13
  • Мнение

От открытого диалога до духовного рабства один шаг. Так ли это?

Опубликовано: 24 декабря 2019

Сысоев Матвей Сергеевич

Сысоев Матвей Сергеевич

Научный сотрудник сектора современной западной философии Института философии РАН

image
Что отличает прочную, хорошо обоснованную позицию от неуверенного утверждения, подверженного сомнению? Среди множества критериев, пожалуй, один из наиболее четких – это устойчивость в прямом столкновении с контраргументами и противоположными мнениями. Умышленный поиск такого столкновения вряд ли является всегда целесообразным, тем не менее именно конкурентоспособность является лучшим показателем надежности убеждения.

Поэтому убежденность в том, что ваша позиция надежна – это фактически уверенность в том, что вы не поменяете ее с легкостью на другую при первой же  возможности. На мой взгляд, это касается и религиозной веры. Если ваша вера действительно сильна, то вы не будете опасаться ее потерять, услышав уверенный голос того, кто отрицает вашу позицию.

Все, что сказано выше, кажется мне совершенно очевидным, и я не встречал никого, кто утверждал бы обратное, когда речь идет о таких общих и отвлеченных формулировках. Несмотря на этот факт, когда дело доходит до практических ситуаций, не все разделяют эти утверждения. Взять хотя бы реакцию некоторых православных на дружеский диалог с другими конфессиями или на распространение экуменистических тенденций в религиозной среде. Или их же реакцию на попытки религиозного сообщества пойти на диалог с нерелигиозным или даже атеистически настроенными людьми. Казалось бы, совершенно очевидно, что если ваша вера крепка, а убеждения тверды, то все вышеуказанные мероприятия могут пойти только на пользу. В результате диалога вы сможете распространить свои убеждения и просветить окружающих. Экуменизм вполне может оказаться объединением всех конфессий именно под началом вашего вероисповедания, если у вас хватит уверенности и реальных аргументов для этого. Наконец, диалог с неверующими – способ распространить веру, если у вас есть что сказать этим людям. Оборонительная позиция, сопряженная со скрытой агрессией, – это поведение сомневающегося в своих идеях человека со слабой верой. Открытое и добродушное поведение – вот признак уверенности.

Если же вы опасаетесь, что чья-либо тесная дружба с человеком других взглядов (или тесная дружба между двумя конфессиями) может привести к порабощению одного из них, очевидно, вы считаете духовную позицию последнего более слабой. Именно поэтому видеть в экуменизме исключительно ересь – это значит выражать сильнейшее сомнение в своей вере. Однако что, если речь идет не о вере? Возможно, что вера в полной безопасности. И возможно, вы боитесь не за каноны и догмы, а за более земные вещи – за традиции в политической и социальной риторике, за идеологию другие, никак не связанные с верой, убеждения. Возможно, что именно в них вы сомневаетесь, поскольку понимаете, насколько они неискренни и даже ложны. В этом случае, надеюсь, вам хватит смелости признать этот факт и не пытаться прикрывать крестом столь далекие от подлинной духовности вещи.

  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку