«Это действительно самый древний европейский текст о музыке, — рассказывает хранитель сокровищницы собора, Ина Гермес-Домен (Ina Germes-Dohmen). — Этому документу более тысячи лет, поэтому, как вы видите, мы выставляем его в затемненном помещении. Сохранились только две страницы оригинальной рукописи. Но это первые в европейской истории страницы, на которых зафиксированы некие музыкальные знаки (мы еще не можем назвать их нотацией. До того времени традиция передавалась только от певца к певцу, здесь же человеку пришла в голову мысль "записать" музыку...»
«Руководство к музицированию» — примерно так переводится название «Musica enchiriadis». Это трактат, а не ноты как таковые. Автор (считается, что это был верденский монах по имени Хукбальд) описывает, как надо петь, пользуясь понятиями «несколько выше», «значительно выше», «настолько выше, чтобы звук снова становился самим собой» (можно предположить, что имеется в виду сдвижение на октаву). Из трактата следует, что один из голосов мог порою заменяться и музыкальным инструментом (причем, судя по высоте, речь могла идти о скрипке или духовом инструменте). Пытается Хукбальд изобразить и некие звукоряды. Зелеными и красными чернилами он рисует трогательные лесенки или «елочки», прообразы современных нот.
Конечно, в Византии в это время уже существовала весьма развитая система нотации. Но Западная Европа шла своим путем, который лишь в 11 веке, благодаря достижениям бенедектинского монаха Гидо Аретинского, привел к стройной системе линейной нотации. Кстати, Гидо, прославленный как «отец музыки», хорошо знал трактат, написанный за полтора века до него в Эссене.
Небольшая выставка в Эссене-Вердене, где, помимо двух страниц знаменитой рукописи представлены также певческие книги монастыря, сопровождается циклом концертов и научным симпозиумом. Его основная цель — проанализировать роль многоголосий в европейской музыкальной культуре раннего Средневековья.