Святой Олав Харальдссон и крещение Норвегии
Вторая статья Матрусова Д.Н., докторанта Папского Восточного Института в Риме, продолжает тему христианизации Скандинавского региона и посвящена личности святого Олава Харальдссона (+1030), крестителя и просветителя Норвегии. В статье автор подробно рассматривает жизнь и миссионерскую деятельность правителя Норвегии, и кроме этого освящает малоизученный вопрос о почитании св. Олава, как в Норвегии, так и в России.
Статья

Введение

Данная статья является продолжением статьи «Некоторые особенности христианизации Скандинавского региона», она посвящена жизни и деятельности святого Олава Харальдссона (+1030), крестителя и просветителя Норвегии.

В церковно-исторической науке особое внимание традиционно уделяется миссионерской деятельности христианской Церкви. Заповедь Спасителя ученикам – «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа!» (Мф 28:19), – являлась и является на протяжении всей истории Церкви Христовой основополагающим принципом для миссионерской деятельности Церкви. Первыми проповедниками евангельского слова были святые апостолы. Их подвиг Церковь ставит выше других подвигов.[1] Подвиг святых подвижников, последовавших примеру апостолов, Церковь приравнивает к подвигу апостольскому и прославляет в чине «равноапостольных».

Исследования, посвященные святым подвижникам-миссионерам многочисленны и разнообразны. Общие труды православных, католических и протестантских ученых по истории Церкви затрагивают разные аспекты миссионерской деятельности Церкви. О равноапостольных подвижниках Церкви написаны сотни специальных исследований. В то же время до сих пор имеются серьезные лакуны, и, прежде всего, в православной церковно-исторической науке. Многие аспекты христианизации Скандинавии фактически не исследованы. В частности, это касается крещения Норвегии.

На наш взгляд, это связано с тем, что свет Христовой веры достиг Скандинавского региона в переломный момент истории Вселенской Церкви – X-XI века. Поэтому, с одной стороны, история христианства в Скандинавии после крещения этих стран рассматривается как история Католической церкви. С другой стороны, изучение этого периода ставит перед исследователями «неудобные» вопросы, среди которых особо следует выделить вопрос рецепции святых неразделенной Церкви, живших на рубеже первого и второго тысячелетий.

Между тем, история взаимоотношений России и стран Скандинавии насчитывает более тысячи лет, поэтому эти вопросы представляют большой научный интерес и имеют серьезное практическое значение. В последние три десятилетия приходы Русской Православной Церкви открылись во всех странах Скандинавского региона. Тысячи православных людей, принадлежащих к Русской Православной Церкви, живут в этих странах, и для них история христианства, святых просветителей и покровителей этих стран не является отвлеченным вопросом.

Св. Олав Харальдссон, просветитель Норвегии, до настоящего времени в силу многих обстоятельств не канонизирован Русской Православной Церковью, хотя по всем формальным и неформальным признакам он должен быть отнесен к святым неразделенной Церкви. Местное прославление святого Олава произошло буквально через год после его кончины, то есть в 1031 году.

 

1. Предки св. Олава

Отцом святого Олава был Харальд Гренландец, мелкий конунг из Вестфольда. Харальд Гренландец был правнуком легендарного Харальда Прекрасноволосого, первого объединителя Норвегии. Харальд принадлежал к самой древней скандинавской династии Инглингов.[2] Именно представители этой династии стали первыми королями Швеции и Норвегии. Повествование об этой династии содержится в «Саге об Инглингах» Снорри Стурлусона.[3] Этой сагой открывается свод саг, написанных Снорри Стурлусоном и являющихся главным источником по истории древней Скандинавии.

 Родоначальником династии Инглингов считался Один, верховный Бог древних скандинавов. Наряду с Одином скандинавы-язычники почитали бога Тора, сына Одина. Эти боги считались самыми могущественными богами в небесной иерархии и потому были наиболее почитаемыми. Тот факт, что Олав был потомком Харальда Прекрасноволосого и, соответственно, принадлежал к династии Инглингов, принципиально важен: только потомки Харальда Прекрасноволосого могли претендовать на власть в стране, считалось в Норвегии.[4] [5]

О Харальде Гренландце известно не так много. Он был внуком известного Бъёрна Купца, одного из сыновей Харальда Прекрасноволосого и управлял небольшой частью Норвегии в районе Вика, в юго-восточной части Норвегии. Известно также, что он не был вполне самостоятельным конунгом. Территория, на которой он жил и правил, исторически контролировалась датскими конунгами. Поэтому и отец Олава был подотчетен датским правителям, в частности Харальду Синезубому. Он погиб незадолго до рождения сына.

 

2. Рождение и детство св. Олава

При всем обилии материала о жизни святого Олава, период его детства представляется наименее освещенным.

Имя Олав (норв. Olav или Olaf) – современное воспроизведение древненорвежского имени Óláfr. Происходит от Anu – «предок, праотец, основатель рода и Leifr – «наследник».[6]

Святой Олав родился в 995 году в доме своего дедушки по матери.[7] Снорри говорит том, что Олав Трюггвасон[8] крестил святого Олава[9]: «Когда конунг Олав, сын Трюгви приехал в Хрингарики, чтобы насаждать там христианство, крестились и Сигурд Свинья и Аста, его жена, и Олав, их сын. Олав, сын Трюгви, был крестным отцом Олава, сына Харальда. Тому было тогда три года»[10]. Олав Трюггвасон также был троюродным дядей святого Олава Харальдссона. В Легендарной саге содержится рассказ о том, что во время крещения Олава святого (которому по этой версии было в то время пять лет) Олавом Трюггвасоном, маленький Олав прокричал: «Свет, свет, свет»[11].

Снорри рисует перед нами очень упрямого и своенравного Олава-ребенка. Когда его отчим, Сигруд Свинья просит оседлать и привести ему коня, то Олав оседлывает и приводит ему козла. На что Сигурд говорит, что, видимо, Олава невозможно заставить делать то, что ему не по нраву.[12] Далее Снорри дает довольно полное описание молодого Олава: «Олав сын Харальда был невысок, коренаст и силен. Волосы у него были русые, лицо широкое и румяное, кожа белая, глаза очень красивые, взгляд острый, и страшно было смотреть ему в глаза, когда он гневался. Олав владел многими искусствами: хорошо стрелял из лука, отлично владел копьем, хорошо плавал. Он сам был искусен во всяких ремеслах и учил других. Его прозывали Олавом Толстым. Говорил он смело и красиво. Он рано стал умным и сильным, как настоящий мужчина. Все родичи и знакомые любили его. Он был упорен в играх, и везде хотел быть первым, как ему и подобало по его знатности и происхождению»[13].

