоящее время митрофорный протоиерей, за штатом*.

Н[иколай] Ив[анови]ч всегда отличался ровным, невозмутимо спокойным характером.

* Умер 26/13 июня 1931 года на 74-м году. В последнее полугодие перед смертью Н[иколай] Ив[анови]ч впал в детство, никого не узнавал и находился в самом беспомощном положении.

 

Л. 385 об.

 

Смирнов Иван Николаевич[17], питомец Вологодской семинарии. На службе в семинарии был недолго. В последнее время состоял настоятелем Благовещенской ц[еркви]. Службу при этой церкви он вынужденно должен был оставить в 1925 г[оду]. В настоящее время Смирнов находится где-то на юге России.

Шайжин Николай Семенович[18] поступил в нашу семинарию в 1913 г[оду]. Родом Олонецкой губ[ернии]. Как преподаватель и как человек с прекрасными душевными качествами, Н[иколай] С[еменови]ч пользовался завидной репутацией и уважением. Состоял со званием профессора в педагогическом институте. В настоящее время служит в железнодорожном училище преподавателем.

 

5. По истории и обличению русского раскола и обличит[ельному] богословию:

 

Введенский Александр Евгеньевич[19] – питомец нашей семинарии (вып[уска] 1879 г[ода]).

 

Л. 386

 

До назначения на должность преподавателя состоял псаломщиком при посольской церкви в г. Штутгарте (Германия). В семинарии служил с 1887–1898 гг. Дальнейшая его служба была по минист[ерству] народных училищ по Никольскому и Вологодс[кому] уездам, а затем – в должности директора Псковской учительской семинарии.

Полиевктов Сергей Павлович[20] – питомец нашей семинарии (вып[уска] 1891 г[ода]). На службе в семинарии был только один год, с 1898–1899 г., а затем состоял помощником смотрителя Вологодского дух[овного] училища. В настоящее время священник при одной из Московских церквей*

Полиевктов Александр Павлович[21] учился в семинарии только два года, поступив в нее из студентов технологического института. По окончании Казанской академии был преподавателем Елабужского дух[овного] училища, а с 1906–1907 г. – преподавателем нашей сем[инарии], затем с принятием священства, получил назначение на должность смотрит[еля]

* Умер в 1931 году.

 

Л. 386 об.

 

Тотемского дух[овного] училища. Здесь он обнаружил себя человеком неуживчивым, придирчивым к своим сослуживцам и некоторых из них старался незаслуженно очернить пред епархиальною властью. Вообще по всем своим действиям, особенно после октябрьской революции, он оказался человеком нравственно нечистоплотным, человеком, если можно так выразиться, «с лисьим хвостом». Дальнейшие его действия показали, что едва ли он даже был психически нормальным. Сняв с себя рясу, он вступил в коммунистическую партию и, как передавали верные люди, в том храме (домовом), где он совершал церковные службы, устроил бал и сам открыл танцы. В Тотьме, как слышно, Полиевктов заслужил презрение даже от своих единомышленников*.

Воскресенский Василий Константинович**, родом Ярослав[ской] губ[ернии], поступил на службу к нам из преподавателей Вятской семинарии. Это был один из симпатичнейших преподавателей. С 26 сент[ебря] 1922 г[ода] он, по пострижении в монашество, назначен был епископом Романов-

 

* См. 339 стр. обор.

** Полиевктов умер в 1933 г[оду].

 

Л. 387

 

ским, где пользовался громадной популярностью. Долго находился в заключении. В последнее время, как слышно, освобожден и проживает в Романове. Умер в тюрьме в 1931 г[оду].

Воскресенский Василий Павлович[22] служил в семинарии не долго. Оставил службу в семинарии за переходом в министерство народ[ного] просвещения.

Юнонин Владимир Федорович[23], уроженец Яросл[авской] губ[ернии] и питомец Киевской академии. Оставил по себе хорошую память как товарищ-сослуживец, простой и незлобивый человек. В настоящее время состоит священником в сельском приходе Яросл[авской] губ[ернии].

 

6. По философии, психологии, логике и педагогике:

 

Смелков Василий Васильевич, кончил в нашей семинарии в 1878 г[оду], учился в Петерб[ургской] академии, по окончании которой был назначен преподавателем в Волог[одскую] семинарию. Вас[илий] В[асильеви]ч отличался скромностью и пунктуальной служебной аккуратностью. Оставил

 

Л. 387 об.

 

службу в семинарии в 1895 г[оду], за назначением его на должность епархиального наблюдателя церковных школ. С упразднением этой должности был определен кафедральным протоиереем и на этом посту скончался 29 февраля 1920 года.

Соколов Леонид Александрович[24] – питомец нашей семинарии (вып[уска] 1890 г[oда]). По окончании Московской академии был оставлен при ней профессорским стипендиатом, а затем, по истечении года, получил назначение (1895 г.) в родную семинарию, где пробыл до 1907 года. В этом году Л[еонид] Ал[ександрови]ч перешел на службу по минист[ерству] народ[ного] просвещения, заняв должность преподавателя в одной из Киевских гимназий. С этой последней должностью Соколов вскоре стал соединять должность доцента Киевской дух[овной] академии. Имел степень магистра богословия. К глубокому сожалению, смерть прервала жизнь Л[еонида] А[лександрови]ча в самый цветущий период его педагогической деятельности. Он умер в апреле 1921 года. Л[еoнид] А[лександрови]ч оставил по себе память как о даровитом преподавателе и добром товарище-сослуживце.

 

Л. 388

 

Романов Иван Петрович – курский уроженец. Поступил на службу в нашу семинарию из бухгалтеров Курской Казенной палаты в 1907 г[оду] и пробыл у нас до 1911 г[ода], когда перешел в Воронежскую семинарию на латин[ский] язык.

Манаков Павел Иванович[25], из воспитанников Волог[одской] семинарии. По окончании Казанской академии служил в Тобольской семинарии, а затем в 1913 г[оду] перешел в Вологодскую семинарию. По ликвидации семинарии служил контролером в Рабоче-крестьянской инспекции в Вологде, а отсюда перемещен был помощн[иком] управляющего отделением Рабкрина в г. Макарьев. В настоящее время, как слышно, без места.

Курсин Анатолий Николаевич[26], питомец нашей семинарии и Московской академии. На службе в семинарии состоял с 1913 г[ода] до закрытия и оставил по себе память как о человеке

 

Л. 388 об.

 

прямом, хорошем преподавателе и внимательном воспитателе. Умер 1 марта 1929 г[ода] на 41-м году жизни[27]. С назначением А[натолия] Н[иколаеви]ча в нашу семинарию в ней состояло два преподавателя по философским предметам. В настоящее время А[натолий] Н[иколаеви]ч состоит на службе в «Северном Печатнике».

 

7. По гражданской истории:

 

Суворов Иван Николаевич[28] явился по преподаванию гр[ажданской] истории заместителем своего отца, известного археолога Н. И. Суворова, с 1882 г[ода]. Служил в сем[инарии] до 1913 г[ода]. Ив[ан] Н[иколаеви]ч пользовался репутацией, как видный археолог и краевед. Добродушный, уравновешенный, враг всякой партийности, И[ван] Н[иколаеви]ч пользовался общим уважением. В течение более 30-летней совместной службы с И[ваном] Н[иколаеви]чем мне ни разу не пришлось видеть, чтобы он когда-нибудь возвысил голос или вышел из себя. Обладал добродушным характером, И[ван] Н[иколаеви]ч любил пошутить, иногда довольно едко, но всегда

 

Л. 389

 

безобидно. В последнее время он состоял на пенсии и умер 13 октября 1926 г[ода], после продолжительной тяжкой болезни.

После выхода в отставку И[вана] Н[иколаеви]ча на этот предмет были назначены два преподавателя – Остроумов Иван Дмитриевич[29] и Денницын Александр Михайлович[30]. Из них первый питомец нашей семинарии и Петроградской академии. По ликвидации семинарии состоит на педагогической службе и вместе библиотекарем в рабфаке. Второй – родом нижегородец. Некоторое время по закрытии семинарии служил в должности помощн[ика] контролера в Рабкрине. В настоящее время педагог в своей родной губернии.

 

8. По словесности и истории литературы:

 

Покровский Василий Иванович*, родом тверяк, служил в нашей семинарии сначала в должности помощн[ика] инспектора до 1878, а затем преподавателем до 1892 г[ода].

* «Воспом[инания]», стр. 82 об.

 

Л. 389 об.

 

В этом году был назначен смотрителем Звенигородского дух[овного] училища. После сего был инспектором Костромской семинарии и, наконец, смотрителем Коломенского дух[овного] училища. Умер в 1917 году, состоя в отставке. Как преподаватель В[асилий] Ив[анови]ч оставил по себе хорошие воспоминания.

Прокошев Павел Александрович – питомец нашей семинарии (вып[уска] 1888 г[ода]) и Казанской академии. По окончании академии был оставлен при ней в качестве профессорского стипендиата. Поступил в нашу сем[инарию] сначала на греч[еский] язык, а затем на словесность. По защите магистерской диссертации ему предоставлена была профессура в Томском университете по церк[овному] праву. Оставил по себе память как о талантливом и любимым учениками преподавателе.

Селунский Николай Феофанович[31], родом Нижегородской губ[ернии]. Служил в нашей семинарии с 1896–1904 г., когда заболел прогрессивным параличом мозга и, уехав на родину, вскоре скончался.

 

Л. 390

 

Бачалдин Иван Степанович, воспитанник нашей семинарии вып[уска] 1894 г[ода] и Московской академии. По открытии в Вологде учительского института перешел на службу в этот последний, а затем после революции был преподавателем в пролет[арском] университете. Умер от тифа в 1920 году.

Ив[ан] Ст[епанови]ч Бачалдин был одним из лучших и талантливых преподавателей по словесности и литературе. Отличался независимым характером, слыл либералом и не пользовался особенным расположением и доверием со стороны начальства.

Грацинский Иван Николаевич[32], родом Рязанской губернии. Поступил в нашу семинарию после выхода из нее Бачалдина. В настоящее время состоит на педагогической службе в г. Михайлове Рязанской губ[ернии].

 

Л. 390 об.

 

Шайжин Александр Семенович, родом Олонецкой губ[ернии]. Очень живой и подвижный, А[лександр] С[еменови]ч подкупал учеников добрым к ним отношением. В товарищеской среде отличался предупредительностью, гостеприимством и услужливостью. Умер в ночь на 28 апреля 1933 года от чахотки.

 

9. По математике и физике:

 

Лаговский Виктор Никанорович, родом костромич. Поступил в нашу семинарию в 1879 году и служил в ней до 1887 года. В этом году после ревизии Керского, он административным распоряжением был переведен в Костромскую семинарию*.

Черный Сергей Данилович[33] был выдающимся преподавателем-математиком. Служил в нашей семинарии до 1899 г[ода], когда был переведен в Немировскую гимназию. В последнее время был профессором по астрономии в Варшавском университете.

 

* Умер в 1931 году.

 

Л. 391

 

Шалауров Виктор Петрович[34], питомец нашей семинарии и Московской академии. Перешел к нам из Архангельской семинарии, где он занимал должность инспектора, в 1887 году. Виктор Петрович был человеком исключительной точности и аккуратности. По рассказам лиц, одновременно служивших с ним в Архангельской семинарии[35], В[иктор] П[етрови]ч отличался общительностью, но в Вологде он вел замкнутую жизнь и почти нигде не показывался. Имел в своем распоряжении физический кабинет, который, кстати сказать, он держал в безукоризненно образцовом порядке, В[иктор] П[етрови]ч все время проводил в нем и в учительскую заходил только за журналами. Это был человек порядка и нормы в жизни. Все у него было рассчитано, размерено. Проводя иногда летние каникулы в деревне, В[иктор] П[етрови]ч изо дня в день в известные часы совершал продолжительные прогулки, в известные часы купался. Неизменно определенный режим держал он и в городе. Любопытно было видеть В[иктора] П[етрови]ча в семейной обстановке его жизни. Это был патриарх семейства, к которому все, начиная с его жены, женщины замечательно скромной и выдержанной, относились с любовью, вниматель-

 

Л. 391 об.

 

ностью и предупредительностью. По разным случаям мне нередко приходилось бывать в семье В[иктора] П[етрови]ча. Всегда я был принимаем с чисто родственным[36] чувством и гостеприимством. При этих посещениях мне приходилось бывать свидетелем весьма симпатичных обычаев, установившихся в семье В[иктора] П[етрови]ча. В одно из моих посещений случилось, что было получено письмо от одного из его детей. В[иктор] П[етрови]ч тотчас же сделал распоряжение, чтобы все собрались в зал. В зале появились все наличные члены семьи. «Садитесь, получено письмо от Миши» (старший сын В[иктора] П[етров] ча), – сказал хозяин и медленно, методично, вскрыв письмо, он начал читать его, по временам делая паузы, останавливаясь на тех местах, которые почему-либо казались более интересными и заслуживающими внимания. А вот другая картина. На столе поставлены вина и закуски. Хозяин приглашением к столу «Все ли здесь?» – спрашивает он. Если кто из детей находился в другой комнате, то его вызывали. Наполняли рюмки по числу присутствующих. Пил ли кто или не пил, все одинаково должны

 

Л. 392

 

должны были чокнуться и «пригубить». В дальнейшем В[икто]р П[етрови]ч потчевал уже только своих гостей. Вина, даже самого легкого, он почти не употреблял.

Как преподаватель В[иктор] П[етрови]ч пользовался уважением со стороны учеников. На педагогических собраниях правления семинарии, когда вопрос касался увольнения учеников, на вопрос председателя, заслуживает ли увольнения ученик, В[иктор] П[етрови]ч неизменно отвечал «нет». Снисходителен В[иктор] П[етрови]ч был и к ученическим ответам, особенно на экзаменах. Всегда он старался «вытянуть» ученика, получившего сомнительный балл. Несомненно, память об этом скромном и редкой души человеке останется между всеми его питомцами и с «похвалами». Умер В[икто]р П[етров]ч 18 ноября 1921 г[о]да от воспаления легких.

 

[1] Федор Иванович Сретенский (02.02.1857 г.р.) – сын пономаря села Рождества Калязинского уезда Тверской губернии. Окончил Тверскую духовную семинарию (1879), Московскую духовную академию (1883). С 14.01.1884 преподаватель Священного Писания Вологодской семинарии. Не позднее августа 1886 г. назначен помощником смотрителя Кашинского духовного училища, служил в этой должности до 1895 г., затем учителем греческого языка Дмитровского духовного училища до 26.04.1897, когда был уволен по болезни См. ЦВ. 1895. № 45. С. 397; ЦВ. 1897. № 42. С. 390; Сретенский Федор Иванович. Личное дело студента // ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 4153.

[2] Протоиерей Федор Петрович Трунев (26.12.1846 - 15.02.1896) – сын дьячка села Борзынь Вышневолоцкого уезда Тверской епархии, окончил Тверскую духовную семинарию (1867), Московскую духовную академию (1872). По окончании академии назначен преподавателем Священного Писания, затем еврейского языка Архангельской духовной семинарии. С 1876 г. священник Архангельского кафедрального собора. С 16.02.1880 протоиерей, настоятель Соломбальского собора. С 21.10.1882 инспектор Архангельской семинарии, с 24.01.1883 ректор. «По стечению многих неблагоприятных для него обстоятельств, не мог успешно справиться с должностью ректора семинарии», 16.12.1886 был уволен от должности с правом занять место по епархиальному ведомству. «Оставив семью он поехал в С-Петербург и после долговременных хлопот и много бедствования получил наконец место преподавателя Священного Писания в Вологодской духовной семинарии» 10.12.1887. С 22.04.1889 священник Вологодской Царе-Константиновской церкви. В Вологодской семинарии кроме Священного Писания преподавал с 01.09.1894 г. основное богословие. См. [И.М. Сибирцев]. Протоиерей Федор Петрович Трунев (некролог). Архангельские епархиальные ведомости. 1897. № 4. С. 117-120; Е. Бурцев. Протоиерей Федор Петрович Трунев преподаватель Вологодской духовной семинарии (некролог). Вологда, 1896; Трунев Федор Петрович. Личное дело студента // ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 4437.

[3] Епископ Нафанаил (Соборов; 1826-1907) епископ Архангельский и Холмогорский с 1885 по 1890 г.

[4] Протоиерей Афинодор Николаевич Малинин (19.06.1953-25.06.1914) – сын священника Вологодской епархии, окончил Вологодскую духовную семинарию (1876), Московскую духовную академию (1880), с 18.08.1880 учитель латинского языка в Пермском духовном училище, с 31.06.1881 преподаватель латинского языка в Вологодском духовном училище, с 12.10.1887 по 18.08.1905 преподаватель латинского языка в Вологодской семинарии, с 19.02.1896 по 26.03.1906 преподаватель Священного Писания в той же семинарии. С 30.11.1888 священник Вологодского Кафедрального собора. Служил в вологодской Леонтьевской (с 22.03.1898) и Спасо-Преображенской Фрязиновской (с 30.12.1906) церквях и московской Николо-Стрелецкой церкви (с 09.07.1913). С 06.08.1906 благочинный церквей 1-го округа г. Вологды. С 1896 заведующий Вологодским епархиальным древлехранилищем. См. Клировая ведомость Фрязиновской ц. 1912. // ГАВО Ф. 1063. Оп. 32. Д. 181. Л. 3 об. - 8 об.; Список лиц, служащих в духовно-учебных заведениях Вологодской епархии в начале 1900-1901 учебного года // ВЕВ. 1900. № 18. С. 309; ВЕВ 1914, №13, С. 325.

[5] См. выше.

[6] Протоиерей Александр Иванович Суровцев (27.05.1862 - 25.03.1920) – сын священника Вологодской епархии. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1884), псаломщик Вологодской Покрово-Казанской церкви (03.09.1884 – 01.10.1885) окончил Казанскую духовную академию (1889). Рукоположен во время обучения в академии в диакона (08.11.1885) и в священника (22.03.1887). Священник Вологодской Ильинской церкви и учитель подготовительных классов Вологодского духовного училища (с 21.08.1889) учитель русского и церковно-славянского языка в том же училище (с 01.05.1892). Преподаватель латинского языка Вологодской духовной семинарии (с 20.03.1896), преподаватель Священного Писания в той же семинарии (с 20.08.1907). С 14.02.1907 законоучитель Мариинской женской гимназии и с 02.03.1907 священник Покровско-Александровской церкви при женской гимназии. С 06.05.1911 протоиерей. С 1915 г. помощник смотрителя Вологодского духовного училища. См.: Список лиц, служащих в духовно-учебных заведениях Вологодской епархии в начале 1900-1901 учебного года // ВЕВ. 1900. № 19. С. 229.

[7] Николаевская Озерская женская пустынь Грязовецкого уезда окончательно была закрыта в 1924 г.

[8] Сергей Александрович Нилус (1862–1929) – русский религиозный писатель и публицист.

[9] Митрофан Павлович Инсарский окончил Пензенскую духовную семинарию (1900), Киевскую духовную академию (1904), оставлен на год профессорским стипендиатом при Киевской духовной академии. С 22.07.1905 преподаватель Священного Писания Вологодской семинарии. Доцент Киевской духовной академии с осени 1906 г. С 15.07.1907 преподаватель основного богословия Тифлисской семинарии. См. Извлечение из журналов Совета Киевской духовной академии за 1905-1906 г. Киев, 1906. С. 14; Извлечение из журналов Совета Киевской духовной академии за 1907-1908 г. Киев, 1908. С. 8.

[10] Александр Федорович Орлов (23.11.1888-?) родился в г. Инсар в семье учителя Инсарского приходского мужского училища. Окончил Пензенскую духовную семинарию (1910), Киевскую духовную академию (1914). С 07.10.1914 преподаватель Священного Писания Вологодской семинарии, с 11.03.1916 преподаватель Священного Писания Пензенской семинарии. См. ЦВ. 1914. № 42. С. 487; ЦВ. 1916. № 14. С. 104.

[11] Владимир Александрович Благовещенский (03.08.1888 – 09.10.1968) окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию (1908), Санкт-Петербургскую духовную академию (1912). С 19.03.1913 помощник инспектора Нижегородского семинарии, с 10.05.1914 - Таврической семинарии. С 11.03.1916 преподаватель Священного Писания Вологодской семинарии. В 1918-1919 г. учитель школы 2-ой ступени в Петрограде. Выехал в Эстонию. 05.03.1939 рукоположен во священника к Преображенскому собору г. Нарвы. 1944-1945 приписной священник Казанской церкви Таллина. С 13.09.1946 ключарь Александро-Невского собора Таллина. С 01.07.1947 доцент Ленинградской духовной академии. С 01.09.1948 г. служил священником в Псковской епархии. См. А.А. Бовкало. Благовещенские // Сайт Александра Александровича Благовещенского http://petergen.com/bovkalo/spbd/blagoveshchensky.html.

[12] Евгений Иванович Жданов окончил Смоленскую духовную семинарию (1911), Киевскую духовную академию (1916). С ноября 1916 г. преподаватель Священного Писания Вологодской семинарии. См. ЦВ. 1916. № 47. С. 414.

[13] Александр Алексеевич Селиванов (17.11.1881 г.р.) – сын крестьянина деревни Подлипной Великодворского общества Устьпеченгской волости Тотемского уезда Вологодской губернии. Окончил Тотемское духовное училище (1897), Вологодскую духовную семинарию (1903), Московскую духовную академию (1907). 07.11.1907 г. назначен преподавателем обличительного богословия в Вологодскую семинарию. После революции служил в Рабкрине и Губфо. См. ЦВ. 1907. № 51-52. С. 441; Селиванов Александр Алексеевич. Личное дело студента // ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 3668.

[14] Во всяком случае к 01.09.1911.

[15] Финансовый отдел губисполкома.

[16] Владимир Иванович Никольский (ок. 1856 г.р.) – сын пономаря Никольской церкви с. Церева Дмитровского уезда, Московской губернии. окончил Вифанскую духовную семинарию (1876), Московскую духовную академию (1880). С 16.11.1886 священник Николаевской, что в Заяицком, церкви г. Москвы; упоминается в 1890 г. См. Никольский Владимир Иванович. Личное дело студента // ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 2682.

[17] Иоанн Николаевич Смирнов (14.06.1886-1938) – сын крестьянина деревни Цыбина Вологодского уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1907) и Московскую духовную академию (1911), 15.08.1911 рукоположен в сан священника к Введенской церкви, что при Вологодском епархиальном женском училище. Преподавал в Вологодской семинарии, Вологодском учительском институте, во 2-й и 3-й Вологодских женских гимназиях. С 1914 г. настоятель Георгиевской церкви в Вологде. С 1915 г. законоучитель Лакашинской учительской семинарии Спасского уезда Рязанской епархии. С 1919 г. заведующий секретариатом Вологодского губфинотдела, затем секретарь Вологодского горкоммунотдела. С 1922 г. в обновленческом расколе, член Вологодского епархиального управления. Настоятель Благовещенской церкви Вологды до 1925 г. Священник церкви г. Николаева Херсонской епархии. С 1926 г. преподаватель Киевской высшей богословской школы. К 1928 г. разочаровался в обновленчестве (см. выдержки из переписки с прот. А. Резановым. И. Спасенкова. Православная традиция русского города в 1917-1930-е гг. (на материалах Вологды). Диссертация… канд. ист. Наук. Вологда. 1999. С. 221). В 1929 г. принес покаяние митрополиту Сергию (Страгородскому), священник московской Петровской церкви на Малой Дмитровке. Был женат на Лидии Вячеславовне, в девичестве Черняевой. В 1935 г. арестован и выслан в Омскую область. Расстрелян 17.06.1938. См. Прот. Валерий Лавринов. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 524-525; Смирнов Иван Николаевич. Личное дело студента // ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 3838.

[18] Николай Семенович Шайжин (27.04.1879-1950) историк, краевед, фольклорист. Сын священника Нигижемско-Пречистинского прихода Пудожского уезда Олонецкой губернии. Брат преподавателя Вологодской семинарии Александра Семеновича Шайжина. Окончил Олонецкую духовную семинарию (1901), Санкт-Петербургскую духовную академию (1905), параллельно с учебой в академии прослушал курс в Санкт-Петербургском археологическом институте. Преподаватель обличительного богословия Олонецкой духовной семинарии (с 17.08.1905), преподаватель русского языка Петрозаводского духовного училища (с 23.08.1908). С 14.03.1913 преподаватель гомилетики, литургики и практического руководства пастырей Вологодской семинарии. После революции работал в городских школах, в звании профессора читал курс этнографии в Вологодском педагогическом институте. В 1920—х гг. был активным членом Вологодского общества изучения Северного края. См. Никифорова Л. А. Историк Пудожского края Н. С. Шайжин: страницы биографии // Историко-культурные традиции малых городов Русского Севера: материалы регион. науч. конф. Петрозаводск, 2006; ЦВ. 1905. №39. С. 455; ЦВ. 1908. № 40. С. 307; ЦВ. 1913. № 13. С. 138.

[19] Александр Евгеньевич Введенский (09.08.1858 г.р.) – сын священника Кочковской Леонтиевской церкви Тотемского уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1879), Санкт-Петербургскую духовную академию (1884). Псаломщик Штутгартской Придворной церкви (16.11.1884). С 1887 г. преподает историю и обличение русского раскола и сектантства в Вологодской семинарии. С 1898 г. инспектор народных училищ Никольского уезда. С 01.11.1909 до октября 1917 г. директор Псковской учительской семинарии. См. Л.Ю. Кратирова, Г.Ю. Бондарева. Переплетение жизней и судеб. Вологда-Тверь, 2017. С. 27-28; М.А. Дроздова. К истории Псковской учительской семинарии в 1917-1919 гг. // Актуальные вопросы изучения и преподавания истории, социально-гуманитарных дисциплин и права. Материалы международной научно-практической конференции к 100-летию исторического факультета ВГУ им. П.М. Машерова. Витебск, 2018. С. 145-149.

[20] Протоиерей Сергей Павлович Полиевктов (14.06.1871-1931), родился в семье священника Михайло-Архангельской Баклановской церкви Грязовецкого уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1891) и Московскую духовную академию (1895). С 18.09.1895 преподаватель Вологодского епархиального женского училища. С 26.08.1896 преподаватель обличительного богословия Астраханской семинарии; с 03.09.1898 преподаватель того же предмета в Вологодской семинарии. В октября 1898 г. женился на дочери ректора Астраханской семинарии Юлии Капитоновне Ястребовой. С 13.12.1899 по сентябрь 1906 в дополнение к преподавательским обязанностям был церковным старостой Вознесенской церкви в Вологде. С 08.10.1899 помощник смотрителя Вологодского духовного училища. В 1907 г. принял священный сан и с апреля 1907 г. состоял священником (с января 1913 г. настоятелем) Московской Сергиевской в Рогожской слободе церкви (во всяком случае до 1922 г.). Переезд в Москву и принятие сана вероятно были связаны с тем, что в январе 1907 г. скончался тесть С.П. Полиевктова московский протоиерей К. В. Ястребов. Похоронен С.П. Полиевктов в ограде Никольского храма с. Пушкино Московской области. См. свящ. Н.В. Солодов. Иеросхимонах Феодосий (Харитонов) в воспоминаниях свящ. Николая Коноплева // Богослов.ру https://bogoslov.ru/article/6172977.

[21] Александр Павлович Полиевктов (1869-1933), брат С.П. Полиевктова. Окончил семь классов Вологодского реального училища, поступил в четвертый класс Вологодской семинарии (окончил в 1890). Окончил Казанскую духовную академию (1894). Преподаватель закона Божия Тотемского духовного училища (сентябрь 1894 – март 1895). Преподаватель арифметики и географии Елабужского духовного училища (19.01.1895 – 07.02.1906), тех же предметов в Епархиальном женском училище г. Елабуги (14.01.1898 – 20.10.1900), педагогики и географии в Елабужской женской гимназии (1901-1902), физики и сельского хозяйства во втором Епархиальном женском училище г. Елабуги (1902-1906). С 15.01.1906 преподаватель обличительного богословия в Вологодской семинарии. С 05.10.1907 смотритель Тотемского духовного училища. Рукоположен во диакона (17.10.1907) и в тот же день во священника (?). После закрытия училища – заведующий Тотемской Трудовой гимназии 1-й и 2-й ступени. Снял сан. Вступил в коммунистическую партию. Публицист, автор статей в дореволюционных и советских журналах. Был женат на Людмиле Платоновне Розановой, к сестре которой «сватался» Н.А. Ильинский (см. выше). Их сын Иван Александрович Полиевктов (1897-1956) был профессором медицины Саратовского мединститута. См. свящ. Н.В. Солодов. Иеросхимонах Феодосий (Харитонов) в воспоминаниях свящ. Николая Коноплева // Богослов.ру https://bogoslov.ru/article/6172977; О службе окончившего в 1894 г. курс кандидата Казанской духовной академии священника Александра Полиевктова // РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 120.

[22] Василий Павлович Воскресенский (02.04.1884) – сын священника с. Яковлева, Барбашевской Богаделенской церкви Александровского уезда, Владимирской губернии. После смерти отца жил у брата священника Николая Воскресенского в с. Слотине Ботовской Волости. Окончил Переславское духовное училище (1898), Владимирскую духовную семинарию (1906), Московскую духовную академию (1910). Преподаватель Ржевского епархиального женского училища, преподаватель обличительного богословия Вологодской семинарии (с 04.08.1911). В 1912 г. перешел на службу в Министерство народного просвещения. Возможно, это тот же Василий Павлович Воскресенский, преподаватель двухгодичных учительских курсов в Загорске после 1944 г., о котором вспоминает Маргарита Киневская (М. Киневская. «Берегите русский язык!» // Городской портал Сергиева Посада http://www.okposad.ru/2014/05/beregite-russki-yazyk.html). См. Воскресенский Василий Павлович. Личное дело студента // ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 821. Л. 3-7.

