Новое тело может не быть антропоморфным
В начале октября стало известно, что французские ученые успешно вживили датчики в мозг парализованного человека и присоединили его к экзоскелету. Человек научился передвигаться с помощью мысли. Это успех для науки и его значение для конкретного человека не обсуждается. Обсуждаться должно другое, но оно обсуждается мало.
Мнение

Первое. Свобода от (парализованного или — в перспективе — просто неподходящего) тела нивелирует его значение. Создание аппарата с питательным раствором для обеспечения жизнедеятельности головы даст еще большую свободу принимать любые облики и менять их как картриджи. Это созвучно появившемуся движению добровольных ампутантов, которые по своей воле ложатся на стол хирурга, чтобы лишиться какой-то части тела. Вопрос не в том, что люди «дошли до такого» (они страдают синдромом нарушения целостного восприятия тела), а в том, что врачи вместо того, чтобы лечить нарушенную целостность, отрезают им руки и ноги. Новая медицинская этика, казалось бы незыблемая твердыня, серьезно меняется. Эвтаназия только открыла эту дверь.

Второе. Сверхчеловеческие возможности — это следующее предложение на рынке медицинских услуг. Военные давно идут по этому пути, но военные технологии находятся под контролем — используются только по приказу, а утечки жестко караются. В гражданской медицине такого не будет. Привлекательность сверхчеловеческого образа жизни будет подана рекламной индустрией так, что сопротивляться ей мало кто сможет. Вылезти из своей новой формы будет гораздо сложнее, чем ограничить время использования смартфона тремя часами в сутки.

Третье. Экзоскелет может не быть антропоморфным. Отказ от человеческого тела не будет тождественным смерти, а станет выбором новой формы. Люди уже сегодня меняют носы, уши, вживляют рога в череп и т.п. Модифицированные тела сделают их жизнь еще более комфортной и легкой, соответствующими внутреннему миру.

За информационной революцией идет биотехнологическая. Она сложнее, ее вызовы более глубокие. Технологии развиваются гораздо быстрее, чем принято думать, а «этика» всегда отстает. Сжигать инноваторов на плазменных кострах не поможет, — речь не об этом. Православное учение о человеке, основанное на Откровении («инструкции» от Создателя) и святоотеческом наследии должно развиваться как минимум такими же темпами как технологии, чтобы предоставлять желающим ученым целостную мировоззренческую базу, где есть ответы на новые вопросы. А такие ученые будут. И эта база укрепит и усилит их в видении перспектив.

Как известно, богословие развивается в ответ на встающие вызовы, так что в ближайшем будущем нас ожидает его мощное развитие. Большое дело состоит в том, чтобы актуальные вопросы начинать собирать в единый список. Когда они будут собраны и систематизированы, будет проще и оперативнее развивать христианское учение о человеке и участвовать в формировании контуров будущего.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9