Опубликовано: 30 ноября 2025

В основу онтологической реальности человеческого бытия Творцом положена объединяющая, оживотворяющая, наделяющая смыслом, жертвенная любовь. Где нет любви, там нет и жизни. И потому всякая самозамкнутая, центростремительная, эгоистичная, личновыгодная, основанная на искании удовольствий себе, вопреки страданиям ближних, атомизация человеческого сообщества есть не просто ошибка, промах, грех отдельного человека, входящий в межличностные отношения, но и путь хаоса, распада, разложения, смерти, небытия для любого сообщества, включая нацию и все человечество. Созданный Богом мир держится, укрепляется любовью. Благодать, идущая в мир от Бога, движется, передается и удерживается любовью через отношения умных существ. В этих отношениях при внимательном рассмотрении всегда видна иерархия, выступающая своеобразным метафизическим каркасом всего сотворенного Богом мира. Как отмечает архимандрит Георгий (Шестун), «иерархия есть твердыня любви», а благодать идет от Бога в мир через небесную и земную иерархию отношений. Когда иерархия разрушается, человек выпадает из потока благодати и остается один на один с миром, который «во зле лежит». Всякое разрушение иерархии влечет нарастание хаоса.
Уже в первой главе Книги Бытия мы видим принцип иерархии, заложенный в саму структуру мироздания. Так, Бог творит не хаотично, а поступательно, от простого к сложному, от несовершенного к совершенному (Быт. 1:1–2:3). Каждый день — это новый «уровень» творения, управляющий предыдущим: дни 1–3 — создание среды (свет, небо, земля, моря, растения); дни 4–6 — создание «наполнителей» среды (светила для неба, птицы для неба, рыбы для моря, животные и человек для земли). Эта последовательность устанавливает космическую иерархию, где каждый элемент имеет свои, предназначенные именно ему место и функцию.
Человек задуман и сотворен как венец творения (Быт. 1:26–28): «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествует он над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею...» Здесь устанавливается антропологическая иерархия. Человек (мужчина и женщина) создан по образу Божьему и поставлен Богом как царь и управитель над всем тварным миром.
Таким образом, трехуровневая иерархия мира «Бог — человек — природа» просматривается уже в самом начале Священного Писания, еще до грехопадения. С одной стороны, человек подчиняется Богу, с другой — природа подчиняется человеку, и все это становится залогом гармонии и порядка на разных уровнях: в мире природы, в человеческом обществе и в самом человеке. «Весь мир ниже тебя, человек, все под ногами твоими, а ты ниже лишь Творца своего, стоя у подножия Господа», — эту мысль формулирует святитель Николай Сербский в работе «Символы и сигналы».
В период после грехопадения Бог строит отношения с человечеством через четко установленные иерархические структуры. К примеру, Бог заключает завет с Авраамом как главой семьи и рода. Благословение и обетования передаются по иерархической линии: Авраам — Исаак — Иаков — колена Израилевы. В Синайском Завете Бог устанавливает четкую структуру для Своего народа. Иофор советует Моисею назначить судей по тысячам, сотням, пятидесяткам и десяткам (Исх. 18:13–26). Это прямое установление социально-судебной иерархии для эффективного управления и несения ответственности. Бог повелевает Моисею собрать 70 старейшин, на которых Он излиет дух (Числ. 11:16–17). Иерархия здесь — инструмент для распространения благодати и управления. В Книге Левит детально прописана иерархия священства (Аарон и его сыновья — левиты — остальной народ) для поддержания богообщения через жертвы и служение в Скинии/Храме. Это сакральная иерархия, отражающая необходимость уровней посредничества между Святым Богом и грешным народом.
Не отмену иерархии, а ее преображение видим мы в Новом Завете. Христос не отменяет принцип иерархии, но открывает ее жертвенное, основанное на любви содержание. Господь, будучи «по природе Богом», уничижил Себя, приняв образ раба. Его главенство и власть проходят через крест, послушание Отцу и служение людям, «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено — небесных, и земных, и преисподних» (Фил. 2:5–11). Так устанавливается парадокс христианской иерархии: чтобы возвыситься — унизься, чтобы возглавить — послужи.
В новозаветной Церкви Бог устанавливает иерархию служений (даров): «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11–12). Институциональная иерархия, отражающая иерархию небесную и необходимая для сохранения чистоты учения, порядка и духовного окормления, начинает постепенно формироваться в Церкви Христовой уже в апостольский век (Деян. 20:28; 1 Тим. 3:1–13; Тит. 1:5–9).
Апогей вселенской иерархии открывается в посланиях апостола Павла и особенно в Откровении Иоанна Богослова. «...и посадил [Христа] одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы и господства... и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви...» (Еф. 1:20–23). «Ибо Им создано все... все Им и для Него создано... и Он есть глава тела Церкви» (Кол. 1:16–18). Образ иерархии в последней книги Священного Писания заслуживает отдельного анализа. Однако и без этого очевидно, что иерархия — это не человеческое изобретение и не следствие грехопадения, а метафизический каркас мира, который удерживает творение от распада в хаос и направляет его ко Христу, Главе всего.
Таким образом, иерархический принцип является принципом упорядоченности, ответственности, единства и христоцентричности. Бог есть Бог порядка, а не хаоса (1 Кор. 14:33), и иерархия — это логическое выражение этого порядка в тварном мире. Каждый уровень иерархии наделен своей мерой власти и ответственности перед Богом, при этом власть дана для служения, а не для самовозвышения. Правильно выстроенная иерархия не разъединяет, а объединяет, подобно тому как разные члены тела, подчиняясь голове, составляют одно целое (1 Кор. 12). Грех искажает иерархию, превращая ее в тиранию и угнетение. Христос же, будучи Главой всего, открывает истинную природу иерархии через Свое смиренное служение и жертву. Потому христианская иерархия всегда кенотична (основана на самоуничижении).