В
мрачном мире далекого будущего
есть
место только войне
Краткое описание вселенной «Молота войны»
Вселенная «Молота войны» (Warhammer`a или Вархаммера) была придумана в начале 80-х сотрудниками английской фирмы Games Workshop (GW), которые преследовали сугубо коммерческие интересы,- всплеск популярности варгеймов (т. е. настольных игр в миниатюры-«солдатики»), изобретенных в 1912 году писателем Гербертом Уэллсом, сделал весьма выгодным изготовление миниатюр на средневеково-фентазийную и фантастическую тематику. Фанатам этих игр хотелось чего-то нового, неизбитого, но в то же время узнаваемого и привычного. Менеджеры GW смогли максимально оправдать их ожидания, создав футуристический мир «Warhammer 40.000» (WH40K) и существующий в его рамках средневековый мир «Warhammer Fantasy Battle» (WHFB), населенный несколько одичавшими людьми, космическими эльфами-эльдарами и прочими разумными расами.
К настоящему времени о вселенной «Молота войны» написаны десятки художественных книг и сводов правил, создано несколько варгеймов, карточных игр того же стиля и компьютерных игр, самой популярной из которых стала стратегия реального времени «Warhammer 40.000: Dawn of war»[i]. Большая часть поклонников варгеймов разыгрывает битвы по сюжетам именно этой вселенной, а общее число поклонников «Молота войны» исчисляется миллионами, тысячи из которых живут в России.
Как свидетельствует «Википедия», «стиль игрового мира Warhammer 40,000 часто называют футуристически-готическим фэнтези. Одной из наиболее характерных черт мира является нарочитая эклектичность - генетически измененные суперсолдаты соседствуют с вооруженными копьями всадниками, напоминающими монгольских воинов, сверхсветовые космические корабли соседствуют с паровыми машинами, высокотехнологичное фантастическое оружие - с топорами, мечами и другим холодным оружием. Другая характерная черта - многочисленные аллюзии на популярные книги, фильмы, мифы разных времен и народов, а также исторические события. Среди источников можно назвать Библию, мифы Древней Греции, Рима, Персии, Скандинавии, различные оккультные учения. Среди литературных - произведения Фрэнка Герберта, Роберта Хайнлайна, Гарри Гаррисона и многих других авторов. Среди исторических - почти вся история человечества, от древнейших времен до еще не наступившего будущего, каким его описывают фантасты».
К этому можно добавить, что от прочих авторских миров «Молот войны» отличает размер мира, населенного квадриллионами разумных существ, масштабы происходящих сражений, детализация истории, этнографии и военного дела, а также исключительный антигуманизм. Интересно отметить, что такие популярные компьютерные стратегии реального времени, как «Warcraft» и «Starcraft» напрямую вышли из «шинели», соответственно, WHFB и WH40K. Кстати, именно в «Вархаммере» орки приобрели политкорректный зеленый цвет (в этом мире они считаются растительно-животными гибридами), в который они теперь выкрашены почти во всех играх.
Создатели «Молота войны» старались выстроить интересный, но логичный мир, который бы не вызывал аллергии своей сюрреалистичностью или искаженными моральными принципами. Вкладывать в «Вархаммер» какие-либо высокие идеи они не собирались, однако необходимость оживить мир и мотивировать поступки его героев со временем вынудила идеологов GW придумать «Молоту войны» оригинальный сюжет и систему ценностей, превративших его в самую религиозно окрашенную из вымышленных вселенных. Не поленились они придумать и десятки афоризмов, весьма точно отображающих атмосферу «Молота войны». Некоторые из них приводятся в качестве эпиграфов к разделам этой статьи.
Предыстория мрачного мира далекого будущего
Император жил, Император жив,
Император будет жить!
Главным персонажем «Вархаммера» является Император - человекоподобное существо, родившееся на Земле предположительно в 8 тысячелетии до Н.Э. в результате коллективного магического эксперимента добрых волхвов и шаманов, обеспокоенных растущей силой Имматериума-варпа, населенного злобными демонами параллельного мира, царства мертвых и ада. Эксперимент был признан удачным, несмотря на суицид всех его участников, и сила шаманов перешла в одного ребенка, собственно и ставшего Бессмертным Императором, правда, безымянным - имя великого вождя память людей не сохранила.
До 29 тысячелетия Император проявлял себя в виде различных исторических деятелей, направлявших историю человечества в нужное русло. Его мудрое руководство, впрочем, привело не к эпохе процветания, а к Эре Раздора. Учитывая сложившиеся обстоятельства, Император вышел из тени и взял руководство человечеством полностью в свои руки. Результаты не замедлили сказаться - с помощью специально модифицированных и обученных бойцов, впоследствии названных протоморпехами, он быстро навел порядок на вверенной ему территории, объединив разрозненные народы под эгидой «Имперской правды». Хотя к этому времени разрозненных народов осталось немного, да и сама планета сильно пострадала от серии мировых войн с применением ядерного оружия.
