Опубликовано: 25 июня 2025
Источник
Сергунин В. А., прот. Краткий обзор историко‐догматических и литургических особенностей Сиро‐Яковитской Церкви // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025. № 1 (30). С. 167–180. DOI: 10.51216/2687‐072Х_2025_1_167. EDN: EGSZTE

Сиро‐Яковитская Церковь является одной из древних восточных церквей, отделившихся от православия ввиду отказа воспринять орос папы Льва на IV Вселенском Халкидонском соборе. Хотя Сиро‐Яковитская Церковь называет себя православной, она, как и все остальные Нехалкидонские Церкви, имеет свою богословскую традицию. Яковитская Церковь находится в евхаристическом общении только с другими древними восточными церквями: Коптской, Эфиопской, Эритрейской, Армянской и Маланкарской.
Целью настоящей статьи является краткий обзор исторической роли, богослужебных традиций, догматических и культурных особенностей, а также современного состояния Восточной Сиро‐Яковитской Церкви.
В данной работе ведущими являются культурологические методы исследования, в частности диахронический, синхронический и сравнительно‐исторический.
Антиохия (Западная Сирия) являлась одним из главных городов древнехристианского мира, уступая по значимости лишь Иерусалиму. Именно там сложилась община первых христиан, которая стала осознавать себя как единое целое, невзирая на национальные, племенные и социальные различия, становясь церковной общностью, ведомой Христом[1]. Территория Сирии в первые века стала тем местом, где соединялись и «сталкивались» две традиции: эллинизированное христианство Римской Империи и национальное христианство, которое было распространено среди населения, говорившего на арамейском языке[2]. Политическая зависимость сирийцев от восточного влияния Персии была весьма значительной, что отражалось и на границах Антиохийской Церкви (учреждение восточного католикоса для сирийцев на востоке страны, т. е. отдельного иерарха).
Различие двух культур и национальное самосознание особенно сказались во время христологических споров, когда проходил Халкидонский Собор. Как для коптов, так и для сирийцев это событие было знаком греческого политического влияния, осуществляемого посредством Церкви. Так же, как и в Египте, на территории Сирии выделялась группа сторонников православного учения (мелкиты). Севир Антиохийский[3] исповедовал умеренно монофизитские взгляды, порой критикуя «первого учителя» монофизитов Диоскора. Некоторое время проведя при дворе императора в Константинополе, он проявил себя как искусный дипломат, сумев добиться более терпимого отношения к монофизитам[4].
Свое название Яковитская Церковь получила по имени Иакова Барадея, возглавившего антихалкидонское движение в Византийской империи в середине VI в.[5] Получив воспитание и диаконский сан в одном из сирийских монастырей, он отправился в Константинополь ко двору императора, где провел 15 лет. Там он принял епископскую хиротонию (542 г.) и отправился в Сирию, где на протяжении нескольких десятилетий, скрываясь от преследований имперской власти, совершал рукоположения исповедующих монофизитство епископов, тем самым создавая монофизитскую иерархию. Согласно другим источникам, в том числе и сирийским, свое рукоположение Иаков Барадей принял от монофизитских иерархов. Деятельность Иакова на Востоке могла быть связана и с выкупом ромейских пленных, захваченных персидской армией, поэтому носила вполне официальный характер, санкционированный свыше[6]. Эта версия противоречит первой, согласно которой главным делом Барадея было укрепление монофизитства на Востоке, выражаемое и в многочисленных епископских и священнических хиротониях, и в поддержке верующих‐антихалкидонцев. Иаков Барадей канонизирован в Сиро‐Яковитской Церкви, почитается и среди других восточных нехалкидонитов.
Яковитские сирийцы пережили несколько периодов гонений. Преследования со стороны византийских императоров сменились гонениями со стороны арабов, утвердившихся после падения Персии в 637 г. При турецком завоевании возник вопрос о принятии яковитами унии с католиками, но договоренности между папами и яковитским патриархом достигнуть не удалось, во многом потому, что слишком глубоки были христологические и тринитарные расхождения в вероучении[7]. При этом большинство сирийцев не были знакомы с тонкостями вероучения и не осознавали причин разделения. К этому времени яковитские общины были расселены по территориям между Эдессой и Антиохией. Существовала община яковитов и в Палестине, Иерусалиме, захваченном франкскими крестоносцами. Уния с Римской Церковью все же была заключена во второй половине XVIII в. и признана Турцией в 1830 г. (возникновение Сиро‐Католической Церкви).
Помимо патриарха, в Сиро‐Яковитской Церкви существовал титул мафриана — второго по степени иерархии епископа, который возглавлял сирийские монофизитские общины в Месопотамии, существовавшие там наряду с общинами несторианскими[8]. Позднее в связи с утратой влияния этот титул стал приобретать все более номинальный характер и был фактически упразднен к середине XIX в. Одним из выдающихся мафрианов и деятелей Яковитской Церкви был Григорий Вар‐Гебреус (по происхождению еврей). Он жил в XIII в. и оставил большое письменное наследие: составил историческую хронику, комментарий к Библии, свод церковных канонов. Будучи человеком незаурядного ума и высоких дарований, он с печалью отзывался о раздробленном положении Сирийской Церкви и о существующих в ней разделениях. Этот иерарх пользовался уважением как среди православных, так и монофизитов и несториан[9].
В Яковитской Церкви на протяжении всей истории происходили расколы. В ней бывали периоды одновременного правления нескольких патриархов и антипатриархов[10]. Окончательный упадок Сиро‐Яковитской Церкви связан с нашествием Тамерлана. Оскудение богословия, утрата литературной традиции и запустение монастырей были следствием крайне жестокой политики воинствующего ислама.
Первая мировая война и предшествующий ей период также стали тяжелым испытанием для яковитов, поскольку они наравне с армянами и сирийцами‐несторианами подверглись гонению со стороны турок. Эти события привели общины к массовой эмиграции и рассеянию на территориях Иордании, Ливана, Турции, Ирака. Спустя век в Стамбуле был построен первый за столетие христианский храм, и предназначен он был именно для сиро‐яковитской общины города численностью около 25 тыс. человек[11].
Сиро‐Яковитская Церковь придерживается умеренного монофизитства и использует Никео‐Цареградский Символ веры. Исповедание Евтихия, учившего о единой — только Божественной, но не человеческой — природе Христа после воплощения, представляющее собой крайнюю степень монофизитства, отвергается яковитами и анафематствуется[12].
В Яковитской Церкви среди святых почитается Диоскор, занимавший Александрийскую кафедру после святителя Кирилла и низложенный на IV Вселенском соборе за принятие в общение Евтихия. Диоскору приписывается анафематствование постановлений Халкидонского собора. С его именем связано начало монофизитских разделений.
После проведения Халкидонского собора (451 г.) император Юстиниан организовал в Константинополе богословские прения, чтобы выслушать всех противников соборных постановлений. Поскольку достичь согласия между сторонниками и противниками собора было невозможно, император принял решение изолировать антихалкидонски настроенных епископов, чтобы пресечь возможность создания монофизитской иерархии. По сути, халкидонский орос стал использоваться сторонами лишь для подтверждения своих позиций: либо для утверждения абсолютной неповрежденности антиохийского богословия, либо для обвинения Церкви в отступлении от учения святителя Кирилла Александрийского[13].
Среди других монофизитских церквей яковиты наиболее тесно контактировали с Коптской Церковью, учитывая географическое расположение, а также численность коптов и историческое первенство Александрии перед Антиохией. Однако между ними также возникали противоречия и расколы. В VIII–IX вв. имелись контакты западно‐сирийских яковитов и армянского (киликийского) католикосата. Тесное каноническое общение всегда поддерживалось между Яковитской и Маланкарской Церквями, поскольку первоиерарх для индийских христиан поставлялся Антиохийским яковитским патриархом. Богослужение обеих церквей очень сходно, и в Маланкарской Церкви совершается частично на сирийском языке[14].
В 2017 г. в Индии состоялся суд, рассматривавший многолетний конфликт между Яковитской и Сиро‐Маланкарской Церквями[15], который выражался прежде всего в имущественном споре о церковной собственности и праве проведения богослужений в более чем 1700 храмах и молитвенных домах штата Керала[16]. Осенью 2020 г. в дело вмешалось правительство штата с целью разрешить конфликт[17]. Сиро‐Маланкарская Церковь, чьи корни восходят ко времени христианизации Индии святым апостолом Фомой, приняла унию с Католической Церковью в 1930 г. В настоящее время численность Сиро‐Маланкарской Церкви Индии составляет примерно 2,5 млн человек[18]. По результатам переговоров между церквями штата Керала было принято решение открыть двери храмов сиро‐яковитским верующим для проведения богослужений[19].
Как и во многих восточных церквях, яковиты особо почитают подвижников пустыни, посвятивших свою жизнь монашескому подвигу. Наряду с развитием подлинного монашества наблюдались и отрицательное отношение к браку, и крайняя форма аскезы. Созданные яковитами в этот период литература и поэзия, несомненно, вошли в сокровищницу мировой культуры.
