О границах воспринимающей реальности
Представьте, что вы находитесь в лесу. Слева от вас большое дерево, предположим, что это секвойя, а справа — большой валун. Перед вами течет ручей, а позади вас горит огонь вашего костра. Недалеко бегает ваша собака, играя с палкой.
Мнение

Если вы, как и я, считаете, что все окружающие вас образы, звуки, запахи и ощущения — это продукт деятельности вашего мозга, отображающего действительность внутри вашего сознания, то вы должны признавать классическое для философии различие между явленной вам частью реальности и самой реальностью. Иными словами, ваша собака, какой она предстает в вашем сознании, отражает реальную собаку, но не является самой этой собакой, поскольку сознание производится вашим мозгом, а реальной собаки в голове у вас нет. Кроме всего прочего, зрительный образ собаки состоит из конкретных цветов, которые производятся вашим мозгом и которых, скорее всего, нет на поверхности собаки «самой-по-себе». Вместе с тем, я считаю, что этот механизм репрезентации реальности работает настолько хорошо, что когда мы отождествляем феномен в нашем сознании с собакой в обыденном опыте, мы не совершаем никакой ошибки. Цвета в нашем сознании отлично отображают физические свойства поверхности собаки. Более того, я не делаю из этого вывода о том, что реальность, та подлинная реальность, которая не дана нам в феноменах, является принципиально недоступной для познающих реальность существ. Однако я полагаю, что есть части реальности, которые доступны только одному существу, в том числе мир феноменов, который я непрерывно наблюдаю и который доступен только мне.

Следующее, что я попрошу вас попробовать сделать, — поверить в то, что такой внутренний субъективный мир феноменов, который существует в голове у каждого человека, а, возможно, в какой-то более простой форме — в голове у собаки, которая бегает вокруг вас, что такой мир — продукт эволюционного развития материи. Той самой материи, которую все мы изучаем на уроках физики и философии. Той самой материи, которая представляет из себя совокупность частиц (или волн) с фиксированным набором количественных свойств, таких как заряд, масса, спин. Иными словами, камень справа от вас, вода в ручье напротив вас, земная порода, которая под вами, — все это состоит из тех же самых компонентов, что и мозг, который порождает внутри себя отдельный субъективный мир феноменов.

Если вам, как и мне, сложно в это поверить, то мы можем продолжить рассуждение. В противном случае мне сложно будет донести до вас вас то, что я собираюсь донести. Идея того, что за границами вашей черепной коробки и вплоть до границы черепной коробки вашей собаки существует принципиально другая реальность, в которой нет того феноменального качественного содержания, которое есть за ее пределами, кажется мне совершенно неправдоподобной по двум простым причинам. Во-первых, идея, на которую обращали внимание многие ученые и философы. Если мы полагаем, что мозг, производящий наш феноменальный мир, возник из материи, то у самой материи должны быть такие свойства, которые на определенном уровне организации материи позволят мозгу реализовать эту функцию. Эволюция организационных форм материи, скорее всего, может порождать что-то относительно новое, но предположение, что материя может образовать из количественных физических свойств качественные феноменальные свойства, выходит далеко за рамки материализма. Однако и современная физика, и современный материализм ничего не говорят о качественных свойствах самой материи и тем более не объясняют, как субъективная реальность может возникать из физической. При этом функциональная, или психологическая, часть работы нашего мышления достаточно неплохо, хотя далеко не исчерпывающе, объяснена. Во-вторых, идея, на которую обращают внимание гораздо реже, заключается в том, что мы не имеем никакого права делать окончательный вывод о том, что субъективная реальность простой материи — воды, камня или дерева — не существует. Мы можем воспринимать только объективную реальность и свою собственную субъективную реальность. Мы не можем воспринять даже субъективный мир другого человека, в существовании которого большинство из нас абсолютно уверены. Так откуда же мог взяться вывод, что остальная часть реальности не субъективна?

Здесь я сделаю оговорку, что я и сам не считаю простую материю обладающей субъективностью, тем более если говорить о субъективности в «человеческом» смысле. Я думаю, что субъект — это продукт организации материи, конструкция, составленная из более простых компонентов, а вот способность феноменального восприятия, которая является способностью материи «образовать» субъекта, весьма вероятно, является универсальным свойством реальности. Для этого нам необязательно принимать странную идею, что дерево слева от вас или камень справа от вас являются субъектами восприятия, такими же, как вы или ваша собака. Достаточно лишь предположить, что еще до возникновения в мире субъектов мир является таким, в котором эти субъекты могут возникнуть, а именно таким, в котором есть особые простейшие связи, порождающие затем более сложную связь между субъектом и воспринимаемым им миром.

Какой бы странной ни казалась эта идея, с которой сейчас соглашается все большее количество философов, это не отменяет того, что само приведенное рассуждение, если вы его повторите с достаточной серьезностью, не может не убедить вас в том, что материализм, каким он предстает, будучи сконструированным исключительно на основании современной физики и функционального описания реальности, является крайне подозрительной концепцией.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9