После победы на Земле, или, как она теперь называлась, Терре, Император получил видение, предписывавшее ему объединить разрозненные фрагменты человечества, рассеянные по Галактике и изолированные друг от друга в Эру Раздора. Действительно, к 29 тысячелетию люди расселились по миллионам миров, однако из-за проблем с гиперпространством, называемых в «Вархаммере» варп-штормами, оказались надолго отрезаны от Земли и друг от друга. Так было положено начало Великому Крестовому походу за объединение человечества
Как известно из книг по «Вархаммеру», Император был убежденным атеистом и крайне отрицательно относился к любым религиозным проявлениям: «Император говорит, что цивилизация может достигнуть расцвета только тогда, когда последний камень последнего храма падет на голову последнего жреца», - так понимал кредо своего монарха капитан Десятой роты легиона Сынов Хоруса Гарвель Локен[ii].
К этому времени традиционных религий на Земле не осталось и только техножрецы Марса, пережившие Эпоху Раздора, сохранили экзотический культ Бога-Машины или Омниссии (Всемессии), построив с его помощью теократическое государство. Вполне возможно, что этот культ имел древнегреческие корни - Богом-Машиной, а точнее Богом-из-машины (Deus Ex Machina) эллины именовали то, что сейчас называется «роялем в кустах».
Атеистически настроенный Император, как и вождь мирового пролетариата Владимир Ильич, не любил религии выборочно - так, культ Бога-Машины его вполне устроил и насильно приобщать к материалистическим ценностям ценных техников было сочтено нецелесообразным. За это его провозгласили сыном Омниссии, совсем как 27 тысячелетиями ранее Ленин был объявлен рядом буддийских сект Амитабой - Буддой Грядущего.
Получив доступ к новым технологиям и неплохо вооружив своих генномодифицированных бойцов, ставших именоваться космодесантниками или Адептус Астартес, Император начал Великий Крестовый поход за объединение человечества, который было бы правильнее назвать походом за вселенскую революцию. Главными сподвижниками Императора в этом походе должны были стать его клонированные дети - примархи, однако вследствие непонятной флюктуации они из хранилища в районе Гималаев переместились на 20 вполне пригодных к жизни и населенных относительно цивилизованными людьми планет. При этом каждый из примархов был отмечен печатью Хаоса, выразившейся либо в физическом уродстве (например, крылатости или одноглазости), либо в повышенной склонности к грехам - гордыне, тщеславию, гневу или даже пьянству. В ходе Великого похода они были найдены и поставлены руководить 20 легионами космодесанта, заранее подготовленными Императором.
Последующие двести лет сподвижники Императора создавали для него галактическую империю, по-хорошему, а чаще - по-плохому объясняя населению некогда изолированных и самодостаточных миров, что теперь они входят в состав самого справедливого во Вселенной государства. Несогласных быстро приводили в чувство и превращали в согласных. Встреченных инопланетян, за исключением эльдаров - относительно лояльных к людям космических эльфов - уничтожали. И все шло хорошо, пока Император не обидел командующего легионом «Несущие слово» Лоргара, указав ему на недопустимость насаждения культа Бога-Императора в присоединенных мирах. Оскорбленный в лучших чувствах примарх немедленно начал поиск более достойных его поклонения божеств, на роль которых лучше всего подошли демонические боги варпа. Вскоре эмиссары Лоргара, с младых лет профессионально занимавшегося навязчивым прозелитизмом, вошли в доверие к другим примархам космодесанта...
Мотивы Императора, прекрасно знавшего о существование Имматериума и населявших его демонов и при этом не приложившего никаких усилий для ограждения своих сподвижников от их дурного влияния, выглядели малообъяснимыми. Космодесантники, сталкиваясь с проявлением откровенно инфернальных сущностей, пытались трактовать наблюдаемые феномены с материалистической точки зрения, согласно которой в Империуме было только три силы - свет, гравитация и человеческая мысль. Получалось это не очень хорошо, о чем свидетельствовали резко возросшие потери личного состава в виде погибших и перешедших на сторону противника Адептус Астартес.
Дальнейшая история сложилась трагично, но предсказуемо - первый заместитель Императора по военной части, примарх легиона «Лунные волков» Гор (или Хорус, как его предпочитают называть русскоязычные поклонники «Вархаммера») перешел на сторону демонов Хаоса, извратил идеи «мировой революции» и повернул Крестовый поход вспять, на Землю. На его сторону перешло более половины легионов космодесанта, а также значительные группировки других родов войск, которые легко заманили в ловушки и истребили большую часть лояльных Императору сил.
Вскоре несчастную Терру постигла еще одна мировая война, в ходе которой армада Хоруса сошлась в бою с остатками лоялистов. В финале этой битвы Император вместе с примархами Рогалом Дорном и Сангвинием телепортировался на боевую баржу Хоруса и вступил в решающий бой с предателем. Тот, впрочем, именно этого и ждал, поэтому неплохо подготовился к атаке. В результате Император сумел-таки уничтожить Хоруса, однако получил тяжелые ранения, впал в кому и был помещен в специальный саркофаг - Золотой Трон. Вместе с ним погиб и Сангвиний, командующий легионом «Кровавые ангелы», который со временем занял второе место в пантеоне новой религии Бога-Императора.
Особенности религии Бога-Императора
Ни
одна армия не велика настолько, чтобы покорить Галактику.
Но
одна лишь вера может перевернуть Вселенную.
Экклезиарх Деакис IX
После памятной битвы с Хорусом Император успел дать своим уцелевшим сподвижникам лишь несколько ценных указаний, после чего ни с кем больше не разговаривал. Его помещенное в Золотой Трон тело перестало подавать какие-либо признаки жизни, однако дух продолжил свою борьбу с демонами варпа и даже сумел создать навигационный маяк Астрономикон, который значительно упростил навигацию в непредсказуемых течениях варпа-гиперпространства.
Как и Владимир Ильич Ленин, Император стал считаться всегда живым и даже, как покойный вождь коммунистов Северной Кореи Ким Ир Сен, способным управлять происходящими в Империуме процессами, пусть очень опосредованно - через редкие откровения своим наиболее ревностным последователям.
После помещения Императора в саркофаг материалистические идеи в Империуме (так стало назваться сообщество «приведенных к согласию» человеческих миров) как-то атрофировались. Императора обожествили и придумали специальный культ, главным догматом которого стало воскрешение человечества через самопожертвование Императора. В 32 тысячелетии почитающие Императора секты объединились в Экклезиархию, или организацию Адептус Министорум, которая стала государственной религией Империума. Такое развитие событий выглядело вполне логичным - случись советской власти продержаться не 70, а 700 лет, везде стояли бы алтари верховных богов Маркса, Энгельса и Ленина, а одетые в красное жрецы находили бы божественный смысл в их многотомных сочинениях.
Экклезиархия «Молота войны» явно скалькирована с Римско-Католической Церкви - ее возглавляет Экклезиарх (Папа), на следующей ступени иерархии стоят кардиналы (в фэнтази-мирах титул кардинала любят даже вампиры), за ними идут проповедники (обычные священники), исповедники (бродячие священники) и миссионеры. Экклезиархия строит соборы размером с целые континенты, имеет пантеон святых («кровь мучеников питает Империум»), чьи статуи пользуются особым почитанием верующих, поощряет и организует паломничества. Административные Центры Экклезиархии находятся на Святой Терре и планете Офелия VII. Кроме того, в ее подчинение входят так называемые Церковные или Храмовые миры, обладающие особо значимыми реликвиями и имеющими повышенную плотность храмов и духовенства.
Внутри Экклезиархии существуют несколько сект и течений, которые не считаются еретическими. Например, календиты верят, что Император всегда был живым богом, а фанациане утверждают, что он стал богом только тогда, когда сразил Хоруса. Последователи секты иллюминатов полагают, что дух Императора сражается с демонами в варпе, постепенно деградируя и теряя личностные качества. По их мнению, этот дух может переродиться в новое тело, Звездное Дитя, после чего состоится второе пришествие Императора. Солидарны с ними и последователи фракции торианцев, имеющей сильные позиции среди инквизиторов.
Помимо этого, в Экклезиархии присутствуют и более экзотические движения: искупленцев (активно борющихся с грехами во всех их проявления), империалистов (специализирующихся на миссии в далеких мирах и уничтожении инопланетян) и Братьев света (добровольных помощников Инквизиции).
В теологии культа Бога-Императора, конечно, весьма заметны христианские мотивы. Примархи-апостолы Императора и их изначальное повреждение Хаосом - читай, первородный грех. Хорус - лучшее и самое любимое творение Императора, предавший своего отца из-за гордыни и увлекший за собой половину своих братьев сочетает в себе черты сатаны, Иуды и антихриста. Надежда на второе пришествие Императора, теократия как идеал устроения общества, нетерпимость к ересям и многие другие положения также имеют легко узнаваемые аналоги. С другой стороны, Бог-Император требует жертвоприношений - ежегодно десятки тысяч нелегальных псайкеров (наделенных экстрасенсорными способностями людей) ритуально умерщвляются для поддержания его слабеющего духа. Впрочем, эта деталь культа Бога-Императора среди простых граждан Империума особенно не афишируется.
Культ Бога-Императора похож на католический: мессы и литании, исповедь и епитимьи, святые и мученики, монашеские ордена, латынь как сакральный язык. Среди жителей Империума почти нет атеистов - по крайней мере, в наличии злых сверхъестественных сил убедится там очень легко. Постоянное обращение к Богу-Императору, или Омниссии, служит главной защитой от демонов и любое действие, будь то прием пищи или перезарядка гранатомета предваряется молитвой и пением гимнов.
Ко всем воинским подразделениям Империума приставлены капелланы, которых в космодесанте можно опознать по лицевой маске в виде черепа и специальной булаве, а в обычных войсках - по табельной двуручной бензопиле. Представители института военного духовенства следят за моральным состоянием войск, повышая их боевой дух и занимаясь профилактикой еретических настроений. Некоторые из них также обладают экстрасенсорными способностями, уничтожая врага силой мысли.
Параллельно с Экклезиархией в Империуме существует культ Бога-Машины - религия населяющих Марс и мира-кузницы Адептус Механикус, ведущих инженеров, техников и военных ученых человечества. Деятельность механикусов, возглавляемых Генералом-Фабрикатором Марса и целой плеядой техномагов и архимагов, направлена на поиск знаний, в особенности «философского камня» - стандартной шаблонной конструкции, в далеком прошлом успешно применявшейся для колонизации новых планет и утерянной в Эру Раздора. Свято веря, что технические приспособления более угодны Омниссии, чем человеческая плоть, адепты этого культа постепенно заменяют свои органы и конечности специальными бионическими имплантатами.
Культовая практика Адептус Механикус похожа на общепринятую в Империуме, однако их молитвы обращены преимущественно к Богу-Машине. Считается, что без молитвы подготовка любого механизма к работе является неполной, так как дремлющая в нем эманация Омниссии может обидеться. Самое почетное послушание для Адептус Механикус - это работать модераторами титанов, больших человекообразных роботов.
[i] Настольные игры
- Battlefleet Gothic
- Aeronautica Imperialis
- Epic 40.000
- Inquisitor
- Necromunda
- GorkaMorka
Карточные игры
- Warhammer 40,000: Ересь Хоруса
Книги
- Цикл «Эйзенхорн», Абнетт Дэн
- «Инквизитор. Ордо Ксенос»
- «Инквизитор. Ордо Маллеус»
- «Инквизитор. Ордо Еретикус»
- Цикл «Рейвенор», Абнетт Дэн
- «Рейвенор»
- «Возвращение Рейвенора»
- «Рейвенор Отступник»
- Цикл «Орден Ультрамаринов», Грэм Макнилл
- «Несущий Ночь»
- «Воины Ультрамара»
- «Черное солнце»
- Цикл
«Космический волк», Уильям Кинг
- «Космический Волк»
- «Коготь Рагнара»
- «Серый охотник»
- «Волчий клинок»
- Цикл «Ересь Хоруса»
- «Возвышение Хоруса», Абнетт Дэн
- «Лживые боги», Грэм Макнилл
- «Галактика в огне», Бен Каунтер
- «Полёт Эйзенштейна», Джеймс Сваллоу
- «Фулгрим», Грэм Макнилл
- «Падение ангелов», Майкл Скэнлон
- «Легион», Дэн Абнетт
- «Битва за Абис», Бен Каунтер
- Цикл «Лорд Солар Махариус», Гордон Ренни
- «Час казни»
- «Перекресток Судеб»
- Цикл
книг про комиссара Каина,
Сэнди Митчелл
- «За Императора»,
- «Ледяные Пещеры»,
- «Инквизиторы космоса», Йен Уотсон
- «Миссия инквизитора», Йен Уотсон
- «Повелитель Ночи», Саймон Спуриэр
- «Испивающие Души», Бен Каунтер
- «Серые Рыцари», Бен Каунтер
- «Адепты Тьмы», Бен Каунтер
Компьютерные игры.
- Space Crusade
- Space Hulk
- Space Hulk: Vengeance of the Blood Angels
- Final Liberation: Warhammer Epic 40000
- Warhammer 40000: Chaos Gate
- Warhammer 40000: Fire Warrior
- Warhammer 40000: Rites of War
-
Warhammer 40,000: Dawn of War
- Warhammer 40,000: Dawn of War - Winter Assault
- Warhammer 40,000: Dawn of War - Dark Crusade
- Warhammer 40,000:
Dawn of War - Soulstorm
- Warhammer 40,000: Dawn of War 2 - в разработке
[ii] Макнилл Г. Лживые боги. Вторая книга из цикла «Ересь Хоруса».