Опубликовано: 27 декабря 2025

Сотворение жены. Фреска
Утверждение, что «власть мужчины над женщиной» есть следствие грехопадения, — весьма распространенное и опасное заблуждение, которое порождает целую цепь последующих заблуждений. На самом деле, Откровение Божие о самом процессе сотворения человека и имеющиеся в Священном Писании сведения о первоначальном периоде жизни первых людей в Раю до грехопадения позволяют убедиться, что мужской и женский пол имеют иерархию, проистекающую из первоначального Божьего замысла.
Из первой главы Книги Бытия мы узнаем, что в шестой день творения Бог повелел, чтобы земля произвела «душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так». Затем «сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, — вам сие будет в пищу; А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так…» (Быт. 1:25–30).
Во второй главе Книги Бытия Бог сохранил для потомков Адама и Евы детали процесса сотворения первых людей и их жизни в Раю. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал… И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт. 2:7–22).
Уточнения имеются также в третьей и девятой главе Книги Бытия: «Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» (Быт. 5:1–2); «человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6).
«И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:25–31)
Итак, в Священном Писании повествуется о различном виде происхождении мужчины и женщины: мужчина образован из земли и от дыхания Божьего — Быт. 2:7, а Ева — из «ребра» (бока) Адама — Быт. 2:22, или, по его выражению, взята от мужа — Быт. 2:23. Хотя сотворение человека в двух полах охватывается сразу единым Божиим замыслом, создание Богом второго (женского) пола отделено во времени от создания мужчины (Быт. 2:7–22; 1 Кор. 11:8,12; 1 Тим. 2:13). Первоначально Бог создает человека мужского пола. Мужчина первым удостаивается и личного общения со своим Творцом, и получения от Него первых заповедей.
Бог поселил мужчину в саду Эдемском и дал первую позитивную заповедь о творчестве и ответственности — возделывать Эдемский сад и быть его хранителем. Важное уточнение содержит Быт. 2:5: «Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли». Речь о том, что растительный мир, произведенный Богом в третий день творения, находился в зачаточном состоянии до тех пор, пока Он, в ответ на молитву человека, не послал на землю дождь. То есть Адам стал тем, кто первым смог осознать благотворность дождей, понял, что они необходимы миру, и стал молить о них Бога. Затем Бог дал человеку первую негативную, запретительную заповедь: о посте в отношении плодов дерева познания добра и зла, о которую потом и споткнутся первые люди.
После этого Бог привел всех животных и птиц к мужчине, чтобы он дал имена всем скотам, птицам, дверям, нарек «всякую душу живую», прозревая их сущность. Точный перевод Быт. 2:19–20 звучит следующим образом: «Господь Бог создал из земли всевозможных зверей и птиц и привел к человеку, посмотреть, как тот назовет их. Какое имя даст человек животному, так оно и будет называться. Всем домашним животным, всем птицам, всем зверям дал человек имена». В этот момент человек как бы соучаствует Богу в творении мира на завершающем его этапе, давая наименования всем сотворенным Богом живым существам мира материи. Этим, по мнению святителя Иоанна Златоуста, Бог показывает нам, «сколь великою мудростью Он одарил созданного Им, чтобы, когда совершится преступление данной от Бога заповеди, не подумал ты, будто человек преступил ее по неведению, но знал бы, что падение есть (следствие) беспечности».
Судя по контексту, сам мужчина свое имя Адам («вылепленный из краснозема, глины») получил непосредственно от Бога, и оно отражало его природу (Быт. 2:25). Эпизоды с наречением имен первым людям в Раю также имеют свое значение для нашей общей темы о патриархальной иерархии семьи, но об этом подробно будет сказано позднее.
Иисус, сын Сирахов, при перечислении славных мужей и отцов (Сир. 44:1), через которых Господь являл величие Свое от века (Сир. 44:2), повествует, что выше всего в творении — Адам (Сир. 49:18). А Златоуст отмечает: «Бог сотворил человека властителем всего существующего на земле, и нет на земле ничего выше его, но все находится под его властью… Что все животные подчинены были человеку, послушай, как говорит Писание: привел зверей и всех бессловесных к Адаму видеть, как он назовет их (Быт. 2:19). И он, видя близ себя зверей, не побежал прочь, но как иной господин дает имена подчиненным ему рабам, так дал имена всем животным. И чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей; это уже знак власти. Потому и Бог, желая и чрез это показать ему достоинство его власти, поручил ему дать имена животным. Итак, этого уже довольно бы для доказательства, что звери вначале не страшны были человеку».
Преподобный Макарий Великий учил: «Адам, пока держался заповеди, был другом Божиим и с Богом пребывал в раю… был в чести и чистоте, был владыкою всего, начиная от неба и до дольнего, умел различать страсти, чужд был демонам, чист от греха или пороков...» «Бог сотворил человека непричастным злу, прямым, нравственно добрым, беспечальным, свободным от забот, весьма украшенным всякою добродетелью, цветущим всякими благами», — вторил ему преподобный Иоанн Дамаскин.
Как отмечает преподобный Серафим Саровский, Адам был сотворен «не подлежащим действию ни одной из сотворенных Богом стихий, что его ни вода не топила, ни огонь не жег, ни земля не могла пожрать в пропастях своих, ни воздух не мог повредить каким бы то ни было своим действием. Все покорено было ему как любимцу Божию, как царю и обладателю твари. И все любовались на него как на всесовершенный венец творений Божиих». Поэтому окружающий Адама физический мир не мог принести ему вреда.
123-е правило Карфагенского собора гласит: «Признано всеми епископами Карфагенской Церкви, представшими на св. Собор, которых имена и подписания внесены в Деяния, что Адам не смертным от Бога сотворен. Если же кто речет, что Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что, хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, — не в наказание за грех, но по необходимости естества, да будет анафема».
Спустя какой-то период времени в процессе сотворения Богом человека наступает второй акт, по результатам которого появляется женский пол. Как же Свой замысел о создании второго пола человека формулирует Бог? Бог создает первую женщину для Адама как «помощницу, соответствующую ему». Замысел Бога именно в том, чтобы дать Адаму помощницу — ясно при этом, что иерархически не равную ему: не рабу, но никак и не госпожу, не начальницу.
Святитель Иоанн Златоуст разъясняет: «Два эти выражения: помощника и: по нему (в синодальном переводе: соответственного ему) многозначительны. Не хочу, — говорит, — чтобы он был один, но чтобы имел некоторое утешение от сообщества... Хотя многие из бессловесных помогают человеку в трудах его, однако ни одно из них не равняется разумной жене. Поэтому после слов: помощника по нему, прибавил: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их…»
Многозначность ивритского слова «цела» (означающего как «ребро», так и «грань», «сторона») стала причиной распространенной ошибки в толковании ключевого отрывка Книги Бытия. Многие переводчики, исходя из значения «ребро», пришли к выводу, что женщина была создана из части тела мужчины, а не из праха земного. Вместо буквального понимания «из ребра» вернее видеть здесь метафору: женщина создана из «стороны» мужчины. Более точное понимание этого термина раскрывает глубокую аллегорию супружеских отношений. В нем описывается изначальная связь и взаимозависимость мужчины и женщины: одна из «граней», или «сторон», мужчины стала основой для создания женщины.
Это открывает нам изначальную зависимость женщины от мужчины и предназначение женщины быть помощницей и опорой мужу, а мужчины — защитником и хранителем жены. Это также подчеркивает изначальное единство, глубокую связь и взаимодополняемость полов: естественной, природной обязанностью женщины с момента ее сотворения является всегда быть рядом с мужем и помогать ему, а естественной, природной обязанностью мужчины является оберегать жену и заботиться о ней.
И вот уже Бог приводит к Адаму женщину (Быт. 2:22). Сам по себе этот факт свидетельствует об иерархичности во взаимоотношениях первых мужчины и женщины не меньше, чем сформулированный в Священном Писании первоначальный замысел Бога о женщине как помощнице мужчины. Не Адам подводится к женщине, не Бог подводит Адама и Еву друг к другу, они не подходят друг к другу, «случайно» встретившись в Эдемском саду. А именно так: Бог приводит женщину к Адаму. Аналогия с приведенными к нему до этого живыми существами очевидна. Хотя очевидны и нюансы.
Когда Бог привел женщину к Адаму, Он поступил подобно отцу невесты, представляющему дочь ее жениху, что естественно для патриархального общества с его договорными браками. Создав женщину специально для мужчины, Бог знал, какая женщина нужна ему, но позволил ему самому убедиться в совершенстве этого творения, увидеть и оценить всю красоту этого дара.
После появления рядом с Адамом женщины Бог дает заповеди уже им обоим: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле»; «всякая трава, сеющая семя, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, да будут вам в пищу» (в отличие от зверей, птиц и пресмыкающихся, в которых душа живая, — им в пищу дана лишь зелень травная).
Итак, в день сотворения и мужчина, и женщина нарекаются Богом одним общим наименованием «человек», оба имеют в себе данность — образ Божий, заданность — подобие Божие, оба благословляются: «Владейте и наполняйте…» звучит в адрес обоих, в пище оба противопоставляются всему остальному животному миру. Судя по Быт. 3:3, заповедь о посте в отношении плодов одного из деревьев в Эдемском саду Адам передал и своей помощнице.
Преподобный Иоанн Дамаскин подчеркивает: «В соответствии с особыми качествами (образом и подобием Божьим), которыми Бог хотел наделить новое существо — человека, Он и создает его особым способом». Не как других живых тварей — просто повелительным словом, а непосредственно Сам: «Своими руками творит человека и из видимой, и невидимой природы как по Своему образу, так и по подобию: тело образовав из земли, душу же, одаренную разумом и умом, дав ему посредством Своего вдуновения…»
Священник Андрей Лоргус отмечает, что «человек вводится в мир, творится в конце всего творения. На это обращали внимание почти все экзегеты, почти все богословы... Человек вводится в готовую Вселенную». Этот процесс не похож на все предыдущие акты творения. Человек, которого Всевышний наделил особым достоинством, представлен как завершение творения.
Митрополит Макарий (Булгаков) пишет: «Произведши из ничтожества мир духовный и затем мир вещественный, Господь Бог в заключение творения произвел человека, который равно принадлежит и к миру духовному по своей душе, и к миру вещественному по своему телу, а потому есть как бы сокращение обоих миров и справедливо издревле назывался малым миром».
Человек отличается от всех живых существ тем, что ему известны понятия нравственности и морали, а также тем, что он наделен свободой выбора. Он может знать Творца и испытывать чувство любви по отношению к Нему, может вести с Ним диалог, вступать в межличностное общение с Отцом Небесным. Человек является единственным существом, которое способно совершать действия, руководствуясь разумом. Все это в совокупности позволяет человеку совершенствоваться, уподобляясь Богу.
Изложенное свидетельствует о том, что человеческая природа и человеческое достоинство принадлежат и мужчине, и женщине, и оба они иерархически стоят над всем остальным творением видимого мира. «До преступления они оба были облечены Божией славою», — уточняет преподобный Макарий Великий.
«Что иное сотворено по образу Создателя? — спрашивает святой Василий Великий. — При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волею приобретаем мы бытие по подобию Божиему…»
«Кому иному даны начальство и власть над всеми тварями, живущими в водах, на суше и в воздухе? Не много ниже он ангельского чина, и то по причине соединения с земным телом. Он создан по образу Творца, почтен паче неба, паче солнца, паче звездных сонмов. Какой образ Творца имеют в себе солнце, или луна, или прочие звезды… Смотри, как необъятны небо и земля, как драгоценны на них твари и как величественно их устройство! Но человек драгоценнее всего этого», — уверен преподобный Макарий Египетский.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский о душевных силах Адама и Евы пишет: «Ум их был светел и без труда знал все окружающее. Сам Господь Бог был светом их разума, и самое первое, животворнейшее для них знание было знание Господа Бога. Сердце их было полно любви к Богу и друг к другу…; предметы же мирской суеты, например богатство, слава, излишние житейские удобства, прихоти, увеселения… тогда не могли иметь ни малейшего места в их чистом сердце: мир и радость о Духе Святом неизменно, постоянно обитали в сердцах прародителей, а с миром и радостью — Сам Господь Бог. Воля была у них святая; она стремилась прилепляться к Господу Богу, она хотела делать только угодное Ему. Как невинные дети, первые люди жили Богом, Богом утешались, Богом дышали: и началом и концом их мысли и желания и дела был Господь Бог».
Однако между собой мужчина и женщина с момента творения неодинаковы, нетождественны. Она — производная от него, и в структуре их гармоничного союза изначально Творцом заложена иерархия: в брачных отношениях любви муж имеет задачу (предназначение) быть главой и вести вперед, а жена имеет задачу (предназначение) мужу помогать и следовать за мужем.
С одной стороны, первая женщина не объект, а именно субъект, «соответствующая» Адаму личность. То есть это, очевидно, не уровень, с которым Адам имел дело до этого, — весь остальной животный мир, твари бессловесные. Сотворена она из его плоти — «соответствует» именно уровню человека, и душу имеет человеческую, и предназначение в вечности.
С другой стороны, задача, смысл, идея появления женщины рядом с Адамом обозначена в Священном Писании четко и недвусмысленно — быть помощницей мужа. Она приводится к нему, чтобы быть теперь идущей за ним, за его идеями, его трудами, усилиями, планами, помогая ему в их реализации, в их достижении, в решении задач, которые он ставит перед ними обоими или которые поставил перед ними Сам Бог. Возможно, даже помогая Адаму и в постановке неких задач, и в составлении планов, и в формулировании целей, но все-таки именно помогая, а не наоборот, не ставя задачи Адаму, чтобы он решал их, и не формулируя цели за него и для него.
Тактически, в моменте, являя любовь, которая суть жертвенное самоотвержение, Адам и может, и «должен» тоже «помогать» жене, в том числе в ее духовном росте, но стратегически, глобально, на уровне бытийном не мужчина помощник женщине, а именно она ему. Он же ей — ответственный руководитель и заботливый хранитель. И иного на страницах Писания мы не видим. Более того, когда первая жена отступает от этого замысла о своем бытии в качестве помощника своего мужа и начинает самостоятельную «сюжетную линию» без мужа в качестве главы, заговаривая с неизвестным, это сразу же приводит ее к падению, в которое она увлекает за собой и того, кому призвана была помогать и кого призвана была слушать, в том числе в сообщаемых ей мужем заповедях Божиих, а не создавать мужу дополнительные сложности и не губить его и его планы.
Но это уже тема для отдельного разговора. А до этого нам необходимо будет еще разобраться в том, кто назвал жену женой.