Опубликовано: 04 марта 2025
Альбигойцы [лат. albigenses от г. Альби, Лангедок, Южная Франция], еретическое движение в Лангедоке XII-XIII вв.; часто понятие «альбигойцы» используется как синоним катаров и вальденсов.
В действительности с середины XII в. альбигойцами стали называть тех из них, кто подчинялся южнофранцузскому диоцезу церкви катаров. Придерживаясь обычного для катаров дуализма, они, кроме того, восприняли радикализм богомильства. Окончательно структура альбигойцев оформилась ок. 1170 г., когда на собрании альбигойцев в г. Сен-Феликс главой общин (perfectus) был признан богомил Никита, выходец с Балкан. Альбигойцы создали 4 местные общины с центрами в Альби, Тулузе, Каркассоне и Валь-д'Аране. Для борьбы с ересью альбигойцев в Лангедок в разное время специально приезжали Бернард Клервоский и Доминик. Их проповеди в среде альбигойцев, видимо, не остались незамеченными, но не возымели должного действия, как и диспуты, проводившиеся папскими легатами в 1165 и 1178 гг.
Крестовый поход против альбигойцев был объявлен Латеранским III Собором в 1179 г., но из-за недостатка сил закончился безрезультатно: войска ограничились разорением некоторых областей. В 1208 г., после убийства альбигойцами папского легата, Иннокентий III принял решение возобновить войну. На папский призыв откликнулись северофранцузские рыцари во главе с бароном Симоном де Монфором. Латеранский IV Собор (1215) объявил новый крестовый поход, приняв ряд кардинальных мер против еретиков и феодалов, не преследовавших ересь в своих владениях: их объявляли низложенными, владения конфисковывали и передавали верным католикам, вассалов освобождали от клятвы сеньорам. По этому постановлению большая часть графства, отнятая у Раймонда VI Тулузского, перешла к Симону де Монфору, которому пришлось фактически завоевывать эти территории; при осаде восставшего г. Тулуза он погиб (июнь 1218). Боевые действия затянулись до 2-й пол. 20-х гг., пока в «альбигойские войны» активно не вмешался кор. Франции Людовик VIII. По подписанному в г. Мо мирному договору (1229) Лангедок потерял независимость, а графы Тулузские сохранили свою власть лишь в Каркассоне и Бокере.
Распространение ереси было прекращено только взятием французскими войсками крепости Монсегюр (1244). В кон. XIII в. предпринимаются попытки «рекатаризации» Лангедока скрывавшимися в Италии вождями альбигойцев. К середине XIV в. инквизиции, в частности инквизитору Бернарду Ги, в целом удалось искоренить ересь альбигойцев.
Источники: COD. Р. 203-247; Pierre des Vaux-de-Cernay. Hystoria Albigensis / Éd. P. Guebin et E. Lyon. P., 1926-1939. 3 vols.; La chanson de la Croisade albigeoise / Éd. E. Martin-Chabot. P., 1931-1961. 3 vols.
Литература: Осокин Н. А. История альбигойцев и их времени. Казань, 1869-1872. 2 т.; Карсавин Л. П. Очерки религиозной жизни Италии XII-XIII веков. СПб., 1912; он же. Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках. СПб., 19972; Holmes E. The Albigensian or catharist Heresy. L., 1925; Wakefield W. L. Heresy, Crusade and Inquisition in Southern France. L., 1974; Le Roy Ladurie E. Montaillou, village occitan de 1294 à 1324. P., 1975; Мадоль Ж. Альбигойская драма и судьбы Франции. СПб., 2000.
Источник: https://www.pravenc.ru/text/115948.html
Православная энциклопедия
Перейти