Информационная деятельность приходов как инструмент катехизации и миссии: современное состояние, возможности и ограничения
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на епархиальном собрании города Москвы в декабре 2009 года, а затем Архиерейский Собор 2011 года призвали благочинных и настоятелей крупных приходов (в Москве – всех приходов) принимать на штатной основе сотрудников по катехизическому, социальному, молодежному служению. В предлагаемом докладе, сделанном в презентационной части Международной научно-образовательной конференции «Сорок сороков: Никольские храмы Москвы» Российского православного университета, Евгения Евгеньевна Жуковская, специалист Управления делами Московской Патриархии, преподаватель кафедры журналистики и PR Российского православного университета, сотрудник по информационной работе в храме Пророка Божия Илии в Черкизове рассматривает вопросы использования современных средств массовой коммуникации в просветительской работе прихода.
Статья

Создание сайта прихода

Сегодня Русская Православная Церковь активно участвует в освоении интернет-пространства. По данным каталога православных ресурсов в сети интернет «Православное христианство» в Рунете насчитывается около десяти тысяч сайтов, относящихся к Московскому Патриархату. Это и официальные порталы Синодальных учреждений, и официальные сайты епархиальных управлений, и веб-страницы храмов, а также церковные медиаресурсы.

«Новые информационные технологии интегрируют мир в глобальных сетях инструментализма. Опосредованная компьютерами коммуникация породила обширное множество виртуальных сообществ. Однако отличительная социальная и политическая тенденция 1990-х годов – это построение социального действия и политики вокруг первичных идентичностей, либо приписанных, укоренившихся в истории и географии, либо построенных заново в тревожном поиске смыслов и духовности. Первые исторические шаги информациональных обществ, как представляется, характеризуются преобладанием идентичности как организующего принципа. Под идентичностью я понимаю процесс, через который социальный актор узнает себя и конструирует смыслы, главным образом на основе данного культурного свойства или совокупности свойств, исключая более широкую соотнесенность с другими социальными структурами», – так описывает современную действительность наш современник, социальный мыслитель Мануэль Кастельс[1].

Нужно ли в этих условиях Церкви игнорировать информационные технологии? Можно ли обойтись без них, исполняя Евангельский завет научить все народы (Мф. 28, 19)? Ответ очевиден: проповедовать Слово Божие можно и по апостольскому примеру, переходя из страны в страну, передавая основы веры из уст в уста. Но в нынешнее время создано множество информационно-коммуникационных технологий, позволяющих за меньшее время донести до большего числа людей нужную информацию. Поэтому отказываться от подобных средств просвещения видится неразумным.

 

Так, сайт прихода может стать эффективным инструментом в деятельности приходского катехизатора. Например, если организовать на сайте форум или рубрику «Вопросы священнику», ответственный за религиозное образование на приходе, мог бы систематизировать поступающие сообщения по тематическим разделам, модерировать общение на форуме, помогать священнослужителям в подготовке ответов.

Безусловно, на приходском сайте должен быть раздел, содержащий материалы о вере и Церкви. Но его логично не вакуумно размещать на главной или иной страницах веб-узла, а привязывать к заголовкам «Хочу покреститься (обвенчаться)»/«Таинство крещения (венчания) в n-ском храме»/«Крещение (Венчание)». Человек, кликнув на эту рубрику, может увидеть, скажем, такое объявление:

«Таинство крещения (венчания) в нашем храме совершается …. Перед тем, как на него записаться, предлагаем вашему вниманию информацию о смысле этого Таинства. Перед совершением Таинства вам необходимо побывать на нескольких беседах, в ходе которых сотрудник храма поможет вам узнать основные церковные догматы. Беседы проходят …. (где) в …. (время). Записаться на Таинство крещения (венчания) можно по телефону …».

Под ним желательно разместить катехизические материалы, молитвы, которые должен знать человек, приступающий к Таинству. Тогда не возникнет идеологического разделения на сайте, и катехизация будет охватывать именно свою целевую аудиторию (тех, кто собирается принять церковное Таинство), не будет балластом в общем контенте.

К миссионерскому служению прихода можно отнести любую сферу приходской жизни: и социальную, и молодежную работу, и паломничества, и концерты, и встречи прихожан со священнослужителями. Вот почему посредством информационных сообщений, организации специальных тематических рубрик важно освещать все стороны жизни церковной общины.

В разделе «Социальная работа» нужно публиковать список учреждений, которые окормляет данный храм, с телефонами и контактами, графиком посещения этих учреждений. Поскольку социальная деятельность нередко связана с финансовыми вопросами, в конце года будет логичным вывешивать на сайте отчет о служении милосердия с указанием денежных вспомоществований, выделенных на различные направления деятельности. Эта информация позволит верующим увидеть собственный вклад в социальное служение, оценить объем осуществляемой приходом помощи.

В рубрике «Молодежное служение» целесообразно размещать график мероприятий с участием представителей молодого поколения, дабы к активу общины в любой момент мог присоединиться любой заинтересовавшийся человек. Кроме того, в этом разделе полезно публиковать фото, видео о деятельности приходской молодежи, небольшие рассказы молодых о себе, о своем пути, о жизни в Церкви. Так у приходской страницы появляется «человеческое лицо». Интенсивное обновление сайта храма помогает преобразовать собрание разрозненных верующих в общину единомышленников, где все друг друга знают и общаются.

Примерный список рубрик приходского сайта:

· «История храма» (этот раздел имеет смысл наполнять даже в тех условиях, когда церковь строилась сравнительно недавно или появилась в последние годы; знание истории своей общины, бесспорно, также является элементом просветительской работы);

· «Духовенство» (краткие биографии и фотопортреты, контактные данные: рабочие телефоны, электронные адреса);

· «Расписание богослужений» (обычно публикуются таблицами, с указанием служащих клириков);

· «Приходские новости» (освещение деятельности прихода, служения настоятеля и клириков; новости по итогам мероприятий с участием прихожан, сообщения о катехизическом, социальном, молодежном, миссионерском (если есть) служениях, воскресной школе);

· «Паломничества» (если организуются, график поездок);

· «Хочу покреститься» (график огласительных бесед, контакты ответственного на приходе за катехизацию, просветительские материалы);

· «Хочу повенчаться» (график огласительных бесед, контакты ответственного на приходе за катехизацию, просветительские материалы);

· «Социальная работа» (перечень окормляемых учреждений, график их посещений, контакты ответственного на приходе за социальное служение, информация о том, как люди могут приобщиться к социальной работе на данном приходе, годовые отчеты о служении милосердия с указанием объема финансовой помощи по конкретным направлениям деятельности);

·  «Работа с молодежью» (график мероприятий, контакты ответственного на приходе за молодежное служение фото и видеоматериалы о молодежных проектах, рассказы молодежи о приходе и своей жизни в Церкви»);

·  «Форум»/«Вопросы священнику» (с четкой тематикой, постмодерацией);

·  «Объявления» (анонсы предстоящих событий, важная информация для членов церковной общины, не относящаяся к разряду «новостей»);

·  «Банковские реквизиты» (сведения для потенциальных благотворителей храма);

·  «Контакты» (телефоны, электронные адреса сотрудников по катехизации, социальному и молодежному служению, приходского миссионера (если есть), помощника настоятеля, клириков и настоятеля храма, точный адрес, схема проезда).

Также на приходском сайте может быть рубрика «Проповеди», «Приписные храмы», «Межприходские проекты», «Приходской литок (газета)» и иные разделы, рассказывающие не о разовых, а постоянных аспектах деятельности прихода.

 

Катехизация и миссия в социальных сетях

Продолжением информационной деятельности прихода в сети интернет является организация групп и страниц храма в социальных сетях. Наиболее популярными среди них являются «ВКонтакте», «Фейсбук», «Живой журнал», «Твиттер». Разница между сайтом и страницей в этих средствах массовой коммуникации: отличные целевые аудитории, особенности подачи материала, обособленность одних (в силу вхождения в определенное виртуальное комьюнити) и абсолютная открытость других (сайты «висят» в свободном доступе, открыть его может любой пользователь, достаточно только подключиться к интернету и знать точный адрес страницы).

Современные медиа-исследователи считают социальные сети «самым быстрым мостиком между новостями и читателями, при этом социальные сети – это новые рынки и аудитории»[2]. Особенно важны в условиях социальных медиа, когда источники не всегда достоверны, и существует возможность распространять любую информацию в любых количествах, объективность и правдивость информации. Социальные сети могут стать каналами коммуникации с пользователями, что позволит создателям медиапродуктов стать ближе к своей аудитории[3].

Организация храмовых страниц в социальных сетях позволяет консолидировать силы подростков и молодежи. Это, как правило, популярная и комфортная для них среда, здесь между ребятами происходит неформальное общение, здесь они более свободно выражают свои мысли, не стесняются друг друга, вступают в дискуссии, обмениваются фото- и видеоматериалами. Здесь могут выстроиться горизонтальные связи общины. Кроме того, социальные сети – довольно удобный инструмент оповещения о грядущих мероприятиях, рассылки приглашений на них.

Как правило, модераторы групп со временем определяются сами собой: ими становятся самые активные комментаторы. Если посмотреть на динамичные приходские страницы, то можно сделать вывод, что регулярно что-то пишут и обсуждают в группе не более двух процентов всех участников. Тем не менее, для многих новости страницы храма являются связующим звеном с приходскими мероприятиями. Конечно, достаточное количество членов виртуальной группы просто когда-то в силу каких-то причин вошли в ее состав, но в реальной жизни ни с данным храмом не связаны, ни с людьми из этой церкви не общаются.

Страницы храмов в социальных сетях могли бы стать интеллектуальными площадками, вовлекающими прихожан в обсуждение общецерковных проектов, решений, инициатив. Так, в группе одной православной молодежной организации столицы более трех лет назад был открыт раздел «Делимся новостями» («Это интересно»), в котором ребята оставляли информационные сообщения с православных ресурсов. Спустя несколько лет эта рубрика стала одной из самых популярных на странице, практически каждая новость собирает с десяток комментариев.

К разряду обсуждений, вызывающих интерес пользователей, можно отнести темы «Нужна помощь», «Просьбы о молитвах», «Православный юмор». Наименее занимательными для членов социальных сетей являются рубрики, призывающие внести предложения по развитию какой-либо сферы приходской жизни.

Присутствие в социальных сетях поможет храму раскрыть перед теми, кто еще не является членом прихода или только начинает интересоваться Церковью жизнь конкретных людей, объединенных вокруг Евхаристической Чаши в общину. Однако здесь важно не только транслировать новости с сайта храма, чтобы собирать максимальное количество отметок «Мне нравится», а заражать среду просветительскими идеями, вбрасывать темы для размышлений о Православии. Успех будет достигнут и в тех случаях, когда люди не просто будут ставить «Мне нравится», не только выскажутся по озвученной проблеме, но разместят («поделятся») этим уникальным контентом со своими интернет-друзьями, скопируют информацию к себе на страницу.

 

Приходские газеты, брошюры, листовки, информационные стенды

Развивая просветительскую работу в сети интернет, приходу не стоит забывать о традиционных способах распространения информации: организации стендов, вывешивании на них объявлений, фотографий, а также создании «приходских листков» и газет, печати брошюр и буклетов, катехизических листовок.

Не каждый человек найдет время интересоваться жизнью своего прихода в интернете. Стенды же, установленные при входе в храм, обращают на себя внимание и тех, кто случайно зашел в церковь, и тех, кто постоянно ее посещает. Здесь удобно вывешивать графики богослужений, сообщать о значимых событиях на приходе, размещать контактные данные сотрудников по просветительскому, социальному, молодежному, миссионерскому служению.

Век самодельных стенгазет уходит в прошлое, но их заменяют современные печатные продукты, которые недолго верстаются в специальных программах и распечатываются на любом принтере. Такие газеты можно формировать из текстов, ранее опубликованных на приходском сайте. С одной стороны, они будут интересны старшему поколению членов общины, с другой – обратят на себя внимание даже активных интернет-пользователей. Ведь одна и та же информация на мониторе и на бумаге воспринимается совершенно по-разному. Раз в полгода лучшие и «долгоиграющие» материалы стенгазеты целесообразно издавать в типографии как дайджест. Такое издание уже можно предложить к распространению не только на территории храма, но и в социальных учреждениях, окормляемых данной церковью, и в иных дружественных организациях.

На страницах стенгазеты прихожанам интересны интервью с клириками храма, в которых священнослужители рассказывают о себе, своей семье, делятся пастырским опытом, отвечают на вопросы духовной жизни. Конечно, в таких изданиях нужно освещать социальную, образовательную, молодежную, миссионерскую деятельность прихода, готовить материалы о самих членах общины. Важно на страницах приходской газеты размещать небольшие тексты-реплики священноначалия, сообщать о важных событиях жизни Русской Православной Церкви.

В целях культурного просвещения храму важно вести летопись и время от времени составлять исторические брошюры, буклеты. Также необходимо готовить тематические материалы о деятельности прихода (о социальном, молодежном, катехизическом служении), дабы информировать общественность о том, чем занимается тот или иной клирик, прихожанин. Через такие проспекты можно к различным направлениям привлекать волонтеров, расширять круг сотрудников. Более того, раздавая подобные информационные продукты, прихожане будут иметь документальное свидетельство добрых дел, совершаемых Церковью, и смогут знакомить с ним всех интересующихся знакомых.

