Опубликовано: 04 марта 2025
Дифизитство [от греч. δύο - два и φύσις - природа], богословская доктрина, выражающая христианскую веру в истинное божество и истинное человечество Иисуса Христа в концепции двух природ Христа - божественной и человеческой.
Вера Церкви в истинное божество и истинное человечество Иисуса Христа изначальна и укоренена в Священном Писании. Священное Писание ясно свидетельствует как об истинном Божестве Христа (см., напр.: Ин 1. 1-3; 3. 13, 16-18; 5. 17-26; 8. 58; 10. 15, 24-30; 17. 5; Мф 26. 63-64; Мк 11. 27; 14. 61-62; Лк 10. 22; 1 Тим 3. 16; 1 Кор 2. 8; Тит 2. 13), так и о Его истинном человечестве (Ин 8. 40; Мф 4. 2; 8. 20, 29-30; 26. 38; 27. 40-61; Мк 4. 38; 10. 13; 14. 8; Лк 2. 21, 52; 22. 41-44; 24. 39; Ин 4. 6; 8. 6; 11. 33; 12. 3). В доникейский период святые отцы и учители Церкви преимущественно в полемике против ересей защищали веру Церкви в то, что Христос есть истинный Бог и истинный человек. Важнейшим ориентиром при этом для св. отцов являлось сотериологическое основание христианской веры - веры в истинное соединение во Христе Божества и человечества и уврачевание от греха последнего. В борьбе с гностиками (см. Гностицизм) и докетами (см. Докетизм), учившими о призрачности человечества Христа, мужи апостольские, апологеты, святые отцы и учители Церкви свидетельствуют веру Церкви в истинность человечества Христа (Ign. Ep. ad Trall. X; Iren. Adv. haer. III 19; V 1, 2. 1; Tertull. Adv. Marcion. III 8; V 7; Idem. Adv. Prax. XXVII). В борьбе с триадологическими ересями доникейского периода, а также арианской ересью (см. Арианство) Церковь отстаивала веру в истинное Божество Спасителя. Терминологическую определенность концепция двух природ приобретает во 2-й половине IV в. в контексте полемики как с арианством, отвергавшим истинное Божество Логоса, так и с аполлинарианством, учившим о неполноте человеческой природы Христа. Несмотря на то что Аполлинарий, еп. Лаодикийский, был борцом с арианством, концептуально его христология оказывалась созвучной арианству в части описания единства Христа, рассматривавшегося и в арианстве и в аполлинарианстве как результат непосредственного, природного единства Логоса и неполного человечества - плоти без разумной души. Источник: ДИФИЗИТСТВО
Православная энциклопедия
Перейти