Если бы меня спросили, в чём особенность нынешнего нового учебного года в МДАиС – я бы долго думал, прежде чем ответить. Да и вообще, надо ли отвечать на такие провокационные вопросы?.. Одна только беда: никто не спрашивает.
Помнится, еще в детстве, старший брат любил подбодрить унывающего меньшого: «Ничего, братишка, что грудь впалая – зато спина колесом!» Только не подумайте, что эта присказка имеет какое-то отношение к современному этапу реформирования духовной школы – нет, просто так вспомнилось, к слову, после очередного заседания научно-методического совета. Себе в утешение, не более чем. Или в назидание? – тоже себе, естественно.
Итак, прождав аж целых три недели с начала учебного года в предвкушении шквала интервьюеров, корреспондентов, журналистов, и так и не услышав ни одного вопроса о том, а как же наша сугубо духовная система образования пытается втиснуться в совсем недуховный, даже антидуховный, Болонский процесс, пришлось заставить себя сесть за клавиатуру и попробовать проанализировать ситуацию самостоятельно.
По старой доброй традиции, начнём с радостного. Едва подёрнутые нервной улыбкой уголки рта члена профессорско-преподавательской корпорации, внимательно и мучительно долго изучающего новое расписание занятий с чётными и нечётными неделями, новой продолжительностью лекций, новым расписанием трапез и т.п., – но при этом, заметьте, не оставляющего ректору прошение об увольнении – разве это не радость? Разве не свидетельство готовности снова и снова приносить себя в жертву на алтаре высокого, но почему-то практически невидимого сверху, преподавательского служения?
А новая гвардия тьюторов, или, как их ласково прозвали, «дядек», которые с этого года взяли подготовительное отделение под непосредственный контроль? Разве не может не радовать сам факт того, что рядом с только что переступившим порог семинарии оказывается не проректор, не профессор, не дежурный администратор – а просто старший брат, который, быть может, кому-то станет и другом, одним словом, человек, главная задача которого – помочь войти в учебный процесс с максимальной эффективностью.
Да и само подготовительное отделение – отдельный источник вдохновения. Невероятное для минувших лет количество часов, отведённых для изучения русского языка и культуры речи, – вот она, воплотившаяся мечта наших русистов, чей вопль к небу о тотальной безграмотности нынешних выпускников школ наконец-то был услышан. Для полноценного курса английского разговорного языка также выделено достаточно занятий, которые проводят специалисты с многолетним опытом «разговаривания» даже самых молчаливых. Но то, о чём просто нельзя умолчать – новый для духовной школы курс «Методика учебной деятельности». Теперь с самого начала студенту объяснят, чем сочинение отличается от реферата, как оптимизировать программу самостоятельных занятий для каждого дня, что такое time managment и зачем нужен авторизованный доступ к локальной базе данных.
Отдельно следовало бы сказать о курсах подготовительного отделения «Вероучение Церкви», «Введение в библеистику», «История Русской Православной Церкви», «Общецерковная история», «Литургика». Совершенно новый подход предполагает предварительное общее знакомство со всей тематикой курсов, составление своеобразной «предметной карты», по которой и будет постепенно двигаться студент уже в бакалавриате. Наконец-то учебный год на подготовительном отделении начинается при полном обеспечении учебно-методическими комплексами.
В минувшем учебном году много времени и внимания было уделено обсуждению проблемы певческой подготовки студентов. Обратите внимание – не технике громогласного извержения звукового ряда из молодецкого горла, а церковному пению, не исключающего молитвы, или хотя бы не мешающего верующему молиться. И вот, плодом дискуссий стали в этом году индивидуальные занятия со всеми (!) студентами подготовительного отделения, которые ведут профессиональные вокалисты. Очевидно, что никто не ждёт стопроцентного успеха, но у преподавателей пения и регентов есть чёткое понимание, что это единственный путь повышения качества и хорового пения, и вообще уровня всей речевой деятельности будущего священнослужителя. Уже в октябре начнутся такие же индивидуальные занятия по чтению на церковно-славянском языке: эта давняя традиция духовных школ почему-то была незаслуженно забыта предыдущей, «старой» реформой.
Но самое главное отличие от предыдущих лет – то, что студенты подготовительного отделения действительно мотивированы к учёбе: ведь формально они еще не являются студентами бакалавриата. Им еще предстоит засвидетельствовать на выпускных экзаменах свои познания и способность к дальнейшему образованию: ведь именно результатами итоговых испытаний они и будут участвовать в конкурсе поступающих в бакалавриат. Былой «эскалатор» духовной семинарии остановился: теперь главное не столько попасть на него, сколько иметь силы самостоятельно подниматься на следующие ступени.
Как-то этой весной поведал мне один маститый протоиерей, что студенты в восторге от перехода на новый образовательный стандарт. Буквально было сказано, что «уроки сократят, на каникулы теперь будут всех отпускать, а самоподготовку вообще отменят. А физкультура с О.А. Сухановым станет для всех обязательной дисциплиной!». И правда: что еще нужно студенту? Ну не учиться же он сюда приходил, в конце-то концов!
Боюсь, на этом радости и студенческие, и преподавательские заканчиваются. Да, действительно, на каникулы теперь будут уезжать все студенты. Это правда. Только теперь продолжительность каникул сократится ровно в два раза. Это тоже факт. И учебный год, соответственно, увеличится на целых полтора месяца. Разрабатываемая сейчас система контроля качества образования, требуемая новыми стандартами, предполагает независимый от преподавателя и объективный срез знаний и умений учащегося в начале, середине и конце изучаемого курса. Да, интересные материалы для размышлений мы получим после проведения этих «срезов»!...
Остаётся самый болезненный для нынешних перемен вопрос – студенческие послушания. Само понятие «послушание» в семинарской среде – более чем загадочно и относится к той самой категории мистических апорий, над разумным объяснением которых так и бьются сменяющие друг друга поколения богословов. По форме, послушанием может быть что угодно: и сидение на вахте, и разгрузка многотонной фуры с мешками картошки, и уборка территории, и проведение экскурсий в Лавре или Церковно-археологическом кабинете, и пение в хорах, и иподьяконское служение. Казалось бы, нет ничего подозрительного или тем более плохого. Однако когда на лекции количество отсутствующих «по послушаниям» начинает спорить с присутствующими – невольно задаёшься вопросом, всё ли правильно происходит? Не слишком ли дорогую цену мы платим за разгрузку картошки – здоровьем студентов, зарплатой преподавателей, питанием, проживанием, и целым комплексом жизнеобеспечения этих непонятно-кого: то ли студентов, то ли рабочих или сотрудников? Быть может, даже экономически целесообразнее было бы нанять трудолюбивых и выносливых друзей из соседних братских республик – чтобы главным послушанием студентов наконец-то стала учёба и подготовка к пастырской деятельности?
О многом хотелось бы сказать. Но лучше остановиться: происходящие сегодня в системе духовного образования процессы неизбежно выводят на поверхность застарелые, болезненные проблемы административного, финансового, экономического характера. Однако решение их находится далеко за пределами возможностей самих духовных школ. Нам остаётся только возвести очи горе – и, делая своё дело, все упование и всю печаль возложить на Того, Чьё попечение о Теле Своём, питание и грение Его, не прекращается ни на мгновение.