
Номер открывает статья наместника Андреевского ставропигиального мужского монастыря, директора Синодальной библиотеки, заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, профессора и руководителя аспирантуры Московской духовной академии игумена Дионисия (Шленова) «Православная диаспора в мире: к вопросу о ее каноническом статусе». Автор, опираясь на обширную базу источников, критически анализирует вопрос руководства православной диаспорой, в первую очередь историю его обсуждения в XX – начале XXI в., противопоставляя свою позицию взглядам сторонников особых судебных и административных прав Константинопольского патриарха. В статье отмечается, что единой семье Поместных Церквей без достаточных оснований навязывалась ведущая роль Константинополя. При этом антиканонические действия последнего по украинскому вопросу сделали совершенно невозможным рассмотрение его кандидатуры в качестве главы всей диаспоры. Позиция Русской Православной Церкви, как показано в статье, отражает принципы соборной экклесиологии и равноправия Поместных Церквей как в рамках их юрисдикций, так и, в определенных ситуациях, за их пределами — в диаспоре.
Далее следует статья «О деятельности священника Петра Славолюбова» кандидата искусствоведения, сотрудницы Центра эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» ГМИИ им. А.С. Пушкина Ольги Сергеевны Трофимовой. Исследование посвящено служению отца Петра в 1845–1848 годах в церкви во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи под Бором (ныне в составе Патриаршего Черниговского подворья). Основным источником послужили документы Московского комитета для цензуры духовных книг, где он был секретарем с 1838 по 1844 год. Этот период в России характеризовался развитием православного книгоиздания: публиковались переводы святых отцов, росло число научных, учебных и популярных духовных изданий. Поэтому изучение обязанностей и работы сотрудников Комитета позволяет лучше понять место этого учреждения в развитии православного книгоиздания. Большинство архивных документов, использованных в статье, вводятся в научный оборот впервые.
Истории и основным решениям всероссийского и предсоборного съездов обновленческого «Союза общин древле-апостольской церкви» (СОДАЦ) посвящен материал независимого исследователя Алексея Сергеевича Родионова «Съезды "Союза общин древле-апостольской церкви" 1923 г.». В 1920-е годы в РСФСР/СССР проходили собрания разных религиозных объединений, и обновленцы также использовали возможность заявить о себе и продемонстрировать лояльность новой власти. Съезд СОДАЦ, прошедший в Москве 15–17 марта 1923 года, заявил о полной солидарности с советской властью, осудив любое ей противодействие; признал необходимым роспуск нелояльных церковно-приходских советов; провозгласил равноправие женщины с мужчиной в обществе, семье и Церкви; высказался за «просвещенного пастыря», признающего науку и культуру, борющегося с суевериями и живущего общественно-полезным трудом; разрешил второбрачие духовенства, но запретил монашеский епископат. Предсоборный съезд СОДАЦ в конце апреля того же года ограничился резкой критикой св. патриарха Тихона и призывом упразднить патриаршество. Политические требования обоих съездов нашли отражение в решениях обновленческого «поместного собора» 1923 года, который, однако, отказался от широких реформ. Вскоре СОДАЦ, как и память о его съездах, был упразднен и забыт.
Завершает номер статья секретаря по делам дальнего зарубежья ОВЦС МП, профессора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, доктора богословия протоиерея Сергия Звонарёва. Она обращена к теме сотрудничества Русской и Польской Православных Церквей в 1960-х – 1970-х годах, в период председательства митрополита Никодима (Ротова) в Отделе внешних церковных сношений. Автор приходит к выводу, что исторически тесные, сестринские de jure и материнско-дочерние de facto связи между Церквами находили поддержку властей СССР и ПНР, помогали решать сложные вопросы в межправославных отношениях и способствовали сближению народов. Благодаря заступничеству Московского Патриархата, Константинополь пошел на нормализацию отношений с руководством Польской Церкви. Русская и Польская Церкви демонстрировали высокий уровень доверия и сотрудничества в области официальных контактов, переписки, взаимных визитов, межхристианской деятельности, миротворчества, академических обменов и распространения церковной периодики. Обучение польских студентов в духовных школах Московского Патриархата заложило основу для братских связей на последующие десятилетия.
Исследование подготовлено на материалах церковных и государственных архивов, в первую очередь Архива Отдела внешних церковных связей. Многие документы, касающиеся двусторонних связей Русской и Польской Православных Церквей, впервые вводятся в научный оборот.
Источник: Богослов.RU / Журнал «Церковь и время»