261
  • Научные статьи

Оригеновские исследования: современные проблемы и исследовательские направления

Опубликовано: 22 января 2025

Автор

image

Грюнерт Анна

Кандидат философских наук. Независимый исследователь

Источник

Грюнерт А. Оригеновские исследования: современные проблемы и исследовательские направления // Богослов. 2025. № 1 (5). С. 22–56. DOI: 10.62847/BOGOSLOV.2025.28.70.002

URL: https://bogoslov-journal.ru/ru/articles/0195989c-5818-7174-8f76-ed51094cff23

image
Аннотация. Публикация представляет краткий обзор современных исследовательских направлений в области изучения наследия Оригена Александрийского (ок. 185−253). Особое внимание уделяется переводам на современные языки и исследованию «Бесед на псалмы» Оригена, а также изучению «Филокалии» Оригена. Среди актуальных исследовательских направлений выделяются вопросы, касающиеся роли человеческой свободы в богословском построении Оригена, а также обозначается интерес к естественной теологии. Кроме того, работа дает представление о некоторых новейших проектах и деятельности научных центров, среди которых можно выделить проект Clavis Origenis, семинар Origen Cluster и «Центр исследований Оригена» в Мюнстере. Среди конференций были упомянуты последние две «Оригенианы» (2017, 2022) и Оксфордская конференция патристических исследований (2024).

Введение

Задача статьи заключается в том, чтобы представить обзор исследований, которые в последнее время были посвящены изучению наследия и рецепции Оригена. Помимо описательной задачи в тексте обозначаются наиболее релевантные современные исследовательские направления и темы, что может послужить вкладом в российскую оригениану. Последнее важно ввиду того, что в отечественной патрологии недостаточно внимания уделяется международному исследовательскому опыту изучения Оригена, как отметил П. Б. Михайлов в своей критике одного из новейших российских учебников по патрологии[1].

Слабый интерес к наследию Оригена в настоящее время обусловлен, вероятно, негативной оценкой его богословского наследия в российской церковной науке. Подобную оценку, например, можно найти в работе «Иисус Христос в восточном православном богословии» прот. Иоанна Мейендорфа, который полагает, что « учение Оригена о человеке, его понимание Воплощения и его эсхатология могут быть поняты только в рамках спиритуалистического монизма, по существу платонистического »[2] . Отсюда он делает заключение, что « осуждение оригенизма неизбежно включает и самого александрийского учителя»[3]. Вместе с тем следует отметить, что российские дореволюционные патрологи высоко ценили наследие Оригена[4]. Так, мч. Иоанн Попов в своем пособии по патрологии роль Оригена в развитии христианского богословия осмысляет следующим образом: « Ориген дал философское обоснование христианской догматики. Однако он желал остаться в полном согласии с верой простых христиан, с твердо установленным и общеобязательным учением Церкви. Поэтому в основу своей системы он положил правило веры. Он признает содержание правила веры неизменным и принимает его в силу авторитета Церкви. Исследованию же подвергает лишь то, что не было еще закреплено в правиле веры и не получило общеобязательного значения»[5]. Подобную мысль высказывали С. Л. Епифанович[6] и В. Ф. Певницкий[7], его современники. Принимая во внимание интерес к богословской мысли Оригена среди отечественных патрологов, к которым можно также отнести свящ. Григория Малеванского, автора « Догматической системы Оригена »[8], можно полагать актуальным обзор современных исследовательских направлений на русском языке в области изучения наследия александрийского экзегета. В свою очередь, перспективным также является исследование истории русской оригенианы, что, например, предпринял Д. А. Рубцов в статье, где представляет краткий обзор оценки богословской системы Оригена в синодальную эпоху, среди авторов русского зарубежья и в настоящее время[9].

Настоящий обзор дает представление лишь о наиболее известных и релевантных проектах, публикациях и исследовательских направлениях. Кроме того, он не касается некоторых исключительно ценных российских работ, как, например, монографии О. Е. Нестеровой, в которой исследуется становление учения Оригена о трех смыслах Священного Писания[10]. Настоящая статья также не упоминает некоторые российские диссертационные исследования, затрагивающие наследие Оригена. Среди них можно упомянуть диссертацию Р. С. Соловьева под названием «“Жизнь Плотина” Порфирия в историко-литературном контексте II III веков и проблема ее жанровой неоднородности», защищенную в 2023 г. в Диссертационном совете МГУ. Для исследования Оригена данная работа представляет ценность ввиду того, что в ней проводятся связи между авторами, входящими в римский философский кружок Плотина, и авторами, как свт. Григорий Неокесарийский и Евсевий Кесарийский, которых можно отнести к школе Оригена. Диссертант отмечает сходство образа Плотина, созданного Порфирием, с образом Оригена, который представлен у Григория Неокесарийского.

1. «Беседы на псалмы» Оригена из Codex Monacensis Graecus 314

Обнаружение и издание текста

Важным открытием в области текстологии оказалось обнаружение в апреле 2012 г. в Мюнхенской государственной библиотеке двадцати девяти гомилий Оригена на псалмы. Этот сборник проповедей был найден Мариной Молен Прадель при исследовании рукописи Codex Monacensis Graecus 314, вероятно, происходящей из Константинополя[11]. Рукопись содержит 371 лист и датируется XII в. Между XIV и XV вв. переписчик на первом и последнем листе указал имя Михаила Пселла, что, возможно, вызвало путаницу при установлении авторства гомилий[12]. Можно предположить, что имя Пселла было добавлено на основании довольно распространенной традиции, согласно которой ему принадлежали многочисленные толкования на псалмы в стихах и прозе. Эта атрибуция, однако, на данный момент подвергается сомнению[13].

Обнаруженные в Мюнхене гомилии на псалмы представляют лишь малую часть проповедей на псалмы, составленных Оригеном. Это можно заключить из письма блж. Иеронима Павле, где приведен перечень доступных в конце IV в. гомилий на псалмы Оригена[14]. Как отмечает Лоренцо Перроне, обнаружение «Бесед на псалмы» Оригена особо значимо тем, что в последний раз тексты Оригена (трактат « О Пасхе » и « Беседа с Гераклидом ») были найдены в 1941 г. в Египте[15].

Прадель, архивист Мюнхенской государственной библиотеки, обнаружила, что четыре гомилии упомянутого кодекса отражают тот же текст, который до сих пор был доступен лишь в латинском переводе Руфина Аквилейского[16]. Кроме того, по ее наблюдениям, ряд пассажей, содержащихся в этой рукописи, в том числе из цикла бесед на Пс. 77, были опубликованы Жан-Баттистом Питрой под именем Оригена в последней четверти XIX в. Помимо этого издания фрагментов катен, которое вышло в 1883 и 1884 гг.[17], до 2012 г. толкования на псалмы Оригена на греческом языке были известны благодаря фрагментам, изданным в 12-м[18] и 17-м[19] томах « Греческой патрологии ». Обнаружение «Б есед на псалмы » позволяет верифицировать или фальсифицировать ряд фрагментов, приписываемых Оригену в катенах[20], и тем самым по-новому взглянуть на традицию оригеновского материала в катенах.

Критическое издание так называемых « новых » « Бесед на псалмы » Оригена было подготовлено группой исследователей под руководством Лоренцо Перроне, профессора Католического университета Святого Сердца в Милане, и издано в 2015 г. в немецкой серии Die Griechischen Christlichen Schriftsteller .

Переводы

Спустя пять лет после публикации критического издания «Беседы на псалмы» Оригена были переведены на итальянский Лоренцо Перроне, который сопроводил свой перевод исключительно пространным комментарием[21]. На английский это собрание проповедей перевел Джозеф Тригг в серии « Отцы Церкви » ( The Fathers of the Church )[22]. Притом что в целом оценка этого перевода положительная, некоторые решения переводчика подвергаются критике. Так, Марк Джеймс считает, что Тригг неверно проводит различие между понятиями λέξις ( wording /означающее) и ῥητ ό ν ( statement /означаемое). В то время как, согласно Триггу, λέξις обозначает сами слова Писания, ῥητ ό ν соотносится с « непосредственным, интуитивным смыслом этих слов »[23]. Однако, с точки зрения Джеймса, автора рецензии на этот перевод, слово ῥητ ό ν может обозначать как « означающее », так и буквальный смысл текста[24]. Так, например, во 2-й Б еседе на Пс. 80 Ориген словом ῥητ ό ν указывает не на смысл или прочтение евангельского текста, а на сам текст, что Перроне на итальянский переводит как « сказанное » ( detto )[25]: «часто приходит человек, который желает понять смыслы, скрытые в Священном Писании, причем скрытые глубоко. Он, однако, не знает сказанного в Евангелии ( ῥητὸν εὐαγγελικόν ), не помнит апостольского слова и не знает, что говорит пророк и что написано в определенной книге»[26]. В свою очередь, оборот κατὰ τὴν λέξιν обозначает не «означающее», а буквальное понимание Кол. 3:16 («... во благодати воспевая в сердцах ваших Господу») во 2-й Б еседе на Пс. 67: «если кто-то полагается на буквальное понимание этих слов ( κατὰ τὴν λέξιν ), я не знаю, может ли быть определено, как сердце поет, в то время как оно производит не только пение, но и речь»[27]. В этом отношении погрешность перевода, предложенного Триггом, заключается в том, что определенное греческое понятие он пытается последовательно переводить одним английским словом, так что его перевод не всегда уделяет должное внимание контексту и смыслу, который Ориген вкладывает в свою экзегезу. Перевод Тригга отличается еще и тем, что понятие λόγος он не переводит, а лишь транскрибирует.

На немецкий язык перевод готовит группа исследователей, работающих в «Центре исследований Оригена» при Вестфальском университете имени Вильгельма в Мюнстере (Германия).

На русский язык четыре гомилии на Пс. 36, а также гомилии на Пс. 74 и 81 были переведены и опубликованы Анной Грюнерт в журнале « Библия и христианская древность » , издаваемом при Московской духовной академии[28]. В дальнейшем планируется публикация перевода всех « Бесед на псалмы » Оригена в формате билингвы.

На французский язык «Беседы на псалмы» переводятся группой исследователей, приглашенных «Институтом христианских источников» (Institut des sources chrétiennes) в Лионе, и будут изданы в ближайшие годы в формате билингвы. При этом следует упомянуть ценные исследования по большей части филологического характера, написанные в ходе работы французскими переводчицами. Так, Аньэс Алио-Мило посвятила статью функции союза καί , при помощи которого в рамках христологического толкования Пс. 76 Ориген обозначает переход к аллегорическому толкованию[29]. В другой работе под названием «Вопрошание как способ организации диалога в Беседах на псалмы Оригена» она рассмотрела роль, которую вопросы и ответы играют в композиции отдельных толкований на псалмы[30]. Клодин Кавалье, ее коллега, на последней Международной конференции патристических исследований в Оксфорде в 2024 г. представила доклад под названием «Полемика с евреями в Беседе на Пс. 73 Оригена: литературные приемы».

Исследования

Первый сборник статей, посвященный «Беседам на псалмы», был опубликован в 2014 г. в качестве выпуска журнала Adamantius[31] . Тематический раздел делится на две части. В то время как в первой части представлены работы более общего характера, посвященные толкованиям Оригена на псалмы, во второй части опубликованы исследования, касающиеся новонайденных гомилий. При этом можно отметит��, что, поскольку критическое издание этих текстов вышло только в 2015 г., некоторые исследователи предпочли ограничиться изучением уже изданных текстов. Так, Марио Джирарди в примечании к статье, посвященной влиянию Оригена на толкования на псалмы Василия, отмечает: «[эти гомилии] сейчас только транскрибируются, а атрибуция Оригена является предметом еще неопубликованных исследований ( esse sono in corso di trascrizione e l attribuzione origeniana è oggetto di indagini tuttora inedite ) »[32].

Некоторые аспекты гомилий были довольно детально изучены. Киара Барилли посвятила две статьи языковым особенностям и философской терминологии «Бесед на псалмы»[33]. Альфонс Фюрст рассмотрел освещение иудаизма и роль антииудейской полемики, поскольку, как нам известно, в Кесарии при Оригене существовала многочисленная иудейская община[34]. Французский исследователь Ален ле Буллюэк, известный своими работами о раннехристианском гностицизме[35], описал и сопоставил все места, где в « Беседах на псалмы » упоминается гностицизм[36]. Аделе Монаки Кастаньо, автор большого числа работ, посвященных аудитории и контексту проповедей Оригена[37], написала статью, где исследовала литургический контекст и хронологию гомилий Оригена[38]. Последняя работа важна прежде всего тем, что еще раз[39] ставит под сомнение ряд положений Пьера Нотена, касающихся литургического контекста гомилий. К ним, например, относится до сих пор принятая некоторыми авторитетными исследователями[40] гипотеза, что в Кесарии проповеди произносились согласно определенному циклу чтения библейских текстов на богослужении[41].

Кроме того, под редакцией Джозефа Тригга в ближайшее время планируется публикация сборника статей, среди которых будет опубликована в том числе работа канадской исследовательницы Мириам ДеКок, посвященная просопологической экзегезе в «Беседах на Пс. 15»[42]. На близкую тему недавно опубликовал статью Жан-Пол Жюж, где он рассматривает роль, которую играет просопологическая экзегеза в контексте экклезиологии Оригена[43]. Д е Кок, посвятившая « Беседам на псалмы » специальный проект в Орхусском университете, также в последние годы опубликовала несколько работ, в которых исследует, каким образом в гомилиях Оригена, и в том числе в нескольких беседах на псалмы, осмысляется роль толкователя в качестве проводника к Богу Слову[44]. Автор статьи опирается на выводы, сделанные ранее Карен Торезен, монография которой остается весьма авторитетной среди исследователей гомилетики Оригена[45]. Согласно ДеКок, Ориген ставит акцент на том, что экзегет для толкования Ветхого Завета должен обладать особой духовной зрелостью. Некоторые тексты Ветхого Завета особенно сложны для восприятия, так что толкователь нуждается в помощи божественной благодати для их разъяснения. Кроме того, экзегет имеет глубокую духовную близость с библейскими пророками, поскольку он при толковании непосредственно слышит Слово. Подобная близость, о которой говорится в прологе к 1-й Беседе на Пс. 67, обретается в молитве, когда проповедник молится словами псалмопевца, чтобы обрести «интерпретативное понимание» ( interpretive understanding ), говоря на «небесном языке» ( λόγος οὐράνιος )[46].

Поскольку «Б еседы на псалмы » не представляют в композиционном отношении однородного сборника, посвященных им текстов, монографий и пространных исследований не очень много. Тем не менее можно выделить работу Марка Джеймса, который, взяв за основу диссертацию, защищенную в 2016 г. в Университете Вирджинии, издал в 2021 г. монографию под названием «Изучать язык Писания: Ориген, премудрость и логика толкования»[47]. На основании «Бесед на псалмы» Оригена он предлагает рассмотреть подход Оригена к толкованию Писания в контексте стоического учения о языке, согласно которому внутреннее построение языка отражает структуру мироздания. Тем самым, как полагает Джеймс, задача толкователя состоит не столько в том, чтобы объяснить смысл Писания, сколько в том, чтобы научить аудиторию мыслить и говорить на языке Писания. Высшей целью становится обожение языка и способность обращаться к Богу с дерзновением. В этом отношении выводы автора монографии близки осмыслению Оригеном своей роли проповедника, которое предлагает ДеКок. Джеймс через такое понимание теоретической основы герменевтики Оригена намерен доказать, что аллегория Оригена не произвольна, как полагают критики и исследователи Оригена, как, например, Ричард Хансон[48], но имеет рациональное «научное» измерение.

В 2024 г. Альфонс Фюрст, директор «Центра исследований Оригена», опубликовал монографию, посвященную соотношению обожения и социальной этики в Беседе на Пс. 81[49]. Работа также содержит первый перевод этой гомилии на немецкий. Толкуя выражения «боги» и «сыновья Всевышнего» в Пс. 81:6, Ориген ставит акцент на том, что обожение охватывает не только дух и душу, но также тело человека, благодаря чему человек становится подобен Христу как учителю.

Среди исследователей, посвятивших исследования так называемым «новым» беседам на псалмы Оригена, следует прежде всего упомянуть Лоренцо Перроне. С одной стороны, исследователь посвятил несколько работ богословским аспектам гомилий, как, например, христологии[50] и пневматологии[51], сопоставив эти тексты с некоторыми пассажами трактата «О началах». С другой стороны, среди его работ можно выделить статью, где рассматривается соотношение Писания и естественной теологии[52]. В этой работе он обращает внимание на пассаж из 4-й Беседы на Пс. 76, где Ориген говорит о тварном мире как путеводителе к богопознанию, что, с его точки зрения, встречается в корпусе текстов Оригена очень редко[53].

На эту же тему опубликовал работу Роберт Сомос, профессор Печского университета (Венгрия)[54]. В этом тексте исследователь в большей степени концентрирует внимание на том, что Ориген ставит естественное откровение выше божественного Откровения. В 1-й Беседе на Пс. 77 Ориген объясняет это тем, что некоторые рукописи Священного Писания содержат ошибки, вводящие в заблуждение еретиков[55]. С точки зрения Сомоса, поскольку для Оригена тексты псалмов ставят больше всего вопросов текстологического характера, аудитории гомилий, среди которой также находились катехумены и менее образованные христиане, нужно было сначала «привить идею теистической философии» ( implant the idea of theistic philosophy ). Еще одной значимой работой Сомоса следует считать статью, посвященную музыкальной терминологии бесед на псалмы[56]. Обнаружение бесед позволило значительно дополнить представление о буквальном и аллегорическом толковании библейских пассажей, касающихся музыки. К ним можно, например, отнести Пс. 67:5 (« пойте Богу нашему, пойте имени Его...» ) и Пс. 80:3 (« возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью …» ). В статье Сомос обращает внимание на то, что пение отождествляется Оригеном с созерцанием как высшей формой знания в рамках следующей платонической концепции: в то время как пение является «идеей», игра на музыкальном инструменте становится ее неполноценным отображением.

На подобную тему с использованием тех же источников написали работы Валерий Валентинович Петров[57] и Маргерит Арль (1919 –2020)[58], чей текст был дописан коллегами и опубликован посмертно. Исследовательница поставила задачу рассмотреть, каким образом использование специальной музыковедческой терминологии при толковании Пс. 67:5 соотносится с использованием этой же лексики предшественниками Оригена, к которым можно отнести Филона и Климента Александрийского. При этом пение, которое определяется Оригеном как более благородный вид музицирования, соотносится с умозрительной музыкой, находящейся в согласии с божественным Словом.

Диссертации

Первую диссертацию, полностью посвященную новообретенным «Беседам на псалмы», под названием «Слово в городе: библейская наука и культура чтения в Беседах на псалмы Оригена из Codex Monacensis Graecus 314» в 2020 г. защитил американский исследователь Джон Солхейд в Университете Торонто[59]. Автор уделил особое внимание тому, как Ориген при толковании Писания следует образовательным и в том числе философским традициям Поздней античности, с тем чтобы научить свою аудиторию осмысленно читать библейский текст. С точки зрения Солхейда, ключевую роль в педагогике Оригена играет представление о «чистоте сердца», соответствующее состоянию особого внимания, в котором нуждались христиане, живущие в городской среде, где их, по замечанию диссертанта, могли отвлекать, например, состязания гладиаторов и музыкальные представления. Понятие «чистоты сердца» раскрывается путем переносного использования слов, указывающих на части тела, так что «внешний человек» противопоставляется «внутреннему». Пример подобной «духовной омонимии» можно обнаружить в 1-й Беседе на Пс. 36 в толковании на Пс. 36:4 (« услаждайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего »). Здесь Ориген сравнивает потребности пяти чувств, которыми постигается мир, с духовными потребностями сердца ( καρδία ), «где находится твой ум ( νοῦς ) и управляющее начало ( ἡγεμονικόν [60]. В качестве источников, в которых были исследованы некоторые приемы, используемые грамматиками при преподавании начальных знаний о языке, Солхейд обратился к 1-й Гомилии на Пс. 36 и 1-й Гомилии на Пс. 77. К подобным приемам можно отнести, например, объяснение полисемии и стилистических особенностей отдельных слов. Гомилиям также посвящены несколько докладов этого автора, произнесенных на различных международных конференциях. Его сообщения посвящены влиянию Филона на экзегезу псалмов, трактовке аллегории в Беседе на Пс. 80, социальному и этическому измерению обожения в Беседе на Пс. 81, месту молитвы в раннехристианских текстуальных сообществах и образу манны небесной.

Рецепции экзегезы Оригена на псалмы была посвящена диссертация «Позднеантичные философские традиции в Беседах на псалмы Оригена и Василия Великого», защищенная Анной Грюнерт в 2024 г. В диссертационном исследовании впервые было проанализировано отношение «Бесед на псалмы» Оригена к одноименному сборнику проповедей Василия Великого. В ходе работы была осуществлена попытка рассмотреть эти источники не только как памятники раннехристианской литературы, но также как тексты, которые могут быть рассмотрены в историко-философской перспективе. При этом было выявлено особое позднеантичное осмысление библейской книги Псалтири в качестве универсального источника знания, представленного в том числе в философских терминах. Важным элементом работы также стало подробное изучение различных значений философского понятия «выбора» ( προαίρεσις ), что показало релевантность этого понятия в раннехристианской гомилетике.

2. «Филокалия» Оригена

Можно также обратить внимание на возрастающий интерес к так называемой «Филокалии», антологии текстов Оригена, посвященных вопросам экзегезы, теодицеи и человеческой свободы, которую, согласно традиции, составили свт. Василий Великий и свт. Григорий Богослов. Эту традицию защищают или не ставят под сомнение в своих недавних работах, например, П. Б. Михайлов в пособии по каппадокийской герменевтике[61], а также о. Эндрю Лаут[62] и Рональд Хайне[63]. Эрик Жюно, однако, до сих пор не ставивший под сомнение авторство «Филокалии» и не раз обращавшийся к этому тексту в своих работах[64], опубликовал в 2015 г. и 2021 г. статьи, в которых говорит о проблемах, связанных с изучением этой антологии[65]. Например, в то время как он соотносит в композиционном отношении «Филокалию » с « Апологией Оригена » Памфила Кесарийского, он отказывается признать за этим сборником текстов какого-либо авторства, называя «Филокалию» анонимной антологией. Притом что педагогическая задача «Филокалии » как « настоящего рабочего инструмента » ( un v é ritable instrument de travail ) для него совершенно очевидна[66], использование этого текста Василием и Григорием, которые без сомнения хорошо знали эти тексты, требует прояснения. Также довольно интересно переосмысление названия антологии. Жюно полагает, что название «Филокалия» обозначает в послании Григория Богослова не антологию, а совокупность творчества Оригена[67]. Таким образом, н азывая эту антологию « таинственным текстом »[68], о. Эндрю Лаут и Эрик Жюно, выделяют следующие исследовательские направления, которым стоит уделить внимание: датировка, авторство и рецепция.

Нужно отметить, что исследователи «Филокалии» предпочитают изучать скорее внутреннюю структуру и композицию антологии, чем ее рецепцию, например, в золотой век патристики. Об этом свидетельствуют работы, вошедшие в тематический раздел сборника журнала Adamantius , посвященный «Филокалии». Среди этих работ можно выделить статьи Джулии Сфамени Гаспарро и Эммануэлы Принцивалли, посвященные роли фрагментов трактатов « Против Цельса »[69] и « О началах »[70] в составе « Филокалии ». В этот же сборник вошла работа Лоренцо Перроне, в которой исследователь рассматривает все толкования Псалтири, вошедшие в «Филокалию»[71]. Можно отметить интересную статью Франческо Пиэри и Киары Фараджиана, посвященную византийским рукописям, в которых дошла «Филокалия»[72]. Данное исследование может сыграть важную роль при подготовке нового критического издания антологии.

Используя издание греческого текста «Филокалии», опубликованное в 1893 г. Джозефом Робинсоном, Рональд Хайне выпустил в 2024 г. в оксфордской серии Oxford Early Christian Texts новый перевод «Филокалии» на английский язык (предыдущий вышел в 1911 г.)[73]. Во фрагментах трактата « Против Цельса » , которые приводятся в этой билингве, учитываются исправления, внесенные Мирославом Марковичем в изданный им греческий текст данного трактата[74]. Вероятно, публикация этого нового перевода послужит толчком для большего числа работ, посвященных «Филокалии».

3. Конференции

В последние годы прошло две конференции, посвященных Оригену. В 2017 г. «Оригениана» прошла в Иерусалиме и была посвящена наследию Оригена, имеющему отношение к городам Святой земли (Иерусалим, Кесария, Вифлеем). В 2022 г. «Оригениана» была организована в Мюнстере[75] и посвящена роли философии в творениях Оригена[76]. Сборник иерусалимской конференции включает пять разделов, посвященных образам Иерусалима и Святой земли[77], Кесарийскому училищу и фигуре Евсевия Кесарийского[78], латинской рецепции Оригена в трудах Руфина и бл. Иеронима[79], соотношению традиции и новшества в богословском построении Оригена[80], а также рецепции Оригена вплоть до Ханса Урса фон Бальтазара[81].

На последней «Международной конференции патристических исследований» в Оксфорде (2024 г.) наследию Оригена были посвящены три секции, а также круглый стол в трех частях под названием «Философский вклад Оригена» ( Origen s Philosophical Engagement ), что показывает интерес к философскому пласту его мысли. На круглом столе, которым руководила профессор Илария Рамелли, были, например, рассмотрены проблемы осмысления понятия «свободы» (Кристоф Хорн и Тео Кобуш), а также некоторые вопросы платоновской рецепции (Иштван Перчель и Томас Бем).

4. «Центр исследований Оригена» при Вестфальском университете имени Вильгельма в Мюнстере (Германия)

При Вестфальском университете имени Вильгельма в Мюнстере существует «Центр исследований Оригена» ( Origenes Forschungsstelle ), задача которого заключается в исследовании мысли и рецепции Оригена вплоть до Нового времени в интердисциплинарной перспективе. При центре готовится немецкий перевод собрания сочинений Оригена в 25 томах. За последние пять лет были изданы переводы «Бесед на книгу Иисуса Навина» (пер. Альфонс Фюрст и Маритерес Делер)[82] и «Бесед на книгу Левит» (пер. Агнете Сикванс)[83]. В 2024 г. был издан перевод «Толкования на Евангелие от Иоанна» (пер. Кристиан Хенгстерманн)[84]. В 2025 г. планируется публикация писем Оригена[85].