Традиция сирийской христианской учености уникальна благодаря своей самостоятельности. Монофизитский раскол негативно сказался на развитии этой культуры, не позволив ей сохранить свою целостность[20]. Например, неблагоприятным последствием стало закрытие Эдесской школы богословия, основанной еще преподобным Ефремом Сириным. Школа могла сохранить и объединить эллинистический и сирийский пути развития христианства, но христологические споры стали одной из причин разделения эллинистической и сирийской традиций. Внутренние противоречия между монофизитами лишили их возможности соединения с халкидонцами.
Кафедра Яковитского патриарха находится в г. Дамаске, в монастыре Мар‐Афрем (святого Ефрема Сирина). Богослужения Сиро‐Яковитской Церкви проходят на древнем арамейском языке, на котором разговаривал Христос. Этот язык используется также в маронитских общинах[21] и у несториан. При резиденции патриарха находится духовная академия, где ведется преподавание арамейского языка, знание которого обязательно для будущих священников. Богослужения на арамейском языке не прекращались в течение двух тысяч лет существования христианства. Кроме этого, в повседневной богослужебной практике используется арабский язык[22]. Священное Писание у яковитов принимается в единственном для них каноническом переводе Пешито, относящемся к IV в. Источником канонического права является номоканон Бар‐Гебреуса.
В сиро‐яковитских храмах совершают литургию апостола Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалима, на пресном хлебе, выпеченном с добавлением масла и соли. В храмах завеса отделяет алтарь от основной части, иконостас отсутствует (хотя яковиты почитают иконы). Вместо антиминсов используется деревянная табличка с начертаниями священных текстов, специально освящаемая епископами. Монофизитское исповедание отражается и в образе наложения крестного знамения, которое совершается яковитами одним пальцем («одна природа Бога‐Слова воплощенная»). Причащение происходит под одним видом — Тела Христова, и возможно только в храме. Следует заметить, что в этой Церкви не практикуется освящение запасных Даров и совершение Преждеосвященной литургии[23].
Таинство Крещения совершается обливанием.
К лику святых у яковитов причислены Диоскор и Севир Антиохийский.
К числу основных постов, принятых в восточных церквях, добавляется пост в Неделю о мытаре и фарисее, соблюдаемый во всех Нехалкидонских Церквах. У яковитов он имеет название «пост пророка Ионы». Воскресенья Великого поста посвящены чудесам Христовым, на 5‐й седмице празднуется память царя Эдесского Авгаря и принятие им христианской веры. История царя Авгаря связана с образом Спаса Нерукотворного на убрусе — по преданию, это первая икона, явленная Самим Спасителем.
Общины яковитов рассеяны по территории Ближнего Востока: в Сирии, Ираке, Ливане и восточной части Турции. В Северной и Южной Америке существуют общины, исторически сложившиеся из эмигрантов.
Главой церкви является «Патриарх града Антиохии и всея земли, святому престолу подлежащей»[24]. Церковь насчитывает около 15 иерархов (епископов и митрополитов). Патриарх вместе со своим именем принимает имя Игнатий в честь антиохийского священномученика Игнатия Богоносца. Епископы поставляются из числа монашествующих, после принятия сана митрополита они, как правило, меняют имя. Иереи и диаконы перед принятием сана могут вступить в брак.
При богослужении яковиты используют инструменты: кимвалы и колокольчики. Система пения антифонами, принятая и развитая впоследствии в греческих церквях, имеет сирийское происхождение. Во время служения пресвитер или епископ носит особый покров, вышитый белыми крестиками. Отличительная одежда клириков за пределами храма — черная ряса и тюрбан.
Наиболее древние и примечательные храмы сирийской архитектуры, относящиеся к периоду ее расцвета в V–VI вв., не сохранились после яростного натиска исламских фанатиков. Пространство храма имеет трехчастную структуру: алтарь, основная часть и притвор.
Таким образом, обобщая сведения по истории, догматике и современному положению Сиро‐Яковитской Церкви, можно сделать вывод, что эта немногочисленная церковь Древнего Востока в настоящее время находится в весьма сложном и уязвимом положении. Причины кроются как во внешних (нехристианское окружение), так и во внутренних обстоятельствах (многочисленные расколы, разделяющие сирийских христиан). Приходится констатировать, что богословский диалог между православными и сиро‐яковитами, который ведется с 1962 г. (утвержден на II Всеправославном совещании на острове Родос), пока не принес результатов. Современные тенденции перехода сиро‐яковитской паствы в католическую унию тоже вызывают много вопросов, ведь православное учение по содержанию находится гораздо ближе к сиро‐яковитскому, нежели католицизм. Рассеянию чад Сиро‐Яковитской Церкви способствует и ухудшение социально‐политической обстановки (вопиющим случаем стало похищение и убийство сиро‐яковитского митрополита Алеппского Григория Иоанна Ибрагима)[25].
В связи с событиями последних лет особого внимания заслуживают суждения о том, что диалог с Дохалкидонскими Церквями возможен не только через богословие, но и через исповедничество[26]. Именно эти примеры, открывая высший эсхатологический смысл веры, могут привести сегодня к укреплению единства христиан.
1. В Турции построили первый за сто лет христианский храм. 29.09.2020 // Интерфакс: сайт. URL: https://www.interfax.ru/world/729091 (дата обращения: 11.02.2024).
2. Доброцветов П. К. Севир Антиохийский // Большая Российская энциклопедия: сайт. URL: https://old.bigenc.ru/religious_studies/text/3544699 (дата обращения: 19.07.2024).
3. Конфликт между православными в индийской Керале (09.11.2021) // Global Orthodox. URL: https://gorthodox.com/news-item/konflikt-mezhdu-pravoslavnymi-v-indijskoj-kerale (дата обращения: 19.07.2024).
4. Несторианство // Азбука веры: православный портал. URL: https://azbyka.ru/nestorianstvo (дата обращения: 19.07.2024).
5. Панченко К. А. Марониты // Большая Российская энциклопедия: сайт. URL: https://old.bigenc.ru/religious_studies/text/2188046 (дата обращения: 19.07.2024).
1. Антиохийская Православная Церковь // Православная энциклопедия. Москва: Церковно‐научный центр «Православная энциклопедия», 2009. Т. 2. С. 501–529.
2. Грацианский М. В. Иаков Барадей // Православная энциклопедия. Москва: Церковно‐научный центр «Православная энциклопедия», 2014. Т. 20. С. 512–525.
3. Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. URL: http://library.lgaki.info:404/2020/Дворкин%20А.%20Л_Очерки.pdf (дата обращения: 22.07.2024).
4. Заболотный Е. А., Моисеева С. А. Мафриан // Православная энциклопедия. Москва: Церковно‐научный центр «Православная энциклопедия», 2021. Т. 44. С. 399–400.
5. Исповедничество Дохалкидонских Церквей как право на диалог. 21.10.2013. // LiveJournal. URL: https://sbitnevsv.livejournal.com/849549.html (дата обращения: 19.07.2024).
6. Лаванд С., Кольцов П. М. Антиохия и возникновение христианства в первой половине I в. н. э. // Вестник Калмыцкого университета. 2022. № 4 (56). С. 32–37.
7. Мейендорф Иоанн, прот., Пападакис Аристидис. Христианский Восток и возвышение папства. Церковь в 1071–1453 гг. // Азбука веры: православный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/hristianskij-vostok-i-vozvyshenie-papstva-tserkov-v-1071-1453-gg/ (дата обращения: 04.05.2024).
8. Нелюбов Б. А. Древние Восточные Церкви: Сиро‐Яковитская Церковь // Альфа и Омега. 1998. № 4 (18). С. 330–369.
9. Сергунин В. А., прот. Краткий обзор истории и современного состояния Древних Восточных (Нехалкидонских) Церквей // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2023. № 3 (24). С. 118–132.
10. Сергунин В. А., прот. Краткий обзор историко‐догматических и литургических особенностей Сиро‐Маланкарской Ортодоксальной Церкви // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2024. № 3 (28). С. 145–157.
11. Совгира Я. В. К вопросу о похищенных архиереях Алеппо // Христианство на Ближнем Востоке. 2019. № 4. С. 37–46.
12. Соколов Серафим, свящ. История восточного и западного христианства (IV–XX века) // Азбука веры: православный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-vostochnogo-i-zapadnogo-hristianstva-4-20-veka/ (дата обращения: 19.07.2024).
13. Топычканов П. В. Сиро‐Маланкарская Церковь // Православная энциклопедия. Москва: Церковно‐научный центр «Православная энциклопедия», 2021. Т. 43. С. 168–171.
14. Biju Veticad. Kerala: (communist) government wants to reconcile Syriac Orthodox Church and Syriac Jacobite Church (26.09.2020) // AsiaNews: сайт. URL: https://www.asianews.it/news‐en/Kerala:‐(communist)‐government‐wants‐to‐reconcile‐Syriac‐Orthodox‐Church‐and‐Syriac‐Jacobite‐Church‐51140.html (дата обращения: 11.02.2024).
Источник
Сергунин В. А., прот. Краткий обзор историко‐догматических и литургических особенностей Сиро‐Яковитской Церкви // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025. № 1 (30). С. 167–180. DOI: 10.51216/2687‐072Х_2025_1_167. EDN: EGSZTE