Прозвище Олава Харальдссона «digre» (древненорв. «digr»), переведенное на русский язык словом «Толстый», может иметь и другое значение. Неприятели святого Олава, например, шведский конунг Олав Шётконунг, употребляли это слово в обидном смысле, семантически близкому к слову «жирный». Однако близкий друг Олава Сигват Скальд также употреблял это слово. Крупный исследователь жизни св. Олава Вера Хенриксен указывает на возможное сосуществование двух толкований этого слова: «Язвительное прозвище («Олав жирный», или «Olav den storlåtne»), которым окрестили его враги – а не Сигват Скальд, самый близкий друг, который называет его Olav Digre в своей пространной песни-воспоминании о конунге. Невероятно, чтобы Сигват мог посмеяться над своим конунгом, и совершенно абсурдно, что он мог это сделать в такой песни»[14].

Есть и другие объяснения. Один из предков конунга Олава Харальдссона по имени Олав имел то же самое прозвище «digre», в таком случае естественно, что святой Олав не считал зазорным носить это прозвище. Кроме того, значение этого слова не обязательно обозначает «толстый». Так, например, в современном русско-норвежском словаре дается следующий перевод: diger – огромный, здоровенный,[15] а словарь древненорвежского словаря дает следующие значения: digr – diger (огромный), før (подвижный, здоровый), tjukk (толстый), grov (крупный), stor (большой). 2. byrg (горделивый), hovmodig (выскомерный), overmodig (гордый,заносчивый).[16]

На наш взгляд, это слово нужно переводить как «сбитый», «коренастый», «мощный». Это логично и оправданно, если следовать описанию Снорри, в котором говорится, что Олав был очень ловким, сноровистым, и старался побеждать во всех соревнованиях. В походах викингам были необходимы быстрота, ловкость, умение быстро двигаться, что свойственно скорее невысоким и коренастым людям, нежели обладающим излишним весом. По мнению известного английского ученого, св. Олав «как большинство предводителей своего времени... был очень умелым в обращении с оружием»[17].

 

3. Олав – викинг

Олаву было всего 12 лет,[18] когда он отправился в поход. Это было около 1007 года. Мать дала ему воспитателя, Храни, и дружину. В то время было обычным делом, когда дети конунгов в молодом возрасте отправлялись в походы с викингами. Во-первых, в походах они приобретали огромный опыт и закалку, это была своего рода школа. Из юношей, или даже детей, они становились мужественными воинами. Приобретая качества сильных и твердых воителей, мудрых начальников, дети конунгов могли думать о возвращении на родину и управлении своими уделами. Во-вторых, для достижения успеха конунги должны были иметь верную дружину, и близких советников, которых они, фактически, должны были содержать. Таким образом, целью путешествий было непосредственное собирание состояния, или на службе у королей Европы, или же путем войн и грабежа. Упомянем и то, что в таких походах конунги-воины стяжали себе славу, которая зачастую опережала их передвижения. Если успех сопутствовал конунгу в походах, в собирании состояния, то слава о его подвигах помогала проложить путь к успешному продолжению задуманных дел и желаний по возвращении на родину.

Снорри говорит, что «когда Олав получил корабли и дружину, дружинники стали называть его конунгом, так как существовал такой обычай: сыновья конунгов, становясь предводителями дружин, назывались конунгами, хотя и не правили землями»[19]. Первые путешествия были простыми разбойничьими набегами, что, впрочем, вполне соответствовало идеалам того времени и стилю походов викингов. В то же время у нас нет оснований не предполагать, что в первые годы своих путешествий Олав занимался не только грабежами, но и мирной торговлей. В этом нет ничего удивительного.. У викингов были друзья и враги, и отношения эти выстраивались порой целыми поколениями. Логично предположить, что с первыми викинги мирно общались и торговали, а со вторыми сводили старые счеты посредством набегов.

Первые путешествия, совершенные Олавом, были в Данию, оттуда в Швецию. Здесь он впервые начал воевать. Отсюда начинается счет битвам, который тщательно велся скальдами, исландцами Оттаром Черным и Сигватом Скальдом, бывшими в дружине Олава и сопровождавшими его во всех походах, являясь очевидцами подвигов и дел конунга.

Прошло три или четыре года, в течение которых Олав провел, согласно подсчету скальдов, пять битв.[20] За это время Олав возмужал, приобрел себе друзей и врагов. У него появился ратный опыт. Удача сопутствовала юному военачальнику. В одном из своих походов он познакомился со знаменитым датским викингом Торкелем Высоким, который, по словам Снорри, «присоединился к Олаву, так как он как раз собирался в поход»[21]. Более вероятным представляется, что Олав, будучи очень молодым, хотя уже бывалым викингом, присоединился к старшему, опытному Торкелю.[22]

Торкель Высокий был предводителем объединенного войска норвежцев и датчан. Первым делом после объединения с дружиной Олава Харальдссона было неоднократное нападение на Голландию.[23] Ими были захвачены и разграблены несколько городов, среди них Утрехт.

В период 1009-1012 гг. объединенное войско под командованием Торкеля выступало как ударная сила датской экспансии в Англию. В течение 3 лет он разорял южное побережье Англии. В эти годы мы видим Олава викингом, воителем, молодым, смелым. Нет сомнений, что здесь Олав язычник в полноте этого слова.

В 1010 году войско под командованием Торкеля совершило легендарный налет на Лондон, попытавшись захватить город. После нескольких неудачных нападений молодому конунгу Олаву удается совершить блестящую военную операцию. Прикрываясь специально изготовленными для этого щитами, он подплывает на своих кораблях под Лондонский мост, который был сильно укреплен. Олаву удается зацепить сваи этого моста. Как только сваи были зацеплены, Олав отдал приказ грести в обратном направлении. Сваи моста не выдержали нагрузки и были вырваны, и, таким образом, мост был разрушен. Успех военного предприятия был обеспечен благодаря молодому викингу.

 По сведениям, содержащимся в Саге об Олаве святом Снорри, Олав участвовал в этом предприятии против датчан, на стороне английского короля Адальрада (Этельреда) в качестве наемника. Но, скорее всего, Торкель в этот момент действовал по своей инициативе, при формальном покровительстве датского короля Свейна Вилобородого. После нападения на Лондон викинги продолжают набеги и разорения по всей южной Англии.

В 1011 (1012) войско под командованием Торкеля Высокого напало на Кентербери. Во время совершения Литургии викинги ворвались в собор, убили всех монахов. Епископом Кентерберийским был святой епископ Альфеге (Ælfheah), тот самый, который совершил таинство миропомазания Олава Трюггвасона. Викинги разграбили церкви, подожгли аббатство, разрушили город. В числе участников этого нападения, по единодушному мнению историков, должен был находиться и Олав. Епископа Альфеге взяли живым, чтобы получить за него выкуп, но он отказывался принимать за себя приношения. Епископу удалось завести дружбу с предводителем войска, Торкелем.[24]

19 апреля 1012 святой епископ был убит викингами. Это произошло несмотря на дружбу и покровительство Торкеля, который пытался защищать святителя от алчных воинов. Участие в нападении на Кентербери и косвенное участие в гибели святителя Альфеге стало своего рода поворотным моментом в дальнейшей судьбе святого Олава Харальдссона.

 

4. Св. Олав на службе у европейских королей

Торкель Высокий не смог уберечь епископа Альфеге. Историк этого периода Г. Джонес излагает дальнейшее развитие ситуации таким образом: «Считается, что именно этой неудачей объясняется то, почему, распустив датское войско в том же году, он (Торкель – Д.М.) оставляет службу у Свейна и переходит на службу к Этельреду Неразумному (король Англии 978-1013, 1014-1016), забирая с собой сорок пять кораблей с их командами»[25]. Среди ушедших с Торкелем был и Олав Харальдссон.

В 1013 году Свейн неожиданно вновь захватил власть в Англии. Переход Торкеля Высокого на сторону английского короля явился одной из причин, по которой Свейн Вилобородый решил напасть на Британию. Этельред был вынужден бежать, так как у него, кроме Торкеля Высокого, фактически не было поддержки. Олав Харальдссон также не остался в Англии. Он последовал за Этельредом в Нормандию. Этельред был женат вторым браком на Эмме, сестре Норманнского герцога Ричарда II Доброго (996-1026), поэтому естественно, что он искал убежища именно в Руане.

Олав к тому времени уже имел хорошее состояние. Во время походов с Торкелем они регулярно получали огромные контрибуции, за обязательство не разорять прибрежные селения. Это была отработанная тактика викингов.[26] Кроме того, Олав увеличил свое состояние на службе у английского короля и во время последних походов и служения на воинской службе в Нормандии.

Нормандия в этот период была довольно независимым и сильным герцогством. Около 1000 года подавляющее большинство жителей Нормандии были христианами и говорили на французском языке. Культура франков постепенно вытесняла экзотическую культуру скандинавов. Известный исследователь истории Нормандии дает следующую характеристику взаимосвязи этого региона со Скандинавией: «Все же историки нашли основания полагать, что Нормандия ни в коем случае не отказывалась от связи с Севером, а жители не повернулись спиной к своему происхождению от викингов. Руан был ключевым городом в этой преемственности чувства принадлежности к северу»[27].

После службы у английского короля Этельреда св. Олав поступил на службу к нормандскому герцогу Ричарду. Здесь произошло окончательное изменение духовных устремлений/настроений Олава Харальдссона.

 

5. Принятие христианства св. Олавом. Возвращение в Норвегию

Олав, как мы говорили, по-видимому, близко познакомился с христианской верой после захвата викингами св. епископа-мученика Альфеге, в Кентербери. Это знакомство, на наш взгляд, оказало решающее влияние на молодого викинга. Затем при дворе английского короля Этельреда Неразумного Олав имел возможность глубже изучить основы христианства, и, по всей вероятности, принял святое крещение в Руане, где был принят с большим теплом герцогом Ричардом Добрым и его братом – архиепископом Робертом. Это событие, произошедшее, скорее всего, в 1013 году, упоминается в Деяниях Нормандских Герцогов: «Призванный архиепископом Робертом, святой Олав отвернулся от почитания старых богов, чтобы прийти к радости христианской веры. Многие из его людей сделали то же. Он принял веру Христову, был очищен крещением и миропомазан архиепископом. Исполненный радости о принятой благодати, он вернулся в свое государство»[28].

Приняв христианство, Олав еще раз отправился в Англию, где взял с собой епископов и священников, после чего отплыл в Норвегию. Его решение было подкреплено сном, в котором он получил указание от Олава Трюггвасона о возвращении, и ему было предсказано, что он станет «Вечным королем Норвегии».

 

6. Олав – единый правитель Норвегии. Крещение страны

Вернувшись на родину около 1015 года, Олав Харальдссон приступил к воплощению своей заветной идеи – объединению разрозненных частей страны в единое целое – Норвегию. Наравне с государственной деятельностью св. Олав занимался просвещением. В короткий срок большая часть страны признала власть Олава Харальдссона.

Как государственный деятель святой Олав является, пожалуй, наиболее яркой фигурой норвежской истории. По мнению исследователей жизни конунга, «Олав обладал несгибаемой волей, смелостью, в бою против превосходящего противника – решимостью, которую только смерть смогла остановить, он был выносливым воином, выдающимся военачальником, политическим гением, какие встречаются крайне редко; одним из величайших людей, рожденных Норвегией»[29].

В 1024 году на тинге (собрании) в Мостере, после нескольких лет миссионерских трудов христианство объявляется единственной дозволенной религией. Норвегия становится христианской страной. Более 12 лет Олав Харальдссон трудился, проповедуя св. Евангелие.

В современной западной исторической литературе считается общепризнанным фактом жестокость Олава Харальдссона во время миссионерской деятельности. Здесь нужно отметить несколько моментов:

Во-первых, как считают некоторые ученые, «эта форма проповеди была совершенно не столь распространена, как многие думают. Когда Олав Харальдссон путешествовал вдоль берегов Норвегии с целью объединения страны и христианизации, народ, судя по всему, принимал Христианство без особого сопротивления»[30].

Во-вторых, по мнению авторитетного современного исследователя А. Санмарк, «нужно отметить, что авторы саг могли преувеличивать жестокие моменты обращения (в новую веру)»[31].

В-третьих, христианство как единственная истина была, по мнению св. Олава как правителя, благом для государства. Значит, принятие христианства становилось долгом гражданского подчинения конунгу, повиновения в деле государственном, направленном, в конечном счете, на личное благо каждого подданного и на благо всей Норвегии! Олав выступает как государственный муж, запретивший жестокие языческие обычаи, издавший при поддержке большинства народа христианские законы, и, соответственно, затем имевший полное право требовать подчинения государственным законам! Олав Харальдссон применял силу, когда это касалось непосредственно национальных интересов, объединения страны и устранения причин возможного или фактического неспокойствия в государстве.

В-четвертых, как говорит об этом сам Олав перед последней битвой: «Бонды[32] заслуживают того, чтобы с ними поступили так, как вы предлагаете... Их жгли по моему велению, когда они отступались от правой веры и впадали в язычество, не слушая моих слов. Мы должны были тогда наказывать их за измену Богу.... Я могу простить измену мне теперь, но я не мог простить им их измену Богу»[33]. Таким образом, применение силы чаще всего имело место в случае отступления от веры.

Помимо введения христианского закона и запрета языческих обычаев св. Олав проявил себя как выдающийся храмоздатель, неутомимый проповедник. Ближайшим помощником св. Олава в деле просвещения Норвегии был английский епископ Гримкель.

Приведем основные результаты церковно-государственной деятельности св. Олава в период его сравнительно недолгого правления:

  • Всего за несколько лет мирного правления святому Олаву удалось фактически объединить Норвегию в единое государство.
  • Создана единая система государственного управления.
  • Христианство становится единственной официально дозволенной религией в стране, а христианская церковь приобретает необходимое для ее развития организационное устройство с законодательной базой, обеспечивающей материальную поддержку епископов и клира.
  • Ведется жесткая и беспощадная война с различными нарушителями закона, прежде всего, ворами, грабителями и разбойниками.[34]
  • Вводится первое в Норвегии законодательство для всего государства – «закон Олава».
  • На основании принятого закона успешно ведется борьба с языческими обычаями, что способствует быстрому духовному и социально-экономическому расцвету Норвегии.

 

7. Изменение политической ситуации в Норвегии. Бегство св. Олава из Норвегии. Пребывание на Руси

 Св. Олав после нескольких лет мирного правления достиг невероятных успехов. Но в силу разных причин ситуация кардинально изменилась. Убедительную трактовку ситуации, приведшей в конечном итоге к гибели святого Олава, предлагают советские ученые: «Усиление королевской власти, приобретение ею новых прав и полномочий, расправа с язычеством и его приверженцами, вообще политика открытого разрыва со старыми порядками, которую Олав Харальдссон проводил более решительно и последовательно, нежели его предшественники, породили глубокую вражду между ним и значительной частью старой знати, нашедшей поддержку у многих бондов… Норвежские хёвдинги предпочитали далекого чужеземного государя самовластному правителю из дома Харфагров, вмешивавшемуся в их дела»[35].

Внешним фактором явилось и вмешательство могущественного Кнута Великого. По сообщению хроники Флоренция из Вустера, «Кнут, король Англии и Дании, узнал, что норвежцы не уважают своего конунга Олава из-за его мягкости и простоты, справедливости и благочестия. Тогда он послал большие суммы золота и серебра некоторым из них, честно упрашивая их отвергнуть и низложить Олава, и, подчинившись ему, принять его как своего короля. Они с жадностью приняли его взятки и составили ответное послание Кнуту, что они готовы принять его, когда бы он ни решил приехать»[36].

Когда Олав узнал об этих настроениях, он понял, что бессмысленно бороться против всех. Победить внешнего неприятеля, не имея поддержки внутри государства, было невозможно. После нескольких неудачных сражений Олав принимает решение покинуть страну, где его присутствие не было желанным.

Св. Олав отправляется сначала в Швецию, оттуда на Русь, где жила сестра его жены, Ингигерд, дочь шведского конунга, ставшая женой св. благоверного князя Ярослава Мудрого. Олав был очень тепло принят великим князем и княгиней, с которой его связывала большая дружба, и провел на Руси почти целый год. Именно этот период жизни, непосредственно предшествовавший возвращению Олава в Норвегию, гибели в последней битве и его прославлению в лике святых, некоторыми исследователями считается ключевым: «Это был решающий год в жизни конунга»[37].

Значение этого периода имеет, прежде всего, значение для внутреннего возрастания Олава. Снорри дает такое описание, которое воспринимается психологически очень выверенным: «Говорят, что Олав конунг был набожен и благочестив всю свою жизнь. Но когда он увидел, что теряет власть, а враги его становятся все могущественнее, он все свои помыслы устремил к Богу»[38].

Снорри говорит и о том, что святой Олав все меньше думал о власти, о возможности возвращения себе норвежского трона, а помышлял о горнем, о паломничестве, все более углубляясь в молитву. Такое мнение разделяют и многие исследователи, считая, что в этот период в душе конунга произошли глубокие изменения: «Кажется, что он сначала решил оставить мысль о возвращении в Норвегию и намеревался совершить паломничество в Святую Землю, а затем удалиться, чтобы проводить жизнь в молитве. Нет сомнения, что в то время, которое он провел на Руси, его природный религиозный настрой еще более углубился и укоренился и вынужденный период бездеятельности дали возможность изучить более глубоко истинный дух христианской веры, в утверждение которой он был так усерден»[39].

 

8. Возвращение святого конунга в Норвегию. Последняя битва и кончина св. Олава

На Руси, во время своих сомнений и колебаний о необходимости возвращаться св. Олав увидел сон, в котором Олав Трюггвасон сказал ему: «Ты мучаешься и не знаешь, как поступить? Меня удивляет, что ты никак не можешь принять решение, а также, что ты собирался сложить с себя звание конунга, которое дано тебе от Бога... Лучше возвращайся в свои владения, которые тебе достались по наследству. Ты долго правил там с Божьей помощью и не позволял своим подданным запугивать себя. Слава конунга в том, чтобы побеждать своих недругов, и славная для него смерть – пасть вместе со своими людьми в битве. Или ты сомневаешься, что будешь сражаться за правое дело? Ты не должен обманывать себя. Поэтому ты можешь смело возвращаться в свою страну, и Бог даст тебе знамение, что она – твое владение»[40].

Внешние обстоятельства, которые сопутствовали решению вернуться, были таковы. После того, как Олав покинул Норвегию, единовластным правителем там остался Хокон ярл. Летом 1029 года Хокон поплыл в Англию за своей невестой. Через несколько месяцев «поздней осенью» он возвращался обратно в Норвегию, но погиб, когда его корабль попал в шторм и затонул. Бьёрн Окольничий привез эту весть конунгу на Русь. И вновь в Норвегии не осталось правителя.

Последняя битва произошла 29 июля 1030 года в местечке Стиклестад[41], недалеко от Тронхейма. Эта битва не была, строго говоря, противостоянием христиан и язычников. Войско Олава перед последней битвой насчитывало около трех тысяч шестисот человек, из которых около девятисот были язычниками. Войско «бондов» превосходило численно войско святого Олава почти в два раза. Это не было противостоянием христиан и язычников, но все же, как отмечает известный историк «те, кто противостоял конунгу, были в основном уцелевшие из старой языческой партии…»[42].

Поразительно насколько в этот последний период жизни святой Олав старается соответствовать евангельскому духу. Так, Снорри повествует: «Рано утром армия Олава исповедовалась и причастилась. Говорят, что в это время конунг дал определенную сумму денег для того, чтобы после битвы возносились молитвы за его врагов, павших в битве»[43]. Конунг убежден в правоте своего дела и говорит: «Что касается тех, кто будет с нами и погибнет в этом бою, то мы все и так будем спасены» [44]. Далее святой Олав проводит почти всю ночь в молитве.

За несколько часов до битвы, в ожидании войска бондов, Олав задремал и видел сон, который предвещал ему скорую кончину: он восходил на небо по лестнице и дошел до последней ступени.

С наступлением дня началась битва. Войско св. Олава занимало лучшую позицию, но, благодаря значительному превосходству в силе, войско противника отбило первоначальную атаку и успешно перешло в наступление. Около полудня св. Олав, сражаясь с численно превосходящим противником, был несколько раз ранен, но продолжал сражаться и молиться за своих врагов. Торир Собака нанес св. Олаву смертельную рану. После гибели святого Олава остатки его войска не могли более сопротивляться и были вынуждены спасаться бегством. Св. Олав проиграл свое последнее сражение. Его тело было тайно погребено.

 

9. Прославление св. Олава. Чудеса по кончине святого

Прошел ровно год, и тело погибшего конунга чудесным образом было найдено нетленным. После обретения тела Олава стали совершаться чудеса. 3 августа 1031 года епископ Гримкель с согласия всего народа провозгласил конунга Олава святым. Явные чудеса стали причиной того, что его бывшие враги раскаялись и признали Олава святым. Причем главный убийца святого – Торир Собака – получил исцеление еще во время битвы.

Снорри говорит о том, что Торир Собака, нанесший смертельную рану Олаву, первым столкнулся с началом необычных событий, последовавших за смертью конунга: «Торир Собака пошел к телу Олава конунга и убрал его, как полагается. Он положил тело конунга на землю, распрямил его и накрыл. Он говорил потом, что, когда он вытирал кровь с лица конунга, оно было прекрасно, и на щеках его играл румянец, как у спящего, но только ярче, чем при жизни. Кровь конунга попала на кисть Торира, на то место, где у него была рана, и ему не понадобилось ее перевязывать, так быстро она зажила. Торир сам рассказывал об этом чуде, когда святость Олава конунга стала явной для всех. Торир был первым из знатных людей в войске врагов конунга, кто признал святость конунга»[45].

 Это свидетельство, как замечает исследователь, само по себе очень примечательно, потому что оно исходит от человека, бывшего ярым противником святого Олава, фактически убившего Олава, так что все его инстинкты и личные интересы должны были быть направлены в противоположную сторону.[46]

Тело святого Олава было положено в соборе в Тронхейме, который стало местом многочисленного паломничества в XI-XV вв. О чудесах, происходивших у гроба святого Олава: небесном звоне колоколов, «бесчисленном множестве людей, излечившихся благодаря первым чудесам», говорится в песне скальда Торарина Славослова. Ее создание следует относить к первым годам после смерти святого Олава. Процитируем несколько строф этого произведения – одного из самых древних и ценных свидетельств святости конунга Олава:

«Будто жив
Там лежит он
Телом свят,
Вождь пресветлый…

И сам собой
С поднебесья
Льется звон
Многогласный…
Олав при жизни
Душу спас
Свою, безгрешный

Ищет люд исцеленья
Там, где свят
Вождь почиет,
Всяк слепой
И безъязыкий
Там станет зряч
И речь обрящет»[47].

Сведения о чудесах содержатся и в самых ранних и достоверных сказаниях о жизни святого – скальдических стихах. Всего в разных источниках, повествующих о жизни святого Олава, исследователями насчитывается 66 чудес и чудесных событий.[48] Упоминание о некоторых чудесах содержится сразу в нескольких источниках, другие чудеса, напротив, упоминаются лишь в одном из перечисленных источников. Перечислим некоторые из этих чудес[49]:

  • Исцеление женщины больной эпилепсией.
  • Прекращение пожара в Новгороде.
  • Обращение человека грешного, его раскаяние и исцеление в дни празднования святого Олава в Нидаросе.
  • Чудесное нахождение заблудившегося мальчика.
  • Три исцеления в Нидаросе.
  • Исцеление девочки, ослепшей в детстве из-за несчастного случая.
  • Исцеление торговца, сломавшего ногу.
  • Спасение корабля во время шторма.
  • Чудесная помощь двум мальчикам, оказавшимся в беде на реке.
  • Исцеление немого человека.
  • Исцеление сына крестьянина из Тронхейма во время праздника святого Олава.
  • Чудесное спасения крестьянина и его имущества во время пожара в Согне.
  • Исцеление парализованного глухонемого человека.
  • Исцеление слепой женщины.
  • Спасение рыбаков, оказавшихся в беде из-за непогоды.
  • Чудесная помощь нуждающемуся крестьянину, который жертвует в знак этого быка на церковь в Тронхейме.
  • Исцеление сгорбленной в течение семи лет женщины.

 

10. Почитание св. Олава в Норвегии

Само по себе резкое изменение народного отношения к святому, по мнению многих исследователей, является очень важным моментом: «Норвежцы не меняют быстро своего мнения! – здесь же произошло невиданно быстрое изменение в мыслях норвежцев… Здесь заключается центр (ядро) той тайны – в этом изменении общего настроения, которое привело к прославлению святого. Объяснение помогает лишь частично».[50] Почитание св. Олава стало всенародным. День его памяти, получивший особое название – Улсок (Olsok) – приобрел значение национального праздника и продолжался в течение нескольких дней.

В дни празднования святого Олава люди шли со всех концов Норвегии в Нидарос.[51] Некоторые проходили сотни километров, чтобы почтить память святого конунга. Ночь накануне праздника люди проводили в молитве. В самый день праздника святого Олава, 29 августа совершалась Литургия (месса) и крестный ход. Торжества имели два кульминационных дня, в которые память святого Олава совершалась особо торжественным образом.

В XVI в. Норвегия, находившаяся под властью Дании, вынуждена была принять Реформу. С приходом Реформации церковь в Норвегии полностью утрачивает свое былое значение. Многие норвежцы вовсе не желали принимать реформу, но государственная власть в лице датских королей, по сути, не оставила им выбора. «Реформация в Норвегии была гораздо в большей степени политическим, нежели религиозным делом»[52].

Раку с мощами святого Олава в кафедральном соборе Тронхейма ждала печальная участь. «Когда с установлением датского владычества около 1530 года Реформация пришла в Норвегию, обе гробницы – и золотая, и серебряная были отправлены в Копенгаген и там переплавлены… В 1560-е годы Тронхейм был захвачен шведами. Они разорили гробницу с останками святого Олава[53] и разграбили остававшееся золото из захоронения Олава. Гроб затем был обратно принесен в Нидарос, но там он был закопан тайно, чтобы воспрепятствовать дальнейшему почитанию святого Олава. В настоящее время неизвестно, где находятся останки святого конунга»[54].

Насилие над церковью и церковной традицией, конечно, не могло не отразиться на народном сознании. Хотя народная любовь фактически потеряла возможность выражать себя в церковном праздновании, но она нашла другие формы.

Начиная с XIX в., в Норвегии возникает движение национального романтизма. Происходят и попытки возрождения праздника национального святого. Торжественно проводятся уже в XX веке мероприятия, связанные с 900-летием со дня гибели св. Олава.

В целом большинство современных норвежцев, конечно, признают, что Олав Харальдссон был великим вождем, конунгом, объединителем страны. Но из-за влияния протестантизма лишь единицы считают Олава Харальдссона святым.

Современный исследователь так характеризует результат деяний святого конунга: «После смерти Олава никогда более не возникло сомнений, что норвежцы стали единым народом, более того христианским[55] народом»[56].

Начатое при жизни дело собирания земель совершенно удивительным образом было катализировано смертью святого конунга. Факт удивительной метаморфозы отмечает историк Л. Лангслет: «Никакая другая смерть не оказала такого сильного воздействия на норвежскую историю. Получился решительный прорыв в направлении двух больших целей, за которые он сражался: христианизация и государственность. После смерти Олава не было намека на возвращение к языческому культу и Норвегия с того времени стала неделимым государством с единым конунгом во главе».[57]

 

11. Почитание св. Олава за пределами Норвегии

Почитание святого Олава с невероятной быстротой распространилось по всей Скандинавии[58]. Сам по себе факт поразителен. Учитывая непростые отношения, прежде всего, между Норвегией, Швецией и Данией, прославление, почитание, устроение храмов и паломничества в Тронхейм не может не вызывать удивления.

Большая любовь к святому Олаву в Скандинавии проявлялась в строительстве храмов в честь св. Олава, создании многочисленных скульптур и изображений. В Скандинавии в средние века было построено более 400 храмов, посвященных святому Олаву. Если брать процентное отношение этих храмов к другим храмам в этом регионе, то храмы в честь святого Олава занимали здесь третье место после храмов в честь Божией Матери и святого апостола Петра. А в самой Норвегии храмов в честь святого Олава было больше, чем храмов в честь первоверховного Апостола, занимая, таким образом, второе место после храмов в честь Божией Матери.[59]

Исследователи так оценивают значение Олава Харальдссона для Скандинавии: «Святой Олав стал святым покровителем Скандинавии, святым покровителем епископов и аббатов, торговцев и солдат, святым покровителем Ганзейских купцов… мы должны также признать, что он был самым великим святым Скандинавии, - как в самой Норвегии, так и за ее пределами»[60].

Интересно, что самые древние литургические тексты, посвященные св. Олаву, были найдены в Англии. Один из исследователей литургической традиции почитания святого Олава пишет: «Самые древние литургические манускрипты найдены в Англии. Эти манускрипты относятся к родине епископа Гримкеля, т.е. Южной Англии. Удивительно то, что большинство мест, где изначально почитался святой Олав, находятся на Юге Англии, а не в тех областях, где проживали выходцы из Скандинавии»[61]. Заслуга епископа Гримкеля заключается в распространении почитания св. Олава в Англии, ему же принадлежат первые богослужебные тексты в честь святого.

Всего известно 20 задокументированных храмов, посвященных в Англии святому Олаву, общее же количество церквей в честь святого конунга предположительно около 40. В самом Лондоне в Средние века было построено 6 храмов в честь святого Олава.[62] Почитание святого Олава на Британских островах по своему масштабу, по все видимости, следует отнести на второе место в Европе после Скандинавского региона.

Почитание святого Олава не ограничилось лишь Скандинавским регионом и Британскими островами. Во многих странах Европы, а также за ее пределами были построены храмы в честь норвежского конунга, созданы скульптуры, написаны изображения конунга.

В одной из главных святынь христианства, храме Рождества Христова в Вифлееме, сохранилась фреска, изображающая святого Олава, с надписью на латыни: «SCS Olauus Rex Norwaegie» (Святой Олав, король Норвегии). Ее создание следует отнести к середине XII века.[63]

Почитание святого Олава было зафиксировано и в Нормандии. Святой Олав принял крещение в Руане, о чем сохранилась запись в местной хронике. Память о норвежском викинге жила в семье герцога нормандского и его окружения. Поэтому после гибели святого Олава на Стиклестаде и многих чудес, произошедших по смерти, было устроено несколько церквей, посвященных святому Олаву, покровителю прародины нормандцев.

В Голландии в Амстердаме был построен храм святому Олаву, позднее запечатленный Рембрандтом на одной из картин. Этот храм сохранился и сейчас, но используется как зал собраний. Кроме того, храмы в честь святого Олава были освящены в Толедо, Брюгге, Таллине, Гданьске, Стралсунде, Любеке, Бремене и Гамбурге. Часть мощей святого Олава хранилась в знаменитом монастыре святого Виктора в Париже. [64]

Наконец, церковь в честь святого Олава была воздвигнута и в сердце православного мира – Константинополе.[65]

 

12. Почитание св. Олава в России. Православное почитание просветителя Норвегии

В Новгороде была построена церковь в честь святого Олава, поздними летописцами названная «варяжской божницей». Она была воздвигнута на существовавшем скандинавском дворе. Время построения церкви не позднее конца XI века. Широкое почитание святого на Руси следует относить ко времени вслед за кончиной Олава на Стиклистаде, то есть к 30-ым годам того же века.[66]

С именем святого Олава на Руси связано несколько рассказов о чудесах, совершенных норвежским святым. Два из этих чуда относятся к посмертным чудесам святого:

1.Чудо иконы святого Олава при пожаре в Великом Новгороде, когда священник варяжской церкви вынес по просьбе людей икону святого Олава и огонь не пошел дальше – город был спасен.[67].

2.Исцеление немого человека в церкви святого Олава.

Эти чудеса произошли не ранее конца XI - начала XII веков, времени построения храма в честь святого Олава, и не позднее второй половины XII века, времени составления некоторых источников, в которых они встречаются (например «Страдания и чудеса святого Олава»).

Интересным фактом является то, что имя святого Олава находится в одной русской молитве, обращенной к Святой Троице. Молитва была составлена, видимо, в XI - начале XII веков, и сохранилась в многочисленных списках XIV-XVI веков.[68]

Почитание святого Олава в современной Норвегии растет, не в последнюю очередь – благодаря русским людям. Ежегодно совершается Литургия в день его памяти в русских приходах, прежде всего, в Осло и Тронхейме. Кроме того, накануне праздничных дней организуется паломничество к месту гибели святого конунга, в селение Стиклестад. В этом году паломничество было совершено уже в четвертый раз, и в нем приняли участие, помимо православных людей из Норвегии, паломники из Дании и России.[69] Возможно, именно русское почитание помогает и самим норвежцам несколько по-иному взглянуть на своего выдающегося соотечественника.

Кроме приходов Московского Патриархата святого Олава почитают в норвежских приходах Константинопольского Патриархата, а также в приходах Сербской Православной Церкви в Норвегии.

 

Заключение

Святой благоверный князь Олав Харальдссон (995-1030) является ярким святым неразделенной христианской Церкви. Его апостольская (миссионерская) деятельность в Норвегии продолжалась около пятнадцати лет. Плодом этих трудов стало крещение страны. Таким образом, подвиг св. Олава – подвиг «равноапостольный». В результате проведенных исследований автором выявлен образ святого Олава Харальдссона, кардинально отличающийся от распространенных в научной литературе трактовок его личности. Св. Олав предстает перед нами как истинный христианин, ревностный проповедник Евангелия, бескомпромиссный борец с язычеством и идолопоклонством. Служение Христовой вере для св. Олава является главным делом жизни. Этот образ верности евангельской проповеди даже до смерти, по глубокому убеждению автора, соответствует исторической фигуре конунга Олава Харальдссона.

Библиография

  1. Архангельский А. С. Любопытный памятник русской письменности XV века. С. Петербург. 1884.
  2. Большой Норвежско-Русский словарь. отв. ред. В. Берков, Осло. 2007.
  3. Джаксон Т.Н. Четыре норвежских конунга на Руси. Москва. 2000.
  4. История Норвегии. М. 1980.
  5. Кузнецов А.Е. История Норвегии. М. 2006.Стурлусон Снорри. Круг Земной. М. 1980.
  6. Мельникова Е.А. Предания о чудесах святого Олава Норвежского и его почитание в Новгороде. // «Исторический вестник» 7(11). 2000.
  7. Паломничество в Стиклестад. // Русская лепта. Осло. №3/2010.
  8. Филлипс А. свящ. Святой Альфедж Кентерберийский, мученик и патриот. Электронная версия: http://www.pravoslavie.ru/put/29344.htm
  9. Birkeli F. Tolv vintrer hadde kristendommen vært i Norge. Oslo. 1995.
  10. Blom G. A. Helgenkonge og helgenskrin : en kongeskikkelse i forvandling fra sagatid til reformasjonstid. Nidaros Domkirkes Restaureringsarbeiders forlag. 1994.
  11. Blom G. A. Nidaros som pilegrimsby; et utslag av den alleuropeiske pilegrimskulturen. Nidaros Domkirkes Restaureringsarbeiders forlag. 1992.Bugge A. Norges Historie. Vol.I-II. Kristiania. 1910.
  12. Bøckman P.W. Den Norske Kirke – historisk og aktuelt. Trondheim. 1989.
  13. The chronicle of Florence of Worcester. London. 1854. 136. Электронная версия: http://www.questia.com/PM.qst?a=o&d=24291172
  14. Coupland S. A saint for all nations. The cult of Saint Olaf outside Norway.
  15. Småskriftserien nr.16. Nidaros Domkirkes Restaureringsarbeiders forlag. 1998.
  16. Crouch D. The Normans. London. New York. 2002.
  17. Den Legendariske Olavssaga. Stavanger. 2000.
  18. Daae L. Norges Helgener. Christiania. 1879.
  19. Fett H. Hellig Olav Norges evige konge. Oslo. 1938.
  20. The Gesta Normannorum Ducum of William Jumieges. Ed.byE.Van Houts. Vol II. Books V-VIII. Oxford. 1995.
  21. Helgonet i Nidaros. Olavskult och kristnande i Norden. Red. L. Rumar. Stockholm. 1997.
  22. Henriksen V. Hellig Olav. Oslo. 1985.
  23. A History of Norway. The Passion and miracles of the blessed Olafr. Ed. C. Phelpstead. London. 2001.
  24. Jones G. The Vikings. Oxford. 1997.
  25. Kraug C. Ynglingatal og Ynglingesaga. Oslo. 1991.
  26. Langslet L.R. Olav den Hellige. Oslo. 1998.
  27. Langslet L.R. Olav i ”austerveg”. Статья. Авторская рукопись. 2010.
  28. Langslet L.R. Våre konger. Oslo. 2002.
  29. Lund K. Katalog over sankt Olavs mirakler. Magisteravhandling. Oslo. 1994.
  30. Munch P.A. Det Norske Folks Historie. Vol. IV. Oslo. 1942.
  31. Neveux F. L’aventure des Normands. Paris. 2007.
  32. Norrøn ordbok. L. Heggstad, F. Hødnebø, E. Simensen. Oslo. 2008.
  33. Politikens etymologisk ordbog. København. 2000. С. 461.
  34. Sanmark A. Power and conversion – A comparative study of Christianization in Scandinavia. Uppsala University. 2004.
  35. Seierstad A. Olavsdyrking i Nidaros og Nord-Europa. Nidaros. 1930.
  36. Solhoug A.J. The liturgy of St. Olav // Incarnation and creativity. ed. Ø Bjørdal. Trondheim. 1997.
  37. Steen S. Tusen års norsk historie. Oslo. 1958.
  38. Steinsland G. Den hellige kongen. Oslo. 2000. Straum O. Norrøn tro og kristningen av Norge. Bergen. 2004.
  39. Sveen A. Olav Haraldsson. Fra vikinghøvding til helgenkonge. Oslo. 1996.
  40. Willson B.T. History of the Church and State in Norway. Westminster. 1903.

[1] Ср. тропарь Всем Святым: «Апостоли, мученицы и пророцы…»

[2] Проблематика и историография вопроса династии Инглингов подробно рассмотрена в монографии Kraug C. Ynglingatal og Ynglingesaga. Oslo. 1991.

[3] Стурлусон Снорри. Круг Земной. М. 1980.

[4] Более подробно о значении и символизме династии Инглингов см. Henriksen V. Hellig Olav. Oslo. 1985. С. 28-36.

[5]Вообще интересна сама этимология слова «конунг», которое мы предпочитаем в слову «король». «Режи Боуэр отмечает, что слово konung ( нем. könig, англ. king) происходит от слова kyn, что означает «родство». Таким образом, «король-конунг» - человек, который в силу своего родства имеет право быть правителем страны. Neveux F. L’aventure des Normands. Paris. 2007. С. 24

[6] Politikens etymologisk ordbog. København. 2000. С. 461.

[7] Munch P.A. Det Norske Folks Historie. Vol. IV. Oslo. 1942. С. 36.

[8] См. нашу статью: «Некоторые особенности христианизации Скандинавского региона»…….

[9]Многие исследователи считают этот рассказ не соответствующим исторической действительности См. например Джаксон Т.Н. Четыре норвежских конунга на Руси. Москва. 2000. С. 57.

[10] Стурлусон Снорри. Круг Земной. М. 1980. С.137.

[11] Den Legendariske Olavssaga. Stavanger. 2000. С. 14.

[12] Стурлусон Снорри. Круг Земной. М. 1980. С.167.

[13] Стурлусон Снорри. Круг Земной. М. 1980. С.168.

[14] Henriksen V. Hellig Olav. Oslo. 1985. С. 52.

[15] Большой Норвежско-Русский словарь. отв. ред. В. Берков, Осло. 2007. С. 229.

[16] Norrøn ordbok. L. Heggstad, F. Hødnebø, E. Simensen. Oslo. 2008. С. 107.

[17] Willson B.T. History of the Church and State in Norway. Westminster. 1903. С. 65.

[18] Есть мнение, что даты немного занижены и Олав отправился в путешествие в более взрослом возрасте, но все же это расхождение не может превышать 3-4 лет.

[19] Стурлусон Снорри. Круг Земной. М. 1980. С.168.

[20] Стурлусон Снорри. Круг Земной. М. 1980. С.171.

[21] Стурлусон Снорри. Круг Земной. М. 1980. С.170.

[22]Langslet L.R. Våre konger. Oslo. 2002. С. 41.

[23] Bugge A. Norges Historie. Vol.I-II. Kristiania. 1910. С. 326-327.

 

[24] Филлипс А. свящ. Святой Альфедж Кентерберийский, мученик и патриот. Электронная версия: http://www.pravoslavie.ru/put/29344.htm

[25] Jones G. The Vikings. Oxford. 1997. С. 349.

[26] С 991 по 1014 викинги получили в Англии в качестве откупов 60 тонн серебра. (Langslet L.R. Olav den Hellige. Oslo. 1998. С. 26-27.)

[27] Crouch D. The Normans. London. New York. 2002. С. 30.

[28] The Gesta Normannorum Ducum of William Jumieges. Ed.byE.Van Houts. Vol II. Books V-VIII. Oxford. 1995. С. 26.27.

[29] Steen S. Tusen års norsk historie. Oslo. 1958. С. 44.

[30] Straum O. Norrøn tro og kristningen av Norge. Bergen. 2004. С. 53.

[31] Sanmark A. Power and conversion – A comparative study of Christianization in Scandinavia. Uppsala University. 2004. С. 82.83.

[32] Свободные крестьяне в Норвегии.

[33] Стурлусон Снорри. Круг Земной. М. 1980. С. 350.

[34] Именно святому конунгу Олаву Харальдссону Европа во многом обязана прекращением опустошительных набегов, которые викинги совершали в течение нескольких столетий. «Решительно боролась королевская власть с викингами. Объявив викингов вне закона, Олав Харальдссон покончил тем самым с давним обычаем, когда сыновья хёвдингов уходили в морские походы в погоне за славой и богатством. К нарушителям закона и правопорядка применялись суровые наказания: грабителям и разбойникам отрубали головы, ворам – руки и ноги» Кузнецов А.Е. История Норвегии. М. 2006. С. 65.

[35] История Норвегии. М. 1980. С. 138.

[36] The chronicle of Florence of Worcester. London. 1854. 136. Электронная версия: http://www.questia.com/PM.qst?a=o&d=24291172

[37] Langslet L.R. Olav den Hellige. Oslo. 1998. С. 73.

В более поздней статье тот же автор, анализируя различные исследования и летописные сказания, приходит со всей уверенностью к выводу, ранее бывшему лишь одним из предположений: Langslet L.R. Olav i ”austerveg”. Статья. Авторская рукопись. 2010.

[38] Стурлусон Снорри. Круг Земной. М. 1980. С. 335-336.

[39] Willson B.T. History of the Church and State in Norway. Westminster. 1903. С. 83.

[40] Стурлусон Снорри. Круг Земной. М. 1980. С. 341.

[41] Принятый в русских изданиях саг перевод названия места звучит «Стиклестадир».

[42] Willson B.T. History of the Church and State in Norway. Westminster. 1903. С. 86.

[43] Willson B.T. History of the Church and State in Norway. Westminster. 1903. С. 87.

[44] Стурлусон Снорри. Круг Земной. М. 1980. С. 352.

[45] Стурлусон Снорри. Круг Земной. М. 1980. 364.

[46] Langslet L.R. Olav den Hellige. Oslo. 1998. 90.

[47] Стурлусон Снорри. Круг Земной. М. 1980. С. 374.

[48] Lund K. Katalog over sankt Olavs mirakler. Magisteravhandling. Oslo. 1994.

[49] Список приводим по работе Lund K. Katalog over sankt Olavs mirakler, где обозначены источники, в которых содержатся упоминания об этих чудесах.

[50] Langslet L.R. Olav den Hellige. Oslo. 1998. С. 95.

[51] О почитании в Тронхейме см. также Blom G. A. Nidaros som pilegrimsby; et utslag av den alleuropeiske pilegrimskulturen. Nidaros Domkirkes Restaureringsarbeiders forlag. 1992.

[52] Bøckman P.W. Den Norske Kirke – historisk og aktuelt. Trondheim. 1989. С. 18.

[53] О судьбе мощей до и после Реформации См: Blom G. A. Helgenkonge og helgenskrin : en kongeskikkelse i forvandling fra sagatid til reformasjonstid. Nidaros Domkirkes Restaureringsarbeiders forlag. 1994.

[54] Sveen A. Olav Haraldsson. Fra vikinghøvding til helgenkonge. Oslo. 1996. С. 230.

[55] Исследователь Г. Стейнсланд пишет: «После смерти Олава Харальдссона на Стиклестаде в 1030 году до провозглашения умершего конунга святым и мучеником, сотворения Святого Олава, прошел едва год. Никаким источником не засвидетельствовано какого-либо организованного сопротивления христианству после этого», - Steinsland G. Den hellige kongen. Oslo. 2000. С. 19.

[56] Bøckman P.W. Den Norske Kirke – historisk og aktuelt. Trondheim. 1989. С. 11.

[57] Langslet L.R. Våre konger. Oslo. 2002. С. 48.

[58] Подробнее о почитании святого в Скандинавии см. Helgonet i Nidaros. Olavskult och kristnande i Norden. Red. L. Rumar. Stockholm. 1997.

[59] Seierstad A. Olavsdyrking i Nidaros og Nord-Europa. Nidaros. 1930. С. 94.

[60] Coupland S. A saint for all nations. The cult of Saint Olaf outside Norway.

Småskriftserien nr.16. Nidaros Domkirkes Restaureringsarbeiders forlag. 1998. С. 15-16.

[61] Solhoug A.J. The liturgy of St. Olav // Incarnation and creativity. ed. Ø Bjørdal. Trondheim. 1997. С. 69.

[62] Birkeli F. Tolv vintrer hadde kristendommen vært i Norge. Oslo. 1995. С. 123.

[63] Fett H. Hellig Olav Norges evige konge. Oslo. 1938. С. 80.

[64] Langslet L.R. Olav den Hellige. Oslo. 1998. С. 129- 132.

[65] Daae L. Norges Helgener. Christiania. 1879. С. 58.

[66] Мельникова Е.А. Предания о чудесах святого Олава Норвежского и его почитание в Новгороде. // «Исторический вестник» 7(11). 2000. С. 98.

[67] A History of Norway. The Passion and miracles of the blessed Olafr. Ed. C. Phelpstead. London. 2001. С. 47.

[68] Архангельский А. С. Любопытный памятник русской письменности XV века. С. Петербург. 1884. С. 13.

[69] Паломничество в Стиклестад. // Русская лепта. Осло. №3/2010. С. 16.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9