При центре также довольно часто готовятся к защите диссертации, которые издаются в серии Adamantiana . Монографии последних пяти лет посвящены в первую очередь рецепции Оригена у Григория Нисского[86], Августина[87] и в протестантской мысли[88]. Последние диссертации, защищенные в 2021 г., были посвящены мистериальной терминологии (Фабиан Тиллинг)[89], сопоставлению образа самарянки у Оригена и Августина (Моника Клекенер)[90], влиянию Оригена на представительницу кембриджского неоплатонизма Энн Конуэй (Карен Фелтер Вокансон)[91], а также представлениям о сакраментальном характере вселенной и свободы в рамках рецепции Оригена у Ханса Урса фон Бальтазара (Элиза Зокки)[92].

Можно также отметить, что в последние годы исследователи, работающие при центре, стали уделять особое внимание изучению концепции свободы в мысли Оригена, что даже побуждает некоторых исследователей говорить о « мюнстерской школе » . Среди этих работ можно выделить исследования Альфонса Фюрста[93], Кристиана Хенгстерманна[94], а также авторов сборника статей « Философия свободы Оригена в раннее Новое время »[95]. Основной тезис этого исследовательского направления заключается в том, что в основании богословия, антропологии и этики Оригена лежит представление о человеческой свободе. Бог как « нетварная Свобода » создал человека свободным, так что тот, сотворенный «по образу и подобию Божьему», стремится благодаря свободе к нравственному образу жизни и богопознанию. Именно в силу этой свободы человек ответственен за свои поступки и подвергается суду Божьему. Таким образом, общение между Творцом и тварью происходит посредством свободы.

5. Origen Cluster

Новой важной площадкой, которая позволяет исследователям Оригена более тесно сотрудничать, стал Origen Cluster , онлайн-семинар, организованный в 2023 г. Фернандо Солером, профессором Католического университета Сантьяго-де-Чили под эгидой Международной ассоциации патрологов. Основная его задача заключается в том, чтобы дать возможность исследователям Оригена встречаться чаще, чем это позволяет « Оригениана » , проходящая раз в четыре года, а также чтобы позволить молодым исследователям представлять на обсуждение тезисы и черновые тексты будущих статей и диссертационных исследований.

С 2023 г. онлайн-семинар прошел четыре раза. В рамках семинара прошла презентация монографии Джулио Масперо под названием « Осмысление формулы Filioque в святоотеческой мысли »[96], а также проекта Clavis Origenis . Последний представляет базу данных, включающую подробную библиографию изданий, переводов на современные языки и исследований, посвященных текстам Оригена. Помимо печатного справочника[97], планируется создать специальный сайт. Руководителями проекта выступают Альфонс Фюрст (Мюнстер) и Самуэль Фернандес ( Сантьяго-де-Чили). Аспиранты Натали Гриффион (Университет Питтсбурга) и Остин Холмс (Бостон Колледж) представили небольшие доклады, посвященные своим диссертационным исследованиям. В то время как сообщение Н. Гриффион было посвящено телесности в рамках учения Оригена о воскресении, О. Холмс рассказал о недавно защищенной работе под названием «Политическая теология Оригена Александрийского». Кроме того, профессора Ип-Мей Ло (Христианский университет Чунг Йуань) и Джером Фальк представили доклады, посвященные понятию богодухновенности, а также соотношению Логоса и воли, что хорошо вписывается в исследовательское направление, намеченное «мюнстерской школой».

Заключение

Подводя итог, хотелось бы обратить внимание на то, что, хотя исследователи наследия Оригена продолжают изучать очень широкий спектр вопросов, можно все-таки отметить более выраженный интерес к рецепции античной философии в экзегезе александрийского экзегета. Поскольку к III в. проблема определения того, в какой мере человек обладает свободой воли, становится для христианских авторов одной из самых важных, в рамках изучения мысли Оригена исследователи стараются осветить раскрытие богословом именно этого вопроса. Кроме того, можно предположить, что в ближайшие годы возрастающее внимание будет уделяться «Беседам на псалмы» Оригена, а также «Филокалии». Этому в немалой степени будет способствовать развитие таких новых научных площадок, как семинар Origen Cluster, и международных проектов, такихкак работа над справочником и библиографической базой данных Clavis Origenis. Благодаря тому что эти проекты проводятся онлайн, участвовать в них на регулярной основе сможет большее количество ученых, чем это до сих пор позволяла «Оригениана».





  • Михайлов П. Б. Патристика в свете современных исследований // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 94. С. 145.
  • Иоанн Мейендорф, прот. Иисус Христос в восточном православном богословии / Пер. с англ. свящ. Олега Давыденкова, при уч. Л. А. Успенской. Москва: Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2000. С. 57.
  • Ibid.
  • Отношению Адольфа фон Гарнака к Оригену посвящена статья Валерии Десси, отражающая результаты ее диссертационного исследования, защищенного в 2022 г. в Орхусском университете (Дания). Притом что фон Гарнака принято считать суровым критиком Оригена, исследовательница пересматривает эту точку зрения, предлагая осмыслить роль Оригена в контексте антропологических воззрений немецкого теолога. Это позволяет предположить, что фон Гарнак, который положительно охарактеризовал личность Оригена в своем «Руководстве по истории догматов», вероятно, не отрицал ключевую роль, которую сыграл Ориген в истории христианской мысли. Ср.: Dessy V. An Interpretation of Adolf von Harnack’s “System of Origen”: The Genius, the Theologian, and the Value of Human Beings. 2023. Vol. 38. P. 97−116.
  • Попов И. Конспект лекций по патрологии. Тверь: Булат, 2006. С. 182.
  • Епифанович С. Л. Лекции по патрологии. СПб.: Воскресение, 2010. С. 550−551.
  • Певницкий В. Ф. Ориген и его проповеди // Труды Киевской Духовной Академии. 1879. № 2. С. 161−203; № 11. С. 295−340; 1880. № 3. С. 395−439; № 4. С. 523−563.
  • Малеванский Г., свящ. Догматическая система Оригена // Труды Киевской Духовной Академии. 1870. № 1. С. 76−148; № 2. С. 293−404; 1880. № 3. С. 513−610; № 4. С. 3−107; № 5. С. 245−323; № 6. С. 495−567; № 7. С. 3−82.
  • Рубцов Д. А. Интерпретации богословского наследия Оригена в русской оригениане // Христианское чтение. 2021. № 1. С. 127−140.
  • Нестерова О. Е. Sensus triplex. Учение Оригена о трех смыслах Писания. М.: ИМЛИ РАН, 2023.
  • Perrone L. Origenes rediuiuus: la découverte des Homélies sur les Psaumes dans le Cod. Gr. 314 de Munich // Revue d’études augustiniennes et patristiques. 2013. Vol. 59. P. 58.
  • Ibid. P. 57.
  • Вестеринк, издавший эти тексты, включает их в категорию «неподлинных». Ср.: Michaelis Pselli Poemata / Rec. L. G. Westerink. Stutgardiae, Lipsiae: Teubner, 1992. P. 302−390.
  • Hieronymus. Epistula ad Paulam. 33, 4 // CSEL. T. 54. P. 257–258.
  • Perrone L. Origenes rediuiuus... P. 55.
  • Этот текст был издан в 1995 г. в серии Sources Chrétiennes Эмануэлой Принцивалли, которая также приняла участие в издании греческого текста «Бесед на псалмы». Во вступление к этому критическому изданию была включена статья, где Принцивалли исследует подход Руфина к переводу: Prinzivalli E. L’originale e la traduzione di Rufino // Die neuen Psalmenhomilien: Eine kritische Edition des Codex Monacensis Graecus 314 / Hrsg. L. Perrone in zusammenarb. mit M. Molin Pradel, E. Prinzivalli und A. Cacciari. Berlin; München; Boston (Mass.): W. de Gruyter, 2015. S. 35−57. (GCS NF; 19).
  • Origenes in Psalmos (Ps 1−25) // Analecta Sacra / Rec. J. B. Pitra. Tusculum, 1884. Vol. 2. P. 395−483; Origenes in Psalmos (Ps 26−150) // Analecta Sacra / Rec. J. B. Pitra. Venetiis: Mechitaristae sancti Lazari, 1883. Vol. 3. P. 1−364.
  • Origenes(?). Selecta in Psalmos // PG. 12. Col. 1053−1685.
  • Origenes. Excerpta in Psalmos // PG 17. Col. 105–150.
  • Dorival G. Origen in the "Catenae" on Psalms // Adamantius. 2014. Vol. 20. P. 12. Об этом также свидетельствует исследование Клаудии Рапы и Кристиана Будиньона, представленное на «Оригениане» в 2022 г., согласно которому фрагмент «Толкования на Пс. 59» прп. Максима Исповедника сохранился в составе толкований на псалмы, приписываемых Оригену.
  • Origene. Omelie sui Salmi: Codex Monacensis Graecus 314 / Trad. L. Perrone. Roma: Città Nuova, 2020. (Opere di Origene; 9/3a, 3b).
  • Origen. Homilies on the Psalms: Codex Monacensis Graecus 314 / Transl. J. Trigg. Washington, D.C.: The Catholic University of America Press, 2021. (The Fathers of the Church).
  • Ibid. P. 31−32.
  • James M. R. Homilies on the Psalms: Codex Monacensis Graecus 314 by Origen (review) // The Catholic Historical Review. 2022. Vol. 108. № 4. P. 790−791. Ср. также его собственную работу, где он подробнее объясняет свою трактовку выражения κατὰ λέξιν, которое обозначает буквальное толкование текста: James M. R. Learning the Language of Scripture: Origen, Wisdom, and the Logic of Interpretation. Leiden: Brill, 2021. P. 91−98.
  • Origene. Omelia II sul Salmo 80 // Origene. Omelie sui Salmi: Codex Monacensis Graecus 314 / Trad. L. Perrone. Roma: Città Nuova, 2020. P. 515.
  • Origenes. Homilia II in Psalmum LXXX, 5 // GCS NF 19. S. 503.
  • Origenes. Homilia II in Psalmum LVII, 3 // GCS NF 19. S. 204.
  • Ориген. Беседы I и II на Пс. 36. Часть 1 / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии А. Грюнерт // Библия и христианская древность. 2021. Vol. 11. № 3. С. 71–124; Ориген. Беседы III и IV на Пс. 36. Часть 2 / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии А. Грюнерт // Библия и христианская древность. 2022. Vol. 14. № 2. С. 57–105; Ориген. Беседа на Псалом 74 / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии А. Грюнерт // Библия и христианская древность. 2024. Vol. 24. № 4. С. 88–106; Ориген. Беседа на Псалом 81 / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии А. Грюнерт // Библия и христианская древность. 2025. (в печати).
  • Aliau-Milhaud A. How to Build Exegesis with the Particle καί: Some Examples by Origen // Studia Patristica. Papers Presented at the Seventeenth International Conference on Patristic Studies Held in Oxford in 2019 / Ed. M. Vinzent. Leuven: Peeters, 2021. Vol. 111 (8). P. 53–54.
  • Текст доклада должен быть опубликован в ближайшее время в тезисах конференции.
  • Origene commentatore dei Salmi: dai frammenti catenari al Codice di Monaco // Adamantius. 2014. Vol. 20.
  • Girardi M. Origene in Cappadocia. Basilio e l’esegesi ‘alessandrina’ dei Salmi // Adamantius. 2014. Vol. 20. P. 161.
  • Barilli С. La lingua delle nuove omelie sui Salmi: osservazioni introduttive // Adamantius. 2014. Vol. 20. P. 226–237; Barilli С. Elementi di filosofia nei commenti di Origene ai salmi // Adamantius. 2014. Vol. 20. P. 147–159.
  • Fürst A. Judentum, Judenchristentum und Antijudaismus in den neu entdeckten Psalmenhomilien des Origenes // Adamantius. 2014. Vol. 20. P. 275−287.
  • Le Boulluec A. La notion d'hérésie dans la littérature grecque, IIe-IIIe siècles: De Justin à Irénée. Paris: Études augustiniennes, 1985. Vol. 1. (Collection des Études Augustiniennes: Série Antiquité; 110); Le Boulluec A. La notion d'hérésie dans la littérature grecque, IIe-IIIe siècles: Clément d'Alexandrie et Origène. Paris: Études augustiniennes, 1985. Vol. 2. (Collection des Études Augustiniennes: Série Antiquité; 111).
  • Le Boulluec A. La polémique contre les hérésies dans les "Homélies sur les Psaumes" d'Origène ("Codex Monacensis Graecus 314") // Adamantius. 2014. Vol. 20. P. 256–274.
  • Monaci Castagno A. Origene predicatore e il suo pubblico. Milano: Franco Angeli, 1987. (Dipartimento di storia dell'Universita' di Torino); Monaci Castagno A. Origen the Scholar and Pastor // Preacher and Audience: Studies in Early Christian and Byzantine Homiletics / Eds. M.B. Cunningham, P. Allen. Leiden: Brill, 1998. P. 65−87. (A New History of the Sermon 1); Monaci Castagno A. Semplici // Origene. Dizionario, la cultura, il pensiero, le opere / Ed. A. Monaci Castagno. Roma: Città Nuova, 2000. P. 440–443. (Opera omnia di Origene).
  • Monaci Castagno A. Contesto liturgico e cronologia della predicazione origeniana alla luce delle nuove “Omelie sui Salmi” // Adamantius. 2014. Vol. 20. P. 238–255.
  • Peri V. Omelie origeniane sui Salmi. Contributo all'identificazione del testo latino. Città del Vaticano: Biblioteca apostolica vaticana, 1980. P. 128–129. (Studi e Testi).
  • Heine R. E. Origen: Scholarship in the Service of the Church. Oxford: Oxford University Press, 2010. P. 171. (Christian Theology in Context).
  • Nautin P. Origène. Sa vie et son œuvre. Paris: Éditions Beauchesne, 1977. P. 396–398, 401–405. (Christianisme Antique; 1).
  • Предварительное название: «Определение Оригеном понятия «лица» в Беседах на псалмы».
  • Juge J.-P. The Prosōpon of Jesus’ Soul in Origen’s Homilies on Psalm 15 (16) // The Journal of Theological Studies. 2024. Vol. 20. 1–10.
  • DeCock M. Origen’s Mediation of the Logos in his Exegesis of the Old Testament Psalms and Prophets // Studia Patristica. Papers Presented at the Seventeenth International Conference on Patristic Studies Held in Oxford in 2019 / Ed. M. Vinzent. Vol 8. Leuven: Peeters, 2021. Vol. 111 (8). P. 101–109.
  • Torjesen K. J. Hermeneutical Procedure and Theological Method in Origen's Exegesis. Berlin, Leipzig: De Gruyter, 1986. (Patristische Texte und Studien; 28).
  • Origenes. Homilia I in Psalmum LXVII, 1 // GCS NF 19. S. 173.
  • James M. R. Learning the Language of Scripture: Origen, Wisdom, and the Logic of Interpretation. Leiden: Brill, 2021. (Studies in Systematic Theology).
  • Hanson R. P. C. Allegory and Event. Louisville: Westminster John Knox Press, 2002. P. 257–258.
  • Fürst A. Vergöttlichung und Sozialethik. Die neuentdeckte Homilie des Origenes über Psalm 82 (81 LXX) im auslegungsgeschichtlichen Kontext. Münster: Aschendorff Verlag, 2024. (Adamantiana; 29).
  • Perrone L. Aspetti dottrinali delle nuove omelie di Origene sui salmi: le tematiche cristologiche a confronto col Perì archôn // Teología y Vida». 2014. Vol. 55. P. 209–243.
  • Perrone L. La pneumatologia di Origene alla luce delle nuove Omelie sui Salmi // Il divino in/quieto. Lo Spirito santo nelle tradizione antiche. Atti del IX convegno annuale della Facoltà Teologica dell’EmiliaRomagna, XV convegno annuale del Gruppo Italiano di Ricerca su Origene e la Tradizione Alessandrina (Bologna 2-3 dicembre 2014) / Eds. F. Pieri, F. Ruggiero. Brescia: Morcelliana, 2018. P. 101–117. (Supplementi «Adamantius»; 6).
  • Perrone L. Scrittura e cosmo nelle nuove Omelie di Origene sui Salmi: L’interpretazione del Salmo 76 // Patrística, Biblia y Teología. Caminos de diálogo / edd. José Carlos Caamaño, Hernán Giudice. Buenos Aires: Agape Libros, 2017. P. 45–72.
  • Origenes. Homilia IV in Psalmum LXXVI, 1 // GCS NF 19. S. 341.
  • Somos R. Theologia Naturalis and Theologia Revelata in Origen’s First Homily on Psalm 77 // Studia Patristica. Papers Presented at the Seventeenth International Conference on Patristic Studies Held in Oxford in 2019 / Ed. M. Vinzent. Leuven: Peeters, 2021. Vol. 111 (8). P. 55–64.
  • Origenes. Homilia I in Psalmum LXXVII, 1 // GCS NF 19. S. 352.
  • Somos R. Music of the Soul and Music of the Body in Origen’s Homilies on the Psalms // Eastern Theological Journal. 2019. Vol. 5 (1). P. 73–91.
  • Петров В. В. Спекулятивная органология Оригена и ранние христианские комментарии на Псалмы // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. 2020. Вып. 5. С. 214–256.
  • Harl M. Vocabulaire musical et métaphore du mélange dans la 2e homélie d’Origène sur le Ps 67 (avec la collaboration de Matthieu Cassin et Bruno Meynadier) // Adamantius. 2022. Vol. 28. P. 304–324.
  • Solheid J. The Word in the City: Biblical Scholarship and Reading Culture in Origen's Psalm Homilies from the Codex Monacensis Graecus 314. Doctoral dissertation, University of St. Michael’s College and the Graduate Centre for Theological Studies of the Toronto School of Theology. Toronto, 2020. В ближайшее время монография должна выйти в издательстве Brill в серии Supplements to Vigiliae Christianae под следующим названием: «Педагогика сердца: грамматика, философия и христианский читатель в греческих Беседах на псалмы Оригена».
  • Origenes. Homilia I in Psalmum XXXVI, 4 // GCS NF 19. S. 124. Рус. пер.: Ориген. Беседы I и II на Пс. 36. Часть 1 / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии А. Грюнерт // Библия и христианская древность. 2021. Vol. 11. № 3. С. 97.
  • Михайлов П. Б. Богословская герменевтика великих каппадокийцев. М.: Издательство ПСТГУ, 2022. С. 74–75.
  • Louth A. The Transmission of Origen from Athanasius to the Cappadocians // The Oxford Handbook of Origen / Eds. R. E. Heine, K. J. Torjesen. Oxford: Oxford University Press, 2022. P. 431. (Oxford Handbooks).
  • Heine R. E. Introduction // The Philocalia of Origen. A New Translation with Annotations / Transl. R. E. Heine. Oxford: Oxford University Press, 2024. P. 5–7. (Oxford Early Christian Texts).
  • Junod É. Remarques sur la composition de la « Philocalie » d’Origène par Basile de Césarée et Grégoire de Nazianze’ // Revue d'histoire et de philosophie religieuses. 1972. Vol. 52 (2). P. 149−156; Junod É. Particularités de la Philocalie // Origeniana: premier colloque international des études origéniennes / Eds. H. Crouzel, G. Lomiento, J. Rius-Camps. Bari: Istituto di Letteratura cristiana antica, 1973. P. 181−197. (Quaderni di Vetera Christianorum; 12).
  • Junod É. De l’anthologie de textes d’Origène, primitivement anonyme et sans titre, que la tradition intitula Philocalie et attribua à Basile de Césarée et Grégoire de Nazianze. 2021. Adamantius. Vol. 27. P. 11−19; Junod É. Questions au sujet de l'anthologie origénienne transmise sous le nom de Philocalie // Lire en extraits. Lecture et production des textes de l'Antiquité à la fin du Moyen Âge / ed. S. Morlet. Paris: Presses de l’Université Paris-Sorbonne, 2015. P. 149−166.
  • Junod É. Questions au sujet de l'anthologie origénienne… P. 163.
  • Gregorius Nazianzenus. Epistula 115 // Collection Budé 179. P. 9–10; Junod É. De l’anthologie de textes d’Origène… P. 13.
  • Louth A. The Transmission of Origen… P. 433; Junod É. De l’anthologie de textes d’Origène… P. 11.
  • Sfameni Gasparro G. Il Contra Celsum della Philocalia: le ragioni di una scelta // Adamantius. 2021. Vol. 27. P. 53−79.
  • Prinzivalli E. Il De principiis nell’ economia della Philocalia // Adamantius. 2021. Vol. 27. P. 95−108.
  • Perrone L. I commenti di Origene ai Salmi nella Filocalia: il primato dell’ermeneutica spirituale e della grazia divina // Adamantius. 2021. Vol. 27. P. 150−165.
  • Pieri F., Faraggiana C. La Philocalia prima e dopo l’epoca di Fozio: indagini sulla sua trasmissione // Adamantius. 2021. Vol. 27. P. 20−52.
  • The Philocalia of Origen. A New Translation with Annotations / Transl. R. E. Heine. Oxford: Oxford University Press, 2024. (Oxford Early Christian Texts).
  • Origenes: Contra Celsum Libri VIII / Ed. M. Marcovich. Leiden: Brill, 2001. (Vigiliae Christianae, Supplements; 54).
  • Конференция должна была пройти в Католическом университет в Сантьяго-де-Чили, но была перенесена из-за пандемии.
  • Сборник материалов конференции должен выйти в самое ближайшее время в издательстве Peeters Publishers.
  • Jerusalem and the Holy Land: Historical and Mystical Geography // Origeniana Duodecima: Origen's Legacy in the Holy Land — A Tale of Three Cities: Jerusalem, Caesarea and Bethlehem. Proceedings of the 12th International Origen Congress, Jerusalem, 25-29 June, 2017 / Eds. B. Bitton-Ashkelony, O. Irshai, A. Kofsky, H. Newman, L. Perrone. Leuven: Peeters, 2019. P. 29–263. (Bibliotheca Ephemeridum Theologicarum Lovaniensium; 302).
  • The School of Caesarea and Eusebius // Ibid. P. 265–409.
  • Origen’s Latin Legacy: Rufinus and Jerome // Ibid. P. 411–473.
  • Tradition, Innovation, and Heritage: Origen’s Exegesis and Theology // Ibid. P. 475–707.
  • The Origenist Legacy: From Evagrius to Balthasar // Ibid. P. 709–820.
  • Origenes. Die Homilien zum Buch Josua / Hrsg. M. Döhler, A. Fürst. Berlin, Boston: Verlag Walter de Gruyter, 2020. (Origenes Werke mit deutscher Übersetzung; 5).
  • Origenes. Die Homilien zum Buch Levitikus / Hrsg. A. Siquans. Berlin/Boston: Verlag Walter de Gruyter, 2021. (Origenes Werke mit deutscher Übersetzung; 3).
  • Origenes. Der Kommentar zum Johannesevangelium / Hrsg. C. Hengstermann. Berlin, Boston: Verlag Walter de Gruyter, 2024. (Origenes Werke mit deutscher Übersetzung; 16/1).
  • Origenes. Briefe. Texte, Fragmente und Testimonien sowie die Briefe des Julius Africanus an Origenes und Aristides / Hrsg. A. Fürst. Berlin, Boston: Verlag Walter de Gruyter, 2025. (Origenes Werke mit deutscher Übersetzung; 25).
  • Kiel N. Das Erbe des Origenes bei Gregor von Nyssa. Protologie und Eschatologie im Kontext des Origenismus. Münster: Aschendorff Verlag, 2022. (Adamantiana; 24).
  • Kock Møller M. Echoes of Origen. Augustine's Reception of the Commentary on Romans. Münster: Aschendorff Verlag, 2024. (Adamantiana; 31).
  • Fallica M. The Protestant Origen. Polemical Use and Theological Appropriation of Origen in 16th Century Patristic Anthologies. Münster: Aschendorff Verlag, 2022. (Adamantiana; 27).
  • Tilling F. Für alle verborgen. Der biblisch-alexandrinische Mysterienbegriff bei Origenes. Münster: Aschendorff Verlag, 2021. (Adamantiana; 22).
  • Klöckener M. Die Frau am Jakobsbrunnen in altkirchlicher Johannesexegese. Erkenntnis, Pädagogik und Spiritualität bei Origenes, Johannes Chrysostomos und Augustinus. Münster: Aschendorff Verlag, 2021. (Adamantiana; 19).
  • Felter Vaucanson K. A Complex Relation. Reading Anne Conway from a Process Theological Perspective. Münster: Aschendorff Verlag, 2021. (Adamantiana; 18).
  • Zocchi E. The Sacramentality of the World and the Mystery of Freedom. Hans Urs von Balthasar, Reader of Origen. Münster: Aschendorff Verlag, 2021. (Adamantiana; 16).
  • Fürst A. Wege zur Freiheit. Münster: Aschendorff Verlag, 2022. (Tria Corda; 15).
  • Hengstermann C. Origenes und der Ursprung der Freiheitsmetaphysik. Münster: Aschendorff Verlag, 2016. (Adamantiana; 8).
  • Origen's Philosophy of Freedom in Early Modern Times. Debates about Free Will and Apokatastasis in 17th-Century England and Europe / Hrsg. A. Fürst. Münster: Aschendorff Verlag, 2019. (Adamantiana; 13).
  • Maspero G. Rethinking the Filioque with the Greek Fathers. Grand Rapids: Eerdmans, 2023.
  • На данный момент вышла первая часть этого справочного издания: Clavis Origenis / Eds. A. Fürst, S. Fernández. Münster: Aschendorff Verlag, 2024. (Adamantiana; 30).
  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку

Источник

Грюнерт А. Оригеновские исследования: современные проблемы и исследовательские направления // Богослов. 2025. № 1 (5). С. 22–56. DOI: 10.62847/BOGOSLOV.2025.28.70.002

URL: https://bogoslov-journal.ru/ru/articles/0195989c-5818-7174-8f76-ed51094cff23

Связанные материалы