Вторичные документы и издания представляют собой конечные результаты аналитико-синтетической переработки (АСП) первичных научных документов. К ним относятся библиографические пособия, реферативные журналы, обзоры, сигнальная информация, каталоги и картотеки, вспомогательные указатели и справочная литература.
1. Библиографические пособия
Область знания, предметом которой является учет, описание, систематизация и качественный анализ произведений печати или рукописей, а также составление библиографических указателей, называется библиографией (или библиографоведением).
Библиографическими пособиями (БП) называются систематизированные сведения о произведениях печати, составленные в результате библиографической деятельности и имеющие преимущественно форму указателей, списков и обзоров литературы.
БП различаются:
- по целевому и читательскому назначению (для научной работы, самообразования и т.д.);
- по объектам учета (книги, официальные издания, диссертации, периодические издания, статьи, рецензии и др.);
- по тематике (общие и отраслевые);
- по полноте учета (исчерпывающие и выборочные);
- по способу обработки произведений печати (учетно-регистрационные, аннотированные и реферативные);
- по способу расположения библиографических записей (алфавитные, хронологические, систематические, тематические, предметные и словарные);
- по времени издания литературы (текущие, ретроспективные и проспективные).
Приведенное перечисление видов библиографии не является исчерпывающим и дает лишь общее представление о многообразии библиографических источников.
Списком литературы именуется БП небольшого размера с простой структурой, без вспомогательных указателей.
Библиографический обзор представляет собой характеристику литературы вопроса в виде связного текста, чаще всего с отнесением внешних сведений об отдельных произведениях печати в подстрочные примечания или приложенный перечень.
Библиографическим указателем (БУ) (или указателем литературы) называется БП относительно большого размера со сложной структурой (например, с многоступенчатой классификацией записей) и вспомогательными указателями, раскрывающими учтенный материал в разных аспектах. БУ являются одним из важнейших видов вторичных документов и изданий и играют большую роль в научной информации.
Ключом ко всем библиографическим источникам является библиография библиографий (или библиография второй степени).
Текущая государственная библиография в Российской Федерации издается Российской книжной палатой (РКП) в виде «Летописей». Источником сведений о книгах служит еженедельный БУ «Книжная летопись». Сведения об авторефератах диссертаций, опубликованных в России, а также поступивших в РКП из других субъектов СНГ, публикуются в «Летописи авторефератов диссертаций». Сведения о журнальных и газетных статьях размещаются в еженедельниках «Летописях журнальных статей» и «Летопись газетных статей». Имеются также «Летопись изоизданий», «Нотная летопись» и «Летопись рецензий».
2. Реферативные журналы
Реферативным журналом (РЖ) называется периодическое издание, публикующее рефераты научных работ и иногда другие вторичные информационные материалы (БО, аннотации) во взаимосвязи с информационно-поисковым аппаратом, включающим содержание (оглавление), рубрикацию (классификационную схему) издания и вспомогательные указатели.
РЖ служит средством текущего оповещения специалистов обо всей публикуемой в мире новой научно-технической литературе по данной отрасли или отраслям (и даже отдельным проблемам); является инструментом для ретроспективного поиска научных документов по соответствующим отраслям (дисциплинам), проблемам и предметам. Установлено, что без помощи РЖ специалист может ознакомиться не более чем с 6 % опубликованных работ, а с помощью РЖ - около 80 %.
На протяжении последних полутора столетий РЖ являются наиболее распространенным видом научно-информационных изданий. Еще задолго до того, как научные журналы заняли главенствующее место в системе научно-технической литературы, крупнейшие ученые чувствовали необходимость создания определенных организационных предпосылок для сведения воедино важнейших достижений науки. Например, Г. Лейбниц, принимая участия в проектах создания научных учреждений в России начала XVIII века, предлагал составлять «...полное изложение каждой науки, свод того, что сказано о ней в хороших книгах. Такие своды, - писал он, - тем более необходимы, что с каждым годом растет количество вновь выходящих книг, и при этом, вследствие склонности людей к новизне, плохие книги часто вытесняют хорошие, так что много полезных сведений теряется и пропадает в густой чаще бесчисленных книг».
В России зачатки научно-информационной реферативной деятельности были непосредственно связаны с созданием Академии наук и появлением первых научных журналов. Рефераты публиковались не только в таких специальных реферативных журналах, как «Краткое описание Комментариев императорской Академии наук» (1728), «Содержание ученых рассуждений» (1750-1759), но и в таких общих академических журналах, как «Примечания к Ведомостям» (1728-1742), «Ежемесячные сочинения» (1775-1781), «Академические известия» (1786-1796).
Постановка реферирования в Академии наук была тесно связана с именем М.В. Ломоносова, который не только сам составлял рефераты, но и разрабатывал методику их написания. Этой теме он посвятил специальный трактат - «Диссертацию о должности журналистов в изложении ими сочинений, назначенных для поддержания свободы рассуждения» (1755). В этом трактате Ломоносов писал: «Что касается до журналов, то они обязаны представлять самые точные и верные сокращения появляющихся сочинений, с присоединением к ним иногда справедливого суждения либо о самом содержании, либо каких-нибудь обстоятельствах, относящихся к выполнению. Цель и польза таких извлечений состоит в том, чтобы распространять в ученом мире знакомство с новыми книгами». Ломоносов предъявлял строгие требования к составителям рефератов: «Кто берется сообщать публике содержание новых сочинений, должен наперед взвесить свои силы, ибо он предпринимает труд тяжелый и весьма сложный, которого цель не в том, чтобы передать вещи известные и истины общие, но чтоб уметь охватить новое и существенное в сочинениях, принадлежащих людям самым гениальным. Говорить о них неверно и нерассудительно - значит подвергать себя презрению и посмеянию, - значит уподобляться карлу, который захотел бы поднять на своих плечах горы». Эти требования сохраняют свое значение и поныне.
В РЖ текст статьи, книги или иной публикации заменяется (представляется) другим текстом - рефератом, который выражает центральную тему или предмет этой публикации. Прочитав короткий текст, ученый определяет, нужно ли ему обращаться к оригиналу. В РЖ обычно не помещаются никакие другие материалы, кроме рефератов, тогда как в первичном, нереферативном научном журнале могут публиковаться наряду со статьями и рефераты отдельных статей, книг и других материалов. Обычно реферат подготавливается специалистом, не являющимся автором исходного документа. Для обозначения подобного текста, подготовленного самим автором, ранее использовались термины «синопсис» (synopsys) или «резюме» (résumé).
РЖ выполняет следующие основные функции:
- служит средством текущего оповещения ученых и специалистов обо всей публикуемой научно-технической литературе по данной отрасли или отраслям (функция сигнальной информации);
- является инструментом для ретроспективного поиска научных документов по соответствующим предметам, дисциплинам (отраслям) и проблемам;
- компенсирует такое важное отрицательное последствие дифференциации науки, как рассеяние публикаций;
- позволяет в значительной степени снижать межъязыковой барьер;
- способствует интеграции науки (позволяет ученому или специалисту следить за достижениями в смежных отраслях науки и техники и использовать эти достижения в своей отрасли; своевременно выявлять вновь возникающие «пограничные» области науки с активными «точками роста» и переключаться на работу в таких областях и т.д.);
- способствует сохранению единства науки (путем упорядочения научно-технической терминологии, замедления роста внутриязыкого барьера, разработки прагматических классификаций или рубрикаций науки и т.д.);
- служит средством косвенной оценки научного качества публикаций (публикации, содержащие не очень ценную научную информацию, в РЖ не отражаются вообще или отражаются лишь в виде аннотаций или БО).
Сегодня центр тяжести значения РЖ постепенно смещается к таким общенаучным функциям, как содействие интеграции науки, преодоление информационных барьеров, сохранение единства науки, осуществление косвенной оценки научных достижений.
3. Обзоры
Ежегодные обзоры развития исследований в различных областях науки и техники известны сравнительно давно. Например, Лондонское физическое общество публикует "Report on progress in physics" с 1934 года.
Обзоры заняли прочное место в системе научных документов примерно со середины 1950-х годов. Они обычно выпускаются в виде сборников, издаваемых под редакцией крупнейших специалистов той или иной области. Обзоры позволяют ученым и инженерам следить за основным направлением развития соответствующей научной дисциплины.
В широком смысле обзор представляет собой вторичный научный документ, в котором обобщаются сведения, содержащиеся в соответствующих первичных документах. Обзоры обычно охватывают материалы по одной теме и за определенный период времени. Различают три основных вида обзоров - библиографический, реферативный и аналитический.
Библиографический обзор - это обзор, содержащий характеристику первичных документов как источников информации, появившихся за определенное время или объединенных по какому-либо общему признаку.
Реферативный обзор строится на основе извлечения и систематизации определенных данных из первичных научных документов. Он обычно содержит сведения о новейших достижениях в той или иной области и позволяет судить о состоянии и тенденциях развитии определенной отрасли или отдельного вопроса.
Аналитический обзор является результатом всестороннего анализа первичных научных документов, содержит аргументированную оценку материала и дает обоснованные рекомендации относительно перспектив развития и использования соответствующих достижений науки и техники. Обзоры такого рода могут рассматриваться как научно-исследовательские работы и нередко составляют важную часть этих работ.
По сравнению с тематическими БУ или сборниками рефератов обзоры обладают рядом преимуществ:
- ознакомление с правильно составленным обзором не требует последующего обращения к первичным документам;
- обзор отличается значительно большей целенаправленностью;
- он знакомит специалиста с достижениями в смежных отраслях знания и производства;
- он помогает при выборе направления и методов разработок в определенной области, а также при уточнении профиля комплектования.
Основное различие между реферативными и аналитическими обзорами заключается в том, что составитель реферативного обзора лишь воспроизводит в сжатом и систематизированном виде информацию и суждения, приводимые авторами документов-первоисточников, не давая никакой критической оценки этой информации и суждениям, тогда как составитель аналитического обзора критически оценивает их и на основе логического анализа и синтеза информации, которая содержится в документах-первоисточниках, высказывает собственные суждения и делает выводы.
4. Сигнальная информация
Сигнальная информация (СИ) - довольно широкий и неопределенный термин, обозначающий различные виды информационных изданий. Это может быть обычный БУ, сборник оглавлений только опубликованных журналов и т.д. Их объединяет лишь то, что все они созданы с целью ускорения информации о новых публикациях. Предполагается, что по изданиям СИ специалист сам выбирает необходимые ему публикации и что он имеет возможность быстрого доступа к оригиналам или копиям заинтересовавших его публикаций. Без наличия такой возможности выпуск СИ теряет всякий смысл.
К изданиям СИ предъявляются следующие основные требования:
Лекция 1. Научно-информационная деятельность как разновидность научного трудаЛекция 2. Документальные источники информации. Библиографическое описание и аннотация
Лекция 3. Документальные источники информации. Первичные документы и издания
Лекция 5. Документальные источники информации. Вторичные документы и издания (часть 2)
Лекция 6. О специфике информационного анализа и синтеза. Индексирование. Реферирование. Перевод научных текстов. Написание обзоров
Лекция 7. Информационные потребности. Основы информационного поиска