Вышел новый номер НГ-Религии
Итоги Архиерейского Собора , Лютеране в России, Родосский инцидент, дискуссия о вакуфном имуществе.
Статья

Не только о Диомиде. НГ 02.07.2008.

Архиерейский Собор РПЦ останется в истории благодаря епископу Анадырскому и Чукотскому Диомиду (Дзюбану). Архиереи постановили лишить епископа Диомида сана, если он не покается , но чукотский иерарх обратился в церковный суд. Позиция епископа Диомида – это набор различных по серьёзности претензий к руководству РПЦ. Главное – не в лозунгах, а в их громогласности. Она делает архиерея из далекой Чукотки символом «народного православия». За выступлениями диомидовцев не стоит коварный план по раскалыванию Церкви. Они стихийны и не зависят даже от самого епископа Диомида. Основнвя причина-«ревности не по разуму», но отмахнуться от них нельзя. Одно из главных обвинений в адрес церковной иерархии – это сотрудничество с властью. Диомидовцы – убежденные монархисты, тогда как официальная Церковь приспосабливается к любой власти, что дает повод для критики. Аргументы о «числе зверя» в паспортах, в ИНН, о генномодифицированных продуктах лежат в этой плоскости.

Издание связывает проблему Диомида с экономической жизнью Церкви. Церковная экономика сегодня сверхцентрализованна. Практически все епархии – должники Художественно-производственного предприятия «Софрино», производящего церковную утварь и облачения. Фактически его руководство может отправить большинство архиереев РПЦ в долговую яму. Епархиальные поступления в церковный бюджет наполняют его лишь на десятую часть, а расходы за четыре года выросли в полтора раза. Значительную долю денежных вливаний в РПЦ составляют добровольные пожертвования и поступления из крупных монастырей. При этом монашество в России традиционно консервативнее, чем женатые священники, и многие представители черного духовенства разделяют идеи опального архиерея. Так что полный разрыв с ультраконсервативным крылом, имеющим подпитку именно в монастырях, для РПЦ невозможен ещё и по экономическим соображениям.

Основная статья церковных расходов –религиозное образование. В прошлом году была завершена реформа духовного образования. РПЦ ставит перед собой задачу миссионерской деятельности среди населения и разрабатывает для этого новый Катехизис. Но сил и средств не хватает. Архиерейский Собор решил просить государство о финансировании «преподавания предметов, соответствующих государственному стандарту, в православных общеобразовательных учебных заведениях». РПЦ просит также государство профинансировать деятельность своих высших богословских учебных заведений «по аналогии с финансированием духовного образования иных религиозных общин» (подразумевается финансмрование государством «традиционного» исламского духовного образования).

Трудно выделить наиболее важную тему на прошедшем Архиерейском Соборе. Восстановление общения с Русской Зарубежной Церковью; ситуация с опальным епископом Диомидом; празднование 1020-летия Крещения Руси; вопрос об украинской автокефалии; отношения с Константинопольским Патриархатом, Румынской Православной Церковью – все это так или иначе обсуждалось отражено в документах. Пожертвовав епископом Диомидом, иерархи сохранили церковное единство, по крайней мере внешне. Однако до внутреннего единства еще очень далеко, его как не было, так и нет. Поляризация внутри Русской Православной Церкви все возрастает, и последствия ее крайне опасны.

 

В поисках признания. НГ 02.07.2008.

28–29 июня, в Москве состоялся Генеральный Синод Евангелическо-Лютеранской Церкви России Аугсбургского исповедания (ЕЛЦАИ). Это молодая протестантская церковная структура, возникшая в 2006 году и позиционирующая себя в духе «русского лютеранства». Президентом Генерального Синода является Владимир Пудов.

Причин проведения Генерального Синода несколько. 1) Выборы епископа (единогласно поддержана кандидатура Владимира Кюнтцеля). 2)Утверждение внутрицерковного Устава Церкви.

 Положение ЕЛЦАИ. В 2006 году было три зарегистрированные общины, сейчас восемь. На Синод приехали три епископа Евангелическо-Лютеранской Церкви и официальный представитель епископа Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церкви.

Заключён официальный договор с Евангелическо-Лютеранской Церковью Узбекистана, и ее глава, епископ Корней Вибе, принял участие в посвящении наших пасторов и дьяконов. В России сейчас помимо ЕЛЦАИ зарегистрировано пять лютеранских Церквей. Официальные представители двух из них были на Синоде.

Генеральный Синод постановил, что все пастырские должности в Церкви должны занимать мужчины. В то же время ЕЛЦАИ с уважением относится к выбору других христианских Церквей призывать на духовное служение женщин. Этот выбор не является препятствием для нашего братского общения – в отличие от рукоположения лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. Синод однозначно осудил гомосексуализм и его проявления в Церкви.

На Синоде обсуждалось введение в школьную программу предмета «Основы православной культуры». Синод постановил, что введение в школьную программу религиозного образования не только допустимо, но и необходимо для духовного возрождения общества.

 

Родосский казус. НГ 02.07.2008.

Константинопольский Патриарх Варфоломей I решил пригласить глав Православных Церквей посетить в октябре Стамбул. Подобные форумы предполагают принятие совместных документов, заявлений. Для подготовки проекта обращения Предстоятелей была создана специальная комиссия. Ее заседание открылось на острове Родос 19 июня. На него прибыла и делегация Московского Патриархата в составе секретаря Отдела внешних церковных связей (ОВЦС МП) по межправославным отношениям протоиерея Николая Балашова и переводчика Анатолия Чурякова.

На заседании присутствовали представителя Эстонской Автономной Православной Церкви (ЭАПЦ), входящей в юрисдикцию Константинополя и не признанной Московским Патриархатом. В октябре 2007 года, делегация РПЦ покинула богословский форум в Равенне из-за присутствия на нем делегатов ЭАПЦ. То же самое произошло и на сей раз.

Делегаты РПЦ инициировали дискуссию вокруг «эстонской проблемы» в ходе заседания. Представители Александрийского, Иерусалимского, Сербского и Румынского Патриархатов предлагали найти решение, которое позволит делегатам Москвы принять участие в работе комиссии. Однако митрополит Галльский Эммануил (Адамакис) заявил, что вопрос об участии представителя ЭАПЦ в заседании обсуждаться не будет. После этого «московские гости» покинули зал заседаний.

Константинополь просто использует представителей ЭАПЦ в стратегической игре – выдавливает своего конкурента, Москву, с межцерковных форумов, пытаясь тем самым превратить РПЦ в своего рода маргинальную, «непримиримую» Церковь.

26 марта этого года в Цюрихе делегации РПЦ и Константинополя в очередной раз обсуждали «эстонскую проблему». В тексте меморандума, принятого по итогам встречи, говорится: «Обе стороны признали целесообразным в рамках переговорного процесса достигнуть всеобъемлющего соглашения, которое будет включать как решение по вопросу церковного недвижимого имущества в Эстонии, так и решение по вопросу канонического статуса церковных юрисдикций Константинопольского и Московского Патриархатов в этой стране». То есть переговорный процесс идет.

Константинополь, участвуя в переговорах, де-факто признает временную «неопределенность» статуса ЭАПЦ. Исходя из этого, не понятно, почему «эстонцы» приглашаются на церковные форумы, почему Вселенский Патриархат не желает немного притормозить в этой ситуации...

Ситуация на Родосе рассматривалась на Архиерейском Соборе РПЦ, прошедшем на минувшей неделе. Конфликт между двумя центрами православного мира набирает обороты...

 

Вакф в законе. НГ 02.07.2008.

Госсовет Татарстана намерен предложить ввести в федеральное российское законодательство понятие «вакуфное имущество». Об этом 18 июня заявил Разиль Валеев, глава комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам татарстанского парламента. Валеев также утверждает, что прибыль от вакфа (вакуфа) «может направляться только на религиозные нужды, то есть налогами такое имущество облагаться не должно».

С аналогичным предложением муфтий Татарстана Гусман Исхаков в марте этого года обратился к Дмитрию Медведеву. Как отмечал Исхаков, вакф позволит исламским организациям стать независимыми от зарубежных спонсоров, навязывающих российским мусульманам чуждую идеологию.

В Духовном управлении мусульман Татарстана понимают вакф, как имущество, которое верующий добровольно передает мечети. При этом мусульманская община является не собственником, а пользователем имущества. Она не может его продать. Это имущество неотчуждаемо, разъяснил Валиулла Якупов, заместитель Исхакова.

Вакф же, по мысли тех, кто желает включить это понятие в федеральное законодательство, налогами облагаться не должен. Ожидать, что федеральные власти пойдут на подобные уступки мусульманам (даже входя в их тяжелое финансовое положение), – утопия.

Вопрос, который неизбежно возникает при ознакомлении с «татарстанским проектом»: как проверить, на какие цели расходуются средства, получаемые мусульманской общиной от использования вакфа? Не возникнет ли ситуация, в которой имам местной мечети будет расходовать деньги в личных целях (летать на отдых в жаркие страны или покупать себе лимузины, например)? Или финансировать незаконную деятельность той или иной группы лиц? Каким бы умеренным ни был, скажем, Совет муфтиев, имамы на местах бывают очень разными.

Такие вопросы решались мутаваллиатами, попечительскими советами при вакфах. В их обязанности входит  регулярная публикация отчетности. То есть вакф должен быть прозрачной организацией. Вопрос лишь в том – для кого прозрачной: для меценатов или и для государства также? Будет ли государство контролировать использование вакфов? Или вся система будет держаться на «честном слове» мусульманских общин?

Исламовед Роман Силантьев считает, что восстановление ислама в России происходило очень нелегко именно в связи с отсутствием вакуфного имущества. «Мусульмане, лишенные материальной базы, были вынуждены на любых условиях соглашаться на помощь зарубежных «благодетелей», которые на поверку не всегда преследовали благие цели», – отметил Силантьев. В то же время он считает, что вводить такого рода привилегию только для мусульман не стоит – она должна распространяться и на другие религиозные организации.

Если государство захочет удовлетворить запрос анонсированный депутатами Госсовета Татарстана, ему придется вносить поправки в Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях». Целесообразно ли? Мусульмане жалуются прежде всего на то, что у них не хватает финансов. Так не проще ли стимулировать меценатство?

 

 

 

 

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9