Опубликовано: 08 августа 2025
Источник
Пташинский С. Н., прот. Борьба за открытие православных храмов в период правления Л. И. Брежнева 1964–1982 гг. (по материалам фонда Р-6991 Государственного Архива Российской Федерации) // Церковный историк. 2025. № 1 (19). С. 128–149. DOI: 10.31802/CH.2025.1.19.009

Совет по делам религиозных культов в период правления Л. И. Брежнева нередко отслеживал не только нарушения со стороны верующих, но и со стороны работников аппарата или других граждан. Некоторые храмы, закрытые в хрущёвские гонения, возобновляли свою деятельность. Это давало людям надежду на открытие храмов в своём населённом пункте. По этой причине количество ходатайств в ранний брежневский период значительно возросло[1]. Снизились и темпы изъятия храмов. С 1964 по 1975 годы количество приходов Русской Православной Церкви сократилось на 211 храмов (с 7274 до 7062). В среднем упразднялось около 50 приходов в год. В последующие 5 лет темпы были снижены ещё больше: ликвидировалось около 6 приходов ежегодно. В 1982 году, в год смерти Л. И. Брежнева, Русская Православная Церковь насчитывала всего лишь 7001 приход и 16 монастырей[2].
Тем не менее оставались чиновники, враждебно настроенные к религии и привыкшие к произволу за годы хрущёвской антирелигиозной кампании. В поселке Краснокутск Харьковской области верующие из зарегистрированной общины 4 года не могли приобрести новое молитвенное здание. На 1967 г. община подобрала седьмой вариант для приобретения, поскольку прошлые были забракованы районной комиссией. Однако председатель областного суда Н. К. Тарарака на протяжении трёх месяцев не разрешала нотариальной конторе оформить акт купли-продажи[3]. Во время приёма верующих из Краснокутска Тарарака трижды отвечала им, чтобы они посещали церковь в селе Мурафа, которое находилось в 18 км. Верующие ссылались на законодательство, но она отвечала «Я ещё подумаю», либо «Можете на меня жаловаться»[4]. В целом по Харьковской области в 1967 г. было получено 150 жалоб на препятствия в оформлении молитвенных зданий и их ремонте[5].
Показательной является история уполномоченного по Марийской АССР В. И. Савельева. Закрыли церковь в селе Нурма Марийской АССР в 1966 г., обосновав это карантином для предотвращения эпидемии ящура. Прекращение деятельности церквей во время эпидемий не было чем-то необычным. В Куйбышевской области в сёлах Боровское и Мишкино приостановка богослужений во время эпидемии ящура действительно была временной, и после предотвращения опасности их возобновили[6]. Однако в селе Нурма и после прекращения эпидемии церковь удерживали закрытой, хотя община насчитывала около 500 человек[7]. Затем Совет Марийской АССР предложил Совету по религиозным культам изъять церковь по причине незаконного строительства дома и бани, а также отсутствия договора об аренде помещения[8]. Проверка обнаружила, что строительство дополнительных зданий и ремонт были согласованы, а договор об аренде не собирались заключать в течении 20 лет. Уполномоченный В. И. Савельев рапортовал высшему руководству о том, что священник села Нурма якобы сам не против снятия общины с регистрации, однако проверка обнаружила запись беседы, в которой В. И. Савельев сам предлагал священнику служить в селе, и он охотно согласился[9]. На уполномоченного поступили жалобы местных верующих, которые были возмущены действиями чиновников. Инспектор Совета К. Иванов и зам. Отдела Совета А. Плеханов заняли сторону жителей села Нурма и вынесли заключение о незаконности закрытия церкви[10]. Упразднение церкви в селе Кучки обосновали якобы неудовлетворительным состоянием здания. О решении райисполкома не было доложено в Совет по делам религиозных культов[11]. Верующие были возмущены и направляли жалобы в центральные органы. В. И. Савельев также не проявил никакого участия в ситуации. Более того, он допрашивал жалобщиков и проявлял к ним грубость[12]. Это стало последней ошибкой данного уполномоченного. Совет решил заменить его на должности более опытным и ответственным работником[13].
В своих отчётах уполномоченные стремились представить ходатайства об открытии храмов как недоразумение и инициативу «группы заинтересованных лиц»[14]. Некоторые подобные случаи подтверждались. В посёлке Зимовка Ростовской области в 1968 г. было получено 16 заявлений о возобновлении деятельности общины от бывшего старосты Кравцова, который не получал пенсию, и якобы был материально заинтересован в регистрации храма[15]. Бывшие старосты регулярно направляли ходатайства о восстановлении богослужений в храмах трёх сел Рязанской области[16]. Граждане А. В. Дрождин и М. И. Румнянцева ходатайствовали о возвращении церкви в селе Степановка Тамбовской области, закрытой в 1933 г. Проверка выявила, что церковь на балансе не состояла и использовалась как склад, из-за чего пришла в негодность. В свою очередь, А. В. Дрождин уклонился от службы в армии во время Великой Отечественной войны и скрывался до 1965 г. Также он уже работал в некоторых церквях и хотел устроиться в новооткрытую церковь Степановки[17]. Уполномоченный предложил ему устроиться работать в совхоз, а церковь перевели в очередь на снос[18]. Уполномоченный по Житомирской области И. Геращенко писал, что «незначительная группа фанатиков» во главе с В. П. Ярощуком требует регистрации церкви в селе Давыдовка[19]. В 1966–1967 гг. Ярощук написал 8 заявлений, а в 1968 г. — 5, в том числе в ЦК КПСС. В. П. Ярощук было разъяснено, что в 6 км в селе Ивановичах, где проходит маршрут автобуса, располагается храм, и открытия церкви в Давыдовке не будет[20]. Авторы остальных ходатайств о возобновлении деятельности религиозных общин из восьми населённых пунктов также названы И. Геращенко фанатиками. Фанатиком назван даже З. Вельник из села Райки, просивший разрешения построить новую церковь взамен прежней, которая была уничтожена пожаром. Ему было рекомендовано посещать церковь в селе Швайковка в 2–3 км от Райков[21].
Распространены были отказы в возвращении церквей по причине близкого расположения действующих общин и храмов. В 1967 г. жители посёлка Колки составили 12 заявлений, в которых просили вновь проводить службы в храме, однако им было отказано, так как действующий храм находился в 800 метрах от посёлка[22]. В 1967 г. из села Смотрича Хмельницкой области поступило 30 заявлений о восстановлении религиозной общины, однако все они были отклонены, так как в 6 км располагался действующий молитвенный дом[23]. Верующие села Рички Львовской области в 1975–1980 гг. добивались регистрации общины, поскольку в селе была открыта церковь. Под последним заявлением стояло 500 подписей[24]. Тем не менее им было отказано, поскольку в г. Рава-Русская на расстоянии 7 км действовала церковь с молодым образованным священником[25]. В селе Бронники Ровенского района, несмотря на 26 просьб и жалоб письменного и устного характера, общине было отказано в регистрации, поскольку на расстоянии 3–5 км в соседних сёлах находились действующие храмы[26]. Верующим села Тухолька Львовской области было отказано в возобновлении деятельности церкви, поскольку в 4 км находился действующий храм[27]. Жалобы поступали и из села Заолешенка Курской области. Совет считал закрытие церкви в нём обоснованным и указывал, что в 2 км. в г. Судже действует другая церковь, однако люди продолжали требовать: «Мы хотим свою церковь»[28]. В Днепропетровской области житель Днепродзержинска просил открыть храм в городе, но ему предложили посещать церковь в селе Таромское. Он указал, что от конечной остановки автобуса до Таромского 5 км. Тогда власти продлили маршрут, после чего гражданин жаловаться перестал[29].
Частым ухищрением со стороны местных властей оставались необоснованные препятствия в ремонте зданий. В сёлах Ново-Покровка Харьковской области председатель колхоза обрезал электропроводку, ведущую к церкви. Уполномоченный по области Н. Бориско указал на незаконность его действий, и электричество в церковь провели вновь[30]. В той же области в селе Ново-Александровка председатель колхоза запрещал ремонтировать крышу молитвенного дома и хотел изъять шифер, однако уполномоченный не дал этого сделать[31]. Эти случаи были не единичными: сообщения о незаконном отключении храмов от электричества поступали, например, из Херсонской[32], Тамбовской[33] и Сумской[34] областей. В Закарпатской области жители села Иза Закарпатской области отправили три заявления с ходатайствами о строительстве нового здания, т. к. храм обветшал. Им было разъяснено, что 300 руб., находящихся в церковной кассе, для этого предприятия совершенно недостаточно[35].
Жители с. Пущино Тамбовской области жаловались на то, что райисполком собирался закрыть храм по причине его аварийного состояния. Тем не менее общество состояло на регистрации и имело право отремонтировать здание за свой счёт, что и было предпринято. Уполномоченный Совета Д. Беликов разъяснил райисполкому границы их прав и обязанностей в вопросах культов[36]. Жители сёл Даниловка и Костобоброво Черниговской области отказывались переходить в новые здания, которые предоставлял райисполком, и безуспешно просили разрешения провести ремонт типовых церковных зданий[37]. Верующим села Грибановка Воронежской области вместо аварийного здания церкви была предоставлена сторожка с обещанием подыскать более подходящее здание, однако верующие в сторожке не собирались, видимо, в знак протеста[38]. Более того, верующие Грибановки составили 34 жалобы на закрытие храма и отказались соединиться с приходом в Малой Грибановке в 9 км[39]. В той же области в селе Давыдовка взамен аварийного молитвенного здания общине было предоставлено переоборудованное помещение бывшей конторы заготовочного пункта. Первоначально православные отказывались туда переходить, но впоследствии были вынуждены согласиться, так как не видели альтернативы[40]. Аварийные здания были сняты с регистрации решением Совета по делам религиозных культов, и об этом сообщалось тем, кто направлял заявление об их повторном открытии. Тем не менее один из просителей гражданин Дьячков резко отвечал: «Писали и будем писать»[41].
В селе Путиле Черновицкой области группа лиц без ведома двадцатки, райисполкома и уполномоченного собирала деньги и закупали материалы на сооружение ограды вокруг церкви. В ответ на это было инициировано переизбрание двадцатки, но ограда все же была установлена[42]. В той же области в селе Иванковцы, получив разрешение на покраску купола церкви, верующие начали наружную покраску стен церкви. Кроме того, во время сбора средств на эти работы мимо церковной кассы было утаено 1000 рублей[43].
В г. Кушва в начале 1965 г. горисполком пытался закрыть церковь за невыполнение требований по противопожарной безопасности, а именно: требовалось выпилить решетки на окнах и заменить деревянную лестницу на колокольню железобетонной. Также горисполком продвинул в руководящий орган церкви людей, которые прямо заявляли: «Мы в вашего Бога не верили, не верим и верить не будем. Но мы будем проводить в церкви то, что захотим, или что нам скажут, и это не ваше дело»[44]. Просьбы и попытки заменить этих людей блокировались местными органами. Это стало известно в общественности и вызвало сплочение верующих, в результате чего доходы церкви выросли с 42 тыс. в 1962 г. до 53 тыс. руб. в 1965 г[45].
Основной проблемой в конфессиональной политике СССР в первые годы после антирелигиозной кампании Н. С. Хрущёва оставались здания религиозных организаций, не введённые в эксплуатацию местными властями. Особенно остро эта проблема проявлялась в Украинской ССР, где было закрыто наибольшее количество храмов. По официальным данным в период с 1958 по 1964 г. в УССР закрыт 3741 храм[46]. Уполномоченный Совета по делам религиозных культов Украинской ССР Константин Захарович Литвин в своём докладе за 1966 г. указывал, что именно заброшенность изъятых церковных зданий и отсутствие культурного досуга являются основными причинами настойчивых просьб о возобновлении деятельности религиозных общин[47]. В процентном соотношении с 1948 по 1965 гг. в Украинской ССР снято с регистрации 54% православных приходов, 56% — католических, 45% — иных конфессий[48]. Далее он приводит цифры: только во Львовской и Винницкой областях было отобрано 1333 культовых здания (1155 православных храма и 234 католических костёла), однако из них лишь 265 строений были переоборудованы для социально-культурных нужд, 475 используются как склады, 116 церквей разобраны, а 13 сожжены пожарами. Таким образом, 464 здания пустовали (418 во Львовской области и 38 в Винницкой)[49]. Более того, в 400 храмах из этого числа оставалось культовое имущество, а ключи от 294 церквей находились у верующих[50]. В докладе за февраль 1967 г. К. З. Литвин определяет, что число неосвоенных церковных строений по УССР доходит до 1200[51].
По замечанию К. З. Литвина, при снятии общины с регистрации и изъятия здания необходимо чётко обозначать сроки его освоения и цели использования[52]. Уполномоченный открыто признавал, что «некоторые здания, использовавшиеся ранее церковниками и находившиеся в превосходном состоянии, после их присвоения для других целей (спортзалы, клубы и т. д.) не ремонтируются и приходят в негодность»[53]. Это касалось в том числе храмов, которые представляли собой историческую и архитектурную ценность. По УССР таковых насчитывалось 200[54]. Например, в селе Шелестово Закарпатской области находилась деревянная церковь, построенная без гвоздей. Её перевезли в г. Мукачев и повесили табличку о культурном значении здания. Однако по факту с каждым годом строение приходит в худшее состояние[55]. В 1960 г. была закрыта Николаевская церковь в г. Киев, а её здание отдано под склад Книгокультторга. Спустя шесть лет пользования крыша здания частично сорвана, трубы внутри протекают, штукатурка местами плесневеет и осыпается. Хотя храм построен в XVII в., соответствующие органы охраны памятников и сам Книгокультторг не были озабочены ремонтом[56]. В подобной ситуации верующие чувствовали, что в состоянии лучше использовать указанные здания, которые сохранили всё необходимое для проведения богослужений. В ряде случаев верующие проводили несогласованные богослужения в изъятых помещениях с участием «бродячих священников»[57].
Наиболее нежелательная для советских органов ситуация сложилась во Львовской области. В сентябре 1966 г. уполномоченный Н. Винниченко рапортовало о том, что из 869 зданий, снятых с регистрации, освоено только 455, а остальные 418 — нет[58]. В октябре 1966 г. во Львовскую область прибыл инспектор Совета по делам религиозных культов И. Мныщенко. Он выявил, что халатное отношение к применению зданий побуждает верующих писать заявления о возобновлении деятельности общин. Только за 9 месяцев 1966 г. поступило 271 заявление подобного рода[59]. В с. Любин Городокского района верующие располагают ключами бывшего церковного здания, переоборудованного под зерновой склад, и периодически собираются там на молитвы[60]. Подобные провалы, с точки зрения атеистически настроенной власти, привели к смещению Н. Винниченко с поста уполномоченного и его заменой на Н. Саничева[61].
В 1967 г. в Украинской ССР зафиксировано 2022 заявлений и жалоб. 405 писем поступило лично уполномоченному по УССР, и среди них 183 просьбы о возобновлении богослужений в ранее закрытых храмах, 59 — о регистрации новых религиозных обществ, 20 — о ремонте культовых зданий и т. д[62]. Неоднократно поводом к повторной регистрации религиозных обществ указывали 50-летие Октябрьской Революции[63]. На отставание в освоении упразднённых церквей жаловались уполномоченные Тернопольской[64], Ростовской[65], Волынской[66] и Минской[67] областей. В 1968 г. областным уполномоченным поступило 1600 жалоб и заявлений, а республиканскому уполномоченному — 300[68]. Большая часть из них касалась восстановления религиозных обществ, однако не уточняется, сколько именно. Причиной оставалась активность отдельных верующих и заброшенность зданий[69].
Яркую картину описывает уполномоченный Совета по Николаевской области УССР В. Чунихин. По его данным в 1968 г. из 27 заявлений 15 касались открытия церквей. В селе Матвеевка Новодесского района группа верующих регулярно посылала ходатайства о возвращении здания храма, который сначала был отдан школе под спортзал, а затем арендован Пищеторгом для хранения сахара. За короткое время здание обветшало, что побудило верующих просить о его возвращении. «Отдайте нам в аренду нашу церковь, мы её приведём в порядок», — говорили они[70]. В Новом Буге в здании храма была открыта картинная галерея, однако большую часть времени здание было закрыто. Верующие регулярно отправляли жалобы на простой здания, и райисполком был вынужден устроить в строении библиотеку, чтобы там чаще находились люди[71]. В посёлке Старый Водопой церковное здание было передано под спортзал, однако физкультура там проводилась раз в несколько дней, или даже недель. Гражданка Черепащенко регулярно направляла письма об этом, заявляя: «Ваши объяснения нам ни к чему. Раз не умеете его использовать»[72].
Уполномоченный Совета по Ровенской области УССР также указывал, что церковная недвижимость не осваивается по 5–6 лет. Более того, некоторые сотрудники колхозов и райисполкомов прямо отвечают верующим: «нам ваша церковь не нужна», или «пусть вам отдадут вашу церковь»[73]. Люди также не видели смысла в том, чтобы культовые здания со всей утварью простаивали без смысла. Одна гражданка недоумевала: «Мы еженедельно посещаем соседнюю церковь, даём там деньги. А почему бы нам не иметь своей церкви, ведь она стоит целая и всё имущество на месте?»[74].
Особую активность проявляли верующие Молдавской ССР. В 1967 г. они направили 68 коллективных писем и 11 делегаций с ходатайствами об открытии храмов или возобновлении богослужений[75]. Число подписей под коллективными письмами варьировалось от 112 до 433 человек[76]. В селе Проданешты Флорештского района верующие удерживали ключи от закрытой церкви и поочерёдно дежурили возле неё. Подобное наблюдалось и в некоторых других сёлах[77]. В селе Гриноуцы Единецкого района община сохраняет у себя ключи и настойчиво посылает заявления о возвращении храма, а по праздникам открывает храм и устраивает «моления скорби»[78]. В 1968 г. уполномоченному по Молдавской ССР поступило 92 жалобы, и из них 70 касались регистрации храмов[79]. Уполномоченный также объяснял это тем, что в Молдавской ССР остаётся 294 здания без применения[80]. При этом из 247 освоенных зданий 177 использовались как склады, 34 — как клубы и спортзалы, 11 — переоборудованы в музеи и т. д[81].
Отличительной особенностью брежневского периода являлось то, что в некоторых случаях верующие своей активностью добивались открытия храмов и сотрудники Совета по делам религий становились на их сторону. В Волынской области верующие посёлка Колки, села Низкиничи, села Вышнев и г. Нововолынска успели подать заявления о возобновлении деятельности религиозных общин до снятия зданий церквей с регистрации, и уполномоченный был вынужден удовлетворить их просьбу[82]. В Волгоградской области были удовлетворены просьбы о восстановлении деятельности религиозных общин в сёлах Нижняя Добринка, Сенное и Филоновское[83]. Совет по делам религиозных культов принял решение о незаконности закрытия молитвенных зданий в Бердяуше и Катав-Ивановске Челябинской области. Верующим разрешено провести ремонт строений за свой счёт[84]. Это решение было мотивировано большим количеством жалоб верующих из этих населённых пунктов в 1966 г[85].
В течение 1967 г. в Совет по делам религиозных культов прибыло 15 делегаций (31 чел.) из Рязанской области. Среди жалоб были: препятствие властей на возобновление богослужений в селе Малинки Михайловского района (4 делегации), препятствие в возвращении церкви села Красный Угол Сапожковского района (3 делег.), оказание помощи в приобретении стройматериалов на церковь в селе Чёрная Слобода Шиловского района (4 делег.), просьба о передаче церквей в сёлах, Боровое, Которово, Починки (4 делег.)[86]. По селу Малинки поступило 8 коллективных писем. В июле 1966 г. Совет не согласился снять общество с регистрации ввиду его активности. Тем не менее П. С. Малиев, уполномоченный Совета по Рязанской области, оставлял дело повторной регистрации религиозной общины без движения и игнорировал просьбы верующих, даже после предупреждения со стороны Совета[87]. В селе Гавришовка Винницкого района местный Совет незаконно изъял здание церкви, ссылаясь на его аварийность, однако было выявлено, что это не так, и решение было отменено[88].
Ряд жалоб об открытии храмов были настолько интенсивными, что обращали на себя внимание лично председателя Совета по делам религиозных культов В. А. Куроедова. В адрес XXIII съезда КПСС в 1966 г. поступила жалоба верующих из села Куликово Инсарского района Мордовской АССР, в которой они просили о возобновлении деятельности общины[89]. В церкви с 1961 по 1964 г. не проводилась служба, однако в 1965 г. верующие вручили коллективное письмо с сотнями подписей о возобновлении богослужений уполномоченному Совета А. И. Сапеге, о чём он не доложил[90]. Вместо идеологической работы с населением, местные власти вывезли культовое имущество из здания, чем вызвали недовольство сельских жителей. В потоке жалоб указывалось, что работники милиции во главе с зам. Председателя Инсарского райисполкома И. И. Макеевым внезапно явились в Куликово, разбили иконостас, демонтировали престол, сожгли богослужебные книги и вывезли иконы[91]. К тем, кто не остался равнодушным и пытался препятствовать милиции, была применена физическая сила. Майор Гужин без санкции прокуратуры провёл обыск в доме П. Т. Илюшкина и изъял у него ключи от храма. Некоторые верующие предприняли около трёх поездок в Москву, прося разобраться в этой ситуации[92]. В. А. Куроедов ходатайствовал о привлечении к ответственности всех виновных[93].
В мае 1966 г. В. А. Куроедов обращал внимание на ситуацию в селе Ивановка, Старомайского района, Ульяновской области, где сначала в 1961 г. была незаконно снята с регистрации община, а затем в 1965 г. местные власти закрыли здание. В результате верующие из Ивановки и окрестных сёл написали около 170 жалоб и отправили 12 делегаций в Москву[94]. В. А. Куроедов занимал сторону верующих, т. к. подобные действия властей компрометируют советское руководство, и рекомендовал облисполкому допустить восстановление общины[95].
В июне 1967 г. В. А. Куроедов докладывал, что верующие г. Сморгонь, Гродненской области в Белорусской ССР, неоднократно жаловались на закрытие церкви в 1961 г. Несмотря на то, что храм посещало около 300 человек, местные власти его изъяли «административным» путём и переоборудовали без согласования с Советом по делам религиозных культов[96]. Первоначальным объяснением подобных действий было освоение здания под кинотеатр, однако впоследствии его сделали складским помещением, а кинотеатр построили поблизости[97]. Такая откровенная ложь вызвала возмущение верующих настолько, что их делегации «десятки раз» отправлялись в Москву[98]. Само религиозное общество с регистрации не сняли, и верующие собирались внутри церковной ограды, принося с собой иконы. Затем перестали пускать людей за ограду, однако совместные молитвы все равно проводили вблизи здания[99]. Некоторых престарелых прихожанок штрафовали на 50 руб. и доставляли в милицию. Взамен упразднённого храма было открыто здание в деревне Светляны, однако на 1966 г. это общество оставалось не зарегистрированным[100]. Уполномоченным по БССР и Гродненской области было сделано предупреждение, а Совет министров БССР В. А. Куроедов просил принять меры по предотвращению произвола[101].
Неоднократно проводилась проверка обоснованности изъятий, проведённых в последние годы хрущёвской кампании. Так, анализ обстановки в Башкирской АССР, Оренбургской и Ульяновской областях, показал, что несмотря на прекращение богослужений в части храмов, религиозность населения не снизилась, а доходы церкви даже возросли[102]. В Башкирской АССР в 1960–1966 гг. было отнято 22 храма, или 55% от общего числа по республике[103]. В 1961–1962 гг. были попытки прекращения деятельности активных приходов в г. Ишимбай, г. Стерлитамак и г. Давлеканово. Это вызвало волну жалоб, и Совет был вынужден признать эти закрытия незаконными[104]. Службы в селе Вознесенка Башкирской АССР были прекращены под предлогом аварийности здания, а селе Ново-Николаевское здание церкви пытались изъять в пользу школы, которая располагалась в 100 м[105]. В Ульяновской области на 1961 г. оставалось всего лишь 12 зарегистрированных общин. В 1961–1962 гг. без согласия Совета были отобраны приходы в сёлах Ивановка, Малая Хомутерь и Кашенка. За период 1962–1965 гг. из данных населённых пунктов в Совет поступило около 200 жалоб на незаконное устранение храмов, а также отправлены две делегации в Москву[106]. Инспектор Совета Плеханов дважды обращался по этому поводу в первому секретарю Ульяновского обкома КПСС Скочилову и посылал работника Совета Шикова, однако Скочилов ссылаясь на 100-летие дня рождения В. И. Ленина, отказывался открыть церкви в 1965 г.[107] Вместе с тем «администрирование» в вопросе борьбы с религией без идеологической работы вновь приводило к росту религиозности. Доходы девяти церквей области выросли за 1963–1965 гг. с 455 тыс. руб. до 520 тыс. руб.[108]. Крещения составляли 37% от общего числа новорожденных, венчания 8% от всех зарегистрированных пар, а отпевания совершались над 47% умерших[109]. Аналогичная ситуация наблюдалась и в Оренбургской области: хотя с 1960 по 1965 гг. было ликвидировано 10 из 23 храмов, доходы церквей возросли с 793 тыс. руб. в 1963 г. до 892 тыс. руб. в 1965 г[110]. В селе Тарановское Казахской ССР в 1969 г. жена коммуниста Гельвера, тракторного бригадира колхоза, поставила подпись под заявлением об открытии церкви. Секретарь парткома Т. П. Луценко посоветовал Гельверу повлиять на жену, чтобы она отозвала свою подпись. Гельвер отреагировал на это чрезмерно эмоционально и избил жену. Этот факт подпал широкой огласке и был осуждён партийными представителями[111]. В 1981 г. в селе Спас Камяно-Бузского района Львовской области была совершена кража имущества закрытой церкви. Местные жители подумали, что вывоз имущества был организован властями, однако преступники были пойманы и привлечены к ответственности[112].
Иногда уполномоченные Совета по делам религиозных культов сталкивались с ложью при ходатайствах об открытии церквей. Поддельные подписи были обнаружены в 1967 г. на заявлении из г. Назарово Красноярского края[113]. В 1968 г. в Киевской области от имени гражданки П. Д. Подлужной из села Запрудное было направлено 5 заявлений о регистрации церкви. При проверке выяснилось, что Подлужная является безграмотной, а 80 подписей под первым заявлением представляют собой произведение одного человека. При беседе Подлужная соглашалась с работниками органов, однако потом заявления вновь поступали[114]. В 1968 г. при проверке в селе Нижний Мамон Воронежской области большинство людей, чьи подписи стояли на заявлении о возвращении молитвенного дома, отказались от них[115]. В 1968 г. было определено, что заявления о возобновлении богослужений в селе Россошаны Черновицкой области написаны П. Кучейкин, а подписи подделаны, чтобы создать видимость народной воли[116]. В других случаях в Черновицкой области после беседы с уполномоченным люди отказывались от инициативы открытия храма со словами: «Мы писали на всякий случай, но, если нельзя, пусть так и останется»[117]. При проверке в селе Борочичи Волынской области из 364 человек, чьи подписи стояли на ходатайстве о возобновлении богослужений в храме, большинство от них отказались[118]. Наиболее вероятно, что на подобные ответы повлиял страх перед возможными прещениями, поскольку все понимали, что реальная свобода совести остаётся декларируемым идеалом.
В 1966–1967 г. гражданка Кобас в Полтавской области направила 21 заявление о регистрации церкви в селе Лютенские Будища Полтавской области. Приход в этом селе распался, и Кобас никто не поддерживал. Те, кто хотел, посещали храм в селе Верхняя Павловка в 2 км[119]. Ей было дано разъяснение о безосновательности, с точки зрения уполномоченного, посылаемых заявлений, поэтому в 1967 г. она переключила своё внимание на село Хитцы и направила 13 заявлений об открытии церкви там. Проверка на месте обнаружила, что жители села назвали свои подписи на заявлениях поддельными, а большинство из них не первый год посещает храм в г. Гадяч в 3 км от села[120].
В 1968 г. в Татарской АССР поступило ходатайство о передаче храма в селе Ченчурино. Просители указывали, что здание не используется. На деле выяснилось, что строение было переоборудовано под склад, но уже два года находится в аварийном состоянии, и зерно туда не ссыпают[121]. Вместе с тем было выявлено, что основным инициатором заявления была А. П. Миронова. Большинство жителей от своих подписей отказались, поскольку А. П. Миронова не сказала им, зачем собирает подписи. Вписанный в заявление Д. А. Толманов «отказался от списка верующих, куда был вписан без его ведома»[122]. Н. С. Дарющин написал письмо в райисполком: «Прошу меня исключить из этого списка, т. к. сам неверующий, моя дочь — комсомолка. В открытии церкви не нуждаюсь и считаю, что её открытие принесёт вред молодёжи»[123]. П. А. Майоров, который числился соавтором заявления, письменно отказался от него[124]. Также уполномоченный указывал, что действует церковь в селе Большое Фролово в 15 км от Ченчурино.
В 1981 г. XXVI съезду КПСС было адресовано анонимное письмо о возобновлении богослужений в Воскресенском соборе г. Йошкар-Ола[125]. Собор был снесён в 1961 г., а культовое имущество передано в Семёновскую церковь[126]. Уполномоченный по Марийской АССР В. И. Савельев показал письмо и подписи при нём. Представитель исполнительного органа Семёновской церкви Е. П. Курчина сказала, что не знает верующих с такими фамилиями и не слышала, чтобы кто-либо желал возрождения Воскресенского собора. Также она не замечала, чтобы кто-либо был недоволен наличием в городе одной лишь Семёновской церкви[127].
Заявления о передаче церквей в посёлках Куличков, Романов и Бусовиско Львовской области отправляли два автора с 58 отделения связи г. Львов. В беседе с О. С. Зварычем выяснилось, что он встречался на Львовском железнодорожном вокзале в апреле 1980 г. с неизвестным, которого определить отказался[128]. Неизвестный заявлял, что добился открытия 12 церквей во Львовской области и обещал достигнуть того же в посёлке Романов. В декабре 1980 г. О. С. Зварыч передал неизвестному деньги, поскольку тот должен был ехать в Москву, на чём их взаимодействие прекратилось[129]. Уполномоченный разъяснил О. С. Зварычу, что, судя по всему, он стал жертвой мошенничества. Авторство писем по посёлкам Бусовиско и Куличков было определено гражданкам С. П. Курий и Е. Г. Ермоле. Однако во время беседы они отрицали свою причастность к написанию этих писем. Обе ссылались на то, что были в больнице и не могли присутствовать на почте в указанное время[130]. Скорее всего, в данном случае гражданки соврали о своей непричастности к составлению писем. Их ответы удовлетворили уполномоченного, т к. показывали нерешительность верующих. В любом случае, в ходатайствах было отказано, т. к. на расстоянии 2–6 км от указанных посёлков находились действующие храмы[131].
Верующие из шести сёл Кировоградской области регулярно направляли по несколько заявлений о возобновлении религиозной деятельности в их населённых пунктах. При посещении уполномоченного они отвечали: «Сказали бы нам, что церковь закрыта»[132]. При этом их односельчане уже несколько лет посещали церкви в соседних сёлах, и скорее всего, ходатаи притворились, что не осведомлены о ситуации, либо не знали существующего законодательства.
Таким образом, хотя конфессиональная политика брежневской эпохи была более мягкой, чем в период Н. С. Хрущёва, государство продолжало постулировать скорое искоренение религии. Руководители Совета по делам религий стремились, с одной стороны, установить контроль над религиозными организациями, с другой — не допустить ситуаций, компрометирующих советский строй. По этой причине они в особо громких случаях допускали открытие новых церквей и возобновление деятельности старых. В свою очередь, чиновники облисполкомов и райисполкомов и некоторые уполномоченные Совета сохраняли неприязненное отношение к религиозным общинам и боялись допустить их увеличения. Это подталкивало их применять арсенал манипуляций, проверенный во время кампании Н. С. Хрущёва: предложение посещать храмы в нескольких километрах взамен регистрации новых, недопущение ремонта, ссылки на пожарную безопасность, заверения о слишком маленьком количестве верующих, игнорирование жалоб и т. д. Руководство Совета призывало исключить «административное» закрытие храмов и производить его только после основательной идеологической работы. В свою очередь, верующие не понимали, как их религия противоречит государственному строю и были возмущены тем, что надуманные предлоги, по которым были отобраны церкви, оказывались ложными. Здания храмов, не использованные для социального и культурного пространства, были объектом споров, а некоторые возвращались в общины, особенно если пустовали и не были сняты с регистрации. В целом за период правления Л. И. Брежнева число храмов Русской Православной Церкви снизилось на 273 прихода, что является несопоставимо малым числом по сравнению с 5451 упразднённой общиной во время хрущёвской кампании.
Материалы уполномоченных Совета о религиозной обстановке в союзных и автономных республиках // ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 153.
Материалы уполномоченных Совета о религиозной обстановке в краях и областях РСФСР // ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 154.
Информации уполномоченных Совета по союзным и автономным республикам СССР о работе с письмами, жалобами, заявлениями верующих за 1968 год // ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 162.
Информации уполномоченных Совета по краям и областям РСФСР, УССР, о работе с письмами, жалобами, заявлениями верующих за 1968 г. // ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 163.
Информации уполномоченных Совета об использовании культовых зданий в областях УССР // ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 18.
Информации уполномоченных Совета о работе с письмами, жалобами, заявлениями верующих за 1966 г. // ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 20.
Жалобы верующих, адресованные XXVI съезду КПСС и отчёты по их рассмотрению (1981 г.) // ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 2036.
Материалы уполномоченных Совета о религиозной обстановке в союзных и автономных республиках // ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 220.
Материалы уполномоченных Совета о религиозной обстановке в союзных и автономных республиках (отчёты, справки, информации, письма) // ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 8.
Материалы уполномоченных Совета о религиозной обстановке в союзных и автономных республиках (справки, информации, докладные записки) // ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 80.
Материалы уполномоченных Совета о религиозной обстановке в краях и областях РСФСР // ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 81.
Материалы уполномоченных Совета о религиозной обстановке в краях и областях РСФСР (отчёты. справки, информации, письма) // ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 9.
Информации уполномоченных Совета по союзным и автономным республикам о работе с письмами, жалобами, заявлениями верующих за 1967 г. // ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 93.
Информации уполномоченных Совета по краям и областям РСФСР с письмами, жалобами, заявлениями верующих за 1967 г. // ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 94.
Белякова Н. А. «Сообщаем о преступлении против правосудия…»: обращения и жалобы верующих в брежневском СССР // Наука и реальность. 2018. № 3. С. 640–658.
Сазонов Д., прот. Брежневские гонения на Церковь (по материалам Центральной России) // Вестник КГУ. 2015. № 6. С. 45–50.
Сапсай А., прот. Письма, жалобы, обращения православных верующих Прикамья в органы власти в период позднего социализма // Вестник Свято-Филаретовского института. 2023. № 48. С. 209–227.
Стамболиди А. В. Государственно-конфессиональные отношения в СССР в середине 60-х — начале 80-х годов XX века: дисс…канд. ист. н. М.: РАНХиГС, 2009.
Источник
Пташинский С. Н., прот. Борьба за открытие православных храмов в период правления Л. И. Брежнева 1964–1982 гг. (по материалам фонда Р-6991 Государственного Архива Российской Федерации) // Церковный историк. 2025. № 1 (19). С. 128–149. DOI: 10.31802/CH.2025.1.19.009