В документе Папской курии, в частности, говорится о том, что:
1. Единственной истинной Церковью, которая сохраняет подлинные элементы, установленные Христом для Церкви, является «Католическая Церковь», она и есть в истории действительная и видимая Церковь, которую основал Христос на земле. «Католическая Церковь» - одна и единственная Церковь;
2. «Католическая Церковь» пребывает в той Церкви, которая управляется преемником Петра и епископами, находящимися в общении с ним;
3. Из «экклесиологической исключительности» Католической Церкви, ведущей и к «церковной оценке» всех прочих «Церквей» как таковых, епископы которых не пребывают в общении с преемником Петра, следует, что эти Церкви «экклесиологически ущербны».
На основании текста «Ответов» Священный Синод Элладской Церкви направил документ, датированный 8 октября и обращенный к сопредседателю Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью митрополиту Пергамскому Иоанну. По сути, Элладская Церковь рекомендует Преосвященному Иоанну во время диалога запросить у католической стороны разъяснений по поводу документа от 29 июня, чтобы вынести суждение, насколько выраженные в нем взгляды могут быть приняты Православной Церковью. Тем не менее, в Равеннском документе подобные разъяснения отсутствуют и даже нет упоминания о том, обсуждались ли вообще взгляды, выраженные в «Ответах». Равеннский документ преимущественно скрывает притязания Римского Папы по отношению к православным. Внешне он выглядит, как какой-то «школьный текст», и похож на учебник по богословию, некая маска-личина!
И здесь необходимо отметить, что адресат послания Священного Синода, Преосвященный Пергамский, не самый лучший представитель Православной Церкви, который обладал бы ясным православным сознанием, если бы противостоял папским ухищрениям, предпринимаемым с целью превращения диалога в обслуживание притязаний первенства Папы к Православию! Напротив, Преосвященный Иоанн - известный экуменист, склонный к признанию взглядов католиков в отношении первенства Папы. Уже в Бозе (Италия) он объявил о том, что Церкви необходимо первенство Папы. Кроме того, митрополит Иоанн - поклонник августиновского западного богословия, а его заблуждения в прошлом обличал редактор журнала «Italia Orthodossa» Г. Каралис.
I. В первой части 4 параграфа отмечается, что «православные участники сочли важным подчеркнуть, что употребление терминов «Церковь», «вселенская Церковь», «неделимая Церковь» и «Тело Христово» в этом документе и в подобных ему документах Смешанной комиссии ни в коем случае не соответствует традиции использования данных терминов в Православной Церкви. С католической точки зрения, справедливо то же самое: единая, святая, соборная и апостольская Церковь «существует» в Католической Церкви (Lumen Gentium, 8); но это не исключает признания того, что элементы истинной Церкви существуют вне католического общения».
1. Звучит, конечно, несколько двусмысленно, что православный и папист во время богословского диалога имеют право утверждать и взаимно соглашаться с тем, что нечто подобное имеет место в действительности. Как может Православная Церковь, которая никогда не уклонялась от истинного евангельского учения и отеческого предания, понимать себя как Единую и Истинную Церковь, а папский богослов Церкви, отягощенной множеством ересей, одновременно утверждать, что Единая и Истинная Церковь - это Католическая-Папская Церковь, и православный с этим соглашается?!! Кто над кем издевается?!!
2. Однако важнейшая проблема для Православия не та, кем является один, а кем другой, но сеть, в которую сам по себе впал православный, утверждая, что вышеуказанной вставкой, защищая право Православной Церкви определять себя как Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, он поддерживает Православие! На самом деле этот «защитник» подставляет Церковь под удар тех, кто может утверждать, что Церковь не является Единой и т. д., но сама в какой-то момент присвоила себе эти свойства! Напротив!
Православная Церковь не сама по собственной инициативе в какой-то момент времени стала характеризовать себя как Единую, Истинную Церковь, но на Первом Вселенском Соборе, будучи Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью, была охарактеризована как православная. Непосредственно после появления ереси Ария христиане автоматически разделились на верных Единой, Святой Церкви, т.е. на православных и еретиков, ариан! Та же Церковь, которая характеризовала себя как «Одну, Единую и Истинную Церковь», - это папская Церковь! Груз ересей, собранный на ее главе, не должен был позволять «православному» представителю на богословском диалоге в Равенне соглашаться с таким определением!
3. Когда мы говорим о власти, мы говорим об exousia, как это называется в Новом Завете. Власть Церкви происходит от ее Господа и Главы Иисуса Христа (пар. 12, с. 4). В данном параграфе власть трактуется как εξουσία. А сам факт, что это слово выделено курсивом, имеет определенное значение. Подобное выделение дает нам право понимать слово «эксусия» как «обладающее динамикой действия, применяющего давление», т. е. власть, которая давит и подчиняет. Кроме того, автор документа в толковании понятия «эксусия» опирается на библейский текст Евангелия от Иоанна 20. 22, где власть касается действия Господа в передаче ученикам благодати Святого Духа: «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся...»
В любом случае, передача Божественной благодати в Новом Завете понимается не как «эксусия», то есть не в смысле оказания давления на свободу верующего. Ведь власть в виде превосходства или принуждения была осуждена Господом! Когда некто абсолютизирует власть, как «эксусию», требует того, чтобы быть большим, первым, единственным или властителем вселенной, тогда такой пребывает вне благодати Святого Духа, поскольку благодать Духа нельзя понимать как власть с акцентом на превосходство! «...Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий» (Лк. 22. 26).
Естественно, Петр усвоил урок Господа о власти служащей и завершил свое собственное служение мученической смертью! В истории западной Церкви IX века для поддержки теократических притязаний пап против императоров использовались подложные тексты наподобие «Псевдо-Исидоровых декреталий». Таким образом, Папа - глава Вселенной. Поэтому толкование в Равеннском документе понятия власти в смысле «эксусии», да к тому же выделенной курсивом, возникает в связи с событиями прошлого, как воспоминание о папской угрозе в отношении Восточной Церкви.
4. «Поэтому очевидно, что одна и та же вера должна исповедоваться и воплощаться во всех Поместных Церквах, одна и та же единственная в своем роде Евхаристия должна совершаться везде, и одно и то же апостольское служение должно действовать во всех общинах» (пар. 33). Данный параграф обязывает любого епископа или любую Церковь, которая хочет «уврачевать» свою «церковную ущербность» (согласно статье 3 текста «Ответов»), принять (пребывая в послушании власти преемника Петра) веру папской Церкви, ее догматическое учение и богослужебные традиции. Единственный путь к связям с Папой - уния! «Еретики» и «экклесиологически ущербные» православные должны обратиться из Православия «обнаженными», припасть к стопам Папы! И еще одна существенная деталь: Равеннский текст написан папской рукой! Православные представители, должно быть, подписывали его с закрытыми глазами! На чем же основываются подобные убеждения?
1) Характерно частое использование в тексте слова «документо», которое мы (греки. - прим. пер.) в большинстве текстов не используем.
2) Подписывая Равеннский документ, православные подписались и под филиокве! В 13 пар. отмечается: «Власть в Церкви принадлежит самому Иисусу Христу, Главе Церкви (ср. Еф. 1:22, 5:23). Его Духом Святым Церковь как его Тело участвует в его власти (ср. Ин. 20:22-23)». Господь имеет своего «Святого Духа», поскольку, согласно папскому зловерию, будучи Его Духом, Он и исходит от Него!
3) В пар. 45 решено на будущих заседаниях изучить роль Римского епископа «на основании учений Первого и Второго Ватиканского Соборов»!
Равеннский документ показывает, что с «добрым» расположением и православных представителей первенство Папы уже действует в отношении православного мира, или лучше сказать, православных с «экклесиологической православной ущербностью»!