Монофизитство

Опубликовано: 05 марта 2025

Монофизитство [от греч. μόνος - один и φύσις - природа], еретическое учение, согласно которому во Христе одна природа (μία φύσις); противоположно православному дифизитству, т. е. учению о том, что во Христе две природы (δύο φύσεις), божественная и человеческая, соединенные в Ипостаси Бога Слова.

Исторически термином «монофизитство» охватываются учения как лиц, осужденных Вселенским IV Собором (Халкидонским), так и его противников, не согласившихся признать учение о том, что Христос существует и познаётся «в двух природах» (ἐν δύο φύσεσιν). Сторонников монофизитства именуют соответственно монофизитами или антихалкидонитами (нехалкидонитами).

Принято различать крайнее и умеренное монофизитство. Крайнее монофизитство - евтихианство - по имени ересиарха, константинопольского архимандрита Евтихия, в учении которого объединение двух природ во Христе приводило либо к поглощению плоти божеством, либо к образованию некой третьей сущности, не являющейся ни Богом, ни человеком. Евтихианство не сложилось в сколько-нибудь значимую богословскую традицию и было отвергнуто не только православными богословами, но и подавляющим большинством монофизитов. В отличие от евтихианства умеренное монофизитство, или собственно монофизитство, представлено большим количеством письменных памятников и является традиционным для существующих в настоящее время нехалкидонских Церквей (Армянская, Коптская, Сиро-Яковитская, Эфиопская). Принимая термин «природа» в христологии в значении конкретной реальности, эти монофизиты отождествляли его с термином «ипостась» (ὑπόστασις), так что формула «одна природа» была для них способом выразить единство Христа. Они подчеркивали полноту Его человечества, но отказывались признать за ним статус «природы». Умеренное монофизитство называется также севирианским - по имени наиболее влиятельного богослова этого направления патриарха Севира Антиохийского. Прп. Иоанн Дамаскин определяет евтихианство и монофизитство как 2 различные ереси (Ioan. Damasc. De haer. 82, 83). Принципиальным отличием монофизитство от евтихианства полагают признание единосущия Христа нам по человечеству (Болотов. Лекции. Т. 4. С. 357. Примеч. 1). Тем не менее сам Евтихий также в конце концов согласился признать его (ACO. T. 2. Vol. 2(1). P. 142). Святые отцы усматривали основным в монофизитстве исповедание «одной природы Христа», из которого неизбежно следовали выводы, сближавшие монофизитство не только с евтихианством, но и с аполлинарианством и докетизмом.

https://www.pravenc.ru/text/2564126.html

Иером. Феодор (Юлаев)

Источник

Православная энциклопедия

Перейти
  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку