80
  • Мнение

Какой будет семинария после Болонского процесса

Опубликовано: 11 октября 2025

Лизгунов Павел Олегович

Лизгунов Павел Олегович, священник

Проректор по учебной работе Московской духовной академии

image

Пресс-служба Московской духовной академии

В 2022 году российские вузы исключили из Болонской системы. Какой будет новая российская система высшего образования и какое место в ней займут духовные школы, рассуждает проректор по учебной работе Московской духовной академии священник Павел Лизгунов.

Пока окончательно ещё не решено, каким будет духовное образование после выхода России из Болонского процесса. Существует упрощённое толкование, что мы возвращаемся к специалитету. На самом же деле мы создаем новую систему с учетом всех достижений прошлого – и Болонского процесса, и советского опыта. Впрочем, этого вектора – «взять всё хорошее и убрать всё плохое» – очень сложно достигнуть в реальности. Советская и Болонская системы если не противоположны, то очень по-разному направлены.

В нашем российском случае часто происходила имитация Болонской системы. Для перехода от одной системы образования к другой нужны десятилетия, если не века. А мы несколько шагов сделали в этом направлении, вроде бы создали внешние формы (бакалавриат, магистратура, зачетные единицы трудоемкости, компетенции и так далее), но сейчас, получается, нужно возвращаться назад. 

Сегодня озвучены базовые параметры новой образовательной системы. Будет уровень высшего образования, которое в первых версиях называлось «базовым высшим». В зависимости от специальности оно будет занимать от четырех до шести лет – то есть это не совсем возвращение к специалитету. Затем будет уровень специализированного высшего образования – магистратура сохраняется, но не для всех специальностей: где-то она будет годичной, где-то двухгодичной. А затем уже трёхгодичная аспирантура в том виде, как она сейчас существует.

И полемика идёт, во-первых, вокруг длительности высшего образования, а во-вторых, вокруг наличия или отсутствия специализированного уровня. Было обсуждение на уровне Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по теологии, и мы сформулировали свое предложение в виде проекта нового федерального стандарта. Сейчас это предложение рассматривается федеральными властями, но вопрос о переходе на новую образовательную систему отложен до 2026/2027 учебного года.

Наше предложение таково: пять лет высшего образования, два года специализированного высшего образования (магистратуры) и затем аспирантура. Почему мы не захотели возвращаться к пятилетнему специалитету? Все довольно единодушно сочли, что магистратура нам совсем не лишняя. Когда у нас писались кандидатские диссертации сразу после специалитета, они были гораздо слабее, чем сейчас. И если раньше в наш церковный аналог аспирантуры поступала большая часть студентов, в том числе не имеющие никаких научных интересов, то сейчас на уровне аспирантуры мы их отсекаем.

С другой стороны, от пятилетнего учебного плана и мы не отходили. Даже перейдя на бакалавриат, мы сохранили у себя подготовительный курс, на который поступают почти все абитуриенты. Сразу на первый курс могут поступать только те, кто в силах сдать вступительный экзамен на уровне выпускников подготовительного отделения. Но если раньше первый курс был именно первым, то есть дисциплины логически продолжались на втором курсе, то сейчас подготовительный курс – как бы замкнутая система.

Думаю, что в рамках новой образовательной системы нужно инкорпорировать подготовительный курс в общую программу. Потому что нам катастрофически не хватает времени на изучение самых ключевых, базовых дисциплин: Священного Писания, догматического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви. И особенно – литургики, потому что она всегда была проблемной областью.

На основе беседы из проекта «Лица Академии 3.0»

  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку