Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Список преподавателей Вологодской семинарии (продолжение)
Портал «Богослов.Ru» продолжает публиковать воспоминания Никифора Александровича Ильинского, основная часть которых посвящена Вологодской духовной семинарии. Это ценнейший источник сведений о семинарии, о вологодском духовенстве и о вологодском обществе конца XIX — начала XX в.
Статья

«Из далекого прошлого». Воспоминания Никифора Ильинского

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 2

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Главы 3 и 4

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Главы 6 и 7

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 7 (продолжение)

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 8

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 9

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 9 (продолжение)

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 10

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 10 (продолжение)

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Список преподавателей Вологодской семинарии

 

Шляпин Аифал Петрович[1], питомец нашей семинарии. По окончании IV кл[асса] семинарии Шляпин отправился в Америку, где был простым чернорабочим. Возвратившись в Россию, он поступил в Университет. В семинарию назначен был в 1899 г[оду]. Пробыл в нашей семинарии не более двух лет и затем перешел в Архангельскую гимназию. Умер летом 1922 года в г[ороде] Вологде.

 

Л. 392 об.

 

Руднев Александр Квинтилианович[2] служил в нашей семинарии с 1907-1909 г., а затем был переведен в Нолинское дух[овное] училище. Это был один из неудачников-преподавателей. Невзрачный по фигуре, Руднев небрежен был в исполнении своих, как преподавателя, обязанностей, выразившихся в частом опущении уроков. Отсутствие на его уроках дисциплины было поразительное.

Басов Петр Алексеевич[3], родом из Тверской губ[ернии]. В семинарию поступил в 1909 г[оду]. В настоящее время состоит преподавателем в Рабфаке*.

 

  1. По греческому языку:

 

Макарьин Александр Никанорович – из питомцев нашей семинарии и Петерб[ургской] академии. Служил по окончании академии в Иркутской семинарии, а затем в 1883 г[оду]

 

 * Умер 3 марта 1930 года в г. Бежецке Тверск[ой] губ[ернии], где с осени 1929 г[ода] он состоял преподавателем в ш[коле] 2 ст[упени].

 

Л. 393

 

перешел в нашу семинарию, в которой пробыл до 1892 года, когда административ[ным] порядком переведен был в Пермское дух[овное] училище. Последним местом его службы было Устьсысольск[ое] дух[овное] училище. А[лександр] Н[иканорови]ч был добряк по душе и хороший товарищ-сослуживец. К несчастью, излишняя склонность и неумеренность в употреблении хмельного сгубила его. Оставив службу в Устьсысольске, А[лександр] Н[иканорови]ч возвратился в Пермь, где опустился окончательно и, как рассказывают, влачил свое жалкое существование в компании «босяков» и в одно время был найден мертвым под баржей.

Заболотский Константин Петрович, питомец нашей семинарии (вып[уска] 1879 г[ода]) и Московской академии. Поступил на службу в семинарию в 1883 г[оду] и служил в ней до 1910 г[ода], когда был назначен инспектором народных училищ Волог[одского] у[езда]. Первые годы службы К[онстантин]а П[етрови]ча не прошли для него гладко. Ученики, вследствие строгих требований, предъявлявшихся им со стороны К[онстантина] П[етрови]ча и небывалого до него множества неудовлетворительных баллов по греческому яз[ыку], устраивали против него

 

Л. 393 об.

 

разные выходки. Как со стороны ректора, так и со стороны инспектора ему, кажется, делались предупреждения.

Как о товарище-сослуживце о К[онстантине] П[етрови]че можно говорить только с хорошей стороны. К[онстантин] П[етрови]ч всегда являлся неистощимым рассказчиком и интересным собеседником. Своими застольными речами, на юбилеях ли то или на каких-либо товарищеских собраниях, он привлекал к себе общее внимание. Скончался он 28 мая ст[арого] с[тиля] 1923 года.

Иеромонах Палладий[4] поступил в семинарию из смотрителей Звенигородского дух[овного] училища. На службе в семинарии был около трех лет. Был заметен как хороший проповедник-импровизатор. Отличаясь крайне беспокойным, капризным и неуживчивым характером, он имел постоянные столкновения с учениками. До 1918 г[ода] иером[онах] Палладий, постепенно прошедший разные ступени по служебной лестнице, был епископом Саратовским. В этом году советскою властью он присужден был

 

Л. 394

 

на принудительные работы. Где находится в настоящее время, неизвестно.

Лебедев Иван Арсеньевич[5], родом тверяк. Служил в нашей семинарии до 1907 года, когда был переведен в Варшавское дух[овное] училище, где, впрочем, пробыл недолго. После этого И[ван] А[рсеньеви]ч пытался служить в учреждениях разных ведомств. Умер в начале революции.

Странный это был преподаватель. Он был единственным преподавателем, состоявшим в «Союзе русского народа» и выступавшим во всех процессиях и парадах этого союза. Когда в 1905 году в Правлении семинарии обсуждался вопрос об изменении устава дух[овных] семинарий и когда некоторые из молодых преподавателей высказывались дов[ольно] свободно, Ив[ан] А[рсеньеви]ч, по окончании последнего собрания, назвал эти собрания «крамольными» и при этом заявил, что напишет отдельное мнение. Не помню теперь, принято ли было от него ректором особое мнение и, если было принято, то как отнесся к нему архиерей. Странности Ив[ана] А[рсеньеви]ча проявлялись во многих других случаях. Встретившись с моим сослуживцем Ар[хангельс]ким на семинарском дворе и спросив

 

Л. 394 об.

 

его, какое устройство клозета в его квартире, т. е. теплое или холодное, Лебедев, на ответ Ар[хангельс]кого, что у него клозет теплый, серьезно сказал: «Промысел Божий одинаково печется о нас: и у меня клозет теплый». В одно время, когда я исправлял должность инспектора, Ив[ан] Ар[сеньеви]ч почему-то относившийся ко мне с особою почтительностью, стал ходить около меня, внимательно осматривая меня со всех сторон. «Что бы это значило?» – подумал я про себя, причем внимательно осмотрел свой костюм. Все, кажется, было исправно. Наконец, я не вытерпел и спросил Ив[ана] Ар[сеньеви]ча, не желает ли он что-ниб[удь] сообщить мне. «Да, совершенно верно, желаю, – сказал он, – у вас некоторая неисправность в костюме: вешалка у вашего фрака высунулась, позвольте заправить», – и вслед за этим он стал заправлять вешалку за воротник моего фрака. Когда Лебедев являлся в семинарию на уроки, то ученики, выстроившись в коридоре, делали ему низкий поклон. Ив[ан] Ар[сеньеви]ч принимал эти поклоны, как знак особой к нему почтительности со стороны учеников, раскланивался с последними

 

Л. 395

 

направо и налево. То же самое ученики проделывали с ним и на переменах, когда И[ван] А[рсеньеви]ч по каким-ниб[удь] причинам выходил из учительской.

Струменский Михаил Константинович[6] служил в семинарии только одни год (с 1915–1916) и затем перешел в Москву, в Филаретовское епархиальное училище.

Соломахин Евгений Александрович[7]. С чувством глубокой скорби приходится говорить об этой удивительной личности. Недолго пробыл у нас Е[вгений] А[лександрови]ч, но во всех, кто знал его, он оставил по себе самую светлую память. Молодой, жизнерадостный, он в то же время носил на челе своем отображение тихой грусти… Редко приходилось встречать людей с такой внутренней красотой, какою обладал Е[вгений] А[лександрови]ч Соломахин. Удивительно он мог разбираться в людских характерах и проникать в душевные настроения окружающих его лиц. Не буду говорить о том, с каким захватывающим интересом мне приходилось слушать его одушевленные беседы как по вопросам общего характера – злободневные, так и по научным вопросам.

 

Л. 395 об.

 

Последние события (1917 г[ода]) всколыхнули его до последней степени. Е[вгений] А[лександрови]ч как будто растерялся. С мятежным и тревожным чувством он оставил Вологду, направившись к месту новой службы в г. Троицк. Вот что, между прочим, писал он мне из этого города: «Дорогой милый и многоуважаемый Н[икифор] А[лександрови]ч. Ради Бога простите меня за мое постыдно-долгое молчание и, ради Бога, не вините меня за это строго. С формальной стороны я очень виновен пред вами, но с нравственной – право же, ничуть не виновен. Так уж я создан или же сам не сумел быть другим, но я буквально не могу делать ничего, когда на душе у меня скверно. Душа же моя, говорю без преувеличения, болит и тоскует ужасно, она как бы разбита, растоптана, она похожа на колос, из которого вымолотили все зерна живьем и осталась в ней лишь шелуха. Все то, чем раньше с детства жила и согревалась душа, “родина”, “народ”, “народ могучий великий,

 

Л. 396

 

свободный”, “правда народная Божия” – все это потускнело, замерло в душе. Живу без родины, без народа, без надежды, без веры, без любви, без всех, прежде так дорогих понятий. Уверен твердо, что пройдет все это и снова оживет душа, но эта вера и надежда не столько живое движение, непосредственная жизнь сердца, сколько требование ума – и нет уже в этой вере[и] надежде прежнего согревающего душу огня. Началось такое душевное состояние в момент приезда домой, усилилось и окрепло с конца октября и продолжается доселе… О, как все мертво вокруг, как беспорядочно… Уж больше и не стыдно ничего, все втоптано в грязь».

Положение в Троицке[8], где жил и действовал Е[вгений] А[лександрови]ч, приняло между тем такой оборот, что ему пришлось оставить Троицк, оставить свою беременную жену, нежно любимого сына малютку и спешно бежать из Троицка. С весьма многими другими горожанами он направился, как мне писала его жена, к китайской границе, достигнуть которую, однако ему не удалось. Около Семипалатинска он заболел сначала психически, а затем заразился

 

Л. 396 об.

 

тифом и умер. Умер в безвестности, вдали от родины, которую он так горячо любил, в величие которой так беззаветно верил.

Светский человек по происхождению (сын купца-торговца), Е[вгений] А[лександрови]ч был горячим и убежденным сторонником дух[овной] школы. Особенно Е[вгений] А[лександрови]ч любил говорить о красоте наших церковных служб. А какой он был замечательный чтец – паремий ли то, шестопсалмия или разных церковных стихов! Правда, он не выступал в церкви и слышать чтение его мне приходилось в тесном кругу его друзей-сослуживцев, но, если бы ему пришлось читать в церкви, мне думается, что он своим чтением произвел бы сильное впечатление на молящихся.

Когда со вступлением во власть временного правительства объявлены были разные свободы, когда все метались, как угорелые, когда началась бестолковая, вакханальная слово-говорильня, как бы по камертону и в подражание всероссийскому регенту, болтуну и шаркуну Керенскому, Е[вгений] А[лександрови]ч, внимательно

 

Л. 397

 

прислушивавшийся к этой бестолковщине, с грустью говорил: «Эта болтовня нас погубит. Мы говорим, говорим без конца, а другие делают свое дело».

Образовался учительский союз. Все стремились записаться в него. Вступил в этот союз и Соломахин, но ненадолго… Начались собрания этого союза. Кардинальным вопросом на собраниях явился вопрос о преподавании З[акона] Божия в школах. Почти все ораторы, не исключая и батюшек, вели речь к тому, чтобы вычеркнуть из школьных программ преподавание этого предмета. Лишь несколько робких голосов по временам слышны были в защиту преподавания З[акона] Божия в школах. На первом собрании Соломахину быть не удалось. С чувством глубокой скорби Е[вгений] А[лександрови]ч выслушал от своих коллег, бывших на собрании, о происходивших прениях. Соломахин явился на второе собрание. Выслушав двух-трех ораторов, он попросил себе слова. Спокойно, твердо и убежденно он начал свою речь в защиту преподавания З[акона] Божия в школах. В зале наступила полная тишина. По временам начинали раздаваться одобрительные выкрики и голоса. Нужно было видеть в это время Е[вгения] Алекс[андрови]ча. Взор его был какой-то особенный, проникновенный. Но вот он кончил свою речь. Последние слова его были: «На днях я

 

Л. 397 об.

 

записался в союз учителей, а сегодня я прошу вычеркнуть меня из этого союза». Поклонился и при громе рукоплесканий вышел из залы.

В заключение своих воспоминаний о незабвенном Е. А. Соломахине я позволяю себе высказать такого рода мнение, что если бы Соломахину Бог судил быть в священном сане, то он несомненно был бы Скобелевым в рясе. Вечная тебе память, милый, хороший человек!

Уаров Петр Владимирович[9] служил в нашей семинарии всего два года (1916–1918 г). На педагогических собраниях всегда держал себя оппозиционно по отношению к ректору, был резок и несдержан в своих выражениях, доходивших иногда до грубости. Где в настоящее время находится, неизвестно.

 

  1. По латинскому языку:

 

Можаров Георгий Иванович, родом рязанец. О личности этого преподавателя говорено достаточно в настоящих «Воспоминаниях»*.

 

* Стр. 72, 164.

 

Л. 398

 

Здесь считаю нелишним дополнить сведения о дальнейшей служебной карьере Можарова после того, как он админист[ративным] порядком переведен был в Задонское дух[овно]е училище. В Задонске Можаров пробыл недолго и вскоре получил назначение в Воронежскую семинарию. Затем при содействии проф[ессора] Глубоковского Г[еоргий] Ив[анови]ч назначен был инспектором Архангельской семинарии. Однако здесь он пробыл недолго. Последним местом его дух[овно]-учебной службы была Благовещенская семинария, откуда он должен был принудительно уйти. По достоверным слухам, Можарову хотелось поступить в епарх[иальные] наблюдатели церк[овных] школ, чтобы иметь возможность получить чин д[ействительного] с[татского] советника. Но его честолюбивые мечты не осуществились. Где он теперь и жив ли, неизвестно.

Остроумов Степан Иванович[10], родом рязанец. Служил в нашей семинарии не более года. Оставил семинарию за поступлением на приход в сельское место Рязанской губ[ернии]. Имел степень магистра богословия и много писал по разным вопросам в духовных журналах. Был нелюдим и необщителен.

 

Л. 398 об.

 

Введенский Алексей Иванович, родом москвич, профессорский стипендиат Московской духовной академии. Назначен был в нашу семинарию в 1886 г[оду]

 

Л. 399

 

и пробыл в Вологде только один год. В 1897 году Алексей Иванович был назначен на кафедру истории философии в Московскую дух[овную] академию. В 1902 году, получив степень доктора богословия, состоял в академии в должности ординарного профессора. А[лекс]ей Ив[анови]ч служил в нашей семинарии в самый разгар можаро-климентовской эпопеи и был убежденным сторонником ректора. Оставил по себе самую светлую память, как о добром, простом и общительном сослуживце. Умер А[лекс]ей Иванович после продолжительной и тяжкой болезни в Москве в 1913 году.

Лебедев Алексей Константинович*.

Смирнов Сергей Васильевич, уроженец Ярослав[ской] губ[ернии]. В нашу семинарию поступил в 1901 году, и в последнее время до закрытия семинарии состоял в ней в должности инспектора. Симпатичный и благородный по своему характеру, С[ергей] Васильеви]ч несомненно должен быть поставлен на ряду лучших преподавателей семинарии.

 

* См. стр. 278.

 

Л. 399 об.

 

Всегда общительный, чуждый всякой партийности, он невольно привлекал к себе всех, кто входил с ним в такое или иное соприкосновение. Таким С[ергей] В[асильеви]ч остался и тогда, когда был назначен на должность инспектора семинарии. На этом посту ему пришлось пробыть недолго и притом в такое время, когда роль инспектора, ввиду наступивших свобод и с ними разных вольностей в жизни школы, сводилась почти на нет. Однако можно быть уверенным, что если бы С[ергею] В[асильеви]чу пришлось служить инспектором при нормальных условиях школьной жизни и не при таком ректоре, как о. Кибардин, то он при своей уравновешенности и доброй настроенности принес бы несомненную пользу в деле воспитания юношества. В настоящее время С[ергей] В[асильевич] состоит делопроизводителем в школе 9-ке.

Романов Виктор Петрович[11] поступил в нашу семинарию в 1916 г[оду] и пробыл до закрытия ее. Где он в настоящее время находится, неизвестно.

 

По еврейскому языку:

 

Карпов Василий Степанович и Тюрнин Иван Александрович.

 

Л. 400

 

  1. По церковному пению:

 

Туров Алфей Александрович*.

Спасский Павел Николаевич[12], диакон, был одним из неудачных учителей по ц[ерковному] пению. Дисциплина на уроках этого учителя совершенно отсутствовала; доходило даже до того, что на уроки о. диакона командировались начальством семинарии лица инспекторского надзора. Учителем пения о. Спасский пробыл недолго.

Вилинский Дмитрий Дмитриевич**, родом ярославец, но питомец нашей семинарии (вып[уска]1888 г[ода]). Скончался, состоя на службе, в 1909 г[оду].

Воскресенский Василий Константинович***.

Воскресенский Василий Павлович****.

Костенко до поступления в нашу семинарию был певчим в придворной капелле. Служил не больше года.

Гребенщиков Павел Иванович*****.

Резанов Сергей Иванович[13].

* Стр. 149, 156 «Воспом.».

** Стр. 339 «Воспом.».

*** Стр. 339 об.

**** Стр. 387.

***** Стр. 340.

 

Л. 400 об.

 

Помощники инспектора

 

Брянцев Аркадий Досифеевич*.

Богословский Николай Кириллович, действительный студент Москов[ской] дух[овной] академии. Служил в Волог[одской] семинарии до 1878 года. Н[иколай] К[ириллови]ч имел обыкновение ходить по коридору, было ли то тепло или холодно, в шубе и калошах, которые и служили мишенью для насмешек со стороны учеников. «Шуба, калоши, шуба, калоши», – слышались крики, когда Богословский проходил по коридору. Иногда, выведенный из терпения, он входил в класс, откуда раздавались разные выкрики по его адресу, и, указывая на первого попавшегося ученика, грозил словами: «Я тебя без ножниц остригу, в Сибирь сошлю». Однажды, заметив в шалости ученика по фамилии Пырского, он вошел в класс и, ткнув пальцем по направлению этого ученика, спросил: «Пырский, как твоя фамилия?» Общий взрыв хохота

 

* 298 стр.

 

Л. 401

 

был ответом на странный вопрос Н[иколая] К[ириллови]ча, с недоумением смотревшего на учеников и не понимавшего, в чем дело. Вообще, многие действия и поступки Н[иколая] К[иррилови]ча вызывали в учениках веселое настроение.

Странно, что такой служака, как Н. К. Богословский, был назначен из помощников инспектора смотрителем дух[овного] училища (Тотемского), а затем служил инспектором народных училищ в Западном крае. Впрочем, его служба на этих местах была кратковременна. Умер он в г[ороде] Вологда, состоя на пенсии.

Спасский Евлампий Николаевич – из питомцев Волог[одской] семинарии (вып[пуска] 1879 г[ода]). По окончании курса в семинарии был сначала назначен надзирателем за учениками, а затем помощником инспектора, в каковой должности служил до 1913 года. По выходе из семинарии служил в медицинском техникуме секретарем. Скончался 16 июня 1926 г[ода] от рака печени.

 

Л. 401 об.

 

Берсенев Николай Павлович, родом ярославец. Поступил в нашу семинарию в 1894 году, служил в ней до 1896 г[ода], когда был назначен учителем в Вологодское дух[овное] училище. Умер в 1899 г[оду] и похоронен на Горбачевском кладбище.

Кремлевский Александр Магистрианович, магистр богословия, состоял на службе в нашей семинарии только один год. В октябре 1899 года он назначен был преподавателем Архангельской семинарии, затем переведен был во Владимирскую семинарию. Последним местом его служебной деятельности был г. Ярославль, где он состоял законоучителем Кадетского корпуса, имея сан священника. Здесь он и умер.

Кремлевский Петр Магистрианович, из питомцев нашей семинарии (вып[уска]1891 г[ода]). Находился на службе в семинарии около трех лет. В настоящее время протоиерей в одной из церквей г[орода] Петрограда.

 

Л. 402

 

Архангельский Митрофан Иларьевич, из питомцев нашей семинарии (вып[уска] 1894 г[ода]) и Казанской академии. Находился на службе в сем[инарии] с 1899–1908 г., когда поступил в канцелярию об[ер]-прокурора при Синоде, а затем был назначен секретарем Таврической консистории. В последнее время жил в Симферополе без места и в конце ноября 1924 г[ода] скоропостижно скончался.

Глебов Евгений Андреевич, родом рязанец и питомец Казанской академии. В нашей семинарии находился на службе с 1899–1913 г., когда за сокращением штатов назначен был в Рыльское дух[овное] училище. В настоящее время учитель ш[колы] 2 ст[упени] в Рыльске.

Вячеславов Александр Андреевич, питомец нашей семинарии. На службу поступил в 1909 году и служил до закрытия семинарии. В настоящее время служит в одном из сов[етских] учреждений*.

 

* Умер 15 сентября 1931 года.

 

Л. 402 об.

 

Надзиратели за учениками:

 

Сумароков Павел Николаевич[14], питомец нашей семинарии (вып[уска] 1878 г[ода]). Служил только один год и поступил в Петерб[ургскую] академию. По окончании академии большая часть службы его прошла в Вятской губ[ернии], где он был в последнее время смотрителем в одном из духовных училищ.

Григоров Дмитрий Александрович[15], из питомцев нашей семинарии (выпуск 1879 года), был на службе в семинарии один год. По окончании, после выхода из семинарии, Петерб[ургской] академии был учителем сначала Тотемского, а затем Лы[с]ковского дух[овного] учил[ища]. В настоящее время служит в г. Тотьма. Умер в 1929 г[оду].

Садоков Константин Павлович – из кончивших курс нашу сем[инарию]. Служил до 1885 г[ода], а затем, по принятии священства, состоял приходским пастором в деревне. Из деревни перешел в город к Николаевской Золотокрестенской ц[еркви], при которой и умер.

После Садокова надзирателем был назначен

 

Л. 403

 

пишущий настоящие «Воспоминания».

В 1888 г[оду] была открыта вторая должность надзирателя, на каковую был назначен студент семинарии выпуска 1886 г[ода] –

Богоявленский Николай Вячеславович[16], но он пробыл на этой должности только один год, поступил в Петерб[ургский] университет, по окончании которого служил в Китае сначала в должности секретаря консульства, а затем – консула. В настоящее время состоит на службе американского правительства.

По уходе Богоявленского вторая должность надзирателя была закрыта и часть денег, шедших на содержание второго надзирателя, выдавалась в виде поощрения пишущему эти «Воспоминания» до назначения последнего помощником инспектора.

 

Духовники:

 

Триденцев Александр Михайлович, священник. Был духовником с 1886 г[ода] до 1904 г[ода]. В этом году поступил вольнослушателем в Петерб[ургскую] дух[овную] академию, но пробыл в ней только один год и затем был определен настоятелем к одной из церквей г[орода] Петрограда, при которой и скончался в сане протоиерея.

 

Л. 403 об.

 

Соколов Василий Николаевич[17], священник, из студентов Волог[одской] семинарии вып[уска] 1885 г[ода], находился на службе до 1906 г[ода], года смерти. Отличался строгою религиозной настроенностью и был очень популярен, особенно среди простого народа.

Товиев Анатолий Николаевич[18], из студентов семинарии вып[уска] 1890 г[ода], состоял духовником семинарии с 1907 года до закрытия ее. В настоящее время в сане протоиерея служит в сельском приходе в Широгорье* Волог[одского] у[езда].

 

Секретари Правления семинарии:

 

Карпов Василий Степанович был секретарем дов[ольно] долгое время.

Макарьин Александр Никанорович секретарствовал лишь в продолжение нескольких месяцев.

* 26 окт[ября] 1928 г[ода], возвращаясь с богомолья, был встречен дерев[енскими] парнями-хулиганами, которые напали на него и убили. Нанесено было более 16 ран.

 

Л. 404

 

Воскресенский Андрей Николаевич, из студентов нашей семинарии (вып[уска] 1886 г[ода]), состоял секретарем в сане диакона с 1888–1897 г. В настоящее время протоиерей-настоятель Николаевской Сенноплощадской ц[еркви] г[орода] Вологды.

Личность о. Андрея Н[иколаеви]ча мне пришлось узнать и оценить еще в то время, когда он был на семинарской скамье. Затем, когда он кончил курс, я близко сошелся с ним и нередко проводил свое холостое время в обществе молодых, милых и гостеприимных супругов. Наши задушевные, сердечные беседы, особенно накануне нового года, остались для меня чрезвычайно отрадным воспоминанием из времени моей одинокой холостой жизни. В семье А[ндрея] Н[иколаеви]ча чувствовалось как-то особенно уютно и невольно тянуло к нему. Обладая редкими душевными качествами, о. А[ндрей] Н[иколаеви]ч привлекал к себе всех, кто так или иначе соприкасался с ним. Среди городского духовенства он пользуется заслуженной популярностью и авторитетом. Не менее известен и популярен он и в светском обществе*.

Соколов Леонид Александрович.

Смирнов Сергей Васильевич.

Манаков Павел Иванович.

 

* Умер 22 декабря 1934 г[ода] в 69 лет после продолжительной болезни.

 

Л. 404 об.

 

Экономы:

 

Попов Иринарх Алексеевич[19] поступил из учителей духов[ного] училища в 1878 или 1879 г[оду]. Служил до конца 1884 года. Умер.

Богословский Стефан Петрович, диакон, был экономом семинарии около двух лет (с конца 1884 г[ода] до 1886 г[ода]). После оставления должности эконома служил диаконом на Введенском кладбище г[орода] Вологды, где и умер.

Игнатий иеромонах (Крутиков) состоял на службе в семинарии в течение десяти лет (с 1886–1896 г[од]). В последнее время в сане архимандрита был настоятелем Тотемского Спасо-Суморина монастыря, где и скончался.

 

Л. 405

 

Петров Василий Васильевич[20], диакон, из кончивших курс семинарии. Служил недолго. По выходе из семинарии уехал в Сибирь и в последнее время находился в Семиреченской области, где и умер в сане священника.

Попов Петр[21], диакон, из кончивших курс семинарии, служил недолго. Где в настоящее время находится, неизвестно.

Поддьяков Михаил Дмитриевич[22] служил в семинарии в конце 90-х годов (1898–1901). В настоящее время в сане протоиерея состоит настоятелем Иоанно-Предтеченской ц[еркви] г[орода] Вологды.

Капустин Кирилл Васильевич[23] был экономом до 1907 года, когда перешел на службу в консисторию, где служил казначеем. На этой службе он и скончался.

Кичанов Александр Максимович[24], диакон. По выходе из семинарии некоторое время проживал в монастыре, а затем, по снятии сана, занимался коммивояжерством, переезжая из одного города в другой.

Смирнов Александр Яковлевич[25] служил до 1907 г[ода]. С этого времени вышел на приход в деревне.

 

Л. 405 об.

 

С половины января 1907 г[ода] до 1 апреля этого года исправлял обязанности эконома пишущий эти «Воспоминания», а с 1 апреля вступил в должность эконома

Головков Александр Михайлович, диакон, служил в семинарии два года.

Городецкий Анатолий Михайлович[26], диакон, пробыл в семинарии не больше двух лет. Теперь священник в деревне.

Сумароков Александр Александрович[27], один из самых неудачных экономов семинарии. Служил недолго и уехал в Сибирь.

Ножнин Нил[28], диакон, служил немного больше года. В настоящее время священствует в деревне.

После Ножнина вторично был экономом Головков, но уже в сане священника, пробыл в семинарии около двух лет.

Попов Николай[29], диакон, служил недолго и так же, как Сумароков, был экономом неудачным.

 

Л. 406

 

Иконников Николай Павлович[30], диакон-вдовец, служил в семинарии до ее закрытия. По снятии сана начинал служить в советских учреждениях, затем женился и назначен священником в сельский приход.

 

Экономы б[ывшего] епархиального общежития:

 

Доброумов Александр Матвеевич, священник, поступивший в экономы в год открытия общежития в 1890 году, в то время в сане диакона. В 1896 г[оду] был назначен священником Царе-Константиновской ц[еркви] г[орода] Вологды, с оставлением за ним должности эконома. Умер 18 июля 1898 года. О. А[лександр] М[атвееви]ч оставил по себе самую лучшую память, как о человеке безусловно честном, прямом и открытом. Смерть, скосившая о. А[лександ]ра в самую цветущую пору его жизни, произвела в свое время самое тяжелое впечатление, тем более что после него осталось шесть малолетних детей. Похоронен о. Александр на Богородском кладбище.

С половины июля до 1 сентября обязанности эконома по общежитию были возложены на пишущего настоящие воспоминания, а с сего времени заступил в должность эконома

 

Л. 406 об.

 

Сумароков Николай Павлинович[31], священник. Состоя экономом, он в то же время был настоятелем церкви при арестантском отделении. Служил в общежитии до передачи последнего в 1902 г[оду] под епарх[иальное] женское училище. В настоящее время протоиерей, настоятель Петро-Павловской ц[еркви] г[орода] Вологды.

 

Врачи:

 

Орнатский Петр Иванович[32], доктор медицины, из питомцев Волог[одской] семинарии, служил в семинарии в конце 70-х годов, а затем был врачебным инспектором в Киеве.

Попов Виктор Александрович[33] был врачом в начале 80-х годов, а затем, кажется, служил в Тотемском уезде.

Эсаулов Николай Николаевич[34], доктор медицины, служил не более двух лет*, впоследствии был врачебным инспектором в Костроме.

* До 1899 года.

 

Л. 407

 

Баженов Виктор Александрович служил не более двух лет[35]. В настоящее время живет в г[ороде] Вологде.

Проскуряков Владимир Николаевич[36] служил в семинарии не менее 15 лет. Умер от тифа в 1920 году.

 

Фельдшера*:

 

Бартенев Павел Александрович**.

Малиновский Павел Иванович, служил не более года.

Воскресенский Филофей Константинович служил до 1897 г[ода]. Умер.

Мягков Иван Александрович состоял фельдшером с 1897 г[ода] до закрытия семинарии ***.

* Во время моего обучения в семинарии переменились два фельдшера, фамилий которых не помню.

** Стр. 132 об. и далее до 142 стр.

*** Умер 26 ноября 1935 года.

 

Л. 407 об.

 

Учителя образцовой при семинарии школы:

 

Басистов Александр Паисьевич, питомец Волог[одской] семинарии вып[уска] 1883 г[ода]. Служил в семинарии до 1888 г[ода], затем и перешел в Казенную Палату, где был старшим бухгалтером. Умер в 1931 г[оду].

Преображенский Митрофан Иванович[37], из кончивших семинарию в 1884 г[oду]. В должности учителя был до 1907 г[ода]. По выходе из семинарии состоял псаломщиком при Ильинской г[орода] Вологды церкви и вместе с этим занимался в канцелярии консистории. М[итрофан] Ив[анови]ч отличался всегда скромностью как на семинарской скамье, так и на служебном поприще. Умер.

Трубачев Алексей Вячеславович[38] служил недолго, затем был священником при Вологодской Подстаницкой ц[еркви] Волог[одского] ц[езда], где и умер от чахотки.

Шаров Сергей Евтихиевич[39]. Участвовал в Германской войне и дов[ольно] долгое время находился в плену. По возвращении из плена был временно

 

Л. 408

 

демобилизован. Принятый снова на службу, Шаров был обвинен в контрреволюции и расстрелян.

Озерков Леонид Николаевич[40] служил до закрытия семинарии.

 

Старосты семинарской церкви:

 

Пестерев Владимир Варсонофьевич[41], верховажский купец, но проживавший в Вологде. Этот староста много содействовал благоукрашению церкви в смысле приобретения для нее разных церковных вещей. Внимательно и любовно относился он и к семинаристам, из которых многим оказывал существенную помощь. Остальную часть своей жизни он пробыл в Верховажье, где и скончался.

После Пестерева недолгое время старостой семинарской церкви был преподаватель семинарии Скабовский Флавий Васильевич.

Клишин Лев Адрианович, волог[одский] купец, был старостой дов[ольно] продолжительное время.

Заболотский Конст[антин] Павлович, препод[аватель] семинарии, старостой был не более года.

 

Л. 408 об.

 

Занин Петр Петрович, волог[одский] купец, был старостой до 1902 г[ода], дня своей смерти[42].

Занин Семен Петрович[43] служил до 1907 г[ода].

Гусев Алексей Николаевич[44] был старостой не менее трех лет.

После Гусева обязанности церковного старосты исправлял помощн[ик] инспектора Е. Н. Спасский, а по выходе его со службы (в 1913 г[оду]) эта обязанность возложена была на автора настоящих воспоминаний.

 

 

[1] Аифал Петрович Шляпин (06.11.1855–11.07.1922) – сын священника Вологодской епархии. Окончил Вологодское духовное училище (1872), четыре класса Вологодской духовной семинарии. С 1878 по 1883 г. жил в Америке. Окончил физико-математический факультет Московского университета (1888). Работал в газете «Московские ведомости», куда устроился с помощью М.Н. Глубоковского. Преподаватель Вологодской семинарии с 24.06.1899. С 1903 г. преподаватель Архангельской гимназии. После революции преподавал в Шенкурской школе второй ступени. ВЕВ. 1900. № 19. С. 230; ЦВ. 1899. № 37. С. 303-304; Шляпин В. П. Мои ближайшие родные (Вступление и публикация Г. Н. Чебыкиной) // Великий Устюг: Краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1995. С. 153-179.

[2] Александр Квинтиллианович Руднев (ок. 1877 г.р.) – сын священника Кубанской области. Окончил Московский императорский университет (1903). С 1904 г. преподаватель Александровской миссионерской духовной семинарии, с 1905 г. преподаватель Вятской духовной семинарии, с 29.09.1907 назначен вторым преподавателем физико-математических наук в Вологодской семинарии, с 14.01.1909 преподаватель арифметики и географии Нолинского духовного училища, с 16.08.1910 уволился по прошению. ЦВ. 1907. № 48. С. 416; ЦВ. 1909. № 7. С. 44; ЦВ. 1910. № 42. С. 413; ВЕВ. 1908. № 7. С. 145.

[3] Петр Алексеевич Басов (ум. 03.03.1930) окончил Тверскую духовную семинарию (1901), университет. Преподавал в Вологодской духовной семинарии и в Мариинской вологодской гимназии.

[4] Епископ Палладий (Добронравов Николай Константинович; 1865–1922). Преподаватель Вологодской духовной семинарии с 1892 по 1894 г. Некоторые зарисовки о его преподавании есть у И.Г. Шадрина см.: Свящ. Н.В. Солодов. Повесть И.Г. Шадрина «Бурса» как семинарское свидетельство // Литературный процесс в России XVIII–XIX вв. Светская и духовная словесность. Вып. 2. М., 2022. С. 775-811. А.И. Мраморнов. Епископ Палладий (Добронравов) // Православная энциклопедия. С. 319-320.

[5] Иван Арсеньевич Лебедев (03.01.1856 – около 1917) – сын священника погоста Селилова Ржевского уезда Тверской епархии. Окончил Тверскую духовную семинарию (1877), Санкт-Петербургскую духовную академию (1881). С 15.09.1881 помощник инспектора Вифанской семинарии, с 15.02.1888 сверхштатный преподаватель основного, догматического и нравственного богословия Тверской семинарии; с 01.09.1890 преподаватель философских наук, затем Священного Писания и Библейской истории в Благовещенской семинарии, с 13.10.1894 помощник инспектора Костромской семинарии, с 05.09.1902 преподаватель греческого языка Вологодской семинарии, с 11.11.1907 преподаватель греческого языка Варшавского духовного училища, в 26.08.1909 г. уволился по прошению. ВЕВ. 1902. № 21. С. 281; ВЕВ. 1906. № 24. С. 483; ЦВ. 1907. № 51-52. С. 441; ЦВ. 1909. № 39. С. 358.

[6] Михаил Константинович Струменский (24.09.1889 г.р.) – окончил Волынскую духовную семинарию (1910), Московскую духовную академию (1914) со степенью магистра, оставлен профессорским стипендиатом. Окончил Московский археологический институт. С 12.06.1915 преподаватель греческого языка Вологодской духовной семинарии, преподаватель Московского епархиального женского училища, Полонской гимназии и трудшколы. В 1921 г. рукоположен в сан священника, с 01.02.1921 настоятель Староконстантиновского Крестовоздвиженского собора. Кучерук И., диакон. Примечания // Аркадий (Остальский),свмч. «Мы не должны бояться никаких страданий…» Творения. Т. 2. Житомир, 2011. С. 428.

[7] Евгений Александрович Соломахин окончил Витебскую духовную семинарию (1907), Санкт-Петербургскую духовную академию (1912), с 11.09.1913 преподаватель греческого языка во Владимирском духовном училище, с 01.09.1915 второй преподаватель греческого языка в Вологодской духовной семинарии по 1917 г., когда уехал в г. Троицк. ЦВ. 1913. № 41. С. 487; ЦВ. 1915. № 38. С. 453.

[8] Троицк находится в Челябинской области. С декабря 1917 года там несколько раз происходила смена власти.

[9] Петр Владимирович Уаров (29.06.1885 г.р.) – сын псаломщика Аносина девичьего монастыря. Окончил Вифанскую духовную семинарию (1906), Московскую духовную академию (1910), утвержден в звании кандидата в ноябре 1910 года. С 04.08.1911 учитель географии и истории Якутского духовного училища, с 05.10.1912 учитель русского языка Озургетского духовного училища, с 21.08.1915 учитель арифметики и соединенных с нею предметов Тывровского духовного училища, с 25.08.1916 до 1918 г. преподаватель греческого языка Вологодской духовной семинарии. До лета 1918 г. преподавал в 3-й Вологодской женской гимназии. Был женат на Елизавете Алексеевне Журавлевой, которая, по сведениям myheritage, дожила до 1988 г. Вероятно, родственники имеют информацию о дальнейшей судьбе П.В. Уарова после революции. Дубинский А.Ю. Вифанская духовная семинария. Алфавитный список выпускников 1901-1917 годов (краткий генеалогический справочник). М., 1999. С. 42; ЦВ. 1911. № 36. С. 294; ЦВ. 1912. № 40. С. 376; ЦВ. 1915. № 42. С. 483; ЦВ. 1916. № 46. С. 409; Дополнительный список // Красный север. 1918. № 152 (21 июля). С. 4.

[10] Стефан Иоаннович Остроумов (1861 г.р.), сын священника Рязанской епархии. Окончил Рязанскую духовную семинарию (1881), Московскую духовную академию (1885). С сентября 1885 г. определен преподавателем латинского языка в Вологодскую семинарию. В 1886 г. уволился от преподавательской должности и служил священником в с. Николаевская Тума Касимовского уезда Рязанской губернии. В 1887 году – магистр богословия. С 1898 года – благочинный. Депутат IV Государственной Думы от националистов. Несколько раз был арестован. Последний раз 15 февраля 1930 г. Приговор: 10 лет высылки в Северный край. Публицист, автор многих статей в периодических изданиях. См. Остроумов Стефан Иоаннович // И.В. Добролюбов, С.Д. Яхонтов. Библиографический словарь писателей, ученых и художников, уроженцев (преимущественно) Рязанской губернии. Рязань, 1910. С. 172; Книга памяти Рязанской области (https://lists.memo.ru/d25/f271.htm#n189).

[11] Виктор Петрович Романов (ок. 1876 г.р.) – сын дьякона Курской епархии, окончил Курскую духовную семинарию (1897), Московскую духовную академию (1901), по окончании академии – надзиратель Харьковской духовной семинарии, с 19.09.1902 учитель латинского языка в Починковском духовном училище, с 16.08.1904 учитель русского языка Старооскольского духовного училища, с 08.10.1907 учитель церковнославянского языка Екатеринодарского духовного училища, учитель Новороссийской мужской гимназии, с 04.08.1914 помощник смотрителя Суздальского духовного училища, с 01.05.1916 учитель Владимирского епархиального женского училища, с 20.10.1916 преподаватель латинского языка Вологодской духовной семинарии. ЦВ. 1902. № 47. С. 365; ЦВ. 1904. № 33. С. 373; ЦВ. 1907. № 48. С. 416; ЦВ. 1914. № 37. С. 436; ЦВ. 1916. № 52. С. 455. Нижегородские епархиальные ведомости. 1903. № 24. С. 28; Владимирские епархиальные ведомости. 1916. № 20-21. С. 358.

[12] Павел Николаевич Спасский (ок. 1866) – сын священника Сеньговской Спасо-Преображенской церкви. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1885), с 05.08.1885 псаломщик Вологодской градской Благовещенской церкви, с 20.10.1885 диакон, с 26.12.1888 священник Устюжской Варлаамовской церкви. С 02.12.1886 по 08.12.1888 учитель пения в Вологодской семинарии; Учитель пения Великоустюжского епархиального женского училища. См. Спасский Павел Николаевич // Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=3057; Памятные книжки Вологодской губернии; Клировая ведомость Варлаамо-Хутынской градской церкви Великого Устюга // ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 318. Л. 223-225 (сведения О.Н. Ивановой).

[13] Возможно, это тот же Сергей Резанов, который окончил 4 класса Вологодской духовной семинарии в 1909 г. и служил псаломщиком в Воскресенской Устьянской церкви Кадниковского уезда до 1914 г. См. Резанов Сергей // Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=9445.

[14] Павел Николаевич Сумароков (02.10.1857–1927) – сын дьякона Орловской Троицкой церкви Устюжского уезда Вологодской епархии. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1878), по окончании служил надзирателем Вологодской семинарии, в 1879 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию (окончил в 1883 г.). По окончании определен учителем латинского языка в Глазовском духовном училище, с 1885 г. учитель арифметики, с 1890 г. помощник смотрителя того же училища. С 1897 по 1918 г. смотритель Яранского духовного училища, преподаватель латинского языка в Яранской мужской гимназии. С 1905 г. действительный член Вятской ученой архивной комиссии, автор работ по краеведению. См. Вятские епархиальные ведомости. 1907. № 48. С. 30; Кожинова Е. Павел Николаевич Сумароков (1857-1927).Исследователь земли Яранской, смотритель Яранского духовного училища // Десять имен в истории Яранска. Вып. 6. Яранск, 2012.

[15] Дмитрий Александрович Григоров (04.02.1860–15.10.1929) – сын священника Зосимо-Савватиевской церкви г. Вологды, окончил Вологодскую духовную семинарию (1880), с 11.10.1880 по 15.11.1882 надзиратель Вологодской семинарии. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1886). С 29.09.1887 псаломщик Флоро-Лаврской Шолдинской церкви Вологодского уезда. С ноября 1887 г. надзиратель Вологодского духовного училища и учитель чистописания. С 18.08.1888 учитель русского и церковнославянского языка Тотемского духовного училища. После назначения смотрителем Тотемского училища А.П. Полиевктова в 1907 г. переходит в Лысковское духовное училище, где служил до 1914 г. С 1888 г. член Императорского Русского археологического общества. Один из создателей краеведческого музея в Тотьме. Спас музей от разрушения в первые годы советской власти. Написал книгу-путеводитель «Город Тотьма и окрестности» в 1922 году. См. Соколов А.А. Празднование семидесятипятилетия Тотемского духовного училища и история сего училища от открытия его в 1815 году до настоящего времени. Вологда, 1890. С. 106; С.П. Белов. Дмитрий Александрович Григоров и его книга о Тотьме // Тотьма: историко-литературный альманах. Вып. 1. Вологда, 1995.

[16] См. выше.

[17] Василий Николаевич Соколов (17.01.1865–15.04.1909), называемый по месту служения «Боровецкий». Сын священника Христорождественской Кишкинской церкви Устюжского уезда Вологодской губернии. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1885). По окончании семинарии определен псаломщиком Леонтьевской Глушицкой церкви Кадниковского уезда. Женился на Варваре Александровне Лощиловой, дочери священника Воскресенской Боровецкой церкви Вологодского уезда. С 01.02.1887 дьякон Ильинской Грибцовской церкви Кадниковского уезда, с 03.11.1888 переведен в Богородицерождественскую кладбищенскую церковь г. Вологда. С 10 июня 1889 г. определен священником упоминавшейся Воскресенской Боровецкой церкви. С 18.01.1905 по сентябрь 1907 г. духовник Вологодской семинарии и законоучитель образцовой школы при ней. Затем вышел на пенсию по болезни и вскоре скончался. Один из выдающихся духовников и подвижников благочестия Вологодской епархии. См. подробнее: Солодов Н.В., иер. «Перед судом пастырской совести». Дневник Василия Соколова «Боровецкого» // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 4. С. 306-327; Солодов Н.В., иер. Дневник священника Василия Соколова (Боровецкого) // Богослов.ру https://bogoslov.ru/article/6173894.

[18] Анатолий Николаевич Товиев (11.04.1870–26.10.1928) – сын священника Вассиановской Кубеницкой церкви. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1890). С 04.02.1891 псаломщик Зосимо-Савватиевской церкви г. Вологды, 03.03.1891 диакон той же церкви. 15.08.1891 священник Вассиановской Кубеницкой церкви, на место умершего отца. Законоучитель в местных школах. С 30.03.1898 по 29.11.1907 окружной противораскольнический миссионер. С 29.11.1907 – духовник Вологодской семинарии, писал статьи в духовные журналы. После революции служил в с. Широгорье. Убит хулиганами «надалеко от Череповца». См. Сизов М. «Я звезде никогда не кадил» // Христианская православная газета Севера России
«Вера», 2003. N 451. С.6-7; Вассиановская Кубеницкая церковь Кадниковского уезда Вологодской губернии // ВЕВ. 1917. № 5.

[19] Иринарх Алексеевич Попов (ум. 1913) окончил Вологодскую духовную семинарию (1870). С октября 1870 г. учитель церковно-приходской школы и псаломщик Богородской Комельской церкви Грязовецкого уезда. В том же году определен учителем русско-славянского языка в Тотемское духовное училище. С января 1872 г. перемещен в Вологодское духовное училище. С августа 1879 до 1884 г. эконом Вологодской духовное семинарии. Служил бухгалтером Вологодской казенной палаты. См. Григоров С. Семидесятипятилетие Вологодского духовного училища. Вологда, 1889. С. 60; Лебедев В.К. Вологодское духовное училище; Памятные книжки.

[20] Василий Васильевич Петров окончил Вологодскую духовную семинарию (1893), с 22.08.1893 дьякон Вохомской Спасо-Преображенской церкви Никольского уезда. С 27.01.1897 эконом Вологодской духовной семинарии. См. Петров Василий // Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=7892.

[21] Петр Евграфович Попов (13.08.1877 – после сентября 1937) – сын дьякона Яренского Преображенского собора. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1900). С 1901 г. эконом Вологодской духовной семинарии, диакон Кирилло-Иоанно-Богословской семинарской церкви. С 29.06.1901 священник Жешартской Спасской церкви Яренского уезда. С 02.03.1906 перемещен в с. Селты Малмыжского уезда Вятской епархии. Далее служил в Яренске, арестовывался в 1919, 1934 и 1937 г. См. Петр Евграфович Попов // Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=1058; С.В. Суворова. За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951). Биографический справочник. Архангельск, 2006. С.443.

[22] Поддьяков Михаил Дмитриевич (01.10.1872 – 01.12.1937) – сын священника Вологодской епархии. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1894). С 20.05.1895 псаломщик Вологодской градской Вознесенской церкви, с 27.08.1895 дьякон той же церкви, с 08.05.1898 эконом Вологодской духовной семинарии, с 18.02.1901 штатный священник Вологодского кафедрального собора, с 18.09.1916 настоятель Иоанно-Предтеченской Рощинской церкви г. Вологды. Из воспоминаний прот. А. Резухина: «Выше среднего роста, с большой длинной бородой и длинными волосами с большой проседью. Ходил он немного вразвалку, размашисто. Помню его идущим по улице Менжинского, в теплой рясе, с большим поднятым воротником-шалью и в шапке-”державинке”. Он всей своей фигурой производил приятное впечатление на окружающих. Музыкальный слух и голос – все это было при нем. В молодости отец Михаил служил священником в кафедральном Вологодском соборе. Это, конечно, много значило». 01.12.1937 приговорен к высшей мере наказания. ВЕВ. 1900. № 19. С. 333; Клировая ведомость Иоанно-Предтеченской Рощинской церкви г. Вологды за 1916 г. // ГАВО. Ф. 1063. Оп. 1. Д. 347. Л. 3 об.; Резухин А., прот. Церковная Вологда 1930 – 1940-х годов // Вологда: Ист.-краеведч. альманах. Вып. 3. Вологда, 2000. С. 784.

[23] Кирилл Васильевич Капустин (ок. 1871 – 26.03.1915) – сын дьякона г. Вологды, окончил Устюжское духовное училище (1886), послушник Святодухова монастыря Вологодской епархии, с 24.03.1889 псаломщик Верхнееденгской Николаевской церкви Тотемского уезда, с 01.10.1895 псаломщик Михаило-Архангельской Кубеницкой церкви Кадниковского уезда, с 26.02.1901 псаломщик Пятницкой церкви г. Вологды, с 25.08.1903 эконом Вологодской духовной семинарии, с 1904 г. казначей Вологодской духовной консистории. См. Капустин Кирилл Васильевич // Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=7137; П.Л. Казначей консистории Кирилл Васильевич Капустин (некролог) // ВЕВ. 1915. № 7-8. С. 214-216; ВЕВ. 1903. № 21. С. 347-348.

[24] Александр Максимович Кичанов – сын пономаря Вологодской епархии, уволен из 4 класса Вологодской семинарии, с 11.11.1885 псаломщик Кильчангской Троицкой церкви Никольского уезда, с 28.01.1890 дьякон Белослудской Богородской церкви Сольвычегодского уезда, с 22.04.1898 перемещен к Красноборской Спасской церкви того же уезда псаломщиком. С 11.08.1901 эконом Вологодской духовной семинарии. С 18.08.1903 определен диаконом Трифоновской Уфтюжской церкви Кадниковского уезда. В сентябре 1907 г. отрешен от места при Уфтюжской церкви. Определен псаломщиком к Верхне-Уфтюжской Троицкой церкви Сольвычегодского уезда. С 14.01.1912 к Красноборской Спасской церкви. См. ВЕВ. 1902. № 22. С. 296; Кичанов Александр Максимович // Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=6888.

[25] По всей видимости, имеется в виду Михаил Александрович Смирнов (ок. 1857), сын дьячка Вологодской епархии, окончил Вологодское духовное училище (1874). С 28.02.1884 псаломщик Николаевской Сохотской церкви Кадниковского уезда, 13.03.1892 переведен к Вознесенской церкви г. Вологды, с 22.06.1890 диакон. С 13.03.1892 псаломщик Мироносицкой церкви г. Вологды. С 01.05.1893 иподиакон в кафедральном соборе г. Вологды. С 20.10.1904 до 20.01.1907 эконом Вологодской духовной семинарии. С 06.03.1906 псаломщик Михайло-Архангельской Слободской церкви Вологодского уезда, с 23.03.1908 перемещен к Петро-Павловской церкви г. Вологды. С 21.09.1910 священник Димитриевской Николаевской церкви Вельского уезда. См. Клировая ведомость Петро-Павловской церкви г. Вологды за 1909 г. // ГАВО. Ф. 1063. Оп. 28. Д. 103. Л. 112 об. – 113 об.; ВЕВ. 1905. №. 21. С. 314. ВЕВ. 1907. №. 3. С. 40; Смирнов Михаил Александрович // Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=6727.

[26] Анатолий Михайлович Городецкий (12.07.1884 – после 1930) – сын диакона Ельниковской Борисоглебской церкви Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Окончил Вологодской духовное училище (1901), уволен по прошению из Вологодской духовной семинарии. С. 02.09.1903 псаломщик Николаевской Устьрецкой церкви Кадниковского уезда. С 17.09.1906 диакон Борисо-Глебской Ельниковской церкви. С 01.08.1910 эконом Вологодской духовной семинарии. С 04.03.1912 до 1920 г. священник Димитриевской Исаевской церкви Вологодского уезда. С 1924 до ареста священник Поченгской церкви Вологодского района. 23.01.1930 арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» как участник «контрреволюционной группировки церковников». «Придерживался тихоновской ориентации». 26.05.1930 заключен в концлагерь на пять лет. См. Клировая ведомость Димитриевской Исаевской церкви Вологодского уезда за 1917 года // ГАВО. 496. Оп. 4. Д. 139. Л. 995 об. 996; Городецкий Анатолий Михайлович // Пострадавшие за веру в ХХ веке на Севере http://www.arhispovedniki.ru/cardfile/1407/.

[27] Александр Александрович Сумароков (17.08.1882 г.р.) – сын священника Вологодское епархии. «Вышел из 3 класса» Вологодской духовной семинарии. «Обучался в Казанском юнкерском училище, из которого при начале военных действий с Японией, поступил в ряды действующей армии в качестве вольноопределяющегося 1 разряда». С 04.06.1906 псаломщик Пучужской Петро-Павловской церкви Сольвычегодского уезда Вологодской губ. С 14.03.1910 эконом Вологодской духовной семинарии. 07.07.1910 определен псаломщиком Вознесенской церкви г. Вологды. Перешел на службу в Омскую епархию. 19.02.1911 рукоположен во диакона к церкви с. Сладковское Ишимского уезда. С 22.10.1912 священник. На 1914 г. священник с. Соколовского Кокчетавского уезда Омской губернии. См. Клировая ведомость Вознесенской церкви г. Вологды за 1910 г. // ГАВО. Ф. 1063. Оп. 10. Д. 6. Л. 131 об. 132; Сумароков Александр // Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=5617; Свящ. И. Голошубин. Справочная книга Омской епархии. Омск, 1914. С. 1201.

[28] Нил Иванович Ножнин, сын крестьянина Никольского уезда. Окончил 3 класса Никольского духовного училища. С 20.05.1902 псаломщик Халезской Богородской церкви Никольского уезда. С 01.09.1906 эконом Никольского духовного училища. Эконом Вологодской духовной семинарии, рукоположен в сан диакона. С 08.07.1912 диакон Шалимовской Михаило-Архангельской церкви Сольвычегодского уезда. С 01.01.1917 диакон Трифоновской Уфтюжской церкви Кадниковского уезда. См. Ножнин Нил Иванович // Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=8633.

[29] Николай Михайлович Попов (ок. 1878 г.р.) – сын дьякона Вологодской епархии. Окончил Тотемское духовное училище (1895), с 27.08.1896 псаломщик Вотчинской Михайло-Архангельской церкви Тотемского уезда, состоял в местной школе учителем пения. С 25.12.1904 диакон Николаевской Кептурской церкви Тотемского уезда. С 24.08.1915 по прошению перемещен к Трифоновской Уфтюжской церкви Кадниковского уезда, с 07.03.1916 эконом Вологодской духовной семинарии, с 04.02.1917 перемещен на штатную диаконскую должность к Николаевской Янгосорской церкви Вологодского уезда. См. Клировую ведомость Николаевской Янгосорской церкви Вологодского уезда за 1917 г. // ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 139. Л. 1331 об. – 1332 об.

[30] Николай Павлович Иконников окончил Устюжское духовное училище (1899), выбыл из 2 класса семинарии (13.04.1901), с 04.01. 1902 псаломщик Благовещенской Вожбальской церкви Тотемского уезда, с 02.02.1909 диакон Нутренской Николаевской церкви того же уезда, с 03.02.1917 эконом Вологодской духовной семинарии. См. ВЕВ. 1901. №. 14. С. 224; Иконников Николай // Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=8600.

[31] Николай Павлинович Сумароков (05.12.1867 – после 1928) – сын псаломщика Троицкой Кильчангской церкви Никольского уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1888), с 14.09.1888 диакон Николаевской Возимской церкви Вологодского уезда. С 20.06.1889 по прошению переведен к Воскресенской Боровецкой церкви. С 14.04.1891 священник Николаевской Пустораменской церкви Кадниковского уезда. С 15.05. 1897 переведен по прошению к Скорбященской церкви при Вологодском исправительном отделении. С 14.08.1898 до августа 1902 – эконом Епархиального общежития Вологодской духовной семинарии. С 13.06.1912 во всяком случае до 1918 г. священник Вологодской градской Зосимо-Савватиевской церкви. К 1923 г. был за штатом. С 16.09.1923 избран прихожанами настоятелем Петропавловской Вологодской церкви вместо уклонившегося в обновленчество о. А. Резанова. Служил в этом храме в 1928 г. См. Клировая ведомость Зосимо-Савватиевской церкви г. Вологды за 1914 г. // ГАВО. Ф. 1063. Оп. 15. Д. 99. Л. 3 об. – 5 об.; И.Спасенкова. Православная традиция русского города в 1917-1930-е гг. (на материалах Вологды). Диссертация… канд. ист. Наук. Вологда. 1999.

[32] Петр Иванович Орнатский (1842–1884) – сын священника Новгородской губернии. Обучался в Вологодской духовной семинарии (1858-1864), а с 1865 – 1870 г. в Императорской Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. Служил военным врачом в Вологде. С 14.01.1872 врач семинарской больницы (ВЕВ. 1879. № 3. С. 63-64). По всей видимости, Н.А. Ильинский отчасти путает его с братом Василием Ивановичем Орнатским (24.02.1856–08.08.1938) – учился в Вологодской духовной семинарии, окончил Военно-Медицинскую академию (1880) в Вологде кроме должности младшего врача лазарета занимал должность врача духовного училища, реального училища. В 1888 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины. Далее он служил в Варшаве, Архангельске и с 1907 г. в Киеве губернским врачебным инспектором. С 1915 г. на той же должности в Петрограде. Брат В.И. и П.И. Орнатского Матвей Иванович был преподавателем семинарии – см. выше. См. Сайт Орнатских. http://belolikovi.narod.ru/ornatskie.htm.

[33] Врач Вологодской духовной семинарии в 1881 и 1882 гг. В 1890-х заведующий уездной земской больницей в с. Никольском Тотемского уезда. См. Памятные книжки Вологодской губернии.

[34] Николай Николаевич Эсаулов (1864 – после 1931). Сын Уржумского городового врача. Окончил Московский университет. Защитил диссертацию (1895). Старший врач губернской больницы г. Вологды. (1895). Старший врач Губернской земской больницы г. Костромы (1900). Судебный врач (инспектор) в Костроме (1902). Инспектор Московского врачебного управления (1907). Начальник этого управления (1915). Организатор судебно-медицинской экспертизы в РСФСР. Начальник судебно-медицинской экспертизы Организационного подотдела Мосздравотдела (1928). Одновременно преподавал в Первом МГУ судебную медицину. Арестован ОГПУ в 1931 году. Приговорен к 5 годам высылки в Казахстан. Дальнейшая судьба неизвестна. В.Ю. Назаров. Николай Николаевич Эсаулов // Судебно-медицинская экспертиза. 2016. № 6. С. 62-64.

[35] С 1899 по 1901, см. Памятные книжки Вологодской губернии.

[36] Владимир Николаевич Проскуряков (ум. 1920) окончил Императорскую военно-медицинскую академию (1898). С 24.11.1898 врач-интерн губернской земской больницы, с 16.06.1899 сверхштатный ординатор той же больницы, с 28.08.1902 врач семинарской больницы и преподаватель медицины в Вологодской духовной семинарии. См. ВЕВ. 1902. № 22. С. 296.

[37] Митрофан Иванович Преображенский (29.08.1862–1917) – сын священника Вологодской епархии. Окончил Вологодскую духовную семинарию по второму разряду (1884). С 01.09.1884 учитель Вотчинского земского начального народного училища, с 19.11.1886 учитель образцовой начальной школы при Архангельской семинарии, с 01.09.1890 учитель образцовой школы при Вологодской семинарии, с 17.08.1907 псаломщик Ильинской церкви г. Вологды. См. ВЕВ. 1900. № 19. С. 333; благодарю Марину Преображенскую, правнучку М.И. Преображенского, за предоставленные сведения.

[38] Алексей Вячеславович Трубачев (около 1884 – 17.08.1907) – сын псаломщика Вологодской епархии. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1907). С 23.06.1907 псаломщик Вологодской Петро-Павловской церкви, с 17.08.1907 учитель образцовой школы при Вологодской семинарии. С 30.07.1909 священник Кумзерской Флоро-Лаврской церкви Кадниковского уезда. ВЕВ. 1908. № 8-9. С. 172; Трубачев Алексей Васильевич // Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=9113.

[39] Сергей Евтихиевич Шаров (1890 г.р. – после 1922) окончил Вологодскую духовную семинарию (1909), зауряд-прапорщик 414-го Торопецкого полка, находился в плену с 05.08.1915. На 1922 г. в Москве в заключении. См. С. Волков. Участники Белого движения в России: www.swolkov.org; «Побежденные, но не забытые» https://1914.vologda-military.ru/kartoteka?id_p=34410.

[40] Леонид Николаевич Озерков окончил Вологодскую духовную семинарию (1916), псаломщик Преображенской Тиксненской ц. Тотемского уезда, с 15.02.1917 перемещен к Мироносицкой церкви г. Вологды. См. ВЕВ. 1917. № 5. С. 56.

[41] Был почетным блюстителем по хозяйственной части Вологодской духовной семинарии с 20.11.1874 по 24.01.1875.

[42] Петр Петрович Занин умер 20 января 1902 г. (Метрическая книга Власиевской церкви г. Вологды за 1901-1911 гг. // ГАВО Ф. 496. Оп. 70. Д. 7. Л. 51 об-52).

[43] Семен Петрович Занин (1863 г.р.), брат П.П. Занина. Купец 2-й гильдии, в начале XX в. владелец сливочно-маслодельного завода в д. Нахрецово Грязовецкого уезда, выпускавшего «парижское» масло.

[44] Вологодский купец второй гильдии. ВЕВ. 1911. № 18. С. 372.

 

Источник: Богослов.Ru

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9