К двунадесятым и особым храмовым праздникам, когда в церкви многолюдно и ее посещают не только постоянные прихожане, полезно издавать листовки о смысле торжества и распространять их возле свечного ящика, лавки церковной утвари и на столиках для записок. В такие дни не все могут услышать голос пастыря и его проповедь, не многие дойдут до личной беседы на исповеди, не со всеми сможет пообщаться приходской сотрудник по катехизации. Печатное же слово может сослужить хорошую службу. Взяв с собой литовку, человек сможет вдумчивее отнестись к написанному. Если после текста даны контактные данные ответственного сотрудника и адреса интернет-ресурсов, то есть шанс увидеть человека сначала в числе виртуальных подписчиков церковных новостей, а затем и реальным прихожанином.

В эти же дни постоянным членам общины, а также всем тем, кто пришел помолиться на службу, было бы полезно выдавать тексты тропарей, канонов (на всенощном бдении), зачала из Апостола и Евангелия (на литургии). Если у прихода есть профессиональные и материальные ресурсы, к таковым праздникам можно выпускать просветительские брошюры, в которые бы вошли не только богослужебные тексты, но также краткие рассказы о празднике (они могут совпадать с текстами листовок).

Так, к празднованию Светлого Христова Воскресения совместно со светскими специалистами просветительского издательства черкизовским приходом подготовлена брошюра «Весна красная. Встречаем Пасху». В небольшой брошюре рассказывается о том, как встречать Пасху, а также знакомит читателей с древними и традиционными рецептами куличей и пасок, повествует о включенных в Пасхальный период праздниках и как их нужно встречать. Например, что такое Радоница и православный женский день, чем отличается Красная горка от Антипасхи? Книга иллюстрирована московскими художницами и иконописцами. В издание вошли богослужебные тексты: Пасхальный канон, стихиры и часы Пасхи, огласительное слово святителя Иоанна Златоуста (с параллельным переводом на русский язык), а также последование молитвенного правила по умершему, воскресные тропари. Удобный формат (А6) позволили прихожанам храма Пророка Божия Илии в Черкизове взять книгу с собой на Пасхальное богослужение и следить за основными Пасхальными песнопениями и в Пасхальную ночь, и на Светлой седмице, и в остальные воскресные дни, когда молящиеся поют Пасхальные песнопения.

***

Немецкий социолог Никлас Луман в своем лекционном курсе «Введение в системную теорию» отмечает, что при передаче информации – выстраивании коммуникативных связей – знание не пропадает, не утрачивается, но только преумножается. Согласно его концепции, коммуникация делится на три части: информацию, сообщение и понимание. Коммуникация возникает только тогда, когда возникает единство, состоящее из сообщения, информации понимания… [которые] не могут появляться изолированно, а всегда представляют собой аспекты оперативно осуществляемого единства, но при этом не являются элементами, атомами или какими-то заданными состояниями, которые нужно просто скомпоновать,  считает ученый, выражая убеждение: «Если на уровне понимания не будет проводиться различение между сообщением и информацией, коммуникация не состоится. В компоненте «понимание» коммуникация как раз и создает двойственность информации и сообщения, которая и делает ее коммуникацией»[4].

Катехизация и миссия тщетны, если не получают ответной реакции того, на кого они направлены. Собственно, если в результате просветительской работы не состоялось коммуникации, если не возникло обратной связи, то ее цель не достигнута. Уделять внимание информационной деятельности приходы призваны во многом для того, чтобы в результате сообщения передаваемая информация стала пониманием и преобразовалась в истинную веру о том, что Христос воскрес и освободил весь мир из диавольского плена.

 

Библиография

 

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура, цит. по:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/intro2.php

2. Американский медиа-аналитик Кен Доктор, выступление на конференции Minds International (15-16.03.2012, Москва), цит.по:http://ria.ru/media/20120315/595824892.html

3. Генеральный директор австрийского информационного агентства APA Питер Кропш, выступление на конференции Minds International (15-16.03.2012, Москва), цит. по:http://ria.ru/media/20120316/597165079.html

4. Луман Н. Введение в системную теорию. – М.: Логос, 2007. – с.303, 310



[1] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура, цит. по: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/intro2.php

[2] Американский медиа-аналитик Кен Доктор на конференции Minds International, цит.по: http://ria.ru/media/20120315/595824892.html

[3] Генеральный директор австрийского информационного агентства APA Питер Кропш, выступление на конференции Minds International (15-16.03.2012, Москва), цит. по: http://ria.ru/media/20120316/597165079.html

[4] Луман Н. Введение в системную теорию. – М.: Логос, 2007. – с.303, 310.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9