Дискуссия, посвященная молчанию как духовному опыту, прошла в Санкт-Петербурге
События

«Я радуюсь, видя эту книгу», — сказал, открывая встречу о. Димитрий Сизоненко. Священник напомнил слова древнегреческого философа Платона: «Цель философии – рождение человека в красоте». Христианство активно развивается, потому что существует традиция философии как терапии души, и может быть высшая терапия души – обретение бессмертия. «Философия никогда не была чем-то абстрактным, и эта книга – на грани философии, богословия и экзистенциального опыта, который очень важен», — сказал священник. Молчание, которому посвящена эта книга, «необходимо, чтобы воспринимать мир, воспринимать произведения искусства, по-настоящему заниматься философией, заниматься богословием, открывать себя».

По словам автора книги Марины Михайловой, молчание необходимо «хотя бы по одной простой причине: если я молчу – я могу в этот момент услышать другого человека». Есть люди, которые никогда не молчат: у них идет «непрерывный процесс предъявления себя миру». В результате человек не слышит других, потому что не умеет молчать.

Молчание, по ее мнению, — «простая роскошь, которую можем себе позволить», но она необходима. Молчание необходимо, чтобы потом вернуться в мир, любить другого человека, принимать его. Из молчания впоследствии рождается слово; рождается хорошая литература, поэзия.

Книга состоит из двух частей: первая часть – большая, теоретическая; вторая – короткая, в четыре страницы – практическая. Вторая часть представляет собой советы тем, кто «решил ступить на путь молчания». Но эти четыре страницы могут быть поняты и пережиты только при условии, если прочитаны предыдущие. По словам М. Михайловой, ей хотелось написать философскую книгу «для нефилософов», сделать философию достоянием неспециалистов, потому что философия – «свойство человеческой жизни». «Философия – это радость жизни, и мне хотелось этой радостью поделиться с другими людьми», — сказала автор книги.

Отвечая на вопросы участников встречи, Марина Михайлова отметила разные свойства молчания. «Если у человека сомкнуты уста – это не значит, что он молчит», — сказала она, и напомнила слова преп. Синклитикии Александрийской о том, что человек может «находиться на рынке и быть в молчании», и находиться в монастыре и «быть исполненным суеты толпы». Проблема молчания – обрести внутреннюю тишину и безмолвие. На этом пути много сделали православные подвижники, есть этот опыт и в практиках восточных религий. По мнению М. Михайловой, можно научиться прислушиваться к себе, хотя это и трудно – научиться «быть в том мире, который окружает». О. Дмитрий, напомнив слова известного монаха, советовал «быть внимательным, открыться и начать слушать» — потому что, отметил он, молчание бывает и «тупое, глухое». Восприимчивое, внимательное, благожелательное отношение к миру – первая ступень к безмолвию, к молчанию.

По мнению М. Михайловой, мировая культура переживает сегодня «кризис реального». «Мы все больше погружаемся в виртуальные миры, — сказала она. —  Для нас событие – не то, что переживаю я, а то, что показали по телевизору или прочитали в интернете». Это очень опасно, считает она, потому что «слово, не обеспеченное реальностью, начинает создавать экран между человеком и миром, и мы все больше погружаемся в стихию чужих слов». И потому опыт молчания «как простого принятия мира» – гарантия сохранения личности от всех бед и разрушений.

На вопрос «связано ли состояние молчания с молитвенным состоянием?» о. Димитрий однозначно ответил: связано. Молитва в чистом виде – это не повторение чужих слов, а собеседование с Богом. Лучшим учебником молитвы является Псалтирь, потому что в ней, если вчитаться, много «внутреннего диалога» — человек обращается к своей душе. Как только человек способен заговорить со своим сердцем – «уходит депрессия, уходит страх, наступает освобождение».

Также есть молчание младенца или немого. Молчание одиночества – важная тема, потому что тот человек, который молчит в силу несчастно сложившейся жизни, глубоко страдает, и далек от гармонии молчания. «Но красота человеческого удела заключается в том, что мы можем свое несчастье претворить в счастье. Мы можем благодарить за то, что у нас есть и не обижаться на то, чего у нас нет», — сказала М. Михайлова, приведя в пример тяжело больных людей: они становятся лучезарными и сияющими, потому что смогли свое страдание претворить в радость и дар.

В ходе беседы участники коснулись деятельности католического священника Ги Жильбера, воспитателя «детей улиц», приезд которого ожидается в Санкт-Петербурге.

Марина Михайлова – кандидат философских наук, доцент кафедры искусствознания СПбГУ Кино и Телевидения, автор и ведущая радио «Град Петров». В течение десяти лет преподает богословие в школе при церкви Рождества Иоанна Предтечи (Чесменской). Как говорится в аннотации к ее книге «Эстетика молчания», «в империи болтовни молчание оказывается сильной стратегией сохранения свободы личности и утверждения базовых культурных ценностей. Монография посвящена рассмотрению молчания в многообразии его культурных, социальных, персональных явлений».

Священник Димитрий Сизоненко – клирик храма Феодоровской иконы Божией Матери, преподаватель богословия, сотрудник редакции журнала «Вода живая».

Благовест-Инфо


Другие публикации на портале:

Еще 9