Игумен Адриан (Пашин): Господин Брэдшоу, для русского православного человека неожиданно видеть православного американца. Как Вы стали православным?
Дэвид Брэдшоу: Двадцать восемь лет назад я, будучи еще студеном в колледже, был протестантом. Мне тогда было двадцать три года. И я не был удовлетворен протестантизмом в силу его поверхностности. Тогда мне посчастливилось прочесть книгу митрополита Каллиста (Уэра) «Православная Церковь», которая посвящена истории Православной Церкви. И я понял, что Православная Церковь — это именно та Церковь, которая была основана апостолами, что она последовательно и непрерывно продолжает дело, фундамент которого они положили. В США много людей, которые обращаются в православие. В частности, в общине, в которой я состою, более ста человек, хотя это небольшой город.
Игум. Адриан: Ваша община принадлежит к Православной Церкви в Америке, которая по своему происхождению имеет русские корни. Почему американцы выбрали именно эту Поместную Церковь, сохраняется ли в ней русские традиции?
Д. Брэдшоу: Хороший вопрос. Какие-то традиции сохраняются. Например, Пасхальный тропарь поется на церковно-славянском языке, сохранились некоторые вставки в литургии на церковно-славянском. Кроме того, популярно чтение житий русских святых, например, преподобного Серафима Саровского, святителя Феофана Затворника.
Игум. Адриан: Что Вы преподаете в университете в Кентукки, каковы Ваши научные интересы?
Д. Брэдшоу: Я работаю на Философском факультете университета в Кентукки, специализируюсь в области древней античной и средневековой философии. В основном занимаюсь изучением влияния древней философии на средневековую, как средневековые мыслители использовали достижения античных мыслителей, особенно Аристотеля.
Игум. Адриан: Заметен ли в научном мире на Западе интерес к восточным святым отцам или в основном изучается западная традиция — блаженный Августин и т.д.?
Д. Брэдшоу: Интерес к восточным отцам в большей степени наблюдается среди теологов и в меньшей степени среди философов. Теологи относятся к ним вполне серьезно. В круг их интересов входят святые отцы вплоть до преподобного Иоанна Дамаскина, а более поздние, например, святой Григорий Палама известны мало. Большинство же западных философов из святых отцов читало только Августина.
Игум. Адриан: К Православной Церкви в Америке принадлежали известные русские богословы — протопресвитер Иоанн Мейендорф, протоиерей Александр Шмеман. Развивается ли их наследие в самой ПЦА?
Д. Брэдшоу: В Америке мало известных, выдающихся теологов, за исключением, может быть, отца Джона Бера, который работает в Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке, тогда как в Великобритании есть такие богословы, как владыка Каллист (Уэр).
Игум. Адриан: Каковы сейчас отношения ПЦА с Русской Православной Церкви за рубежом, как это ощущается в вашей общине?
Д. Брэдшоу: Со времени объединения Русской Православной Церкви за рубежом и Русской Православной Церкви усилились контакты, взаимные дары. Например, прихожане из нашего прихода ездят в монастырь, принадлежащий Русской Православной Церкви за рубежом, и там исповедуются, в том числе и я Русской Православной Церкви За рубежом там находится мой духовник. Русская Православная Церковь за рубежом в большей мере сохранила традиции, касающиеся, например, соблюдения постов, обязательности исповеди перед причащением. В ней больше чувствуется русский дух. В целом, конечно, эти контакты, это общение положительно влияет на нас, оно очень полезно, благоприятно сказывается на ПЦА.
Игум. Адриан: Заметно ли в общественной жизни США влияние Православной Церкви?
Д. Брэдшоу: Эта роль не так заметна в прессе и на телевидении, но с моей точки зрения Православная Церковь все-таки играет важную роль. Многие из тех, кто не доволен христианством в католической или протестантской версии, обращаются в православие. Это укрепляет американское христианство в целом.
Игум. Адриан: Есть ли актуальные темы, которые в последнее время обсуждаются в ПЦА? Допустим, в России обсуждается сейчас взаимоотношение веры и патриотизма, до этого были острые богословские споры о Евхаристии.
Д. Брэдшоу: Такого количества «горячих» тем, как в России в Америке нет, но некоторые вопросы, конечно, обсуждаются. В частности, вопросы единства различных православных юрисдикций — Сербская, Румынская, РПЦЗ, ПЦА, Американская Архиепископия Вселенского Патриархата. Во-вторых, это соблюдение традиций, в частности, соблюдение поста. Потому что многие православные американцы ощущают эти строгие традиции чуждыми и неофициально стараются ослабить эти каноны. Я считаю, что для укрепления этих традиций ПЦА нуждается в большем количестве монастырей.
Игум. Адриан: Обсуждается ли в ПЦА вопрос о возможности женского священства?
Д. Брэдшоу: Этот вопрос для нас не является таким актуальным. Он более обсуждается в греческой юрисдикции, но и там очень мало людей, которые всерьез относятся к этой возможности. Здесь довольно жесткую позицию занимают, прежде всего, новообращенные, потому что они пришли как раз из тех конфессий, где женское священство допускалось, в частности, из Епископальной Церкви. И там это привело к катастрофам. Поэтому они крайне жестко настроены к такой возможности.
Игум. Адриан: Насколько американский народ в общем религиозен?
Д. Брэдшоу: Около 40 % населения Америки принадлежат к той или иной христианской церкви, посещают воскресное богослужение. В целом большая часть населения считает себя религиозными. Однако в некоторых церквях появляются такие феномены, как Christian cappuccino (христианский капуччино). Люди приходят в воскресенье в церковь, пьют вместе кофе. При этом присутствует какой-нибудь ансамбль, исполняет религиозные песни, допустим, в стиле рок. Это может привлечь к церкви людей, которые до этого не были к ней причастны, но само богослужение превращается в некий спектакль.
Игум. Адриан: Вопрос скорее политический. Изменилось ли отношение простых американцев к России, жив ли еще в их представлении образ врага?
Д. Брэдшоу: (Смеется). Конечно, к русскому народу американцы относятся нормально, но какие-то подозрения относительно мистера Путина и его политики, политики его правительства присутствуют. В частности, крайне негативно в Америке было воспринято вторжение в Грузию и политика России в отношении Украины.
Игум. Адриан: Большое спасибо за интервью.
Беседовал игумен Адриан (Пашин)