Братья наши меньшие – рабы или соседи?
Существует, на мой взгляд, два способа адекватного отношения человека к животным. Первый – откровенное использование, когда вы активно (скажем, раз в неделю или более) потребляете мясо и готовы своими руками убить животное. Второй – попытка частичного или окончательного избегания мясоедения с целью уклониться от участия в убийствах животных.
Мнение

 

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему,

и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными,

[и над зверями,] и над скотом, и над всею землею,

 и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

(Быт. 1:26)

Существует, на мой взгляд, два способа адекватного отношения человека к животным. Первый – откровенное использование, когда вы активно (скажем, раз в неделю или более) потребляете мясо и готовы своими руками убить животное. Второй – попытка частичного или окончательного избегания мясоедения с целью уклониться от участия в убийствах животных. Однако я собираюсь говорить не о предпочтительности одного из вариантов, а о том, как, на мой взгляд, следует относиться к животным вообще. Для кого-то этот тезис прозвучит странно, но животные, которых мы убиваем ради еды, заслуживают уважительного отношения вне зависимости от того, как мы воспринимаем их – как подчиненных или как равных нам существ. Однако и эту тему в целом я не планирую рассматривать. Думаю, любой адекватный человек в состоянии прийти к выводу, что любое использование животного должно предполагать минимальное количество страданий для него. Я хочу посмотреть немного глубже и рассмотреть не совсем стандартную ситуацию: как человеку относиться к тем тварям, которые значительно дальше от нас по строению организма и необходимость бережного отношения к которым значительно менее очевидна. При этом это такие твари, которые не несут для нас очевидной пользы и не приносят никакого вреда. И почему мы должны относиться к ним именно так, а не иначе? 

Противоречие в этой области возникает там, где заканчивается граница доброго субъективного отношения. Например, попугаи хорошие – они живут в домах и умеют разговаривать, голуби плохие – они грязные и живут на улице. Откуда берется эта произвольная граница? Из личного предпочтения. Но мне кажется, что на это полагаться нельзя. Если задать человеку вопрос о том, как следует относиться, например, к жуку или мотыльку, которые оказались в его квартире, летают и надоедливо жужжат, то чаще всего и в лучшем случае человек может даже не понять вопроса (по крайней мере, так подсказывает мой собственный опыт). Большинство, сразу или подумав, скажут, что их, очевидно, нужно прихлопнуть газетой или мухобойкой. И наименьшая, по моему опыту, группа людей решит потратить усилия для того, чтобы сначала поймать насекомое, а затем отпустить его на улицу. Сам я склоняюсь к третьему варианту и считаю его достаточно очевидным, но рассмотрю два других. 

Более всего меня интересует та группа людей, которые обычно убивают насекомое, но никогда не думали над альтернативами. Насколько же их жизнь близка к бессознательной запрограммированной последовательности действий, если они совершают подобное, вообще не оценивая значения своего поступка. Примечательно при этом то, что бабочку, например, решить убить не каждый, хотя это тоже насекомое. И если кто-то мне скажет, что бабочка должна жить потому, что она выглядит красиво, я отвечу, что этот человек либо психически болен, либо опять же не утруждает себя глубокими размышлениями. Другая группа людей – это те, кто давно решили для себя, что насекомое следует убить. Оно либо в принципе не заслуживает жизни, либо должно быть убито потому, что мешает. Возможно, эта группа чуть более сознательна, но системного подхода в их мышлении тоже явно не хватает. Обосновать сознательное убийство насекомого в адекватной системе мировосприятия просто невозможно. Люди из первой и второй групп, увидев действия тех, кто решит спасти жука, скорее всего, зальются смехом. Действительно, смешно выглядят попытки человека поймать жука, когда его можно просто прихлопнуть. А так ли это смешно? 

Те, кто дочитал до данного момента, вероятно, недоумевают, почему я вообще так долго расписываю отношение к насекомым. Разве это стоит того? Однако те, кто так думает, явно не учитывают один момент – все это ваши действия и ваши решения, в которых проявляется в первую очередь ваше отношение к самому себе. Убитый жук вряд ли страдает, когда вы убиваете его, у него вряд ли хватит осознанности, чтобы прочувствовать боль, по крайней мере у нас нет особых оснований полагать обратное. Но именно вы будете тем человеком, который совершенно бездумно прервал жизнь живого создания, потому что бегать за ним ради спасения – это смешно, да и вообще не охота с этим возиться. А ведь любое живое существо – это невероятно сложное произведение, самостоятельный механизм, удивительный, прекрасный и ценный уже самим фактом своего существования.  

Представьте, что некий мастер создал механического жука, потратив на это невероятные усилия. И вот на выставке, где собраны все работы этого мастера, жука заводят, и он летает по помещению. И тут вы берете мухобойку и размазываете это произведение искусства об стену. Я думаю, что у большинства людей хватит ума оценить это действие как неадекватное. Более того, думаю, механический жук вызовет неподдельный интерес и восхищение, вы будете с трепетом держать его на ладони, боясь испортить механизм. Однако почему же вы с таким же трепетом не относитесь к творениям Бога? Хотя для Бога это не было сложно, но на производство этого создания потрачены все же невероятные – с человеческой точки зрения – усилия. И ведь настоящий жук в тысячи и тысячи раз сложнее, чем его жалкая механическая копия. 

Только представьте, что вы видите человека, который кувалдой разносит автомобильную выставку, ножом разрезает работы великих художников или превращает в груду обломков зал ювелирных украшений в музее. Вам станет не по себе. Но это всего лишь творения человека, примитивнейшие по своей реализации по сравнению с созданиями окружающего мира. Весь мир – это сокровищница настолько невероятных существ, что даже простейших из них не под силу повторить искусному мастеру. Один и тот же человек поражается устройству машин, работе ювелира, технике художника, но ведет себя как бешеный примат в сокровищнице Бога, ломая Его творения от лени или скуки и не испытывая от этого никакого стыда. Если уж вы действительно считаете человека властителем земного мира, поставленным Богом над всеми живыми существами, то будьте достаточно разумны и рассудительны, чтобы вести себя в сокровищнице Его творений с уважением. Именно это уважение, а не ваши субъективные предпочтения и пожелания, должно быть критерием для формирования отношения к животным. И только начав с этой простой, но по каким-то причинам не для всех очевидной истины мы сразу поймем, в каких ситуациях и как нам следует себя вести по отношению к животным. И не ради жука или мотылька стоит следить за собой – необдуманные поступки в отношении окружающего мира вредны именно для человека.

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9