[23] Владимир Федорович Юнонин (14.07.1887-1931) родился в семье священника Никольской церкви с. Корчкодом Любимского уезда Ярославской губернии. Окончил Ярославскую духовную семинарию (1908), Киевскую духовную академию (1912). Преподаватель Вологодской семинарии (с 07.09.1912 до 1918 г.). Вернулся на родину, женился и работал учителем в школе. С 1920 г. служил священником в с. Корчкодом. Арестован 04.02.1930 и скончался в заключении. См.: Все мы Христовы. 1918-1953. Краткие биографические сведения о священнослужителях, монашествующих и мирянах, пострадавших во время репрессий. Ч. 3. Рыбинск, 2017. С. 354-356. ЦВ. 1912. № 40. С. 376.

[24] Леонид Александрович Соколов (05.02.1870 – 25.04.1921) родился в семье священника Варженской Иоанно-Богословской церкви Устюжского уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1890), Московскую духовную академию (1894). До 1895 г. профессорский стипендиат МДА. С 21.09.1895 преподаватель философских наук Вологодской семинарии. С 01.08.1907 преподаватель словесности и педагогики в Киево-Подольской женской гимназии. С 1912 г. доцент Киевской духовной академии, затем профессор. Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. Т. 3. Киев, 2019. С. 187-188.

[25] Павел Иванович Манаков окончил Вологодскую духовную семинарию (1900), Казанскую духовную академию (1904). С 19.08.1904 преподаватель греческого языка Макарьевского духовного училища, с 26.11.1906 – помощник смотрителя того же училища. С 30.01.1910 преподаватель логики, психологии, философии Тобольской семинарии. С 23.01.1913 преподаватель тех же дисциплин Вологодской семинарии. После революции служил контролером в вологодском Рабкрине, затем помощником управляющего Макарьевского Рабкрина. См. Список должностных лиц в Костромской духовной семинарии и духовных училищах Костромской епархии к началу 1905-1906 учебного года // Костромские епархиальные ведомости. 1905. № 20. С. 13; ЦВ. 1906. № 1. С. 4; ЦВ. 1910. № 9. С. 38. ЦВ. 1913. № 9. С. 89.

[26] Анатолий Николаевич Курсин (1888-01.03.1929) окончил Вологодскую духовную семинарию (1909), Московскую духовную академию (1913). Преподаватель С.-Петербургской Троицкой Гаваньской двухклассной церковно-приходской школы. С 08.11.1913 преподаватель логики, психологии и философии Вологодской духовной семинарии. Был женат на дочери прот. Александра Суровцева Любови (20.01.1892 г.р., обучалась на высших естественно-научных курсах в С.-Петербурге). После революции работал в издательство «Северный печатник». Печатался в журнале «Кооперация севера». См. Клировая ведомость Покрово-Александринской церкви г. Вологды за 1912 г. // ГАВО. Ф. 1063. Оп. 1. Д. 875. Л. 4; Сведения Олега Курсина; ЦВ. 1913. № 49. С. 554.

[27] Подписано позднее.

[28] Иван Николаевич Суворов (22.06.1860-13.10.1926) – краевед, историограф-архивист, сын Н.И. Суворова. Окончил Вологодскую губернскую гимназию (1878), Историко-филологический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета (1882). С 14.03.1883 до 07.02.1915 преподаватель гражданской истории Вологодской семинарии. С 26.05.1896 до 1917 г. редактор Вологодских епархиальных ведомостей. После революции работал в Главном управлении архивным делом по Вологодской губернии (1919), в Вологодском губернском архивном фонде (1920-1921), преподавал в Вологодском практическом институте народного образования (1921-1923). См. Историческая справка к личному архивному фонду И.Н. Суворова // ГАВО. Ф. 883; ЦВ. 1915. № 9. С. 73.

[29] Иван Дмитриевич Остроумов (ок. 1881 г.р.) – сын священника Введенской Вохомской церкви Дмитрия Иоанновича Остроумова. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1900), Санкт-Петербургскую духовную академию (1904). С 09.12.04 учитель географии и арифметики в Екатеринодарском духовном училище, с 30.06.1906 преподаватель латинского языка Нижегородской семинарии, с 03.11.1907 помощник смотрителя Лысковского духовного училища, с 1912 г. преподаватель истории и географии Вологодского учительского института, с 04.03.1915 преподаватель гражданской истории Вологодской семинарии, преподаватель истории и географии учительского института. С сентября 1918 г. во всяком случае до 1922 г. заведовал библиотекой Вологодского института народного образования. См. Д.А. Зубова. Библиотека вуза: от Учительского института до Вологодского института народного образования (1912 – 1923 гг.) // «Наследие предков – молодым» https://ist-konkurs.ru/raboty/2011/1384-biblioteka-vuza-ot-uchitelskogo-instituta-do-vologodskogo-instituta-narodnogo-obrazovaniya-1912-1923-gg; ЦВ. 1905. № 1. С. 18; ЦВ. 1906. № 32. С. 373; ЦВ. 1907. № 49. С.421; ЦВ. 1915. № 14. С. 122.

[30] Александр Михайлович Денницын (16.10.1877 г.р.) – сын псаломщика с. Пурех Нижегородской губернии. окончил Нижегородскую духовную семинарию (1898), Киевскую духовную академию (1902). По окончании академии преподаватель Закона Божия и церковной археологии в Холуйской учебно-иконописной мастерской. С 11.02.1915 преподаватель гражданской истории Вологодской семинарии. См. Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. Т. 1. Киев, 2019. С. 439; ЦВ. 1915. № 9. С. 73.

[31] Николай Феофанович Селунский (20.10.1870 – после 1905) – сын священника Ягодинской общины Княгининского уезда Нижегородской губернии. Окончил Лысковского духовное училище (1885), Нижегородскую духовную семинарию (1891), Московскую духовную академию (1895). С 09.10.1895 преподаватель катехизиса, церковного устава и священной истории в Нижегородской духовном училище и преподаватель катехизиса и церковного устава в Нижегородском епархиальном женском училище. С 30.10.1896 преподаватель теории словесности и истории литературы Вологодской семинарии. Уволен со службы по болезни 16.03.1905. См. Список лиц, служащих в духовно-учебных заведениях Вологодской епархии в начале 1900-1901 учебного года // ВЕВ. 1900. № 18. С. 309; ЦВ. 1905. № 14. С. 102; Селунский Николай Феофанович. Личное дело студента // ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 3670.

[32] Иван Николаевич Грацинский (16.04.1887 г.р.) – сын протоиерея села Николаевки Михайловского уезда Рязанской губернии. Окончил Рязанское духовное училище, Рязанскую духовную семинарию (1908), Московскую духовную академию (1912). С 19.10.1912 преподаватель теории словесности и истории русской литературы Вологодской семинарии (ЦВ. 1912. № 47. С. 423). До 1917 г. проживал в Вологде (см. Список избирателей). Преподаватель в г. Михайлове Рязанской губ. См. Грацинский Иван Николаевич. Личное дело студента // ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1032.

[33] Сергей Данилович Черный (24.01.1874–1956) – астроном и математик, родился в с. Лебедин Чигиринского уезда Киевской губернии в семье бухгалтера сахарного завода. Окончил Первую Киевскую гимназию, физико-математический факультет Киевского университета (1897). С 20.11.1897 преподаватель математики и физики Вологодской семинарии (ЦВ. 1898. № 12. С. 62). С 1899 г. учитель математики Немировской гимназии, с 1900 г. преподаватель математики Владимирского Киевского кадетского корпуса. С 1903 г. учитель 2-й Киевской гимназии. В 1904 г. выдержал экзамен на степень магистра астрономии. В 1905-1908 г. приват доцент Киевского университета. В 1908 г. защитил диссертацию в С.-Петербурге. В 1908–1915 гг. профессор астрономии и директор обсерватории Варшавского университета. Профессор Ростовского университета (1915–1923). Профессор Киевского университета и директор Киевской обсерватории (1923–1939). Выйдя на пенсию, переехал в Курск, где работал в областном краеведческом музее. Профессор в Курском пединституте (1945–1951) и заведующий кафедрой математики. См. Постников Е.Б., Шумеев В.Ф. Астрономическая обсерватория Курского государственного университета и её основатель – профессор С.Д. Черный // История науки и техники. 2007. № 12. С. 9–13; Черный Сергей Данилович // «Профессора и преподаватели российских университетов (вторая половина XVIII – начало XX в.)» http://persons.russianuniversityhistory.tsu.ru/content/черный-сергей-данилович.

[34] Виктор Петрович Шалауров (08.11.1847-18.11.1921) – сын священника Шелимовской Михайло-Архангельской церкви Сольвычегодского уезда Вологодской епархии. «Росту небольшого, телосложения от природы посредственного». Окончил Вологодскую духовную семинарию (1868), Московскую духовную академию (1872). С 22.08.1872 преподаватель физико-математических наук в Архангельской семинарии, с 09.07.1879 преподаватель того же предмета в Курской семинарии, с 01.07.1880 вернулся на ту же должность в Архангельскую семинарию, с 27.11.1887 до закрытия семинарии преподаватель того же предмета в Вологодской семинарии. С 13.09.1889 по 01.09.1894 преподаватель того же предмета в Вологодском епархиальном женском училище. Сын В.П. Шалаурова Николай (1891-1949) – профессор физики; Михаил - врач. ВЕВ. 1900. № 19. С. 229-230; Шалауров Виктор Петрович. Личное дело студента // ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 4769.

[35] В Архангельской семинарии служили преподаватели Вологодской семинарии Е.А. Бурцев и Ф.П. Трунев.

[36] Брат Н.А. Ильинского Василий был женат вторым браком на дочери В.П. Шалаурова Елене. Поручителями по жениху были Н.А. Ильинский и П.К. Бабушкин, по невесте – Владимир и Михаил Викторовичи Шалауровы. См. Метрические книги Екатерининской церкви г. Вологды за 1906 г. // ГАВО. Ф. 1063. Оп. 14. Д. 111. Л. 166 об. (Сведения М.В. Параничевой).

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9