От открытого диалога до духовного рабства один шаг. Так ли это?
Что отличает прочную, хорошо обоснованную позицию от неуверенного утверждения, подверженного сомнению? Среди множества критериев, пожалуй, один из наиболее четких – это устойчивость в прямом столкновении с контраргументами и противоположными мнениями. Умышленный поиск такого столкновения вряд ли является всегда целесообразным, тем не менее именно конкурентоспособность является лучшим показателем надежности убеждения.
Мнение

Поэтому убежденность в том, что ваша позиция надежна – это фактически уверенность в том, что вы не поменяете ее с легкостью на другую при первой же  возможности. На мой взгляд, это касается и религиозной веры. Если ваша вера действительно сильна, то вы не будете опасаться ее потерять, услышав уверенный голос того, кто отрицает вашу позицию.

Все, что сказано выше, кажется мне совершенно очевидным, и я не встречал никого, кто утверждал бы обратное, когда речь идет о таких общих и отвлеченных формулировках. Несмотря на этот факт, когда дело доходит до практических ситуаций, не все разделяют эти утверждения. Взять хотя бы реакцию некоторых православных на дружеский диалог с другими конфессиями или на распространение экуменистических тенденций в религиозной среде. Или их же реакцию на попытки религиозного сообщества пойти на диалог с нерелигиозным или даже атеистически настроенными людьми. Казалось бы, совершенно очевидно, что если ваша вера крепка, а убеждения тверды, то все вышеуказанные мероприятия могут пойти только на пользу. В результате диалога вы сможете распространить свои убеждения и просветить окружающих. Экуменизм вполне может оказаться объединением всех конфессий именно под началом вашего вероисповедания, если у вас хватит уверенности и реальных аргументов для этого. Наконец, диалог с неверующими – способ распространить веру, если у вас есть что сказать этим людям. Оборонительная позиция, сопряженная со скрытой агрессией, – это поведение сомневающегося в своих идеях человека со слабой верой. Открытое и добродушное поведение – вот признак уверенности.

Если же вы опасаетесь, что чья-либо тесная дружба с человеком других взглядов (или тесная дружба между двумя конфессиями) может привести к порабощению одного из них, очевидно, вы считаете духовную позицию последнего более слабой. Именно поэтому видеть в экуменизме исключительно ересь – это значит выражать сильнейшее сомнение в своей вере. Однако что, если речь идет не о вере? Возможно, что вера в полной безопасности. И возможно, вы боитесь не за каноны и догмы, а за более земные вещи – за традиции в политической и социальной риторике, за идеологию другие, никак не связанные с верой, убеждения. Возможно, что именно в них вы сомневаетесь, поскольку понимаете, насколько они неискренни и даже ложны. В этом случае, надеюсь, вам хватит смелости признать этот факт и не пытаться прикрывать крестом столь далекие от подлинной духовности вещи.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9