C 13 апреля по 13 мая 2012 года впервые в этом тысячелетии в германском Трире (федеральная земля Рейнланд-Пфальц) проходило «Великое паломничество» к одной из главных реликвий западного христианства – святому одеянию Иисуса Христа (Heilig Rock. Wallfahrt – 2012 – Trier). Его девизом стала заключительная строка из молитвы немецких паломников «…и соединить то, что разъединено» [2].
Трирское паломничество не случайно называют «великим»: в Западной Церкви различают «великое» паломничество – путешествие в Святую Землю, Рим, Сантьяго-де-Компостела, Лорето, Аахен и Трир, а также «малое» — посещение местных или отечественных святынь [3]. В нынешнем году исполнилось 500 лет со времени начала паломничества к хитону Христа, который всего несколько раз в столетие выносят из часовни-хранилища и выставляют для поклонения. Начиная с 1512 года эта реликвия была представлена верующим для всеобщего обозрения и поклонения всего лишь 16 раз. В Епископском музее Трира организовали специализированную выставку «Святое одеяние. 500 лет паломничества в Трир», рассказывающую об истории появления в городе реликвии и иллюстрирующую события 1512 г., когда великую святыню впервые извлекли из укрытия, после чего и началось массовое паломничество христиан Западной Европы к хитону Иисуса Христа в город на Мозеле.
Трир, первоначальное название которого Treverorum Augusta («Город Августа в cтране Тревери»), с I века был древнеримской колонией, а начиная со II века – известным в Европе центром торговли. Treverorum Augusta был основан императором Августом еще задолго до Рождества Христова. «Ante Romam Treviris stetit annis mille trecentis» («До основания Рима Трир существовал уже 1300 лет»), – такая надпись существует на стене так называемого Красного дома, расположенного на Главной рыночной площади Трира [1, с. 10]. В конце III века город стал одной из столиц тетрархов и признавался «вторым Римом». В III и IV веках после раздела Римской империи на Восточную и Западную Трир, став главным городом Галлии, получил статус столицы римской провинции Белгика Первая (до 387 г.) и стал имперской резиденцией. Здесь с 306 по 316 год правил Константин Великий, даровавший христианам после ряда реформ свободу вероисповедания и утвердивший в своих владениях христианство.
Римский город посещала мать императора Константина равноапостольная Елена, как известно, расположившая сына к христианской вере и отыскавшая в 326 году на Святой Земле многие святыни, связанные с обстоятельствами жизни Иисуса Христа. В Трире святая царица Елена считается «первой паломницей в Палестину» и «основательницей в городе Божьего дома», или «церкви Елены». Она доставила в Северный Рим несколько редчайших реликвий и подарила их местной христианской общине. Издавна Трирская кафедра считается древнейшей на территории современной Германии. Первыми епископами Трира были ученики апостола Петра – святые Евхарий, Валерий и Матерн, а также святой Агреций. Еще cо времен Средневековья сохранилось предание о том, что в IV веке именно святой царицей Еленой, матерью св. императора Константина Великого, было привезено в город на Мозеле обретенное ею одеяние Спасителя – хитон, который был на Иисусе Христе непосредственно перед Распятием. Об этом предмете одежды повествуется в Евангелии от Иоанна: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху» (Ин. 19, 23). Согласно преданию, царица Елена передала первому правящему в городе епископу Агрицию Трирскому (Agricius; † ок. 333) и часть своего дворца для использования его помещений под церковь для местных христиан. Примерно с IX века существует местное предание о том, что епископ Агриций, первое упоминание о котором относится в Трире к 314 году, был Патриархом Антиохийским и явился в Трир по приглашению равноапостольной царицы Елены. По другой версии, будучи Патриархом Антиохийским, Агриций был приглашён в Трир Римским Папой Сильвестром I при содействии святой царицы Елены и привёз с собой в Трир мощи апостола Матфея и хитон Христов.
Археологические раскопки в Трире подтвердили, что под зданием нынешнего кафедрального собора действительно находились жилые постройки. На их месте обнаружены многочисленные фрагменты фресок, покрывавших потолок площадью около 70 кв. м. Часть этих фресок и росписей были отреставрированы и в настоящее время находятся в Епископском музее. Количество и качество уцелевших в Трире античных памятников не оставляют сомнений в том, что они представляют собой выдающееся свидетельство о древнеримской цивилизации [4].
Современный собор своей архитектурой и особенно разновысокими острыми башнями похож на громадный рыцарский замок. Документы свидетельствуют о том, что сохранилась лишь четвертая часть первоначального соборного здания, вмещавшего когда-то около 12 тысяч человек. Кафедральный (Домский) собор cв. Петра и церковь Богоматери в Трирe в 1986 году были внесены в список культурного наследия ЮНЕСКО. История возведения кафедрального собора органично связана с историей святого одеяния Спасителя, для хранения которого и была построена в городе эта первая величественная базилика. По преданию, ее начали сооружать около 320 года по распоряжению самого римского императора Константина Великого. Это событие тесно связывают с именем епископа Агриция Трирского. Руины первой базилики находятся ныне под зданием информационного центра и соборного ларька – напротив входа в зданиe кафедрального собора. После смерти епископа Агриция его преемником становится Максимин Трирский († 346), известный в истории тем, что он предоставил в 336 г. пристанище находившемуся в ссылке в городе Афанасию Великому (ок. 298—373), осуждённому в 335 году Тирским собором по обвинению в причастности к убийству мелетианского епископа Арсения. Сосланный в Трир Афанасий Великий был возвращён из изгнания уже после смерти императора Константина, в 337 году. Под защитой Трирского епископа Максимина также находился и cв. Павел I Исповедник, Патриарх Константинопольский († 350). По преданию, хитону Спасителя поклонялись пребывавшие в Трире святитель Афанасий Великий (335—340 г.), святитель Мартин Милостивый (370—380), уроженец города Амвросий Медиоланский и участники Трирского Собора (386).
В 329—346 гг. епископ Максимин (329—346) перестраивает базилику в монументальное здание, состоящее уже из четырех базилик, баптистерия и многочисленных служебных помещений. Благодаря этому в IV веке Трирский собор становится одним из крупнейших церковных сооружений. Начиная с 340 г. ведется сооружение так называемого куба (40,5 м x 40,5 м x 40,5 м), внешние стороны которого и образовали строительное ядро собора. В первой половине V века он пережил серьезные разрушения вследствие беспорядков во время Великого переселения народов, когда в Европе происходили этнические перемещения с периферии Римской империи на её центральную территорию, сопровождаемые культурными, языковыми, а затем и религиозными конфликтами между германским и романизированным населением.
В середине VI века епископ Ницетий († 566 или 569) пригласил итальянских строителей для восстановления «куба» и северной церкви. В 882 г. произошли разрушения собора вследствие нападения на город норманнских племен. В 989/90 гг. при архиепископе Эгберте (ок. 950—993) две северные колонны из четырех, формообразующих квадрат в центре собора, обкладываются камнем и приобретают форму креста. Полная реставрация собора, включая фасад и крипты, происходят уже при архиепископе Поппо фон Бабенберге (†1047) и его последователях. Освященные в 1016 г. позднероманские хоры и крипта встраиваются в восточную стену куба. После этой работы следует замена плоских сводов собора сводчатыми. В том же XI веке впервые встречается упоминание о святом хитоне, а в следующем веке находится подтверждение истории хитона: царица Елена, мать императора Константина, привезла это неделимое святое одеяние Христа в Трир. Позднее чтобы лучше сохранить святыню, ее обшили со всех сторон – в виде тканого ковчега.В смутные времена из-за опасений, что хитон Христов может погибнуть в пожаре или быть похищен, в период непрекращающихся войн и междоусобиц его не раз прятали в тайниках. 1 мая 1196 г. хитон был перенесен из западных хоров в новый алтарь восточных. По некоторым данным, реликвию замуровали в алтаре собора, где она находилась несколько столетий.
В 1235—1260 (1270) гг. поверх руин античной южной церкви возводится церковь Богородицы и в это же время сооружается крытая галерея вокруг внутреннегo двора собора. В следующем столетии в 1307—1345 гг. при архиепископе Балдуине († 1345) надстраиваются обе восточные башни собора. В средние века собор стал местом упокоения трирских епископов. По данным Епископского музея Трира, в 1356 г. кафедральный собор и горожане получили в подарок от короля Карла IV мощи (главу) святой царицы Елены, которые хранятся ныне в Восточной крипте (крипте св. Елены).
Реликварий, где хранится честная глава святой Елены, был в 1990 г. украшен бюстом царицы работы Тео Хайерманна.
Существует несколько версий относительно того, когда впервые извлекли из тайника и продемонстрировали молящимся знаменитую трирскую святыню, хитон Христов. Одна из них гласит, что это cобытие произошло в 1512 году по настоятельной просьбе короля Германии, а с февраля 1486 года – императорa Священной Римской империи Максимилиана I (1459 —1519). Портрет этого известного реформатора государственных систем Германии и Австрии и одного из архитекторов многонациональной державы Габсбургов, распространившейся не только на половину территории Европы, но и на заморские колонии, в 1519 году написал Альбрехт Дюрер.
Во время правления императора Максимилиана, при архиепископе Рихарде фон Грайфенклау, в 1512 году состоялось первое паломничество к хитону Христа. Торжественное событие 1512 года нашло свое отражение на одной из старых гравюр на дереве. С 1512 по 1517 год паломничества в Трире, насчитывающем в те времена всего 8 тысяч жителей [1, c. 14], проходили ежегодно.
В 1515 году надстроили западную башню собора, а в 1524 году в городе прошло очередное паломничество. Далее поклонения святыне организовывались в 1531 и 1545 годах. По окончанию Тридцатилетней войны, в 1665 году, единственный раз в XVII cтолетии святое одеяние было вынесено на поклонение. Aрхиепископ Карл Каспар фон Лаен († 1676) перестроил западные хоры в стиле барокко, a в 1687—1699 гг. при архиепископе Иоганне Хьюго фон Орсбеке († 1711) сооружается фасад капеллы «Святого Хитона Христа». В 1702—1708 гг. в глубине восточных хоров сооружаeтся хранилище святого хитона, но паломничества имеют место только в следующем веке:в 1810, 1844 и 1891 годах. В XIX веке проводится реставрация собора, целью которой было восстановление утраченного средневекового интерьера. В XX веке осуществляется крупная реставрация собора, и проводятся три паломничества — в 1933, 1959 и 1996 годах. В 1960—1974 годах осуществляется перестройка алтаря, освященного 1 мая 1974 года. Cвятое oдеяние помещается в климатизированный стеклянный реликварий-саркофаг.Нерегулярно, несколько раз в году, без предварительного объявления или оповещения паломников, а также не приурочивая это событие к каким-либо праздникам, служители собора разрешали верующим войти в часовню, где хранится хитон. Паломничество 1996 года положило начало так называемым «Дням святого хитона», когда верующие получали возможность лишь войти в часовню главного алтаря, но подойти совсем близко к ковчегу со святыней было невозможно — предлагалось только лишь обозревать ее с некоторого расстояния сквозь зарешеченное стекло. Верующие и паломники молились за решеткой у часовенного порога. Их взор останавливался на золотом кресте, висящем на фоне темно-синего как бы вечернего неба, украшенного яркими звездами из горного хрусталя. Под крестом находился обильно украшенный драгоценностями стеклянный ковчег, в котором прятались два других, вставленных друг в друга – серебряный и золотой. Под толстым бронированным стеклом горизонтально был расстелен хитон Иисуса Христа. В соборной хронике имеются документальные записи о том, как в разные годы происходили чудеса, и являлась помощь Божия многим людям, сумевшим прикоснуться к святыне или помолиться около нее.
Литература:
1. Heinz S., Tacke A., Weiner A. Trier 1512 – Heiliger Rock 2012. IMHOF - Kulturgeschichte. - Petersberg, 2011.
2. Pilger Buch. 2012 – Trier: Paulin, 2012.
3. Schneider B., Wachendorf H., Nicolax M. Der Hl. Rock in Dom zu Trier. Und auf dem Weg zu Jakobus und Matthias. - 2012.
4. Ronis F. Dom zu Trier. - 2011.