Ханс Кюнг обратился с открытым письмом к епископату Католической Церкви
События

В нем богослов-модернист подверг резкой критике Папу Римского Бенедикта XVI и его курс, который Кюнг считает консервативным и не отвечающим вызовам времени. Швейцарский теолог-оппозиционер также призвал иерархов к проведению собора и незамедлительным реформам в Католической Церкви.

Письмо Кюнга было приурочено к 5-ой годовщине пребывания Бенедикта XVI на папском престоле. Сам факт его написания, по мнению автора, вызван тем, что «в настоящее время Католическая Церковь находится в тяжелейшем кризисе, острее которого не было со времени Реформации».

Ханс Кюнг указывает на промахи нынешнего понтифика, в период правления которого было «больше упущено возможностей, чем сделано чего-либо». Первым подобным промахом является то, что была «упущена возможность восстановления отношений с Протестантскими церквями: вместо этого им отказано в статусе Церкви в полном смысле этого слова и, по этой причине, их священство не признается, а евхаристическое общение с ними невозможно».

Вторым промахом стала упущенная «возможность долговременного примирения с евреями». Сам Кюнг подчеркивает важное значение иудиазма — «продолжающему свое существование религиозному сообществу, предлагающему собственный путь к спасению».

Третье, что, как считает богослов, не смог сделать Бенедикт XVI, это наладить отношения с мусульманами. «Вместо этого в... лекции в Регенсбурге в 2006 г. Бенедикт представил карикатуру на ислам как религию насилия и жестокости и таким образом вызвал устойчивое недоверие со стороны мусульман».

Кроме того, Кюнг подчеркивает, что современная РКЦ «упустила возможность примириться с современной наукой, ясно подтвердив теорию эволюции и разрешив исследования в области стволовых клеток».

Но самым серьезным обвинением в адрес Бенедикта XVI, по мнению швейцарца, является то, что нынешний понтифик противится решениям II Ватиканского собора и «преднамеренно противостоит Вселенскому собору, который, согласно церковному праву, представляет собой высшую власть в Католической Церкви».

Среди шагов, направленных против наследия II Ватиканского собора, Кюнг видит принятие в церковное общение лефевристов, продвижение Тридентской мессы, отказ восстановить отношения с Англиканской Церковью.

«Бенедиктова политика реставрации не удалась»,  — подчеркивает Кюнг и отмечает, что РКЦ находится в глубоком кризисе, который, в частности, выразился в разразившемся сексуальном скандале и в том, что «десятки тысяч священников оставили свое служение, начиная со Второго Ватиканского собора, по большей части — из-за проблемы обязательного целибата».

Для разрешения данной «критической» ситуации Кюнг сделал 6 предложений, «которые поддержат, миллионы католиков, не имеющих права голоса в нынешней ситуации»:

«1. Не молчите! Храня молчание перед лицом столь серьезных обвинений, вы также способны запятнать себя и разделить вину. Если вы чувствуете, что какие-то законы, директивы и меры приводят к обратным результатам, вы должны сказать об этом публично. Посылайте Риму не уверения в вашей преданности, а призывы к реформе!

2. Заботьтесь о преобразованиях. Слишком многие в Церкви и среди епископата жалуются на Рим, но ничего не делают сами. Когда люди больше не ходят в церковь в вашей епархии, когда священническое служение не приносит плодов, когда общество пребывает в неведении о нуждах мира, когда экуменическое сотрудничество сведено к минимуму, тогда виной этому не может быть только Рим. Епископ, священник, мирянин или мирянка — каждый может сделать что-либо для обновления Церкви в пределах собственной сферы влияния, будь она велика или мала. Многие из больших достижений, которые имели место в отдельных приходах и в Церкви в целом обязаны своим происхождением инициативе отдельных лиц или небольших групп. Как епископы вы должны поддерживать такие инициативы и, особенно с учетом нынешней ситуации, вы должны реагировать на справедливые жалобы верующих.

3. Действуйте соборно. После жарких споров и вопреки стойкой оппозиции Курии Второй Ватиканский собор установил принцип соборности Папы и епископов. Он сделал это в соответствии с Книгой Деяний Апостольских, где говорится, что Петр не действовал в одиночку без собора апостолов. В пост-соборную эпоху, однако, Папы и Курия игнорировали это постановление. Через два года после собора Папа Павел VI издал свою энциклику в защиту спорного закона о безбрачии без малейших консультаций с епископатом. С тех пор папская политика и папское учение продолжали действовать по-старому, несоборным способом. Даже в литургических вопросах Папа управляет как самодержец — поверх епископов и против их воли. Он счастлив окружать себя ими, пока они являются не более чем предметами, лишенными как своего голоса, так и права голоса. Вот почему, достопочтенные епископы, вы не должны действовать в одиночку, но в союзе с другими епископами, священниками, мужчинами и женщинами, которые составляют Церковь.

4. Безусловное послушание должно оказывать только одному Богу. Хотя при вашем епископском посвящении вы давали присягу безусловного послушания Папе, вы знаете, что безусловного повиновения никогда не может быть по отношению к какой-либо человеческой власти, оно возможно лишь по отношению к Богу. По этой причине вы не должны считать, что ваша присяга является препятствием к тому, чтобы говорить правду о нынешнем кризисе в Церкви, в вашей епархии и вашей стране. Образцом для вас должен быть апостол Павел, который осмеливался выступать против Петра, говоря ему правду в лицо, если «он подвергался нареканию» (Гал. 2:11). Давление на римские власти в духе христианского братства может быть допустимо и даже необходимо, когда они не в состоянии соответствовать духу Евангелия и его миссии. Использование разговорного языка в литургии, изменения в правилах, регулирующих смешанные браки, утверждение толерантности, демократии и прав человека, начало экуменической деятельности, - эти и многие другие реформы Второго Ватиканского Собора стали возможны только благодаря стойкому давлению снизу.

5. Работа на региональном уровне. Ватикан часто остается глух к обоснованным требованиям епископата, священников и мирян. Это дает все больше оснований для поиска мудрых решений на региональном уровне. Как вам хорошо известно, целибат, который был унаследован от средневековья, является особенно деликатной проблемой. В контексте сегодняшнего скандала в связи со злоупотреблениями клириков все более и более подвергается сомнению практика безбрачия духовенства. Вопреки воле Рима изменения в данном вопросе, как представляется, едва ли возможны, однако, это не является поводом для пассивного отношения к проблеме. Если священник после здравого размышления хочет жениться, нет никаких причин для того, чтобы он автоматически подавал в отставку и прекращал служение, если его епископ и его приход стоят на его стороне и поддерживают его. Отдельные епископские конференции могли бы взять на себя инициативу в принятии решений на региональном уровне. Это будет хорошо, однако, чтобы найти решение для всей Церкви, нужно следующее:

6. Созовите собор. Так же как Вселенский собор был необходим для проведения литургической реформы, достижения религиозной свободы, экуменизма и межрелигиозного диалога, так же точно Собор необходим теперь, чтобы решить резко обострившиеся проблемы, требующие преобразований. За столетие до Реформации Констанцский собор постановил, что соборы должны созываться каждые пять лет. Но все же Римской Курии успешно удалось обойти это установление. Нет никаких сомнений в том, что Курия, боясь ограничения своей власти, сделала бы все, чтобы предотвратить проведение собора для обсуждения нынешней ситуации. Таким образом, от вас зависит, будет ли созван собор или, по крайней мере, представительное собрание епископов».

В конце своего письма Кюнг делает призыв ко всем католическим епископам, которых просит подать «вашим верным знаки надежды и оптимизма и дайте нашей Церкви перспективу на будущее».

Богослов.Ru / Седмица.Ru

Другие публикации на портале:

Еще 9