27
  • Мнение

Патриархальная христианская семья: иерархия как священный принцип

Опубликовано: 07 декабря 2025

Клюев Вячеслав Владимирович

Клюев Вячеслав Владимирович, священник

Председатель Межрегионального общественного движения «Православный родительский комитет»

image
В продолжении размышлений председателя Межрегионального общественного движения «Православный родительский комитет» священника Вячеслава Клюева раскрывается идея, что иерархическое начало присутствует во всем тварном мире, включая жизнь будущего века.

Продолжим наш разговор об иерархии как основополагающем принципе, заложенном Творцом во все творение. Принцип иерархичности в его богословском аспекте как ключевом имеет онтологическое значение. В мире существующего тварного все возглавлено и имеет свое начало, что обуславливает неизбежность иерархичности построения мира. Иерархичность раскрывается в первую очередь как идея неравенства в состоянии, изменении и движении по вертикальному принципу лестницы восхождения-снисхождения или пирамиды.

Значение двух греческих слов: ἱερός и ’αρχή, сочетание которых образует «иерархию», позволяет понять этимологию этого слова. Очевидно, что оно имеет таинственное, духовно-сакральное, метафизическое содержание. В «Древнегреческо-русском словаре» И. Х. Дворецкого ἱερός — это, в том числе, «священный, великий, достигший крайней степени в своем проявлении, чудесный, дивный, великолепный, ниспосланный богами, благодатный, находящийся под покровительством богов, хранимый богами, угодный богам, посвященный богам, внушающий благоговение, культовый, святой, божественный, благочестивый». В свою очередь, ’αρχή означает, в том числе, «начало, основание, происхождение, предел, первопричину, основу, принцип, командование, управление, власть, царство». Исходя из этого, одним из прочтений «иерархии» может быть «Царство Божие». Одновременно это также «священная власть» и «священный принцип».

Бог — Источник всех благ, является Начальником иерархии. Он — «изначальный Принцип всех вещей» (’αρχή). Внутренняя жизнь Святой Троицы — всегда для творения непостижимая тайна. В то же время Божественное Откровение позволяет нам утверждать, что Троическая Божественная жизнь — это священноначалие «в последней инстанции». В ней отсутствует превосходство, имеется единая воля и единое послушание в смирении и любви Божественных Лиц Друг перед Другом. Но при этом есть монархия Отца, Который является Начальством и Источником Троического бытия, задающим Ипостасную жизнь в общении послушания, смирения и жертвенной любви.

Обобщая святоотеческое учение о монархии Отца, профессор Павел Николаевич Евдокимов отмечает: «Единственно Отец является причинным принципом, монархом. Он есть Отец, источник, принцип существования и Божественного единства. <...> Будучи абсолютным началом, Он является также принципом взаимного проникновения, этого “вечного движения любви”, кругового движения Божественной жизни, которое начинается от Отца, проявляется и говорит в Сыне через динамизм Святого Духа, чтобы снова погрузиться в Отца: вечное рождение и исхождение в действии, выходящие из источника и в него возвращающиеся».

Для любого богоугодного человеческого сообщества, включая семью, Троическое единство является идеалом одновременно и неизбежным, и недосягаемым. И эту непререкаемую истину необходимо усвоить всякому, кто берется рассуждать о богоугодном устройстве христианской семьи. Однако важно также отметить и сам факт существования «идеальной иерархии», основанной на принципе послушания. Именно это свойство являлось главным в богоустановленной (изначальной) иерархии.

Протоиерей Георгий Флоровский так разъясняет учение об иерархии: «Основание этого мира – в неизреченном покое Божественной жизни, который открывается и в мировом ладе и строе. Бог есть Бог мира. Все в мире стройно и созвучно, все состроено и согласовано между собой; и ничто не теряет при этом своего своеобразия, но слагается в живую гармонию». Иерархический строй мироздания представлен несколькими ступенями. К двум наивысшим ступеням относятся познающие Бога ангелы и люди — бестелесные мыслящие ангельские умы и облеченные телом умные человеческие души. Три низшие ступени включают животных, растения и неживую природу. Единство Церкви, единство священноначалия, единство благодати и единство Духа связаны между собой неразрывно.

Как верно отмечает иеромонах Феофан (Пожидаев), «иерархичность является общей характеристикой и свойством для объектов и процессов, существующих в природе и обществе», и без иерархической системы координат созидательно-рациональный мыслительный процесс теряет критерии и оценки в философско-научном познании окружающей действительности. Потому разумно-мыслящая личность имеет свое бытийное сознание в иерархичности. Реализуется иерархичность в тварном бытии через свободно-волевые, духовно-аскетические качества личностей: послушание, смирение и любовь.

В системе «Бог-человек-мир» иерархические связи устанавливаются не по сущности (природе), а в энергиях (по благодати). Бог является изначальной целью и необходимостью познания для человека. Исходя из этого, задачей теологически-иерархического бытия человека является восхождение «от силы в силу» по иерархии духовного совершенства через богопознание и богообщение. Цель иерархии заключается в уподоблении Богу и единении с ним. В благодатной, богоугодной иерархии обязательными элементами структуры взаимоотношений являются свобода, воля и разум, установленные и таинственно управляемые Богом без насильственного нарушения свободы.

В веке настоящем первые признаки формирования новой иерархии Царства проявляются, помимо привычной и зримой иерархии священства (Царство как Церковь), еще и в христианском принципе подражания тем, кто — если использовать пространственно-временные характеристики — «выше» и «раньше» (Евр. 13:7; 1 Кор. 4:16; Еф. 5:1-2; 1 Пет. 2:21). Существование иерархии подчинено первостепенной для тварных существ цели Богопознания и обожения.

В веке будущем священный принцип иерархии реализуется в существовании Иерархии подобия (1 Кор. 4:16; Еф. 5:1-2; 1 Пет. 2:21) и совершенства (Мф. 5:48), где и «последние» имеют шанс стать «первыми», и пришедшие в единонадесятый час оказаться вместе с теми, кто прошел через зной полуденного труда (Мф. 20:12–16).

Как звезды различаются по яркости, так и прославленные праведники будут различаться по степени близости к Богу и участию в Божественной славе, ведь и «звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:41). Принцип справедливого воздаяния по делам (Мф. 16:27; Рим. 2:6) получения соответствующей меры благодати отрицает уравнительность в вечной жизни, сохраняя личностное своеобразие.

В единстве Царства в будущем веке различается разнообразие состояний, ведь «в доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14:2) и Христос ушел приготовить место Своим ученикам — каждому согласно его мере. Различие в славе зависит от степени любви к Богу и духовных подвигов на земле, а лестница духовного восхождения продолжается и в вечности, где души восходят от одной степени славы к другой. В эсхатологической перспективе иерархическое устроение жизни после смерти отражает бесконечную мудрость Божию, учитывающую уникальность каждой личности и ее свободный ответ на Божий призыв к святости.

В иерархии будущего века отличия мужчины и женщины, имеющиеся в веке этом, сведутся на нет, потому что в основу этого иерархического устройства положен принцип уподобления Отцу, наиболее полно ныне проявляющийся в стремлении христианином или христианкой обрести ум и нрав Христовы

(Мф. 11-29–30; 1 Кор. 2:16; 2 Кор.3:18; Еф. 4:13; Флп. 2:5). Однако при всем при этом мужчины и женщины, сподобившиеся места в Царстве, не женятся и не выходят замуж, «пребывая как ангелы небесные», про которых нам известно весьма немного, но зато точно известно их иерархическое бытие.

Небесная иерархия предполагает взаимодействие представителей различных ангельских степеней или чинов (Священное Предание, начиная с «Ареопагитиков», говорит о девяти таких чинах: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы и ангелы в собственном смысле этого слова). Это происходит в рамках установленного Богом порядка, подразумевающего, что Божественная воля, Божественный свет преподается через высшие чины к низшим.

Интересна точка зрения Т. А. Туровцева, который предложил рассматривать построение ангельского мира по принципу «круглого стола» или «симфонического оркестра». Сформулированная им концепция иерархии особенно актуальна в малой церкви — человеческой семье, где «свобода в иерархии предполагает наряду с главенством одного, послушанием, служением друг другу, еще и незаменимость каждого».

Книга Откровения (Апокалипсис) Иоанна Богослова, будучи откровением о конце времен, о «новом небе» и «новой земле», являет кульминацию иерархического принципа, где все тайное становится явным, и «новое небо» и «новая земля» предстают предельно гармоничными и структурированными. Ключевыми проявлениями иерархического принципа в Апокалипсисе видятся следующие:

1. Небесная Иерархия: Престол и поклонение

Видение Небесного Престола в 4-й и 5-й главах — это фундамент всей иерархической структуры Апокалипсиса. В Откр. 4:2-11 мы видим иерархию поклонения Богу на Престоле: 24 старца в белых одеждах и золотых венцах, занимающих положение ближайших советников и служителей; четыре тетраморфа — херувимы или серафимы, самые близкие к Богу бесплотные силы, непрестанно славящие Его. Поклонение Агнцу в Откр. 5:1-14 показано в форме четырех животных и 24 старцев (ст. 8-10), тысячи тысяч Ангелов (ст. 11-12). Наконец всякое создание на небе, на земле, под землею и на море (ст. 13) — все творение славит Сидящего на престоле и Агнца. Вселенская иерархия поклонения проявляется от самых близких к Престолу существ до всего творения. Порядок и единство вселенной достигаются добровольным и всеобщим признанием Агнца как центра и Главы.

2. Иерархия Ангельских Сил и Судов

Ангелы, которым дана власть над стихиями (удерживать ветры) и возвещать суды (трубя в трубы), действуют по четкой команде. Они — послушные исполнители воли Божьей, стоящие на своих иерархических местах. Упоминание семи Ангелов, стоящих пред Богом, также указывает на особый чин служения (Откр. 7:1-3, 8:2-6). В войне на небе (Откр. 12:7-9) против дракона действуют Архистратиг Михаил и его Ангелы, наглядно демонстрируя существование ангельской иерархии, схожей с армейской.

3. Эсхатологическая Иерархия: Окончательное торжество порядка

Появление Христа в Откр. 19:11-16; 20:1-6 как Царя царей и Господа господствующих устанавливает окончательную иерархию власти. Все земные титулы и власти подчиняются Ему. Новая иерархия святых, которые будут «священниками Бога и Христа»(Откр. 20:6) предполагает, что все искупленные занимают свое высокое место в иерархии служения. Наконец, Новый Иерусалим — это визуализация иерархии как священного строя, где каждый элемент (Апостолы, колена Израилевы, все народы) имеет свое уникальное, вечное и почетное место в отношении к единому Центру — Богу и Агнцу (Откр. 21:9-27; Откр. 22:3).

Антииерархия: иерархия зла

Иерархическая подчиненность является Божественным установлением и основополагающим принципом сосуществования всех разумных существ. Данный факт подтверждается и тем обстоятельством, что даже падшие духи (бесы) сохраняют подчиненность в своей среде, несмотря на постоянное стремление отменить или извратить Божественный миропорядок. Откровение Иоанна Богослова тоже показывает эту извращенную, пародийную иерархию — иерархию богопротивных сил во главе с драконом и зверем. Эта структура имитирует божественную иерархию, но основана на насилии, обмане и поклонении себе, а не Богу.

В мире людей после грехопадения иерархия — такой же основополагающий принцип, необходимый для функционирования различных систем, в том числе пытающихся игнорировать Творца либо даже в той или иной степени и форме противопоставляющих себя Отцу Небесному и Его Царству: от организованных преступных формирований до деспотических государств и деструктивных культов.

Термин «иерархия», введенный автором трактатов о небесной и церковной иерархии, означает в богословском толковании свободную соподчиненность разумно-мыслящих творений, которая облагодатствована, благоустроена и благословлена Богом. Сам корень слова «иерархия», ἱερός (священный), предполагает исторжение всего небогоугодного. И наоборот, всякая небогоугодная иерархия есть искажение священного принципа, влекущая безблагодатность. Конечная участь иерархии, которая не устремлена к Богу через высочайшие смыслы и истину, которая лишена благодати, — разрушение, что подчеркивает, что вечна лишь иерархия, основанная на любви и истине, совпадающая с волей Божией.

В Апокалипсисе иерархический принцип достигает своей эсхатологической полноты.

В своем окончательном, очищенном виде в веке будущем иерархия проявляется не как социальная структура, а как онтологический и литургический порядок всего творения, достигающий своего апогея в поклонении Агнцу. Мы видим Литургическое единство, когда весь космос, от серафимов до последней былинки, оказывается единым в стройном, иерархически выстроенном служении (Литургии) пред Престолом. История заканчивается не анархией, но установлением совершенного, прозрачного и вечного Порядка, где иерархия есть не необходимость управления грешным миром, а естественное состояние обоженного творения, радостно предстоящего своему Творцу.

Отличительной чертой иерархии будущего века является ее Христоцентричность: Агнец «как бы закланный» оказывается центральной фигурой, Господином всей иерархии. Устроение полноты времен достигается в соединении всего небесного и земного «под главою Христом» (Еф 1:10). Это окончательно утверждает кенотический принцип: высшая власть — это жертвенная любовь. Именно в такой иерархии достигается торжество порядка над хаосом.

Подводя итог, можно констатировать, что Откровение являет нам иерархию как богоустановленный императив. Он изначально заложен в основу Божественного творения, которое «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Он сохраняется в качестве священного принципа бытия после грехопадения. И он из временной формы бытия падшего мира простирается в вечную форму бытия Царства Божиего.

Утвердившись в этой истине, теперь мы можем смело приступать к изучению устройства богоугодной человеческой семьи, начав с сотворения Богом мужчины и женщины.

  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку