Аполлинарианство

Опубликовано: 04 марта 2025

Аполлинарианство, еретическое учение Аполлинария (младшего), еп. Лаодикии Сирийской, осужденное Церковьюна II Вселенском Соборе. Аполлинарий известен как ревностный сторонник Никейского Символа веры.

Его неправомыслие проявилось в сфере христологии. По-видимому, еретические тенденции возникли у Аполлинария в качестве противовеса учению Диодора, еп. Тарсского, стоявшего во главе Антиохийской богословской школы (см. Богословские школы древней Церкви). Аполлинарий, полемизируя с Диодором, пытался выяснить условия, при которых Воплощение Слова будет действительным соединением Божества и человечества в совершенном единстве личности Христа.

Он не различал при этом «природу» и «ипостась» и поэтому во Христе находил не только единое Лицо и Ипостась, но и единую природу. Аполлинарий утверждал, что во Христе Бог и плоть составили единую природу - сложную и составную. Ибо единство Лица, по Аполлинарию, возможно только при единстве природы. Из двух совершенных не могло образоваться совершенного единства. Если бы Бог соединился с совершенным (т. е. полным) человеком, состоящим из духа (ума), души и тела, то осталось бы неразрешенное двойство, т. е. если бы Слово восприняло ум человеческий, начало свободы и самоопределения, то действительного соединения, по Аполлинарию, не получилось бы: оказалось бы два начала; не была бы достигнута и искупительная цель Воплощения, ибо умер бы не Бог, как человек, но некий человек. Кроме того, ум человеческий при сохранении его свободы и «самодвижности» не мог бы победить в душе закваски греха. Это возможно лишь для Божественного Ума. Ввиду этого Аполлинарий отрицал полноту или трехчастность человеческого существа в Воплотившемся Слове и утверждал, что «ум» не был воспринят в соединении и его место заняло Само Слово, соединившееся с одушевленным телом. Совершилось воплощение, но не вочеловечение. Аполлинарий полагал, что одушевленное тело Христа неразрывно «сосуществилось» и «срослось» со Словом, которое стало в нем началом действия и постольку как бы перешло в новый образ существования, - в единстве воплощенной природы Бога Слова (греч. μία φύσις τοῦ Θεοῦ Λόγου σεσαρκωμένη). «Он был типичным представителем Александрийской школы, утверждавшей во Христе прежде всего единство. За 80 лет до монофизитства, которое несомненно было в известной мере подготовлено его образом мыслей, Аполлинарий ставил вопрос о том, как примирить это единство с дуализмом в нем Божественного и человеческого».

Источник: АПОЛЛИНАРИАНСТВО

Свящ. Владимир Шмалий

Источник

Православная энциклопедия

Перейти
  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку