11 октября 2024 года в Московской духовной академии состоялась ежегодная Всероссийская Покровская научная конференция. Главной темой конференции стало «Возрождение духовного образования: история и итоги 80-летнего пути». В конференции приняли участие более 100 представителей научного сообщества из духовных и светских учебных заведений России, Беларуси и Казахстана.
В рамках пленарного заседания с докладами выступили председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов, заведующий кафедрой церковной истории МДА профессор Алексей Константинович Светозарский, ректор Минской духовной семинарии архимандрит Афанасий (Соколов), ректор Казанской духовной семинарии иерей Никита Кузнецов, доцент кафедры церковной истории Московской духовной академии иерей Иоанн Кечкин, старший преподаватель кафедры церковно-практических дисциплин Московской духовной академии Олег Анатольевич Суханов. Участники конференции рассмотрели исторические вехи в духовном образовании ХХ века, проследили тенденции развития духовного образования в наше время и сформулировали проблемы и перспективы его развития.
В докладе «Пути возрождения духовного образования в 40-е годы ХХ века» протоиерей Максим Козлов рассказал о предпосылках возрождения духовного образования, ключевых фигурах того времени и о трудностях, которые возникали при открытии духовных учебных заведений. Он отметил, что после принятия в 1918 году декрета об отделении Церкви от государства Русская Православная Церковь столкнулась с беспрецедентным давлением со стороны государственной власти, в том числе закрывались академии и семинарии. Там, где раньше учились студенты, стали располагаться склады, общежития, госпитали и прочие учреждения. Поэтому особенно важно проследить, с какого этапа и после каких событий началось возрождение духовного образования. Протоиерей Максим Козлов отметил, что часто причинами поворота к большей лояльности власти к Церкви называются «народно-фольклорные, вроде встречи блаженной Матроны с главой советского государства» либо «мистически-душевные — обращение бывшего семинариста [Сталина] к идеалам своей юности».
По мнению главы Учебного комитета, эти аргументы не выдерживают научной критики. В то же время у рассматриваемых перемен были, на его взгляд, конкретные исторические и политические корни, в частности, перелом в ходе Великой Отечественной войны после Курской битвы. Также отец Максим уделил большое внимание деятельности Патриарха Сергия (Старогородского), во многом благодаря которому Церковь перешла к постепенному возрождению — в частности, были вновь открыты духовные учебные заведения. Несмотря на жёсткий контроль за деятельностью религиозных организаций, процесс духовного образования возобновился в 1940-е годы и с тех пор развивался непрерывно.
С докладом «Патриарх Алексий I, возрожденные Московские духовные школы и Новодевичий монастырь» выступил Алексей Константинович Светозарский. Он рассказал об истории Новодевичьего монастыря, его упадке и попытках восстановления, об открытии Академии в стенах Троице-Сергиевой Лавры и особенностях духовного образования того времени. Стоит отметить, что среди источников для доклада были использованы в том числе личный дневник Патриарха Алексия I и его переписка с родными, в которой он писал о жизни обители.
О необходимости соработничества государства и Церкви говорил иерей Никита Кузнецов, ректор Казанской духовной семинарии. Он представил доклад на тему «Факторы церковно-государственных отношений в деле духовного образования». Священник привел примеры, когда разделение Церкви и государства приводило к отрицательным последствиям не только в России, но и в других европейских странах. Кроме этого, докладчик заострил внимание на работе современных духовных учебных заведений: «В сегодняшних условиях выполнение нами государственных и церковных требований в сфере образования не только служит для качественной подготовки будущих пастырей, но и ставит наши духовные школы в один ряд с другими вузами. Это повышает их авторитет и создает площадку для доброго свидетельства о Христе, которую мы, в нынешних условиях, обязаны использовать во благо Церкви».
Иерей Иоанн Кечкин для своего доклада выбрал не менее интересную тему: «Защита диссертаций ректорами Московской духовной академии: успехи и казусы». Слушатели смогли убедиться в том, что, несмотря на статус и заслуги, диссертантам не всегда удавалось успешно защитить научные работы. В качестве примеров отец Иоанн описал попытки защиты диссертаций епископом Гермогеном (Кожиным) и протоиереем Константином Ружицким.
Ректор Минской духовной академии архимандрит Афанасий (Соколов) выступил с докладом «Учреждение и становление Минской духовной академии в 1996-2001 гг.». Он рассказал о сложностях, с которыми столкнулась Русская Православная Церковь на территории БССР. К 1939 году на территории республики действовал лишь один православный приход. Жировицкая духовная семинария, открытая благодаря Патриарху Сергию, в 1964 г. под давлением властей прекратила свое существование. Лишь в 1989 году открылась Минская духовная семинария. Митрополит Филарет (Вахромеев), сыгравший огромную роль в возрождении семинарии, сам преподавал в ней на протяжении многих лет. Кроме этого архимандрит Афанасий рассказал о преподавательском составе Минской академии эпохи её возрождения и на современном этапе, а также о наиболее известных выпускниках.
Завершилось пленарное заседание выступлением преподавателя Московской духовной академии Олега Анатольевича Суханова «Сочетание обучающего и воспитательного компонентов в духовном образовании сегодня». В своей речи он не только рассказал о воспитательной работе и факторах ее успешного осуществления, но и заострил внимание на проблемах, которые сейчас присутствуют в духовных образовательных учреждениях. Олег Анатольевич тезисно представил предложения, которые могли бы быть в будущем внедрены в учебно-воспитательную работу духовных школ, высказал свои мысли о лидерстве в студенческих коллективах и о воспитании будущих сотрудников воспитательской службы. Доклад вызвал большой интерес как у студентов, так и у преподавателей духовных школ. Подводя итоги первой части конференции, отец Максим Козлов выразил благодарность всем участникам, подчеркнув, что духовное образование сегодня нуждается в некоторых изменениях, основанных на опыте последних лет.
Вторая часть научного форума состояла из секционных заседаний по направлениям: богословие, патрология, христианская письменность, церковная история, история и развитие духовных школ, литургика, каноническое право, церковное искусство и другие. Темы выступлений отличались большим разнообразием.
Так, одним из докладчиков в секции богословия стал доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи. В своем выступлении «Представление о возрасте нравственного вменения в Священном Писании» он пришел к выводу, что возраст нравственного вменения наступает постепенно, в период примерно с 13 до 20 лет. Конкретный возраст зависит в первую очередь от того, насколько человек узнал и осознал заповеди и насколько он способен действовать в соответствии со свободным волеизъявлением. А в секции литургики доклады представили иеромонах Далмат (Юдин) и иеромонах Епифаний (Булаев). Темой сообщения отца Далмата стала «Роль русских книжников XV века в становлении акафистного жанра на Руси»; докладчик проследил процесс появления и развития нового на тот момент жанра акафиста и его особенности. Также было проведено сравнение с греческой традицией составления акафистов, где на тот момент этот жанр был более распространён, чем на Руси. Иеромонах Епифаний выступил на тему «Этапы формирования воскресного Октоиха» и проследил этапы развития этих богослужебных текстов.
Впечатлениями о конференции поделился модератор секции богословия священник Стефан Домусчи. По мнению отца Стефана, наиболее важными направлениями исследований сегодня являются вопросы, во-первых, соотношения науки и религии, и во-вторых — соотношения богословия и практической жизни. По его словам, сейчас, когда активизировались так называемые новые атеисты, позиционирующие себя как популяризаторы науки, особенно важным оказывается церковное слово о том, что конфликта между наукой и религией на самом деле не существует. Для этого необходимо, с одной стороны, изучать церковное учение и Предание, а с другой — быть открытыми к тому, что происходит в мире. Таким образом, богословие существует не как некая схоластическая схема, которая ни на чём не основана — оно предназначено для того, чтобы люди делали из него практические выводы.
При этом, по словам отца Стефана, несомненно положительным является то, что наука жива и развивается, ей интересуются люди из самых разных сфер, что позволяет открывать новые темы исследований и новые перспективы. Вместе с тем нельзя пройти мимо отрицательной стороны: можно видеть нежелание делать практические выводы из данных богословских наук, и часто научные конференции и церковная жизнь идут параллельно, практически не пересекаясь друг с другом. К сожалению, если на конференции прозвучит доклад, который явно влияет на наше восприятие какого-то текста или идей в нем, миссии или взаимоотношений с наукой — это отнюдь не значит, что новое и верное восприятие войдёт в практику церковной жизни. Однако, по мнению отца Стефана, церковная наука существует как раз для того, чтобы акцентировать наше внимание на тех или иных аспектах нашей жизни, чтобы та в большей степени соответствовала воле Божией.
С полной программой Покровской научной конференции можно ознакомиться здесь.
Источник: Богослов.Ru