Магическое мышление и теистический детерминизм
Ни для кого не секрет, что любая религиозная вера в ее «народном» воплощении может обрастать различными поверьями и обрядами, которые к самой религии не имеют никакого отношения. Это зачастую неизбежно и даже в какой-то степени нормально, поскольку способствует гораздо более успешной адаптации религии к культурному контексту.
Мнение

Однако есть в этом и откровенно негативные тенденции, которые вредят не только мышлению конкретного человека, но и даже самой религии. Я говорю о народных магических представлениях.

Под магическими представлениями я подразумеваю веру в то, что вызвать событие А можно, совершив некий обряд В. Такое представление может совмещаться с христианской молитвой, посещением церкви, походами на святые источники. Принципиальное отличие от развитого религиозного мышления, такого как монотеизм, заключается в характерном детерминизме в причинно-следственных связях. Магическое мышление предполагает, что человек сам управляет миром с помощью определенных на него воздействий. Это своеобразный протонаучный подход, отличающийся от научного мышления отсутствием доказательств и использованием околорелигиозных представлений в качестве содержательного наполнения.

У меня есть несколько хороших примеров, приведу один из них. Как-то раз я решил проверить наличие источников воды в месте, куда собирался поехать, и собирал в интернете сведения о качестве воды. Вполне ожидаемо большинство источников оказались святыми и привлекали большое количество местных и туристов. Посетив несколько сайтов, где эти источники упоминались, я обнаружил, что в комментариях характерные вопросы. Человек спрашивал: «Из какого источника моей жене нужно пить воду, чтобы родилась двойня?» А другой вопрос был такой: «Какой водой я смогу вылечить родственника от алкоголизма?» Мое внимание привлекли не столько эти вопросы, сколько масштабное обсуждение, которое развернулось на сайтах. Люди писали рекомендации, когда и сколько святой воды надо пить и какой от этого будет эффект. Обсуждались даже противопоказания к применению. Единственное, чего я не заметил в этих обсуждениях, — упоминания Бога или имени святого, к которому нужно обращаться с молитвой. Вместо того чтобы обращаться с просьбой к Богу, люди искали и находили определенную взаимосвязь между употреблением воды и необходимыми для них последствиями, как будто это было следствием химической реакции. Я еще могу понять, когда святой источник в силу его святости рассматривается как исцеляющий болезни, без конкретики. Но эти люди если и верят в Бога, то в такого, который лишен воли и не имеет возможности отказать им в исполнении их желаний, если они выполнили определенный обряд. Это совсем не похоже на традиционный теизм.

Озадаченный этим фактом, я спросил у своего знакомого православного, родственники которого иногда ведут себя подобным образом: «Почему ты не пытаешься объяснить им, что это не имеет ничего общего с христианством?» Он ответил мне, что это часть их веры, и разрушать эти представления — значит разрушать веру в целом. Учитывая распространенность таких магических представлений, полагаю, многие думают так же. Я с ними не согласен. Могут быть разные мнения, но, на мой взгляд, чем больше человек верит в такого рода закономерности, тем реже ему приходится думать о непосредственном содержании христианской веры. О каком духовном развитии при этом может идти речь? Я уже не говорю об откровенно вредных последствиях таких представлений для здоровья и жизни этих людей. Я не сторонник того, чтобы навязывать людям чье-либо мнение, но этот тот редкий случай, когда стоит хотя бы попытаться указать людям на их очевидную ошибку.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9