После изгнания Илария Пиктавийского из своего родного города Пуатье в Галлии в Каппадокию, вся его богословская мысль изменилась. Латинский епископ, обученный в традиции Тертуллиана и Новациана, стал полнокровным участником тринитарных споров своего времени. Эта книга предлагает новое прочтение тринитарного богословия Илария, которое принимает в рассмотрение исторический контекст его мысли. Она впервые рассматривает этот контекст и особенности полемики Илария с оппонентами омианами. Книга обращается к ключевым темам богословия Илария, которые он разрабатывал в этом новом контексте. Данная работа помогает не только сделать более понятным богословие Илария, но также предлагает новое понимание тринитарных споров в целом. Книга адресована всем, кто интересуется развитием тринитарного богословия на Востоке и Западе, новыми историческими подходами к пониманию споров IV века, мысли и развитию Илария Пиктавийского, влияния Василия Анкирского и их оппозиции омианам.
Об авторе
Марк Уидмэн, Ph.D. (2004) в области религиозных исследований Маркетт университета, является профессором библейского и исторического богословия Кроссроад Колледжа. Он опубликовал несколько статей по тринитарным спорам IV века и занимается исследованиями в области истории латинского тринитарного богословия.
Обзор содержания книги
ВВЕДЕНИЕ
Введение включает
Часть 1: Развитие и контекст тринитарного богословия Илария
ГЛАВА 1: Латинский антимодализм в In Matthaeum.
Эта глава помещает первое сочинение Илария в контекст ранней латинской тринитарной полемики, показывая, как она вытекает из антимодалистской полемики Тертуллиана и Новациана. Она устанавливает стандарт, посредством которого мы можем судить о развитии позднейших тринитарных сочинений Илария.
ГЛАВА 2: Латинский Запад и начало омианского кризиса.
Глава 2 рассматривает первоначальный латинский ответ на омианский кризис, в особенности как он представлен в сочинениях Фебадия Агенского и Мария Викторина. Свидетельство этих двух богословов является важным, поскольку они открыли пространство, на котором велась борьба латинских богословов за то, чтобы дать традиционный ответ на омианскую угрозу.
ГЛАВА 3: Первая попытка Илария привлечь омиан.
В третьей главе автор обращается к рассмотрению первой попытки Илария вовлечь омиан в полемику в двух работах, написанных непосредственно после его изгнания, Liber adversus Valentem et Ursacium, и De Fide. Эти работы дают свидетельство того, что хотя Иларий и был увлечен полемикой, он не был столь наивен, чтобы не быть полностью осведомленным о всех ее подробностях.
ГЛАВА 4. Иларий, Василий Анкирский и Собор 357 г. в Сирмии.
Глава 4 рассматривает первую попытку Илария заявить о своем учении о Боге в работе De Synodis. Эта работа является важной, поскольку здесь он впервые начинает использовать перспективы и инструменты, которые он перенял из своего знакомства с Василием Анкирским.
Часть 2: Форма тринитарного богословия Илария
ГЛАВА 5: Экзегетика Писания
Автор заканчивает книгу четырьмя главами, которые посвящены исследованию «зрелой» мысли Илария в его главном сочинении De Trinitate. Автор начинает этот раздел с рассмотрения использования Иларием Писания в формулировке своей Тринитарной мысли. Экзегезис и богословие являются для Илария тесно связанными, и в этой главе автор показывает, как Иларий использует свою интерпретацию ключевых пассажей, особенно Филипп. 2.6-11 как «герменевтическое руководство», которое стоит в основе его экзегезиса других спорных фрагментов.
ГЛАВА 6. Имя и рождение Бога.
В шестой главе автор исследует доктрину Бога в 7 главе De Trinitate, фокусируясь на его использовании концепции «имени» и «рождения» для того, чтобы объяснить отношение между Отцом и Сыном. Это является ключевой категорией, которую Иларий заимствовал у Василия Анкирского, и это имеет глубокие корни и в традиционном греческом тринитарном богословии, и в спорах с омианами.
ГЛАВА 7: Воплощение и страдание Сына.
Эта глава рассматривает то, как «зрелая» христология Илария использует герменевтику Филипп. 2. Благодаря этой герменевтике Иларий способен предложить антиомианское рассмотрение страдания Сына посредством использования категорий forma servi - forma dei. Эта доктрина отмечает окончательный отход от христологии logo-sarx, которую он использовал в In Matthaeum.
ГЛАВА 8: Рождение Сына.
Иларий заканчивает De Trinitate обширным рассмотрением рождения Сына. Автор этой книги показывает, как Иларий применяет свою герменевтику Филипп. 2 к тексту Притч. 8 для того, чтобы развить свою доктрину рождения Сына. Как и в De Trinitate 10, мысль Илария в De Trinitate 12 представляет существенный отход от его латинского наследия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