На одном из оссуариев есть надпись в четыре строки, где Бога просят, чтобы он оживил кого-то, чтобы тот «восстал», и сопровождается эта надпись схематическим изображением большой рыбы, держащей во рту человека.
Это изображение археологи считают иллюстрацией библейской истории о пророке Ионе.
Иона, сын Амафии (Амитая), — библейский пророк, относящийся к так называемым «малым пророкам», автор Книги пророка Ионы. В ранних евангелических текстах «знак Ионы» интерпретировался как символ воскрешения Христа.
На древнеримских надгробиях времен раннего христианства изображения Ионы встречаются довольно часто: это был тогда довольно распространенный символ надежды на воскрешение усопшего. Однако в Иудее первого века изображение Ионы практически никогда не встречается, поскольку иудаизм запрещал изображать людей и животных.
Поэтому находка крайне удивила ученых.
«Если бы кто-нибудь сказал мне раньше, что в еврейской могиле тех времен обнаружены слова о воскрешении или изображение Ионы, я бы ответил, что это невозможно, — утверждает профессор Джеймс Тэйбор, руководитель исследований. — Когда мы сами обнаружили это, нас охватило экстатическое недоверие, но доказательства были перед нашими глазами. Нам пришлось пересмотреть свои прежние выводы».
Склеп датируется серединой I века, до 70-го года, когда Иерусалим был разрушен римлянами.
Примечательно, что он находится в полусотне метров от знаменитой и весьма спорной могилы, обнаруженной в 1980-м году в нескольких метрах под землей при строительстве кондоминиума на улице Дон Грунер в иерусалимском районе Восточный Талпиот. На одном из оссуариев, найденных в той могиле, вырезана очень плохо сохранившаяся надпись, которую некоторые исследователи склонны расшифровывать как «Иисус, сын Иосифа».
Усыпальницу, о которой идет речь, обнаружила та же строительная компания, но годом позже.
Археологи тоже вскрыли ее, вошли внутрь, сделали несколько фотографий, изъяли один оссуарий и одну урну, но потом были изгнаны оттуда ортодоксальными религиозными группами, возражающими против вскрытия еврейских захоронений; сама же усыпальница была вновь зарыта.
Именно близость усыпальницы к «могиле Иисуса» и побудила ученых вновь заняться ее исследованием. Они считают, что оба захоронения находились в одном поместье, скорее всего принадлежавшем богатому семейству.
Повторное вскрытие оказалось невозможным, причем не только из религиозных соображений, но также из-за того, что усыпальница находится теперь под жилым домом.
Тем не менее ученые, получив недавно разрешение Израильского департамента древностей, сумели проникнуть туда «минимально инвазивным способом», запустив внутрь робота с камерой.