Опубликовано: 05 марта 2025
Несторианство, учение, которое получило название по имени его основателя Нестория († не ранее 450), архиеп. Константинопольского (428-431), осужденного Вселенским III Собором в Эфесе.
Основные положения доктрины Нестория в сфере христологии, которые были следствием логического развития тенденций, характерных для богословия Антиохийской школы, могут быть сформулированы следующим образом: 1) строгое дифизитство, предполагающее наличие у каждой из соединившихся во Христе природ, божественной и человеческой, собственной ипостаси, причем различия между божеством и человечеством, а также между их ипостасями (второй Ипостасью Святой Троицы и ипостасью человека Иисуса) сохраняются несмотря на соединение, что делает возможным исчисление в реальности (а не только в умозрении) и природ и ипостасей после Воплощения; 2) признание божественной и человеческой ипостасей Христа самобытными, т. е. способными к самостоятельному существованию, или индивидами, поскольку каждая ипостась обладает своим природным лицом (греч. πρόσωπον φυσικόν); 3) отрицание природного (ἕνωσις φυσική, ἕνωσις κατὰ φύσιν) и ипостасного (ἕνωσις ὑποστατική, ἕνωσις καθ᾿ ὑπόστασιν) единения божества и человечества, вместо к-рого признавалось личное, просопическое единение (ἡ τοῦ προσώπου ἕνωσις); 4) учение о воплощенном Господе Иисусе Христе как о Лице единения (πρόσωπον τῆς νώσεως), центре единства божества и человечества; 5) отсутствие тождества между Лицом единения и предвечным Сыном Божиим, Логосом, Который есть природное Лицо второй Ипостаси Святой Троицы; 6) учение о сохранении после Воплощения свойств божества и человечества (признание этого учения), по мнению Нестория, неизбежно должно привести к отрицанию «взаимообщения свойств» (communicatio idiomatum) между Богом Словом и человеком Иисусом); 7) свойства человеческой природы в строгом смысле следует относить именно к человеку, а не к Богу, в силу же Воплощения все божественные и человеческие свойства (среди последних - и плотское рождение) переносятся на Христа как на Лицо единения. Поскольку Пресвятая Дева Мария родила по плоти (σαρκικῶς) Христа, Лицо единения божества и человечества, а не Бога Слова, Несторий предпочитал слову «Богородица» (Θεοτόκος) именование «Христородица» (Χριστοτόκος).
Источник: https://www.pravenc.ru/text/2565152.html
Православная энциклопедия
Перейти