Опубликовано: 06 апреля 2025

Святой Павел Отшельник. 1640 год
Сейчас даже в монастыре мало кто несет особые аскетические подвиги. Во многих монастырях строгий устав не соблюдается: даже когда предписано сухоядение, пищу все равно варят (впрочем, есть монахи и даже миряне, которые жестко придерживаются правил древнего устава). То же самое касается количества молитв, времени уединенного пребывания в келье или числа поклонов.
Люди церковные сегодня зачастую воспринимаются если не как секта, то как особое сообщество. А когда в этом узком сообществе человек начинает сильно подвизаться, то, если он не имеет духовного опыта и иммунитета, почти неизбежно будет думать, что он особенный. Редко-редко встречается, чтобы человек пребывал в больших аскетических подвигах и при этом сохранял здравое, смиренное христианское самосознание.
В «Добротолюбии» есть мысль, которую вкратце можно выразить как «количество переходит в качество». Но вопрос — какое количество? Великий подвижник XX века преподобный Порфирий Кавсокаливит говорил, что ни в коем случае не должно быть перенапряжения в молитве и вообще в духовном делании. Перенапряжение означает, что ты больше надеешься на себя, чем на благодать Божию. Да, количество переходит в качество, но если человек надеется на количество, оно никогда не перейдет в качество. Или перейдет в некое злокачественное состояние — вот что самое страшное!
Поэтому человек должен трудиться, но надежду возлагать на Бога. А мы часто ведем себя как одноклеточные существа. Вроде бы много чего знаем, однако в рефлексии относительно себя человек очень часто ошибается. И ты уже смотришь на себя как на потрудившегося, но ведь на самом деле только начал что-то делать и не так уж долго трудился!
В старое время люди были в хорошем смысле приземленными. Как-то на Кипре местные жители нам говорили: «Наши бабушки и дедушки трудились на земле. Труд тяжелый, а дожди редкие. После этого — молились: "Боже, пошли дождь, пошли милость". Они понимали, что если не будет дождя, то весь труд уйдет в никуда. Мы — уже так-сяк, а наши дети говорят: "А зачем нам Бог? У нас всё есть: супермаркет, телефон, компьютер. Нам милости и не надо"».
Сегодня человеку труднее осознать зависимость от любой деятельности. Начитаешься книг (сейчас есть очень много духовной литературы в интернете), наслушаешься проповедников — и поди после этого не считай, что ты богослов!
Как-то одна прихожанка спросила меня: «Батюшка, а Вы вот такую книгу прочитали?» — «Такую не читал». — «А вот эту?» — «Тоже нет». — «О, я Вас уже перечитала!». Что тут скажешь? Слава Богу, что перечитала…
На основе беседы из проекта «Лица Академии 3.0»