Апокатастасис

Опубликовано: 04 марта 2025

Апокатастасис [греч. ἀποκατάστασις - восстановление, возвращение, завершение], в христианстве наименование учения о всеобщем спасении (буквально - восстановлении) грешников (людей и даже демонов), не принятого Церковью.

Это наименование появилось в результате смешения понятий ἀποκατάστασις («восстановление») и ἀποκατάστασις τῶν πάντων («восстановление всего»), с последним и соотносится ошибочное учение. В древнегреческом библейском тексте это понятие встречается 1 раз, в Книге Деяний (3. 21), где повествуется о Христе, «Которого небо должно было принять до времен совершения всего (ἀποκαταστάσεως πάντων), что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века». Однако глагол ἀποκαθιστάναι, от которого происходит это слово, в Библии встречается многократно. В святоотеческой письменности термин «апокатастасис» впервые появляется у св. Иустина Философа. Вспоминая в «Диалоге с Трифоном Иудеем» историю с сыновьями Ноя, мч. Иустин пишет: «Если Ной отдал в рабство двум своим сыновьям семя (потомство. - М. И.) третьего сына, то теперь Христос пришел для восстановления (εἰς ἀποκατάστασιν) и свободных детей, и рабов их» (Dial. 134). У мужей апостольских и апологетов иногда встречается глагол ἀποκαθίστημι («восстановить»). Им пользуется св. Игнатий Богоносец, когда говорит об антиохийских христианах, у которых «водворился мир, возвратилось их величие и восстановилось (ἀπεκατεστάθη) их малое тело» (Тело Церкви. - М. И.) (Ep. ad Smyrn. 11. 2) Татиан описывает с помощью этого глагола воскресение тела человека: «Царь Бог, когда захочет, восстановит (ἀποκαταστήσει) в прежнее состояние сущность (тело. - М. И.), которая видима для Него Одного» (Contr. graec. 6). По мысли св. Иринея Лионского, телесность человека будет восстановлена (ἀποκαταστήσει) Жизнью, т. е. Христом (Adv. haer. V 12. 1). Говоря о Втором пришествии, тот же св. отец отмечает, «что Господь в последние времена восстановит Себя Самого во всем» (ὅτι ἐπ̓ ἐσχάτων τῶν καιρῶν φανερωτεὶς ὁ Κύριος τοῖς πᾶσι ἑαυτὸν ἀποκατέστησεν) (Ibid. IV 38. 1).

Источник: https://www.pravenc.ru/text/75604.html

Иванов М. С.

Источник

Православная энциклопедия

Перейти
  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку