Третий день конференции начался с приветственного обращения католического епископа Габриэля Мана. Затем были зачитаны приветствия Патриарха Румынского Даниила и руководства Всемирного совета церквей. В рамках утренней сессии прозвучало три доклада. Первый доклад - «Экзегетика и духовная жизнь: святитель Феофан Затворник как толкователь псалмов» - был представлен доцентом Православного Свято-Тихоновского православного университета Натальей Юрьевной Суховой. В своем выступлении Н.Ю. Сухова представила святого Феофана как талантливого толкователя и популяризатора Священного Писания. Особенностью экзегезы святого была ее сугубая практичность и соотнесенность с нуждами духовной жизни. Для иллюстрации данной мысли Н.Ю. Сухова представила анализ толкований святителя Феофана на 33 и 118 псалмы. Кроме того, в ходе выступления докладчица подчеркнула, что святой придавал Священному Писанию особое значение как «гиду» в духовной жизни, к которому нужно постоянно обращаться и пользоваться его помощью.
Второй доклад был представлен профессором Университета «Нотр Дам» (США) Джоном Фотопулосом. Его выступление на тему «Историко-критическая экзегеза и церковное чтение Библии», было посвящено анализу вопроса: насколько актуальным сегодня является историко-критический метод для православной экзегезы? Профессор Фотопулос заявил, что Церковь не должна бояться достижений библейской науки, но обязана ими активно пользоваться, т.к. это позволит лучше понимать Писание.
Третье выступление - «Духовное обновление и библейские исследования в России в XIX и ХХ вв.» - принадлежало исследователю из Санкт-Петербурга Анатолию Алексееву. В рамках указанного доклада была обозначена изначальная проблема существования богословской школы в России - духовное и светское образование не взаимодействовали, развивались автономно. Русская библеистика оказалась жертвой данной ситуации. Многие достижения европейской науки в области исследования Писания не рецепировались отечественными учеными, а если и воспринимались, то почти без какой-либо критики. Несмотря на «упадок» дореволюционной научной школы, обозначенный докладчиком, им все же были обозначены успешные проекты в области библеистики - библейская археология и славянская библеистика. По окончании доклада состоялась дискуссия, в ходе которой докладчики ответили на вопросы слушателей.
До начала послеобеденной сессии в главном храме монастыря епископом Сендайским Серафимом была отслужена панихида по протоиерею Александру Меню, который погиб в этот день более двадцати лет назад. Епископу Серафиму сослужил насельник Данилова монастыря игумен Петр (Мещеринов). Послеобеденная сессия проходила в формате «круглого» стола и была посвящена теме «Библия в современном монашеском опыте». В начале сессии были зачитаны приветственные послания главы Армянской Апостолькой Церкви Католикоса Гарегина II и ректора Киевской духовной академии архиепископа Бориспольского Антония.
Работой «круглого» стола руководил насельник монастыря Бозе брат Адальберто Майнарди. Он задал участникам вопрос о том, какое место занимает Писание в жизни их монашеских общин. Первым на вопрос брата Адальберто постарался ответить игумен монастыря Петраки (Афины, Греция) архимандрит Иаковос (Бизауртис) - он поведал аудитории о том, что монахи его монастыря обязаны ежедневно читать и изучать Библию. Причем данное чтение для лучшего понимания осуществляется на новогреческом языке. Архимандрит Сергий (Райаполви), игумен Нововалаамского монастыря (Финляндия) рассказал об истории и современной жизни его обители. Отец Сергий рассказал, что ежегодно монастырь посещают более 150 тысяч человек. Обитель ведет образовательную деятельность - в разное время в течение года в Нововалаамский монастырь приезжают три тысячи студентов. Монахи обители стараются привить паломникам любовь к чтению и изучению Писания, которое переведено на финский язык.
Игумен Петр (Мещеринов) представил собственные размышления о миссии Православной Церкви в современном обществе. Самой важной проблемой Русской Церкви отец Петр назвал отсутствие церковной педагогики, что выражается в пастырском и монашеском кризисе, которые имеются сегодня, по его мнению, в России. Игумен Петр заявил, что Библия часто не имеет места в жизни современного российского монаха. Недостаточное изучение Писания приводит к тому, что монаху почти невозможно возрастать в духовном плане. Если же кто-то из монашествующих все же пытается изучать Библию, то часто данный опыт становится неудачным, поскольку не подкрепляется помощью духовника или общины. Отец Петр указал на то, что если Русская Церковь хочет приблизиться к идеалам Писания, она вынуждена сегодня встать на путь перемен.
Отец Чезаре Фаллетти (цистерцианский монастырь Dominus Tecum, Италия) указал на то, что монашеская жизнь должна быть укоренена в святоотеческом наследии и обязательно иметь четыре "столпа": частое совершение Литургии с внимательным чтением Писания, ежедневное прочитывание и изучение Библии келейно и общинно, молчание, прежде всего внутреннее, и труд. Верность данным «столпам» является залогом успеха монашеского делания.
Последним представил свои соображения Кристофер Севедж (православный монастырь New Skete, США). Он подчеркнул важность изучения Священного Писания, с одной стороны, в контексте традиции, сквозь призму творений святых отцов, с другой стороны, Писание должно читаться с учетом достижений современной библеистики. Для лучшего изучения Библии в монастыре New Skete проходят занятия по библеистике, которые посещают и монахи, и гости монастыря. Кроме того, монастырь постоянно готовит и издает новые переводы Священного Писания, которые должны соответствовать запросам общества. Монастырь New Skete является смешанным монастырем, в котором каждый монах или монахиня начинают свой день с внимательного чтения Писания. Далее последовала дискуссия.
Богослов.Ru