
Митрополит Кринийский Кирилл
Вангелис Карпафакис, Romfea.gr
Аннотация. Читателям предлагается предварительная публикация статьи, в которой рассматриваются взгляды греческого канониста митрополита Кринийского и экзарха Мальтийского Кирилла (Катерелоса) в поддержку теории первенства Константинопольского патриарха. Данные взгляды в виде разных публикаций излагались по поводу так называемого украинского вопроса. Владыка Кирилл — специалист по византийскому церковному праву — впервые выступил в защиту теории первенства в 2014 г. со своеобразной апологией экклесиологии, изложенной в Равеннском документе 2007 г. После актуализации украинского вопроса в 2018-2019 гг. он стал активно продвигать тезисы в защиту особой церковной власти Константинопольского патриарха в православном мире. Митрополит Кирилл в отличие от всех других сторонников теории первенства пользуется риторическим стилем, пафосно стремясь донести до читателя или слушателя далеко не бесспорные тезисы. Так, он уверен в том, что Римская и Константинопольская кафедры обладали особыми правами в христианском мире. С его точки зрения, Константинополь как «новый Рим» оказался равен Риму, обладавшему историческим первенством, в предельно раннюю эпоху как в светском, так и в церковном отношении. После отпадения Римской Церкви Константинопольский Патриархат будто бы остался в роли главной Церкви на Востоке, со всеми вытекающими из этого тезисами современных сторонников теории первенства. Такая прямолинейная схема, однако, оказывается ошибочной, поскольку и каноническое право и исторические факты в целом поддерживают принципы соборной экклесиологии, согласно которой все Поместные Церкви имеют принципиально равные права и отличаются друг от друга почетным местом в диптихах, но не первенством власти. В статье делается попытка критически представить взгляды митрополита Кирилла по актуальным для дискуссии о первенстве вопросам.