Решение Президента РФ Дмитрия Медведева о введении в школе преподавания основ религиозной культуры и института военного духовенства для армии и флота стало настоящей «перезагрузкой» государственно-религиозных отношений. Ранее эти два важнейших вопроса не раз ставились на повестку дня религиозными лидерами традиционных для России конфессий. Однако все инициативы чаще всего упирались в принцип «светского государства», который понимался властью как невозможность присутствия религиозного компонента на федеральном уровне не только в аппарате управления, но и в общественной жизни общества, к которым относятся духовно-просветительская работа в школе и армии.
Проникновение религии на официальном уровне в систему образования, армию и на флот считалось посягательством на светский характер государства, прописанный в Конституции. При этом опыт других цивилизованных стран, отнюдь не считающих себя религиозными государствами, но, вместе с тем, предоставляющих своим гражданам возможность обращения к исповедуемой ими религии и в школе, и в армии – не учитывался. Любые попытки вхождения религии в сферу образования или армию вызывали множество нареканий и обвинений в «клерикализации» со стороны либеральной прессы, которая отстаивала «светскость» государства, путая государственный аппарат с обществом.
21 июля в своей загородной резиденции в Барвихе Президент Дмитрий Медведев на совещании с религиозными лидерами традиционных российских конфессий принял решение поддержать идею преподавания в школах России предметов по основам религий и отметил целесообразность введения института воинских и флотских священнослужителей. По словам Дмитрия Медведева, к такому решению его подтолкнули два коллективных письма религиозных лидеров, в которых ставились обозначенные выше проблемы. Действия власти могут стать поводом к переосмыслению прежнего понимания принципа «светского государства» в российском обществе.
Религия в школе.
Президент предложил провести в 18 российских регионах эксперимент по преподаванию основ религиозной культуры, истории религии и основ светской этики. По предложению Минобрнауки первые уроки в рамках эксперимента можно будет начать уже весной 2010 года. Школьники и их родители смогут выбрать из трех вариантов: основы религиозной культуры той конфессии, к которой они принадлежат (Православие, Ислам, Буддизм, Иудаизм); общий курс по истории крупнейших российских конфессий и основы светской этики. Параллельно ходу эксперимента, рассчитанного на три года, предлагается подготовить и напечатать необходимые учебники и учебные пособия, сформировать коллективы тех, кто будет готовить учителей по этим предметам. С 2012 года предполагается введение предмета в общероссийском масштабе.
Главные требования, которые президент предъявил к религиозным деятелям, – это отсутствие давления при выборе формы предмета и его преподавание светскими учителями. Участвовавший в совещании Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заверил, что главными принципами преподавания будут «добровольность и альтернативность». «Только добровольное восприятие такого рода идей, которыми являются религиозные идеи, может быть полезным для человека», - подчеркнул он. Главы других конфессии также поддержали требования президента Медведева. Российская общественность в целом положительно высказалась относительно решения президента, однако некоторые политические деятели сомневаются, что принципы добровольности выбора и «светскости» преподавателей не будут со временем нарушены.
Западная пресса уже отреагировала на решение президента. Издания делают акцент на ограничении Медведевым стремлений Московской Патриархии монополизировать религиозное образование. Немецкая Berliner Zeitung пишет: «Решение Медведева ограничивает стремление РПЦ как самой многочисленной конфессии в стране получить привилегированный доступ к умам школьников. Уже сегодня во многих школах преподаются «Основы православной культуры», и зачастую занятия ведут священники, которых не особо волнуют границы между насаждением веры и обучением». Вместе с тем, единая религиозная политика называется в газете чем-то необычным для Кремля.
Итальянская La Repubblica отмечает: «В последние годы, как известно, Патриархат прилагал огромные усилия к тому, чтобы ввести в школах изучение православия, которое исповедуют 72% населения России. Но Медведев предпочел сохранить многоконфессиональный характер страны. С одной стороны, Патриарх Кирилл может сказать, что он удовлетворен принятым решением, но с другой - ему пришлось согласиться на два условия. Первое: любое принуждение или давление в данной области неприемлемо, заявил Медведев. Второе: преподавать новые предметы будут светские учителя».
Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев, комментируя подобные высказывания, говорит: «Значительная часть общественного мнения считает, что мы - одна из башен Кремля. Получается, что, не имея никаких плюсов властепредержания, мы получаем все его же минусы. Со стороны кажется, будто Церковь хочет учить детей из одного лишь властного инстинкта и властного интереса, но это не так».
Вместе с тем, Русская Православная Церковь, не смотря на необоснованную критику, не намерена отказываться от активной работы в сфере образования и хочет создать «систему непрерывного православного образования - от детского сада до вуза», сообщил в интервью «Интерфакс-Религия» глава синодального отдела по религиозному образованию и катехизации епископ Зарайский Меркурий.
Институт военного духовенства.
При введении в Вооруженных силах РФ института военного духовенства президент Дмитрий Медведев призвал руководствоваться «реальными сведениями об этноконфессиональном составе частей и соединений». В качестве варианта, по которому будет вводиться штатная единица священнослужителя президент предложил рассмотреть ситуацию, когда «более 10% личного состава, бригады, дивизии, учебного заведения составляют представители народов, традиционно связанных с той или иной конфессией».
Отдельно Медведев отметил, что воинские и флотские священнослужители должны оставаться гражданскими лицами. Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин поддержал это предложение президента, сказав, что священники «не должны командовать, а должны помогать и воспитывать, быть доверительным помощником и наставником в армии».
Введение штатного военного духовенства предполагается провести в три этапа. До конца 2009 года по одному священнослужителю появится в воинских соединениях за пределами России - на 102-й военной российской базе в Армении, 201-й военной базе в Таджикистане, в соединениях и бригадах на территории Южной Осетии, Абхазии, на Украине (в Севастополе) и в Киргизии. Также на первом этапе священнослужители появятся в Северо-Кавказском военном округе.
На втором этапе священнослужители появятся в военных подразделениях на территории России, а на третьем этапе будут созданы соответствующее управление при центральном аппарате Вооруженных сил РФ и отделы в военных округах и на флотах. При этом во всех этих структурах будут представлены священники всех основных религий. По оценкам Минобороны, весь штат военных священников в российской армии и на флоте должен составлять около 200-250 человек.
Председатель комиссии Общественной палаты РФ по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей Александр Каньшин уверен, что «духовная поддержка солдат и офицеров со стороны Церкви позволит значительно сократить количество небоевых потерь в армии, и, прежде всего, суицидов, которые составляют более 50% от их общего числа». Каньшин напомнил, что в течение нескольких лет около 2 тыс. православных священников уже проводят пастырскую работу в российских воинских частях. Это в 10 раз больше, чем предполагается по штату.
Положительное решение вопросов о преподавании «Основ религиозной культуры» и введении института капелланов стало возможным в первую очередь благодаря активности Русской Православной Церкви. С приходом на патриаршее служение Святейший Кирилл сразу поставил в ряд приоритетных задач, стоящих перед Церковью в ближайшем будущем, проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в школах и вузах и введения института военного духовенства.
Благодаря активной общественной работе Церкви удалось показать государству, что она представляет серьезную общественно-политическую силу (Аналитическая служба Богослов.RU в статье «Всемирный Русский Народный Собор и тенденции развития общества» уже писала о возрождении элементов гражданского общества благодаря Церкви). В ходе долгих и нелегких переговоров с властью Церкви удалось убедить государство в необходимости укрепления, прежде всего, духовных основ общества для дальнейшего успешного развития страны в целом. Русская Православная Церковь через Всемирный Русский Народный Собор, Общественную палату РФ, другие общественно-политические форумы, проповедь отдельных церковных деятелей (в первую очередь Патриарха Кирилла) во взаимодействии с представителями других конфессий пыталась воздействовать на государство, не покушаясь на государственную власть.
В результате оказалось, что преподавание религии в школе и введение военного духовенства в стране, в которой по переписи населения более 90% граждан относит себя к той или иной религиозной конфессии, не противоречит принципам светского государства. Этот момент видится очень важным для дальнейшего развития взаимодействия гражданского общества в России с государственной властью.
Аналитическая служба Богослов.RU