«Рассудительность, доброта и простота в общении, умение утешить и поддержать всякого»: памяти архиепископа Амвросия (Щурова)
10 ноября 2016 года в городе Иваново состоялось отпевание почившего архиепископа Амвросия (Щурова). В данной статье автор обозначает некоторые из вех его архипастырского служения, охватившего две эпохи церковной жизни в России, принципиально отличающиеся в сфере церковно-государственных отношений: тотальный государственный контроль советского времени сменился практически вседозволенностью 1990-х, от которой удалось уйти далеко не сразу, после 1997 года.
Статья

Архиеп. Амвросий (Щуров) и А.А. Федотов8 ноября в 5 часов утра после тяжелой продолжительной болезни скончался пребывавший на покое архиепископ Амвросий (Щуров)[1].

В своих словах соболезнования Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «В тяжелые годы гонений на веру он решил посвятить свою жизнь служению Церкви и поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой был рукоположен во диакона и иерея и совершал служение на Ивановской земле. Спустя годы Господь сопричислил его к сонму епископов. Без малого тридцать лет занимая Ивановскую кафедру, почивший владыка проявлял заботу о вверенном его попечению словесном стаде Христовом. За эти годы были восстановлены многие храмы и монастыри, увеличилось число пастырей, пасомых и принявших иноческие обеты»[2].

Еще более было раскрыто значение служения архиепископа Амвросия в словах соболезнования главы Митрополичьего округа в Республике Казахстан митрополита Астанайского и Казахстанского Александра: «Архиепископ Амвросий начал свое служение на ниве Христовой настоятелем сельского храма и во всей полноте испытал трудности руководства деревенским приходом во времена богоборческой власти. Три десятилетия он нес крест архипастырского служения, «Проповедуя Евангелие Царствия» (Мф. 4:23). Возглавляя Иваново-Вознесенскую и Кинешемскую епархию, почивший владыка прилагал попечение о просвещении современников светом Истины и о духовном возрастании пасомых, вносил свой вклад в развитие полнокровной церковной жизни, был инициатором возрождения порушенных в прошлом святынь. В бытность мою управляющим Костромской епархией мне не раз доводилось быть свидетелем его многих и полезных трудов. Покойного святителя уважали светские власти и любили пастыри и прихожане; за свою многолетнюю деятельность решением руководства и общественности края владыка был удостоен звания «Почетный гражданин Ивановской области». В памяти всех тех, кто общался с архиепископом Амвросием, навсегда останутся его мудрые советы, рассудительность, доброта и простота в общении, умение утешить и поддержать всякого, кто обращался за помощью»[3].

10 ноября 2016 года в городе Иваново состоялось отпевание архиепископа Амвросия (Щурова). Утром в Преображенском храме, где с вечера 8 ноября находился гроб с телом покойного архипастыря, была отслужена Божественная литургия. Ее совершили митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, митрополит Астраханский и Камызякский Никон, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан, епископ Городецкий и Ветлужский Августин, епископ Кинешемский и Палехский Иларион, епископ Воркутинский и Усинский Иоанн, епископ Ванинский и Переяславский Савватий в сослужении многочисленного духовенства. Затем в Преображенском храме был совершен чин отпевания покойного. Митрополит Иосиф огласил текст соболезнования Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с кончиной архиепископа Амвросия (Щурова). К собравшимся также обратился губернатор Ивановской области П.А. Коньков. Были зачитаны соболезнования, поступившие от архипастырей Русской Православной Церкви и Главы Российского Императорского Дома. Гроб с телом почившего архипастыря был обнесен вокруг Преображенского храма. Затем его перевезли к Петропавловскому храму на кладбище в Балино (г. Иваново), где состоялось погребение. Место отпевания и погребения были избраны в соответствии с волей новопреставленного[4].

Биографический очерк об архиепископе Амвросии был уже ранее написан[5]; в этой статье хотелось бы обозначить некоторые из вех его архипастырского служения, происходившего в прямом смысле этого слова во время двух эпох церковной жизни в России, ознаменованных принципиально разными парадигмами церковно-государственных отношений – тотальный государственный контроль советского времени сменился практически «вседозволенностью» 1990-х, далеко не сразу после 1997[6]  и даже 2000[7] вошедшей в системные рамки. И в этих новых условиях фактического безвременья личности тех, кто трудился «на местах», играли исключительно важную роль; от их позиции, прилагаемых ими усилий зависело, будет ли открыто в епархии 50 новых храмов, или 100; будут ли открываться новые монастыри и сколько; будет ли открыта духовная семинария; будет ли развиваться издательская деятельность и насколько активно. И важнейшее значение имела личность архиерея, с именем которого и связывались все достижения или неудачи.

Служение архиепископа Амвросия в качестве управляющего Ивановской (затем Иваново-Вознесенской) епархией продолжалось с 1977 по 2006 год. Его можно разделить на два периода: до 1988 года и после. Первый период – с 1977 по 1988 год – время служения под контролем уполномоченного Совета по делам религий при СМ СССР и других органов, второй период – с 1088 по 2006 годы  – время церковного возрождения в России, который внутри имеет, безусловно, свою периодизацию (1988-1990, 1990-1997, 1997-2006).

Первый период архипастырского служения в то время епископа Амвросия не был ярок с внешней стороны, он не ознаменовался какими-то яркими событиями.

После празднования Тысячелетия Крещения Руси началось открытие храмов. В Ивановской епархии в 1988 году был  открыт Скорбященский храм в г. Фурманове. Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий впоследствии так вспоминал об этом первом из открытых за время его управления Ивановской епархией храме: «Помню, как трудно передавали дивный храм – двадцать два купола – в Фурманове. Он принадлежал молокозаводу и был обречен на гибель. В подвале была устроена сливная яма, летом там полоскали белье, зимой мальчишки катались на коньках, как на катке. Сколько обуви стоптали люди, которые ходили по инстанциям, чтобы добиться передачи храма. Сколько трудов было положено на его восстановление. Слава Богу, сейчас храм восстановлен, в нем идут богослужения»[8]. Тогда же были зарегистрированы еще две новые православные религиозные общины: в г. Иваново и в г. Комсомольске, но храмовые здания не были предоставлены верующим, так как были заняты: в Комсомольске под мебельный склад, а в Иванове под областной архив[9].

В 1991 году управляющий Ивановской епархией епископ Амвросий, согласно определению Святейшего Патриарха Священного Синода, был возведен в сан архиепископа. В этом году произошло очень много событий, которые преобразили епархию. Так, за 1989-1990 годы число храмов Ивановской епархии возросло до 60. В первый же месяц 1991 года к ним добавились еще 9 вновь открытых храмов. Всего же за 1991 год было зарегистрировано 37 новых приходов[10].

В этом году в ней появились и первые монастыри: Свято-Успенский женский монастырь в селе Дунилово Шуйского района и Николо-Шартомский мужской монастырь в селе Введенье того же района. Особенно важно было открытие женского монастыря в самом областном центре: на основе прежнего Свято-Введенского прихода г. Иваново. Внутри церковной ограды были перестроены многие здания служебного назначения, началось строительство по периметру ограды жилых двухэтажных корпусов. В 1991 году в монастыре проживало до 30 монахинь и послушниц, началось совершение ежедневных уставных богослужений. Впервые за послереволюционные годы в России был основан новый монастырь на том месте, где его прежде не было, тем более в центре большого города. Поскольку территория монастыря в центре города Иваново была небольшой, по ходатайству архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия облисполком выделил для монастыря 30 гектаров земли в селе Доронино Тейковского района и передал монастырю разрушенный храм этого села, в котором сразу же начались восстановительные работы. Земли возделывались приезжавшими из монастыря послушницами. Указом архиепископа Амвросия в селе Доронино было образовано подворье Свято-Введенского монастыря.

В Свято-Успенском монастыре села Дунилово, наконец, с 1991 года проживало 30 послушниц и 3 монахини. Имелось небольшое хозяйство: монастырю было выделено 20 гектаров земли, имелись коровы, лошади.

В Николо-Шартомском монастыре из 25 насельников было 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, остальные – монахи и послушники.

Во всех новых монастырях проходили богослужения согласно монастырским уставам, увеличивалось число желающих принять монашеский постриг[11].

С осени 1991 года указом архиепископа Амвросия было организовано подворье Николо-Шартомского монастыря в Воскресенском соборе г. Шуи[12].

Новые приходы требовали большого количества духовенства. Если, например, в 1984 году архиепископом Амвросием были рукоположены 4 священника и 3 диакона, то в 1989 году рукоположены были 12 священников и 1 диакон. В 1991 году 13 священников и 8 диаконов, в 1993 году 25 священников и 6 диаконов. В 1996 году 44 священника и 5 диаконов[13].

Все направляемые архиепископом Амвросием в адрес местных властей ходатайства о передаче храмов, строений и прочих церковных нуждах в 1991 году неизменно благожелательно рассматривались и разрешались. Так, по его запросу в облисполком было принято решение № 375 от 25.10.1991 года, которое можно назвать переломным в отношении к Церкви со стороны местной администрации. Епархии были переданы в собственность оставшиеся 6 храмов (кроме 2-х, ранее переданных) г. Плеса Приволжского района – курортного города республиканского значения. Таким образом, все церковные сооружения этого города стали принадлежать епархии. Собственностью епархии стал и знаменитый памятник архитектуры – Крестовоздвиженский храм поселка Палеха, ранее принадлежавший Палехскому государственному музею искусств. Следует отметить, что хотя епархия и стала собственником двух величественных ансамблей  – Крестовоздвиженского храм поселка Палеха и летнего с зимним Троицких соборов города Плеса Приволжского района, – пользоваться этими сооружениями она смогла лишь совместно с Палехским государственным художественным историко-архитектурным музеем-заповедником. Сделано это было согласно специальному положению, разработанному по аналогии с «Положением о совместном использовании Новгородского Софийского Собора Кремля». Согласно этому же решению, облисполкомом были переданы в собственность епархии здания Покровской церкви в городе Гавриловом Посаде, Успенской и Владимирской церквей в г. Иваново и трапезной части бывшей единоверческой старообрядческой Казанской церкви в центре г. Иваново[14].

После многочисленных обращений архиепископа Амвросия в подкомитет по свободе совести, вероисповедания и благотворительности ВС РСФСР по вопросу передачи епархии отнятого в шестидесятые годы Троицкого кафедрального собора г. Кинешмы из Верховного Совета была назначена депутатская комиссия под руководством депутата Федорова В.Я., председателя подкомитета по собственности. Благодаря рекомендациям этой комиссии и личному вниманию к проблемам Церкви главы администрации Ивановской области А.Ф. Лаптева, епархии был передан Троицкий кафедральный собор г. Кинешмы. После этого на второй архиерейской кафедре в г. Кинешме стала проходить служба в двух соборах  – Успенском и Троицком (летнем и зимнем), которые находятся в одной церковной ограде.

Облисполком решил большую часть вопросов и материально-технического снабжения епархии: горюче-смазочными материалами, запчастями к автотранспортной технике, продуктами питания для монастырей и воскресных школ и для официальных приемов, мукой, стройматериалами, бензином и материалами для реставрационных работ на первое полугодие 1992 года. Были решены и другие важные для епархии вопросы. Для принятия всех этих решений облисполкомом была создана специальная комиссия, в которую по благословению архиепископа Амвросия вошли два сотрудника епархиального управления: секретарь и референт[15].

Большим достижением в жизни епархии явилось решение № 97 от 08.07.1992 года Ивановского малого областного Совета народных депутатов, согласно которому были приняты предложения архиепископа Амвросия, поддержанные областной администрацией, о передаче в собственность Ивановской епархии церковных зданий, сопутствующих им сооружений, церковной утвари и земельных участков. Порядок и сроки передачи в собственность этого имущества были определены в постановлении главы администрации Ивановской области № 223 от 13.08.1993 года[16].

В городе Иваново в 1992 году состоялся первый за все послереволюционные годы общегородской крестный ход по центральным улицам города в связи с празднованием 600-летия со дня преставления преподобного Сергия Радонежского. В праздновании приняли участие городские и областные власти[17].

Уже к 1993 году было сделано много новых достижений в развитии епархиальной жизни. Значительно изменился облик Свято-Введенского монастыря г. Иваново, где близилось к концу строительство келейных корпусов и надвратной колокольни. На конец 1993 года в монастыре проживали 76 насельниц. У монастыря уже имелись два подворья в сельской местности: в селе Доронино Тейковского района и местечке Златоуст Лежневского района. В Свято-Успенском женском монастыре села Дунилово в это время проживало 47 насельниц, в Николо-Шартомском мужском монастыре села Введенье Шуйского района – 50 насельников.

В 1993 году, с одной стороны, наблюдался приток в храмы все большего количества людей, с другой – жизнь епархии в материальном плане становилась все тяжелее. В своем отчете в Патриархию в 1993 году архиепископ Амвросий отмечал: «Особенно осложняется процесс реставрации храмов из-за политики правительства, проводимой в отношении текстильных предприятий области. Не имея средств, текстильные предприятия области не в состоянии больше помогать храмам, а рабочий народ, трудящийся на предприятиях и помогавший своими пожертвованиями восстановлению храмов, оставлен без средств к существованию. Однако хотелось бы отметить, что, несмотря на весь трагизм ситуации, народ от Церкви не отходит, а местные власти пока изыскивают возможности как-то контролировать ситуацию и помогать обездоленным»[18].

Необходимо отметить, что с 1990 по 1993 год наблюдался резкий рост количества людей, желающих креститься, венчаться, отпевать своих усопших родственников. В 1989 году в храмах епархии было совершено: 25394 крещения, 505 венчаний, 12298 отпеваний (из них очных 4120, заочных 8278); в 1990 году 36354 крещений, 1208 венчаний, 12003 отпевания (из них очных 2496, заочных 9507); в 1991 году 34188 крещений, 902 венчания и 16390 отпеваний (из них очных 2558, заочных 13832). Для сравнения: в 1968 году в Ивановской епархии было совершено крещений 6453, венчаний 58, отпеваний надгробных 1611, отпеваний заочных 8578[19].

Такое резкое возрастание числа людей, желающих креститься и венчаться, объясняется тем, что после 1988 года и даже несколько раньше в общественном сознании начали происходить значительные перемены во взгляде на Церковь, религию, верующих. Верующих перестали считать неполноценными людьми, они получили возможность открыто исповедовать свои убеждения, не опасаясь того, что последствием этого будет ущемление их гражданских прав и свобод. Большая часть жителей Ивановской области, которые боялись креститься во время гонений на Церковь, крестились в период с 1989 по 1992 год. Уже в 1993 году наблюдается некоторый спад в количестве совершаемых в храмах Иванова крещений – 18695, при сохранении числа венчаний (1409) и отпеваний (14056)[20]. Этот спад объясняется как раз тем, что большинство ранее некрещеных уже крестились к этому времени, а также где-то с 1993 года начали отходить от Церкви те, кто шел в нее не по велению сердца, а отдавая дань моде.

В 1993 году началась работа по формированию еще одного (четвертого) монастыря Ивановской епархии на месте, где ранее располагалась Свято-Николо-Тихонова пустынь, основанная преподобным Тихоном Лухским. В Ивановской епархии примерно в это же время, кроме монастырей при некоторых приходах, стали появляться такие монашеские общины, которые, не имея статуса монастыря, успешно решали проблемы реставрации храмов, строительства жилья для монашествующих, занимались возделыванием земли, производством пищевых продуктов.

В 1993 году такие общины успешно функционировали при Свято-Никольском храме села Чихачево Верхнеландеховского района, при храмах Воскресения Словущего и Николая Чудотворца села Толпыгино Приволжского района, при храме Воскресения Словущего села Ермолино Фурмановского района, при Свято-Никольском храме села Решмы Кинешемского района[21].

