Опубликовано: 04 марта 2025
Митраизм, религиозный культ иранского бога Митры в Римской империи, получивший распространение в I-IV вв. по Р. Х. Пользовался особой популярностью среди воинов, рабов, вольноотпущенников.
Термин «митраизм» возник в научной литературе, современники называли эту религию «Персидскими мистериями» или «Мистериями Митры».
Митраисты полагали, что их религия была основана самим Зороастром (греческая передача имени древнеиранского пророка Заратуштры), который первым посвятил в окружающих Иран горах пещеру Митре, «создателю и отцу всего». Отсылка к Зороастру не является уникальной для сочинений того времени и связана с распространившейся в эллинистическом мире модой на передневосточные мистические культы, изобретение которых часто и совершенно необоснованно приписывали Зороастру. В гимнах последнего, относящихся к гораздо более раннему периоду, чем появление митраизма, Митра не упоминается, хотя этот иранский бог - один из самых популярных в Иране - хорошо известен как по корпусу священных текстов зороастризма, Авесте, так и по более поздней литературе, составленной на среднеперсидском языке. Древнеиранское наследие очень далеко от «Персидских мистерий» и не имеет к ним прямого отношения. Тем не менее вопрос о преемственности зороастризма и митраизма до сих пор остается одной из важнейших проблем интерпретации мистерий Митры и вызывает противоречивые толкования среди исследователей.
Что касается общих между зороастризмом и митраистских черт, то они в первую очередь относятся к собственно образу Митры в обеих традициях. Как показал Р. Бек, иранский и римский Митра связаны с культом солнца и культом скота. Авестский Митра носит эпитет «широкопастбищный», а римский назван Порфирием - «вором скота». Притом что иранский Митра в отличие от римского не связан с мистическим актом убийства быка, жертвоприношение, в т. ч. убийство первосозданного быка, является важной составляющей зороастрийской мифологии (зороастрийские тексты, излагающие подобные сюжеты, составлены существенно позднее периода бытования митраистов). Таким образом, можно судить о возможности заимствования некоторых элементов из древнеиранских представлений в митраизме, хотя, очевидно, не непосредственно из той версии зороастризма, которая известна по иранским источникам. Однако в главном различия между 2 религиозными системами слишком велики для того, чтобы делать вывод о преемственности.
Источник: МИТРАИЗМ
Православная энциклопедия
Перейти