Опубликовано: 08 ноября 2025

В последнее время многочисленные просьбы как со стороны братьев, так и со стороны сестер разъяснить накопившиеся недоумения, а также актуальность этих вопросов для молодежи и всех тех, кто хотел бы построить семью на богоугодных началах, сподвигли постараться разобрать главные доводы против патриархата. Разберемся и покажем, почему христианский патриархат — это не оксюморон.
Патриархат действительно не только не противоречит Евангелию, он всегда являлся неотъемлемой частью православного мировоззрения, является ею сегодня и будет оставаться таковым до Второго пришествия Господа Иисуса Христа. Тема достаточно большая, поэтому публикации займут определенное время. Но тем, кому действительно интересно, имеет смысл набраться терпения.
В последние годы в некоторых интеллектуальных и даже церковных кругах все больше набирает силу тенденция отрицать патриархальную структуру семьи как богоугодную и благодатную. Более того, все чаще традиционную патриархальную семью клеймят как «нехристианскую», «архаичную» и «несовместимую с духом Евангелия». Аналогичные модернистские заявления все чаще звучат и в отношении деторождения и многочадия.
Авторы подобных утверждений, что удивительно, ссылаются на Самого Христа, на апостола Павла, на святых отцов, чтобы только обосновать переход к «новому» пониманию семьи — якобы более «духовному», «равноправному», «эгалитарному».
Однако при ближайшем рассмотрении такие аргументы оказываются не только исторически ошибочными, но и богословски опасными, так как подменяют вечные истины Священного Предания модными идеями на основе общественно-политических изменений, произошедших в мире в XX и в XXI веках, в эпоху секуляризма, феминизма и постмодернистского релятивизма.
Современные «православные» критики традиций патриархата часто оперируют не столько библейскими, сколько социологическими и идеологическими конструкциями, выдавая их за христианскую истину. При этом они намеренно или не намеренно смешивают библейское учение о мужском и женском призвании с антропологическими формами древних обществ, где действительно существовали родоплеменные структуры, общинное имущество и патрилинейная власть.
Такой подход не только исторически неточен, но и богословски опасен: он подменяет Откровение Божие прогрессистской утопией, прикрывая ее цитатами из Писания, вырванными из контекста. Эта подмена маскируется под «углубление» христианского учения, тогда как на деле представляет собой отход от изначального замысла Божия о человеке и семье.
Договориться о терминах — важное начало любого серьезного разговора. Слово «патриархат» сегодня вызывает у многих непроизвольное напряжение. В общественном сознании оно прочно ассоциируется с угнетением, деспотизмом, «мужским господством», а то и вовсе с архаичной формой социального устройства, несовместимой с «современными ценностями». Однако подобное понимание — результат глубокой семантической подмены. Чтобы вернуть слову его подлинный смысл, необходимо обратиться не к социологии, а к богословию, не к идеологии, а к Откровению.
Патриарха́т (дословно «власть отца», др.-греч. πατήρ — «отец» и ἀρχή — «господство, начало, власть, старшинство») — форма социальной организации, в которой мужчины (как группа) являются основными носителями политической власти и морального авторитета, осуществляют контроль над собственностью, а отцы или старшие члены семьи мужского пола обладают лидирующим положением.
И здесь важно понимать: «власть» в христианском контексте — это не принуждение, не доминирование, не право командовать, а ответственность за целое, служение через руководство, крест предводителя.
В Ветхом Завете патриархами называют Авраама, Исаака, Иакова — не потому, что они «подавляли» своих жен и детей, и те называли их «Господин», а потому что они были духовными основателями рода, носителями Завета, хранителями веры. Их авторитет был признан не физической силой, а верностью Богу, нравственным лидерством. Именно поэтому в православной традиции священник называется «отцом» — и это не знак социального превосходства, а знак пастырской ответственности.
Христианский патриархат — это не социальная модель, а духовная структура, в которой муж (отец) призван быть главой семьи не по праву, а по долгу, — так же, как Христос есть Глава Церкви не потому, что «приказал», а потому что положил за нее душу Свою.
Ключевое различие между языческим и христианским патриархатом — в мотивации. В языческом мире отец — господин, потому что он сильнее. В христианском мире отец — глава, потому что он готов умереть за своих. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).
Патриархат — это не «мужское господство», а «отеческое служение». Апостол Павел не случайно говорит: «Жены, повинуйтесь мужьям», тут же добавляя: «Мужья, любите жен своих, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25). Очевидно, что для мужа это не призыв к власти как к самоцели, а призыв ко кресту, к заботе, к ответственности, к служению.
Под христианской семьей правильно понимать общность людей, основанную на заповедях Божиих и освященном Таинством Брака пожизненном союзе одного мужчины и одной женщины, объединенных любовью и верой в Господа Иисуса Христа, направленном на рождение детей и их воспитание в христианской вере.
Христианский патриархат в семье — это не только когда муж принимает окончательное решение, делает итоговый выбор, распределяет обязанности и рассматривает спор, но и когда муж первым встает на молитву, первым идет на труд, первым просит прощения, а надо — так и последним берет себе. Это — патриархат по образу Христа, а не по образу мира сего.