1993 год ознаменовался для Ивановской епархии посещением Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.  Приезд Святейшего сопровождался большим духовным подъемом среди верующего населения области, а для многих неверующих стал событием, которое дало им повод переосмыслить свою жизнь и начать путь к Богу. Очень доброжелательно и почтительно был встречен Патриарх областной администрацией. Приезд Первосвятителя пришелся на праздник Преображения Господня, в который Святейший служил Божественную Литургию в Преображенском соборе г. Иваново, а накануне совершил всенощное бдение в Свято-Введенском женском монастыре. За четыре дня пребывания в Ивановской епархии Святейший Патриарх Алексий посетил Николо-Шартомский и Свято-Успенский монастыри, Воскресенский собор города Шуи, женскую колонию, перинатальный центр, встретился с администрацией, духовенством и общественностью. Приезд Первосвятителя оказал огромное влияние на дальнейшее успешное налаживание отношений между Церковью и государственной властью на территории Ивановской области[22].

По причине происходящего в стране экономического кризиса, примерно с 1994 года все большую роль в жизни Ивановской епархии стали играть монашествующие. В 1994 году монашествующими были уже свыше 30% священнослужителей епархии. К 1998 году процентное соотношение монашествующих ко всему духовенству епархии составило уже свыше 60%. Сам архиепископ Амвросий говорил об этом так: «Монашествующему нужно меньше, чем семейному человеку, а отдача от него несравненно большая. Часто на заброшенных приходах молодые монахи, в исключительно суровых условиях, налаживают уже давно прекратившуюся церковную жизнь, помогают сформировавшимся в атеистический период людям найти дорогу к храму»[23].

К концу 1997 года в Ивановской епархии имелось 4 монастыря, 8 монашеских общины и свыше 160 приходов. В 1998 году число монастырей возросло до 10, за счет реорганизации монашеских общин[24].

В 1992 году в Ивановской епархии была издана первая книга по благословению архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия – брошюра о жизни и деятельности преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России Чудотворца[25]. В определенной степени это было началом издательской деятельности Ивановской епархии. Первая в епархии православная газета «Николо-Шартомский благовестник» вышла в свет в 1993 году. Однако было выпущено лишь три ее номера, и затем выпуск был прерван и возобновлен лишь спустя определенное время[26]. Начало активной издательской деятельности Ивановской епархии следует отнести к 1994 году. Оно было связано с деятельностью Свято-Введенского женского монастыря г. Иваново и Макариев-Решемской монастырской общины поселка Решма Кинешемского района.

Свято-Введенским монастырем начала издаваться православная газета «Яко с нами Бог», а затем «Слово утешения»[27], причем вторая издавалась до конца 1998 года как ежемесячное приложение к областному периодическому общественно-политическому изданию «Ивановская газета». С января 1999 года газета «Слово утешения» стала издаваться как самостоятельное издание. Газета «Яко с нами Бог» просуществовала недолго: было выпущено менее 7 номеров. Ее издание прекратилось вскоре после выхода в свет первых номеров «Слова утешение», так как в силу экономических и других объективных причин было трудно одному монастырю иметь два регулярно выходящих православных периодических издания.

Макариев-Решемской монашеской общиной (с 1998 года – мужским монастырем) примерно тогда же был начат выпуск достаточно регулярно выходящего православного альманаха «Свет Православия»[28] , который впоследствии стал издаваться в виде отдельных брошюр православных авторов.

В 1998 году был начат выпуск периодических епархиальных изданий: ежемесячной газеты «Ивановский епархиальный вестник», ежеквартального «Журнала Ивановской епархии», ежегодного «Богословского сборника Ивановской епархии». Если в отношении журнала и сборника можно отметить, что в свет вышли только по несколько их номеров, то газета «Ивановский епархиальный вестник» выходила достаточно регулярно свыше пяти лет, имела свидетельство о регистрации как СМИ, тираж достигал до 30 тысяч экземпляров.

Собственное учреждение профессионального религиозного образования, а именно Ивановские епархиальные пастырско-богословские курсы, предназначенные для не имеющих специального духовного образования священнослужителей, а также кандидатов в священный сан, появились в Ивановской епархии в 1996 году [29].   На курсах изучались лишь 6 дисциплин, срок обучения был весьма краток – всего 3 месяца. За время своего существования пастырско-богословские курсы сделали 5 выпусков своих учащихся, всего их закончили свыше 80 человек. Даже в такой форме курсы в значительной мере способствовали повышению религиозного образовательного уровня духовенства епархии. При курсах имелась библиотека с фондом около 1200 книг по различным отраслям богословских знаний [30].

Духовное училище в Ивановской епархии удалось полностью открыть лишь в 1999 году. Были набраны первые 20 студентов, собран профессорско-преподавательский состав высокого уровня, что позволило училищу уже с первого года своего существования приступить к выпуску авторских курсов лекций, монографий и книг. Быстрыми темпами формировалась библиотека училища. Быстрое развитие научно-методической базы Ивановского духовного училища позволяло делать благоприятные прогнозы о реорганизации его в семинарию в ближайшем будущем[31].

В 2000 году архиепископ Амвросий впервые обратился к Святейшему Патриарху Алексию II и председателю Учебного Комитета архиепископу Верейскому Евгению с просьбой об открытии на базе училища духовной семинарии. Но 2001 году Священный Синод принял решение оставить училище в прежнем статусе.

В 2001 году на территории училища был заложен храм в честь Собора Ивановских святых, начались переговоры о надстройке над зданием училища третьего этажа. Решались вопросы текущего и перспективного финансирования, что при отсутствии всякого централизованного финансирования было крайне непросто. Отлаживался учебный процесс. В 2001 году состоялся первый выпуск занимавшихся по двухлетнему курсу обучения. Он был невелик – всего лишь 6 человек. Одновременно нужно было отладить учебный процесс уже по новым пятилетним учебным планам. Перспективы открытия семинарии требовали немалое внимание уделить организации научной работы.

В 2001 году при Ивановском духовном училище совместным распоряжением председателя Учебного Комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения, архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия и ректора Ивановского государственного университета В. Н. Егорова был создан Научный Центр по проблемам Церковной истории и Церковного осмысления истории России. В числе Научного совета Центра – 6 докторов и 1 кандидат исторических наук. Создание Центра стало закономерным следствием той большой научной церковно-исторической работы, которую проводило Ивановское духовное училище. За два года училищем был проведён целый ряд научных и научно-практических конференций, одна их которых имела статус международной, а одна общероссийской. Было издано свыше 20 монографий, книг и учебных пособий. Менее чем за три года в тяжелых материальных условиях сформирована библиотека с фондом более 14 000 книг и учебных пособий. В январе 2002 года на общем собрании преподавателей Ивановского духовного училища было принято решение о создании Учёного Совета в составе 12 человек, а также открытии двух кафедр – богословия и церковной и общей истории, определилось основное направление научной работы в училище – церковно-историческое. Этой тематике было посвящено большинство проводимых училищем конференций и публикуемых исследований. 5 декабря 2001 года в училище прошла всероссийская научная конференция «Церковь, государство и общество в истории России ХХ века», которая вызвала такой широкий общественный резонанс, что было решено сделать её ежегодной. Всего за три года своего существования Ивановское духовное училище успело превратиться в научный центр Ивановской епархии, стать местом встречи и сотрудничества церковной и светской общественности. Помимо учебных и воспитательных, Ивановское духовное училище решало научные и издательские задачи.

Нельзя не упомянуть о попечительском совете Ивановского духовного училища, который стал местом встречи руководства епархии с руководством крупных областных предприятий и организаций, силовых структур. С момента открытия училища в 1999 году велись переговоры о том, чтобы его председателем стал губернатор Ивановской области. Но Губернатор, в то время В. Н. Тихомиров, ответил отказом на эту просьбу епархии, предложив, чтобы областную администрацию в совете представлял один из его заместителей. В 2000 году согласие возглавить попечительский совет дал председатель правительства Ивановской области А. П. Головков. Он провёл два заседания совета, которые были очень важны для того, чтобы многие уважаемые в области люди осознали необходимость поддержки училища, привыкли собираться в его стенах. Были решены некоторые практические вопросы существования училища. В конце 2000 года в Ивановской области прошли выборы в региональные органы власти, в результате которых губернатором стал В. И. Тихонов, а главой города Иваново А. В. Грошев. В. И. Тихоновым было дано согласие стать председателем попечительского совета духовного училища, А.В. Грошевым – заместителем председателя.

17 июля 2002 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии Иваново-Вознесенской Духовной семинарии. Необходимо было пройти лицензирование в Министерстве образования России, организовать учебный процесс уже на новом уровне, активизировать научную и издательскую работу, строить новые помещения, на порядок увеличить количество книг в библиотеке.

Архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Амвросий дал благословение семинарии быть названной в честь Святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси.

5-6 декабря 2003 года в Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной семинарии прошла III Международная научная конференция «Церковь, государство и общество в истории России XX века». В ней приняли участие ученые, священнослужители аспиранты и студенты из разных городов России, а также из Германии, Швейцарии, Англии, США. В вышедшем ко дню открытия конференции сборнике материалов были опубликованы выступления 125 участников.

Открывая конференцию, сопредседатель оргкомитета, доктор исторических наук, профессор Корников А.А. отметил, что она стала определенным результатом четырехлетнего сотрудничества Ивановского государственного университета с Иваново-Вознесенской духовной семинарией (до 2002 года – духовным училищем). За это время были совместно проведены еще две региональные и две общероссийские конференции, местом проведения которых неизменно была семинария. Опубликованы материалы всех этих конференций, а также ряд научных сборников, учебно-методические пособия по историографии, источниковедению, русской истории, новейшей отечественной истории. Заметно выросло количество участников конференций – с 13 на первой до 125. Расширилась география участников – из региональной она стала международной.

Это стало возможно благодаря активной работе действующего при семинарии Научного центра по проблемам церковной истории и церковного осмысления России. Центр организовывал научное сотрудничество семинарии не только с Ивановским государственным университетом, но и с Ивановской государственной архитектурно-исторической академией (ИГАСА), Ивановской государственной медицинской академией (ИГМА). С ИГАСА проведено три совместные научно-практические конференции – две региональные и одна международная. С ИвГМА были проведены совместно две региональные конференции и круглый стол с участием студентов – медиков и семинаристов. Центром ведется и плановая научно-исследовательская работа по целому ряду направлений. Это статистические данные по российским монастырям XIX – начала XX века, история Русской Православной Церкви во второй половине XX века, мемуары церковных деятелей как исторический источник, творчество русских религиозных писателей и философов. В числе участников работы научного центра стало уже 9 докторов и 3 кандидата наук. Необходимо отметить также, что семинария в 2003 году получила государственную федеральную лицензию на деятельность в сфере высшего профессионального религиозного образования, подписанную Министром образования РФ Филипповым В.М. и таким образом стала новым высшим православным учебным заведением.

Всего Ивановским духовным училищем и Иваново-Вознесенской семинарией выпущено 50 книг и брошюр научного и научно-популярного характера.

Когда в 1977 году епископ Амвросий был назначен на Ивановскую кафедру, в епархии было только 44 прихода. На момент, когда в 2006 году архиепископ Амвросий ушел на покой, в Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии были Духовная семинария, 12 монастырей, 188 приходов и монастырских подворий, 4 общеобразовательные православные школы, 3 монастырских детских приюта, один православный детский сад. Издавалась церковная литература церковно-исторической и духовно-просветительской тематики. В епархии проходили своё служение свыше 400 священников и 100 диаконов. Налажены взаимоотношения с органами государственной и муниципальной власти[32].

Показательна оценка служения архиепископа Амвросия в словах соболезнования губернатора Ивановской области П.А. Конькова: «Будучи человеком талантливым и деятельным, он внес огромный вклад в просвещение граждан, укрепление межконфессиональных отношений, духовное развитие в регионе. Всю свою жизнь он проповедовал высокие ценности любви, милосердия, патриотизма, отзывчивости, помощи ближнему. При его непосредственном участии в Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии происходили события, имевшие огромное значение не только для истории православной культуры, но и истории региона в целом. В Ивановской области возрождались и строились храмы, было открыто свыше ста новых приходов, более десяти монастырей, появились семинария, православные школы, шла активная издательская деятельность. Владыка Амвросий приехал в Ивановскую область в молодые годы и всю свою долгую, многотрудную жизнь посвятил пастырскому служению в одной епархии. Кончина архиепископа Амвросия – большая утрата для всех православных верующих Ивановской области. Мы скорбим о великой потере. Сегодня ушел человек, сочетавший в себе качества архиерея и черты истинного патриота, радеющего за благополучие Родины. Владыка Амвросий навсегда останется в нашей памяти»[33].



[1] Скончался архиепископ Амвросий (Щуров) http://iv-eparhya.blogspot.ru/2016/11/blog-post_21.html (дата обращения 16.11.2016).

[2] Патриаршее соболезнование в связи с кончиной архиепископа Амвросия (Щурова) http://www.patriarchia.ru/db/text/4664986.html (дата обращения 16.11.2016).

[3] Соболезнование Главы митрополичьего округа Русской Православной Церкви в республике Казахстан митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в связи с кончиной архиепископа Амвросия (Щурова) http://iv-eparhya.blogspot.ru/2016/11/blog-post_80.html (дата обращения 16.11.2016).

[4] Погребение архиепископа Амвросия (Щурова)  http://iv-eparhya.blogspot.ru/2016/11/blog-post_10.html (дата обращения 16.11.2016).

[5] Федотов А.А. Тернистый путь святительского служения http://spbda.ru/publications/fedotov-a-a-ternistyy-put-svyatitelskogo-slujeniya/ (дата обращения 16.11.2016).

[6] Принятие ФЗ «О свободе совести и религиозных организациях» 1997 года.

[7] Избрание Президентом РФ В.В. Путина.

[8] Амвросий (Щуров), архиепископ. Слово архипастыря. Иваново, 1997. С. 16.

[9] Отчет о состоянии Ивановской епархии за 1988 год. Л. 1.

[10] Отчет о состоянии Ивановской епархии за 1991 год. Л. 1-5.

[11] Отчет о состоянии Ивановской епархии за 1991 год. Л. 1-5.

[12] Отчет о состоянии Ивановской епархии за 1991 год. Л. 6.

[13] См.: Федотов А.А. История Ивановской епархии. Иваново, 1998. С. 104, 123, 143, 189.

[14] Отчет о состоянии Ивановской епархии  за 1991 год. Л. 11-15.

[15] См.: Федотов А.А. История Ивановской епархии.  Иваново, 1998.  С. 146-150.

[16] См.: Текущий архив Ивановского епархиального управления. Дело «Важнейшая документация», дело «Вопросы собственности».

[17] См.:   о состоянии Ивановской епархии за 1992 год. Л. 13.

[18] См.: Федотов А.А. История Ивановской епархии.  Иваново, 1998.  С. 131, 150.

[19] См.: Федотов А.А. История Ивановской епархии.  Иваново, 1998.  С. 131, 150.

[20] См.: Федотов А.А. История Ивановской епархии.  Иваново, 1998.  С. 131, 150.

[21] См.: Отчет о состоянии Ивановской епархии за 1998 год.  Л. 4-5.

[22] См.: Федотов А.А. История Ивановской епархии.  Иваново, 1998.  С. 165-166.

[23] См.: Отчет о состоянии Ивановской епархии за 1997 год. Л. 2.

[24] Отчет о состоянии Ивановской епархии за 1994 год. Л. 2.;  Ивановский епархиальный вестник.  1998.  № 7 (7).  С. 8.

[25] См.: Отчет о состоянии Ивановской епархии за 1992 год. л. 13.

[26] См.: там же.

[27] См.: Отчет о состоянии Ивановской епархии за 1994 год. Л. 18.

[28] См.: там же.

[29] Решение об открытии курсов было подписано архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием 5 декабря 1995 года.

[30] См.: Отчёт о состоянии Ивановской епархии за 1997 год. Л. 25

[31] Зосима (Шевчук), архимандрит. Открытие Духовной школы на Ивановской земле // Ставровский Е.С. История Шуйского Духовного училища. Иваново. 2000. С. 3-6.

[32] Федотов А.А. Сборник статей. Иваново, 2006. С. 40.

[33] Губернатор Ивановской области П.А. Коньков выразил соболезнования по случаю кончины архиепископа Амвросия http://iv-eparhya.blogspot.ru/2016/11/blog-post_75.html#more (дата обращения 16.11.2016).

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9