46
  • Мнение

Зачем семинаристам археология?

Опубликовано: 24 августа 2025

Дьячков Сергей Владимирович

Герасим (Дьячков Сергей Владимирович), игумен

Заместитель ректора по административно-хозяйственной работе, доцент кафедры церковной истории Московской духовной академии

image

Студенты Московской духовной академии на археологической практике в городе Сочи

Пресс-служба МДА

Зачем в духовных школах преподают археологию, а будущих священников отправляют «в поле» на археологическую практику? Объясняет заместитель ректора по административно-хозяйственной работе Московской духовной академии, доцент кафедры церковной истории игумен Герасим (Дьячков).

Историк для достижения целей и задач, которые он ставит в исследовании, должен использовать не только письменные исторические источники, но и изобразительные, и вещественные.

Иногда меня студенты спрашивают: «Как изучать древнегреческуювазу — это вещественный источник?» — «Да, вещественный. Но ведь на вазе появляются изображения, а это какой источник? Изобразительный. А если еще появляются какие-то надписи, это письменный источник».

Оказывается, исторический источник — это гиперсистема. И только комплексный подход в изучении этого источника может дать нам максимальное количество информации.

Это в научном отношении. Ну, а если говорить о той пользе, которую приносит археологическая практика, — многие из наших студентоввпоследствии будут возглавлять епархии, монастыри, приходы. А зачастую наши храмы и монастыри являются памятниками архитектуры, истории и культуры. Надеюсь, что наш выпускник, получив базовые знания в области археологии, станет бережно относиться к этим памятникам.

Ведь в недалеком прошлом, особенно в 90-х годах, очень небрежно и даже по-варварски велась реставрация и прочие строительные работы. На территории храма трактором могли яму выкопать! Надеюсь, после наших занятий, основанных на научном подходе, это всё-таки будет изжито.

На основе беседы из проекта «Лица Академии 3.0»

  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку