Опубликовано: 11 апреля 2025

О достижениях в диалоге науки и церковного сообщества говорить сложно, потому что сама научная картина мира меняется. Например, в последние годы расшифрован геном человека, и в связи с этим встают новые проблемы. Иногда кажется, что диалог вести очень сложно, но потом бывают интересные результаты.
Очень важно, когда идет обмен мнениями, когда представители богословия знакомятся с новыми научными фактами, а представители науки — с богословскими концепциями, которые раньше не были им известны. Это живой процесс, и нельзя сказать, что что-то достигнуто и дальше уже можно никуда не двигаться. Наоборот: чем больше достигается, тем больше новых вопросов для диалога.
Сегодня болевые точки в этом диалоге — это вопрос эволюции, вопрос понимания сознания человека, его мозга, вопросы технологий, начиная с общих принципов взаимодействия науки и богословия и заканчивая конкретными вещами: экстракорпоральным оплодотворением, репродуктивными вопросами, проблемами трансгуманизма и так далее.
По-прежнему сложно сформулировать позицию Церкви по экстракорпоральному оплодотворению. Когда глубоко входишь в эту проблему, возникают определенные подводные камни. Например, вопрос, связанный с ЭКО в естественном цикле, когда не путем гормональной гиперстимуляции образуется определенное количество яйцеклеток и затем возникают «лишние» эмбрионы, а появляется один-два эмбриона в ходе естественного цикла. Эта процедура возможна, но она гораздо дороже и в России в пакет обязательного медицинского страхования не входит.
Встает вопрос: как люди будут делать выбор между этими двумя вариантами? Понятно, что человеку свойственно идти по более простому пути — иногда довольно греховному. Когда, скажем, возникает альтернатива между ЭКО и длительным лечением от бесплодия, которое значительно дороже и не входит в систему ОМС, то человек, скорее всего, выберет именно ЭКО. Или, допустим, вопрос о прохождении диагностики, когда мы можем выявить, есть ли дефекты в уже полученном эмбрионе. Если они есть, смогут ли родители взять на себя ответственность за такого ребенка?
Возникают ситуации, когда если мы проявим определенную слабость, то дальше пойдем по пути принятия любых технологий. Церковь будет соглашаться со всем, что приходит в нашу жизнь, ступит на путь конформизма, что неприемлемо.
Здесь, конечно, проблема требует длительного обсуждения. А еще есть вопрос церковной рецепции: даже если решение будет принято постановлением Собора, примет ли его народ, весь церковный организм? Поэтому не всё решается так быстро, как бы хотелось.
На основе беседы из проекта «Лица Академии»